Социологические трактовки общества




Дополнения к определению предмета социологии

Г. Зиммель – предмет включает в себя множество движений относительно индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположных пластов и переходов от одного к другому.

П. Лавров – наука, исследующая формы правления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особенностями.

А. Конт – позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни.

М. Ковалевский – наука о порядке и прогрессе человеческого общества.

 

Доп. к объединениям людей

(По Щепаньскому)

  1. Группы: первичная (связь опирается на непосредственные личностные контакты. Первичная группа – это, прежде всего, семья. Её связывают личные интересы входящих туда членов, однородный характер взаимод.людей. В ней создаются единообразные черты личности человека). Вторичные группы (группы организованные для реализации определенных целей, в кот преобладают или имеют большое значение вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Данные группы как правило большие)
  2. Семья (единственная группа, увеличивающаяся не благодаря приему новых членов, а благодаря рождению детей. Данная группа поддерживает не прерывную биологическую связь. Другая ф-ция заключается в передаче культурного наследия. Создает собственную культурную среду)
  3. Целевые группы (созданные с сознательным предположением, что они будут стремиться к достижению целей, либо опр замыслами организаторов, либо выраженных в формализованном статусе. В их основе лежат определенные человеческие потребности, которые в ходе совместной жизни принимают форму различных интересов.)
  4. Каста (замкнутый класс, членом которого становятся в силу рождения, кот не допускает заключения браков с партнерами, происходящими из других каст и которые регулируют, иногда даже в ритуальной форме, отношения с другими кастами.)
  5. Кланы (являются зачатками политических институтов; признают себя кровными родственниками, группы характерны для первобытных обществ.)
  6. Племя (более высокая форма социальной организации, охватывающая большое число родов и кланов. Обосабливаются, прежде всего, на основе обладания собственным языком или диалектом, собственными обычаями, характерными именами.)
  7. Народ (та общность, которая на лестнице общественного развития, занимает место между племенем и нацией. Он имеет также собственную характерную материальную структуру.)

 

Социологические трактовки общества

Э. Дюркгейм Общ-во понимал как нормативную сис-му, совокупность соц. институтов. Назначение этих институтов - обеспечение "органической солидарности" людей на основе разделения труда и установления взаимозависимостей м/ду людьми. Люд. объединяются в общ-во на основе общих норм, ценностей, переживаний, дей-вий.

Г. Спенсер: О.- как социальный организм. проводит аналогии между организмом и обществом: 1) есть рост (увеличение частей целого), 2) по мере роста усложняется строение, 3) увеличивается взаимозависимость частей, 4) "жизнь и развитие общества независимы от жизни и развития какой-л. из составляющих его. И сходство с организмом не исключает соц. дифференциации. (и..что-то там много написано) Спенсер представляет общ-во как совокупность взаимозависимых частей органически целого, подчиненного 4 основным законам: приспособления, роста, соответствия (пропорциональности), равной свободы для каждого члена общества.

по мнению Н.Д. Кондратьева: О. - это специфическая совокуп-сть, признак к-рой - "большое число", отражающее строение, сочетание эл-нтов и событий.

Н.Б. Чичерин: В своих трактовках О. придерживался принципов историзма, принципов юриста-государственника, сторонника монархич.режима. В кн."Соц-гия" он различает госуд-во и гражд. общ-во. Эл-нты общ-ва: природа, народонаселение, естеств. отношения людей, экономический быт, различ. объединения людей, гос-во и др. институты, обществ. классы (среди них гл.- класс собственников). Считал, что в общ-ве должно сохраняться неравенство, и что об-во устойчивее гос-ва.

Г.Зиммель: О.- это взаимодействие индивидов и групп ради собственных целей, реализация к-рых содействует целям других. М/ду общ-вом и индивидом стоят группы, в к-рых концентрируются отд.люди, творящие для себя объектив. условия своего сосуществования.

Сегодня утвердилось понимания О. как соц. сис-мы. В сис-му входят такие составляющие как: личность, группы, инст-ты, организации, различные сферы жизни. В одних тракт-ках О.- некая сис-ма дей-вий, в других - сис-ма соц факто

 

19. Крестьянская община - территориальное объединение (деревня) отдельных хозяйств, сочетавшее индивидуальную собственность на дом, приусадебный участок и общинную собственность на пашню, пастбища, лес. Для крестьянской общины характерны регулярные переделы земли с XVI-XVII вв., круговая порука за уплату налогов, право решения местных вопросов хозяйственной жизни. Жизнь общины контролировалась помещиком и государством.

Сельская община - социальная общность, принадлежащая к типу первобытных общин. Ранняя соц.община представляет собой территориальное единство большесемейных (домовых) общин, находящихся в отношениях иерархического господства и подчинения чаще всего по принципу генеалогической близости к исторически достоверному основателю общины. Должность вождя ранней соц.община согласно традиции, наследуется одной из домовых общин; главы больших семей избираются их членами. В ведении соц.общ находятся экономические, военные и политические вопросы. Собственность на землю общая, каждой семье принадлежит своя доля. Кровно-родственное ядро соц.общины образует ее основу и продолжает играть ведущую, роль в религиозной жизни данной общины, в брачно-семейных отношениях ее членов, в определении права наследства. В составе соц.общины выделяются знать, свободные члены и зависимые люди. Более поздний вид соц.община состоит из моногамных семей, превративших домовую собственность в частную.

Земляческая община – не нашла

 

Социальная патология

Социальная патология - это понятие XIX в. основано на аналогии между органической болезнью или патологией и социальным отклонением. Анализируя преступность и самоубийство, Э. Дюркгейм соотносил социальную патологию с различием между нормальными и ненормальными социальными условиями, а не с индивидуальным отклонением. Кроме того, Дюркгейм утверждал, что это различие существует объективно, оно не связано с моральным суждением, и что социальная патология может быть измерена научно. К сожалению, использование Дюркгеймом этого понятия не было последовательным: социальная патология рассматривалась им просто как обратная сторона социальной нормальности.

Социальная патология - 1. Человеческие действия, поступки, типы поведения, к-рые общество расценивает как вредные, подрывающие правопорядок и обществ, мораль (преступность, хулиганство, алкоголизм, наркомания и т.д.), в сравнении с девиантностью 2. В органической школе социологии - различные заболевания, сопровождающие развитие соц. организма и ослабляющие его функционирование.

 

40. Средний класс (По Добренькову) Средний класс - совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации. Этот класс характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения, вследствие чего многие авторы говорят о нем как о "средних классах", "средних слоях". Различают старый средний класс и новый средний класс. Старый средний класс включает мелких предпринимателей, торговцев, ремесленников, представителей свободных профессий, мелкое и среднее фермерство, владельцев небольших производственных фирм. Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет 55-60%. Рост среднего класса выражает тенденцию к уменьшению противоречий между содержанием труда различных профессий, городским и сельским образом жизни. Средний класс является носителем ценностей традиционной семьи. Для средних слоев характерен незначительный разброс вокруг центра политического спектра, что делает их и здесь оплотом стабильности, залогом эволюционности общественного развития, формирования и функционирования гражданского общества. В современной России средний класс находится в зародышевом состоянии. Продолжает развиваться социальная поляризация - расслоение на бедных и богатых. В обществе, состоящем из богатых и бедных, отсутствует политическое и экономическое связующее звено. Результатом социально-экономической поляризации общества может стать революция. Именно благодаря возникновению и укреплению среднего класса не оправдался прогноз Маркса о неизбежности исторической гибели капитализма в результате пролетарской революции. Малочисленность российского среднего класса в настоящее время может способствовать поляризации общества, что приводит к разочарованию и озлоблению масс. Поэтому целесообразно отдельно рассмотреть вопрос о бедности в России.

59. Новые социологические теории В современной социологии выделяются два основных подхода к анализу социальных структур: объективистский и субъективистский. Объективистский подход к анализу социальных структур: структурный функционализм, теории обмена и теории конфликта. Структурный функционализм. В работах классика структурного функционализма Толкотта Парсонса (1902–1979) сформулированы основные принципы консенсусного подхода к изучению общества. Сами понятия «функция», «функциональность» говорят о том, что в обществе разнородные элементы (институты и социальные роли) должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы оказывается направленной на поддержание стабильности социальной системы. Функционалисты внесли большой вклад в развитие системного анализа общества. Концепция социального обмена была создана американским социологом Джорджем Хомансом (1910–1089) в противовес структурному функционализму. Концепция объясняет такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть» и др., не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений. Суть этих отношений Хоманс видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими. Социологические теории социального конфликта. Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную по отношению к интересам другой стороны. Выделяют три основных теории конфликта: 1. Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера (1913–2003). Согласно этой концепции, обществу присуще социальное неравенство, и отсюда – постоянная психологическая неудовлетворенность его членов, напряженность в отношениях между индивидами и группами. Социальный конфликт в данном случае понимается как борьба за ценности, за определенный социальный статус, власть и ресурсы, целью которой является нейтрализация или уничтожение соперников. 2. Конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа (р. 1929). В соответствии с этой моделью любое общество опирается на принуждение одних его членов другими (неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти), разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия и как результат изменение социальной структуры самого общества; 3. Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга (1910–1993) состоит в том, что все конфликты имеют общие образцы развития. Их подробное изучение и анализ предоставляют возможность создать «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия. Субъективистский подход к анализу социальных структур Символический интеракционизм. Интеракционисты стремились рассматривать общество как результат взаимодействий (интеракций) людей, как субъективную реальность, пронизанную субъективными намерениями и действиями индивидов. В рамках символического интеракционизма американским социологом Эрвингом Гоффманом (1922–1982) был предложен драматургический подход, основная идея которого заключается в том, что люди постоянно разыгрывают друг перед другом некий спектакль. Феноменологическая социология. Создателем феноменологической социологии считается австрийский философ и социолог Альфред Шюц (1899–1959). В философии Шюц разрабатывал своеобразную версию нетрансцендентальной феноменологии, близкую экзистенциалистской трактовке феноменологии у Хайдеггера. Применительно к области социального знания Шюц пытался решить поставленную Гуссерлем задачу – восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности. Используя описательный феноменологический метод и идеи Вебера, Бергсона и Мида, он выдвинул идею понимающей социологии, прослеживающей процессы становления человеческих представлений о социальном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализованных, интерсубъективно обоснованных конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном, «вторичном» виде.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: