Методика обучения орфографии.




Цель: освоить методику работы над орфографическим правилом в зависимости от его вида и этапа изучения, научиться проектировать урок русского языка, связанный с изучением орфографического правила в начальной школе.

Для достижения этой цели вам необходимо

Знать методические термины, факторы усвоения орфографии.

Понимать структуру орфографического действия, требования программы к знаниям и умениям учащихся по орфографии.

Применять теоретические знания при проектировании урока русского языка, связанного с изучением орфографического правила.

Анализировать формулировку правила и заданий к упражнениям в школьных учебниках. Синтезировать полученные знания и умения при составлении конспекта урока.

Оценивать значимость изученного материала для профессиональной деятельности.

Орфография - правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме.

Орфография включает следующие правила:

1) Правила написания слов и их значимых частей.

Пример: «Буквы Е-И в падежных окончаниях имен существительных».

2) Слитные, дефисные и раздельные написания.

Пример: «Правописание местоимений с предлогами».

3) Употребление строчных и прописных букв.

Пример: «Большая буква в именах и названиях».

4) О переносе слов с одной строки на другую.

Пример: «Слова переносятся по слогам»,

«Если в словах есть Й, то при переносе она не отделяется от гласной».

 

План изучения блока

1. Процесс формирования орфографических навыков:

1.1. факторы усвоения орфографии.

1.2. ступени формирования умений по орфографии.

1.3. понятие орфографической зоркости.

1.4. структура орфографического действия.

2. Методика работы над орфографическим правилом.

3. Виды упражнений на закрепление орфографических умений.

4. Словарно орфографическая работа на уроке русского языка.

5. Проверка знаний, умений и навыков по русскому языку.

6. Работа над орфографическими ошибками.

 

 

Тема №1.

Процесс формирования орфографических навыков.

 

1.1. Факторы усвоения орфографии.

Для успешного усвоения данной темы, необходимо знание следующих терминов:


Фактор - причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его

характер или отдельные его черты.

Умение - способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык.

Навык - действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма.

Существует 5 факторов усвоения орфографии:

 

Название фактора Значение Методические приёмы
    Зрительный зрение имеет способность долго и устойчиво хранить впечатления, поэтому зрительное восприятие и зрительная память имеют большое значение в выработке навы­ков грамотного письма;   списывание, зрительные диктанты, плакаты с трудными словами, цветные мелки для выделения орфограмм
Слуховой буквенное воспроизведение воспринятых на слух слов. Навык письма на слух вырабатывается в классе.   проговаривание, слуховые диктанты
Речедвигательный пишущий сопровождает звуковой анализ слова, воспри­нятого на слух (или при списывании), произнесением его по слогам, что помогает устранить ошибки на про­пуск, перестановку и замену букв.   Проговаривание (произнесение слова по слогам при написании)
Рукодвигательный (рукотворный, моторный) запоминание движений руки; является обязательным компонентом всего процесса усвоения орфографии. списывание
Деятельность мышления осмысленное применение орфографических правил.   Написание слов с последующим объяснением

 

При выполнении каждого упражнения должны быть задействованы все 5 факторов усвоения орфографии.

При анализе заданий к упражнениям в учебнике учителю необходимо

выделить те факторы, которые уже задействованы, и дополнить задания

так, чтобы были задействованы все 5 факторов.

Рассмотрим применение этого требования на конкретном примере.

 

Правило: правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Орфографическая задача.

Даны слова с пропусками:

Неивес?ная мес?ность.

Со?нце,словес?ный, лес?ница.

 

Варианты заданий Факторы усвоения орфографии
1. Спиши, вставляя на месте пропусков букву, там, где это необходимо. Рукодвигательный Деятельность мышления
2. Объясни написание слов Речедвигательный, Деятельность мышления, Слуховой
3. Обозначь орфограмму Зрительный, рукодвигательный
4. Найди лишнее слово Деятельность мышления

 

 


Мы надеемся, эта простая схема поможет вам запомнить 5 факторов усвоения орфографии и применять их в своей практической деятельности.

 

      Зрительный
Слуховой
Речедвигательный
Рукодвигательный
Деятельность мышления

 

1.2. Ступени формирования орфографических навыков.


Алгоритм - это последовательность действий, направленных на получение определённого результата за конечное число шагов.

 

Фонематический слух – умение слышать звуки речи и различать их качества.

 

Звуко-буквенный разбор – один из видов грамматического разбора, при проведении которого указывается, какой буквой обозначен каждый звук в слове.

Орфографической навык представляет собой автоматизированные компоненты осознанной речевой деятельности. Автоматизированность достигается длительными упражнениями, которые проводятся систематически.

 

Необходим также ряд условий для формирования орфографического навыка:

 

1. Установление связей между умениями, которые составляют основу (базис)

формируемого орфографического навыка.

2. Овладение учащимися общим способом решения орфографической задачи.

3. Развитие внимания к звуковой и графическим сторонам слова; сопоставление
произношения и написания слов.

4. Система письменных упражнений, учитывающая этап формирования того или
иного орфографического навыка и постепенное усложнение условий, в которых
решается орфографическая задача.

 

 

Существует четыре основные ступени формирования орфографических навыков.

На каждой из них перед учителем возникает ряд задач, которые ему необходимо решить в своей практической деятельности.

 

 

При изучении данной таблицы рекомендуем Вам, обратить особое внимание на материалы в графе «Помощь учителя», где даны необходимые краткие рекомендации, которые помогут вам в вашей практической деятельности.

Ступени формирования орфографических навыков
ступени класс правила задача Помощь учителя  
1. Письмо не связанное с трудностями орфографического характера 1 класс (период обучения грамоте) Письмо слов, где звуки и буквы полностью совпадают Развивать фонематический слух и умение анализировать слова 1. Проговаривание 2.Индивидуальная помощь  
2. Письмо с применением простейших правил 1 класс 1.Правила из области графики 2.Гласные после шипящих 3.Большая буква Вырабатывать отношение к письму, как к действию, требующему подчинения правилам 1.Обратить внимание на расхождение произношения и правописания слов 2.Проводить звуко-буквенный разбор  
3.Письмо, связанное с правописанием 1.безударных гласных, 2.звонких, глухих согласных   2-3 класс Эти правила сходны. 1.Опираются на фонетические законы. 2.Содержат указания и способ проверки. Добиваться сознательного усвоения правила и научить подбирать проверочные слова  
 
 


1.Правильно выстраивать объяснение правила

2.Действовать по алгоритму

3.Кропотливая работа при первичном закреплении

4.Письмо, связанное с грамматическим материалом правописания различных частей слова, частей речи   4 класс Эти правила сходны Опираются на знания о составе слова Опираются на знания о частях речи и системе их изменения Добиваться четкого знания частей речи и умения выделять морфемы, уметь видеть орфограмму и применять к ней правило

1.3.Понятие орфографической зоркости.

 

Существует несколько подходов к определению понятия орфографическая зоркость.

Способность (или умение) быстро обнаруживать в тек­сте орфограммы и опреде­лять их типы; умение обнару­живать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие). М.Р.Львов Выработанная способностьобнаруживать те места в сло­вах, где письменный знак не устанавливается произноше­нием. П.СЖедек Умение обнаруживать и распознавать орфограммы. Считает термин«зоркость» некорректным, поскольку задания даются не только зрительные. Л.В. Савельева

Из представленных определений мы советуем выбрать для запоминание то, которое наиболее понятно для Вас или воспользоваться нашим определением:

Орфографическая зоркость ( для удобства в письменной речи можно использовать сокращение ОЗ) – это умение обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы; обнаруживать допущенные ошибки.

 

С понятием орфографическая зоркость тесно связано понятие «орфограмма».


Орфограмма – ошибкоопасное место. Написание, которое нельзя установить на слух.

Место, где происходит несовпадение звучания и написания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: