Учебно-исследовательские и проектировочные задания для самостоятельной работы по теории воспитания
Задание 1. Составьте анализ воспитательного процесса в конкретном классе в начальной школе по представленной ниже схеме.
Схема анализа воспитательного процесса в классе
- Анализ целесообразности поставленных задач и эффективности планирования воспитательной работы в прошедшем году.
Задачи воспитательной работы прошедшего учебного года, целесообразность их постановки, актуальность и своевременность идей, которые выдвигались при планировании.
Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического взаимодействия, приемов включения учащихся в деятельность и общение.
Результаты решения воспитательных задач прошедшего года.
- Анализ уровня воспитанности и развития учащихся класса.
Воспитанность учащихся и факторы, влияющие на нее в большей мере. Характеристика их нравственного, эстетического, трудового, интеллектуального и физического развития.
Развитость и направленность познавательных интересов и творческих способностей учащихся класса. Указать конкретные проявления в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.
Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость в сравнении с результатами прошлых лет.
Характеристика мотивационно-потребностной сферы учащихся класса (структура и динамика учебных и неучебных мотивов, появление «новых» потребностей школьников и т.п.) (в таблицах, с фамилиями).
Сформированность у учащихся потребности в самовоспитании и самообразовании.
Социальное развитие учащихся и его динамика (культура общения и труда; правовая, интеллектульная, информационная, художественная, экономическая, экологическая, физическая культура; адаптированность к окружению и условиям; развитие самостоятельности; способность не поддаваться отрицательным влияниям; проявление лидерских качеств и умений благотворно влиять на социум; развитие жизненного самоопределения и самооценки).
Успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса; развитие одаренных учащихся.
Развитие и социализация учащихся группы риска (детей с девиантным поведением, социально-незащищенных) (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих детей).
- Анализ социальной ситуации развития учащихся.
Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях в прошедшем учебном году; факторы и условия, вызвавшие заметные изменения в социализации учащихся.
Характеристика и динамика основных ценностных ориентаций учащихся класса (в таблицах, с фамилиями).
Особенности взаимоотношений учащихся класса с различными группами людей (товарищами, родителями, учителями).
Референтное окружение и его изменение в прошедшем году у учащихся класса. Характер и степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, одноклассников, сверстников, детских объединений, секций и т.п.) на процесс и результат социализации школьников.
Роль классного и школьного сообщества, социального педагога в социальном развитии школьников.
Роль родителей в социальном развитии школьников.
- Анализ развития коллектива класса.
Социально-психологический микроклимат в классе. Факторы (условия и люди), оказывающие влияние на формирование этого климата. Особенности нравственно-психологического микроклимата в классе: характер взаимоотношений учащихся друг с другом (тактичность, вежливость, внимание и уважение, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности и заботы и т.п.); преобладающее отношение учащихся к учителям и другим взрослым; доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса.
Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса. Наличие и характеристика микрогруппировок. Уровень развития коллективистских отношений в классе, наличие и характер коллективных творческих дел. Степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса, наличие лидеров, изгоев.
Развитие общественной активности учащихся (инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса).
Изменение состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких», их адаптация и интеграция в коллективе.
Особенности общественного мнения класса и его влияние на интересы (учебно-познавательные, внеклассные) и поведение учащихся. Кто/что оказывает наибольшее влияние на общественное мнение класса?
- Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя.
Что из содержания воспитательных занятий было принято учащимися наиболее охотно? Не принято? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием и отдачей; проявили себя активными организаторами; остались равнодушными; были пассивными? Почему?
Насколько удачной оказалась последовательность и частота классных занятий в прошедшем учебном году?
Какие совместные дела прошлого года способствовали сплочению классного коллектива; социализации учащихся?
Какие методы, формы и средства педагогического взаимодействия в наибольшей степени повлияли на развитие учащихся, на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе?
- Анализ участия класса и отдельных учащихся в жизнедеятельности школы.
Основные мотивы участия учащихся класса в школьных занятиях, степень заинтересованности и вовлеченности.
Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций; влияние этой деятельности на воспитание и развитие детей.
- Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.
Частота и характер контактов с семьями учащихся; формы совместной деятельности школы и родителей учащихся.
Запросы и пожелания родителей относительно учебно-воспитательного процесса в классе и школе в прошедшем году.
Участие родителей учащихся в воспитательной работе класса и школы (в планировании и организации классных и общешкольных дел). Степень участия.
Содержание и формы работы по педагогическому просвещению родителей и информированию их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса. Результативность работы.
Тематика родительских собраний, консультаций, лекций и т.п. Их результативность.
Характеристика индивидуальной работы с родителями.
Взаимодействие с родительским активом класса, школы.
Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся класса, краткая характеристика семейных взаимоотношений.
Взаимодействие с отдельными (например, «проблемными») семьями.
- Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.
С кем из педагогических, медицинских, социальных работников, представителей других сфер было установлено воспитательное взаимодействие? Его содержание, форма, характер?
Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?
- Выводы относительно содержания и хода воспитательного процесса в прошедшем году.
Удачи и находки, накопленный положительный опыт.
Отрицательные моменты в организации жизни класса и воспитании учащихся.
Нереализованные возможности и неиспользованные резервы.
Перспективные цели и первоочередные задачи ближайшего будущего.
- Приложение к анализу воспитательной работы класса в прошедшем году.
Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов, мониторингов и т.п.
Сведения о проведении и результатах отдельных занятий, акций.
Зарисовки отдельных периодов жизни классного коллектива.
Другие аналитические материалы.
Задание 2. Изучите книги Я. Корчака и Л.С. Выготского. Представьте ответы на вопросы к книгам.