НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.
Основная образовательная область познавательное развитие
Тема: Дождь
Цель. Познакомить детей с такими природными явлениями как дождь, гроза. молния, радуга. Дать элементарные представления о круговороте воды в природе.
Программные задачи
Познавательное развитие.
Познакомить детей с природными явлениями (дождь, гроза, град, радуга), формировать интерес к познанию природы. Учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду. Познакомить с различными видами дождя.Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность.
Речевое развитие. Обогащать словарный запас детей; способность анализировать. Словарная работа. «Дождемер»
Художественно –эстетическое развитие. Поощрять желание слушать художественные произведения.
Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.
Материалы и оборудование: Иллюстрации природных явлений (дождь, гроза, град, радуга), мяч. экран, мультимедийный проектор, иллюстрации с изображением явлений природы, схема круговорота воды в природе, пластиковая бутылка, линейка (для проведения опыта)
Музыка: Запись «Шум дождя», «Гроза». Литература: стихотворение А.Тараскин «Сколько я знаю дождей», Л.Дайнеко«Голубая планета», О.Григорьев «Какой бывает дождь?», народныезаклички, загадки о дожде. Презентация «Какой бывает дождь?»
Методы и приемы: Наглядный, игровой, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, использование художественной литературы.
Предварительная работа:
- Наблюдение за дождем;
- Дидактические игры;
- Чтение художественной литературы;
- Прослушивание аудиозаписей;
- Рассматривание иллюстраций;
- Разучивание музыкальных произведений.
Ход НОД
Звучит тихая музыка, дети входят в группу, встают в круг.
Ребята, я знаю, что вы со взрослыми умеете здороваться по-разному (Добрый день, доброе утро, как у вас дела, как настроение)
- А сейчас поприветствуйте друг друга так, как вы хотите.
- Давайте сейчас возьмёмся за руки и друг другу улыбнёмся!
- Проходите, рассаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадки. Для всех моих загадок отгадка одна и спряталась она среди картинок, которые вы видите на экране.
Над тобой, надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез.
Его просят, его ждут,
А как придет – прятаться начнут.
Ходит-бродит он по свету,
Худощав и долговяз.
Головою – выше крыши,
А ногами – в грязь увяз.
Хлюпает холодным носом,
Тихо плачет под окном.
Обижается, наверно,
Что его не пустят в дом
Дети находят нужную иллюстрацию.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о пасмурной, дождливой погоде и соответствующих ей природных явлениях. Дети, как вы думаете, почему идет дождь? (предположения детей).
Слайд 1
Рассказ воспитателя.
Хмурые темно серые облака - явный знак приближающегося дождя. Облака эти настолько плотные и так наполнены влагой, что сквозь них солнечный свет не может пробиться. Самый сильный дождь идет из плотных и темных туч, плывущих достаточно высоко.
Над нами нависает низкое и черное дождевое облако, сверкают молнии, гремит гром и все это сопровождается сильными порывами ветра и проливным дождем.
Вода постоянно находится в движении-испаряется с поверхности морей и рек в атмосферу, дождем выпадает на землю и снова течет к морю. Это непрерывное движение называется круговорот воды в природе. А приводит воду в движение Солнце, именно оно нагревает поверхность воды, в результате чего она и испаряется. Пар поднимается в верхние слои атмосферы там он охлаждается и конденсируется в капли воды или кристаллы льда. Когда они становятся слишком большими выпадают на землю.
Воспитатель: Многие поэты в своих стихах создавали образ дождя.
«Сколько я знаю дождей?»
Сколько я знаю дождей
Посчитайте поскорей
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой –дугой.
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим Листопадом.
А.Тараскин
Воспитатель.
Сколько разных дождей описал автор?
Какие дожди вы видели?
Какие из них вам понравились больше? Почему?
Презентация: «Какие бывают дожди?
Дождь - это осадки, выпадающие из облаков в виде капель.
Если дождь мельче его называют моросью.
-Какие ещё бывают дожди?
Грибной дождь – самый любимый в народе дождик. Льется сквозь солнечные лучи иногда при почти чистом голубом небе. Грибным его называют, т.к. этот дождик летний, теплый и короткий, считается, что после него начинают расти грибы. По народным приметам под таким дождем растут не только грибы, но и маленькие дети. Весело бежать под крупными блестящими на солнце каплями. Еще про такой дождь говорят “царевна плачет”
Кружит тучка надо мной.
Дождь весёлый, дождь грибной.
А грибы меня смешат:
От дождя под зонт спешат
Ливень или проливной дождь, обильный частый дождь, который обычно льет летом. Когда говорят “льет как из ведра” имеют в виду именно ливень. Плотность струй в ливне может составлять по 10-15 на 1 кв. см. Ливневые дожди характерны для лета. Кратковременные ливни способствуют очищению воздуха, хорошему смачиванию почвы, освежают зеленые насаждения. Если же ливневый дождь затягивается, то это чревато наводнением.
Косой дождь – дождь при сильном постоянном ветре.
-Какой бывает дождь?
Стихотворение «Какой дождь?
Дождик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял.
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый,
Как камыш, стоймя стоячий,
И холодный и горячий,
А ещё и грозовой,
Радужный, полосовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку.
Вот как много есть дождей,
Для растений и людей
(О.Григорьев.)