Интересному проведению родительского собрания может способствовать его начало. Оно дает возможность родителям раскрепоститься, снять с себя груз тревог и включиться в обсуждение возникающих проблем.
Каждое родительское собрание, следует начинать с некоторых процедур, погружающих родителей в особую игровую атмосферу, позволяющую быстро и без усилий настроиться на специфичную работу. Иногда игры, предлагаемые в начале занятия, выполняют не только функцию разогрева, но и становятся мостиком к обсуждению серьезных вопросов.
Ниже предлагаются возможные варианты начала родительских собраний.
Родительское собрание можно начать:
- с просмотра видеоролика на определенную тему;
- с обсуждения рисунков детей на тему «Я в школе»;
- с прочтения афоризма, цитаты, например, на родительском собрании по теме «Семья и ее влияние на ребенка» следующую цитату: «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы» А.Н. Островский или, например, «Человек рождается не для того, чтобы исчезнуть никому неизвестной пылинкой. Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом счастье и смысл жизни. Если ты хочешь остаться в сердце человеческом, - воспитай своих детей!» В.А. Сухомлинский (запись на доске или на плакате).
- с мини-теста не более 6 вопросов, после следуют комментарии;
- с выполнения задания, например, на родительском собрании «Знаю ли я своего ребенка?» родители заполняют карту, а затем сравнивают свои ответы с ответами своего ребенка;
|
- с описания проблемы, например, тема собрания «Ребенок и телевидение» педагог начинает собрание: «Телевидение оказывает влияние на формирование системы ценностей и поведения. Восприятие телепередач...» и т.д.
«Приветствия»
Первый вариант. Каждый участник родительского собрания говорит своему соседу, называя его по имени: "Здравствуй, я рад тебя видеть!", - и обязательно добавляет что-нибудь приятное для человека.
Второй вариант. Каждый говорит по очереди всем приветствие, причем не повторяясь. Можно на различных языках.
Третий вариант. Родителям предлагается разделиться на малые группы (по цвету одежды, по знаку зодиака, по первой букве имени и т. д.) и придумать соответствующее приветствие всем участникам.
Четвертый вариант. Сформулировать официальное приветствие на президентском уровне, математическое, биологическое, физическое, от имени сказочного героя, героя литературного произведения и др.
«Плотный круг»
Все участники родительского собрания садятся в плотный круг, прижимаясь друг к другу локтями. Учитель предлагает всем закрыть глаза и молча посидеть одну минуту, думая о всех сидящих в круге.
«В кругу»
Все участники садятся в круг. Участникам предлагается представить, что они - лепестки цветка. Можно представить бусинки, звезды и другие варианты. Это способствует единению группы.
«Девиз родительского собрания»
Родители выбирают девиз, под которым будут работать на собрании. Если мнения разделятся, то можно договориться об использовании других предложенных вариантов на последующих собраниях, чтобы все были удовлетворены.
|
«Принятие правил родительского собрания»
Принятие правил родительского собрания проводится на первом собрании в начале учебного года. Правила записываются и вывешиваются на видном месте в группе. Все участники родительского собрания придерживаются установленных правил. Если правила по каким-то причинам не выполняются, группа может их пересмотреть и, при необходимости, изменить. К правилам обращаются на каждом родительском собрании. Правила могут служить помощью и поддержкой для каждого участника родительского собрания. Список примерных правил: приходить вовремя; быть позитивным; не критиковать друг друга; не перебивать других, говорить по очереди, говорить недолго и нечасто; никого ни к чему не принуждать; соблюдать конфиденциальность.
Правила о правилах. Правила должны:
- быть реальными для осуществления;
- быть понятными;
- не противоречить друг другу;
- быть написанными доступным языком;
- предусматривать разумное наказание за нарушение;
- быть известными для тех, кому они предназначены;
- быть доступными для исполнения.
«Ассоциации»
На листе рисуют символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (например, что мешает установлению доверия в детском коллективе, педагог для нашей группы, агрессия и т.д.). Затем по ассоциации — другой символ и т. д., пока не придет подходящая идея решения.
Рисунок можно заменить символической скульптурой. Например, родителям предлагается
«вылепить» «родительское собрание сегодня и завтра». После работы проводится обсуждение заложенных в скульптуре идей.
|
«Десять секунд»
Цель: снизить тревожность участников, вызванную попаданием в незнакомую среду; способствовать созданию позитивного эмоционального настроя группы.
Число участников: 15-30.
Условия: помещение для свободного передвижения. Время: 10-15 мин.
Психолог: «Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания и выполнять их в срок 10 секунд. Каждое задание необходимо выполнять с максимальной точностью. Например, я попрошу вас распределиться на группы по цвету волос, и, пока я считаю до 10, вам необходимо найти людей с точно таким же цветом волос, как у вас».
Психолог: «Распределитесь:
- на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет;
- по стилю обуви;
- по тому, сколько братьев и сестер в вашей семье;
- по любимому занятию в свободное время;
- по цвету брюк и юбок;
- по цвету глаз;
- по настроению, которое вы сейчас испытываете».
Рефлексия:
- Почему вы объединились?
- Что общего в вашей группе?
- Что огорчило?
- Что заставило задуматься?
- Как чувствовали себя те, кто остался в «гордом одиночестве»: было ли оно «гордым» или каким-то абсолютно иным?
- Что вы чувствовали, когда оказывались в группе?
- Какое задание было более интересным? Почему?
«Комплимент»
Цель: развивать у родителей коммуникативные навыки; способствовать накоплению положительного эмоционального опыта, сплочению родительского сообщества.
Материал: сенсорный мяч.
Родители приглашаются в круг. Психолог объясняет суть игры. Говорит о том, как порой нам не хватает добрых и ласковых слов, а ведь как приятно услышать о себе что-то хорошее.
«Давайте поднимем друг другу настроение и поиграем в игру. Затем передает мяч родителю и говорит комплимент».
«Клубочек»
Цель: воспитывать чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в группе, чувства единства.
Материал: клубок прочных ниток.
Психолог и родители стоят в кругу. Психолог обматывает большой палец правой руки ниткой; затем передает клубок родителю, ласково называя его по имени.
Клубок передвигается к следующему родителю. Все родители соединяются ниточкой. Клубок должен вернуться к психологу, проделав полный круг. Затем все одновременно аккуратно снимают ниточку с пальцев.
Психолог обращает внимание родителей на то, что ниточка не порвалась, и мы взрослые должны приложить все усилия на то, чтобы нашим детям было тепло и уютно в детском саду.
«Найди пару»
Цель: развитие коммуникативных умений, способствует раскрепощенности родителей. Психолог и родители сидят в круге. По сигналу психолога нужно поменяться с кем-то местами. Для этого предварительно, без слов, нужно установить контакт глазами.
«Перемены»
Предложите участникам встать в общий круг, а затем поменяться местами тем, у кого на руке есть часы (на одежде пуговицы, обувь черного цвета, кто любит кошек, у кого двое детей и пр.), в конце обратите общее внимание на то, что все разные, но всегда можно найти то, что объединяет.
«Тёплый ветер»
Участникам необходимо встать и поменяться местами по какому - либо признаку. Например, тёплый ветер дует на тех, кто любит мороженное. Теплый ветер дует на тех, у кого хорошее настроение и т.д.
«Кто здесь собрался?»
Собрание можно начать с вопроса: «Кто здесь собрался?». Родителям необходимо придумать как можно больше вариантов (люди, друзья, знакомые, родители, земляне и т.д.)
«Рубрика иллюстраций»
Можно предложить родителям послушать детские суждения, умозаключения и вопросы в
магнитофонной записи. Сделать соответствующие выводы. Среди детских вопросов бывают и сугубо познавательного характера, например: «Почему самолёт летает?», «Кто его толкает?», «Как раньше звали красную шапочку?», «Почему ведьма только в сказках, а тигр на самом деле?» и др.
«Инсценировка короткой сценки»
Актёрами могут быть дети, педагоги или родители. На импровизированной сцене стол, на котором подготовлено всё для занятия по рисованию (краски, кисти и т.д.). Появляется Мальвина, она зовёт Артемона и Буратино заниматься. Артемон послушно садится за стол, принимает позу прилежного ученика. Буратино приходится долго упрашивать, он никак не может усидеть на месте, всё время отвлекается. Когда, наконец, все усаживаются, Мальвина менторским тоном произносит: «Сегодня, дети, мы будем с вами учиться рисовать ромашку. Посмотрите, как это делается». На большом листе Мальвина рисует ромашку, детально объясняя все свои действия. Артемон внимательно слушает, выполняя всё точно так, как объяснила Мальвина. Буратино же чешет в затылке, рассматривает краски, обмакивает кисть в одну из баночек и ставит на лист бумаги большую кляксу. Затем внимательно рассматривает её, снова обмакивает кисть в краску и ставит рядом ещё одну кляксу. Так, методом клякс, он рисует ромашку. Мальвина рассматривает оба рисунка, хвалит Артемона, ругает Буратино за выполненную работу.
Ведущий: «Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Эта маленькая инсценировка открывает наш вечер, тема которого – развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Давайте сейчас вместе вернёмся к Мальвине, Артемону и Буратино и порассуждаем, кто из них проявил творческие способности, в чём это проявилось и удастся ли при таком руководстве деятельностью детей сохранить и развить их творческие начала».
«Кредо моей семьи»
Материалы: средства изображения и вся окружающая обстановка.
Необходимо сформулировать девиз, создать образ, символ, эмблему своей семьи, а затем представить ее группе. Это может быть рисунок, песня, четверостишие, схема, жест, пословица и т.п. Участники могут воспользоваться любыми имеющимися изобразительными материалами и прочими вспомогательными средствами, музыкальными инструментами.
«Всеобщее внимание»
Всем участникам предлагается выполнить одну и ту же задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Действия выполняются всеми участниками одновременно.
«Стой спокойно»
Играющие образуют круг. Ведущий ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, громко говорит: «Руки!». Тот, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед слева - правую, сосед справа - левую. Кто ошибется, выходит из круга.
«Семейный герб и девиз»
(для первого родительского собрания)
На листах бумаги с помощью фломастеров вам нужно будет изобразить свой семейный герб, снабженный девизом. Ваш семейный герб и девиз должны быть интересными и наиболее точно отражающими суть ваших жизненных устремлений, позиций т.д. В идеале человек, разобравшийся в символике вашего герба и прочитавший ваш девиз, смог бы четко понять, с кем он имеет дело.
Дается примерная форма герба, в котором контур разделен на несколько областей. Постарайтесь учесть предназначение каждого участка герба и символически передать необходимую информацию. Левая часть - ваши главные достижения в жизни. Средняя - то,
как вы себя воспринимаете. Правая часть - ваша главная цель в жизни, нижняя часть - ваш главный девиз в жизни.
На эту работу нужно выделить не менее 15-20 минут. Будет неплохо, если рисование сопровождается спокойной медитативной музыкой. По окончании работы родители представляют свои гербы и девизы. Ведущий предупреждает, чтобы каждый фиксировал тех людей, чьи гербы и девизы схожи и созвучны с их собственным. Во время представления участники могут задавать уточняющие вопросы друг другу.
Далее семейные гербы можно разместить в приемных групп.
«Знакомство»
Материал: клубок пряжи.
Цель игры: познакомиться друг с другом.
Берется клубок пряжи, и игрокам предлагается отрезать по достаточно большому куску нити. Для чего предназначена данная нить, сообщается только после того, как раздача закончена. Каждый должен рассказать о себе. Пока играющий рассказывает о себе, он нaмaтывает нить на указательный палец. Если рассказчик взял очень большой кусок нити, то, возможно, ему придется говорить о себе дольше, чем хотелось бы. Если он попробует говорить медленно и быстро нaмaтывать нить на палец, это окажется очень непросто сделать. Если рассказчик делает паузу чтобы подумать, то он должен также прекратить наматывать нить. Как только нить заканчивается, играющий должен прекратить рассказ, даже если он остановился на середине предложения.
«Газетный репортер»
Материалы: газеты, цветные ручки и бумага, секундомер.
Цель игры: составить самое удачное предложение (не раскрывайте этой цели игры, пока играющие выполнят первую часть задания).
Каждому играющему (группе из 3-4 человек) даются лист газеты, бумага и цветные ручки. Соревнующимся предлагается начать с верхушки первой печатной колонки и найти слово, начинающееся на букву «А», найденное слово обводится в кружок и записывается на бумагу. Затем поиск слов продолжается по порядку по всем буквам алфавита. Опускаются только буквы Й, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.
В этой игре можно: использовать все слова, включая имена собственные, а также неудобные слова.
Дайте играющим 5 минут на выполнение этой части задания. Тем, кто не успеет составить список до конца, придется продолжать игру только с теми словами, которые успели найти, поэтому обратите внимание участников на время.
Теперь, переходя ко второй части играющие должны составить как можно более логичное предложение, используя выписанные слова. При этом слова можно ставить в любом порядке и падеже.
Дайте играющим на это 3 минуты. После чего соревнующиеся громко зачитывают свои предложения. Победителем становится тот, кто использовал наибольшее количество слов из своего списка о самом осмысленном предложении.
«Чувство, с которым я пришел на собрание».
Предлагается, по желанию, высказать с помощью мимики и жестов те чувства, с которыми шел на собрание. Задание можно представить и на чувства, с которыми находишься на собрании.
«Общая мимическая реакция»
Упражнение проводится одновременно для всех. Выполняют его сидя, не видя реакции другого, что раскрепощает и снимает робость.
Выполняется задание совместно по предъявлению ситуации ведущим:
«Вы пришли на родительское собрание. Изобразите вашу реакцию на слова воспитателя:
1. «Не ожидала такого от вас!»
2. «У вас замечательный ребенок!»
3. «Меня не волнуют ваши проблемы!»
4. «Ваша семья пример для всех!»
«Давайте поздороваемся»
Цель: развитие воображения, создание психологически непринуждённой атмосферы.
Ход упражнения: в начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, рукопожатие, улыбкой, сказать приятные слова, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для собрания и поздороваться посредством его.
«Семинар-общение»
Для этой формы работы необходимо заранее продумать перечень вопросов. Этот перечень целесообразно связать с темой родительского собрания, возможно, с профессиональной деятельностью родителей, с их возрастными особенностями, можно учесть и другие факторы. Все зависит от намеченной цели. Вопросов должно быть не более 7-10-ти. Очень большое число вопросов утомляет участников. Каждый участник получает небольшие полоски бумаги. Их количество соответствует числу вопросов. Педагог читает первый вопрос, все участники ставят на одной из полосок цифру 1 и записывают свой ответ на вопрос. Аналогично записываются ответы на все остальные вопросы.
«Красная шапочка и серый волк»
Родители вместе с педагогом встают в круг.
Инструкция: «Красной шапочкой» будет теннисный мячик, который они должны будут передавать по кругу друг другу от первого игрока к следующему. «Красная шапочка» бежит от «Волка», который подойдет немного позже. Покажите мне, как «Красная шапочка» спасается бегством... Теперь подойдет «Злой Волк», им будет чуть больший по размеру резиновый мяч. «Злой Волк» упорно бежит в том же направлении за «Красной шапочкой». Если он настигнет «Красную шапочку», то она должна будет повернуться кругом и продолжить свое бегство в другую сторону. И еще: каждый игрок имеет право изменить направление, в котором бежит «Волк». Для этого, он просто кричит «Поворачивай!», тогда
«Волк» изменит направление своего движения и «Красная шапочка» тоже должна изменить направление бега.
«Пройди через кольцо»
Цель: снять напряжение родителей путем вовлечения их в групповое физическое действие; создать в группе атмосферу взаимной ответственности, эмоциональной свободы, радости от коллективного успеха; объединить родителей для решения задачи на основе партнерства.
Ресурсы: гимнастический обруч. Время: 10 мин.
Родители стоят в кругу. На руку одного из игроков надевается обруч. Затем все участники берутся за руки.
- Ваша задача передать обруч по кругу пока он не вернется в начальную точку. Так как руки ваши сцеплены, вам придется приложить определенные физические усилия и смекалку, продевая кольцо через себя, перешагивая через него (без участия рук!)
«Поиск сокровищ»
Это веселая разминка, которая заставляет людей двигаться, перемещаться, разговаривать друг с другом в течение непродолжительного времени и ненавязчиво узнавать друг о друге различные факты.
Методика проведения. Сделайте карточки (ксерокопируйте) с перечнем «сокровищ». Инструкция участникам: «Среди собравшихся найдите человека, соответствующего каждому пункту списка». Для этого, они должны подходить к разным людям и опрашивать их. Напомните, что желательно записать имена. Отведите на эту работу 5 -7 минут.
Список «сокровищ»: Найдите человека:
1. Чей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате;
2. С необычным хобби или увлечением;
3. Который любит ту же еду, что и вы;
4. Которому нравится та же музыка, что и вам;
5. Который родился ближе всех к месту про ведения занятия;
6. Который родился дальше всех от этого места.
Соберите участников вместе, задайте вопросы: «Кто нашел человека, который живет ближе всех?» и т.п. по списку.
Завершить задание можно обобщением: «Что интересного вы узнали друг о друге?»
Приём «погружения», составленного по принципу визуализации: Для его проведения можно использовать релаксационную музыку.
Погружение в детство. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с нами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую и надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но не далеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, держите за руку что совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.