ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Лист обратной связи
Дата____________________ Имя _________________
1. Оцените свое настроение по 10-балльной шкале:
очень плохое 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 очень хорошее
2. Оцените сегодняшнее занятие по 5-балльной шкале: 1 2 3 4 5
3. Что вам сегодня на занятии понравилось?
_________________________________________________________________
4. Что вам сегодня на занятии не понравилось?
_________________________________________________________________
5. Что вам сегодня на занятии было полезно?
_________________________________________________________________
6. Пожелания, предложения психологу по ведению занятий
_________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Теория «Я-заявления»
«Я-заявление» — это безопасный способ высказывания другому человеку своих чувств, того, что вы ощущаете и какими вы видите ваши отношения в будущем. В «Я-заявлении» говорящий выражает свои чувства без оскорбления слушающего. «Я-заявление» строится следующим образом:
Я чувствую... когда кто-то (ты)... потому что.... Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы....
Примеры:
1. Я сержусь, когда кто-то берет мои вещи без разрешения, потому что они могут понадобиться мне самому. Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ты спрашивал меня, можно ли взять что-то из моих вещей.
2. Я чувствую себя брошенной, когда ты уходишь гулять с другими ребятами и не зовешь меня с собой, потому что считаю, что друзья должны быть всегда вместе. Поэтому в следующий раз зови меня с собой.
3. Я очень рассердился, когда узнал, что друг плохо говорил обо мне за глаза, потому что это нечестно. Поэтому в следующий раз, когда тебе что-то во мне не понравится, говори мне об этом прямо.
Правила построения «Я-заявления»
Я чувствую...
• Используйте слова, которые точно описывают ваши чувства.
|
• Не преувеличивайте чувства.
• Не используйте «жертвенных» слов.
Когда кто-то...
• Описывайте поведение точно (поведение — это то, что видно и слышно, а не то, что вам кажется).
• Не используйте обидных слов.
Потому что (я)...
• Будьте максимально конкретны.
• Делайте упор на то, как это влияет на вас.
• Не преувеличивайте эффекта, так как это может вызвать защитную или скептическую реакцию.
• Не используйте слов, которые хорошо звучат, но не являются правдой.
В следующий раз я бы хотел...
• Говорите прямо о своих желаниях.
• Будьте логичны и корректны.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Практика «Я-заявления»
Потренируйтесь составлять высказывания в виде «Я-заявления», используя следующие ситуации:
1. Во время перемены ты с другом играешь в мяч. Вдруг проходящий мимо парень отбирает его.
Я чувствую ____________________________________________________
Когда кто-то ___________________________________________________
Потому что ____________________________________________________
Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ___________________________
________________________________________________________________
2. Ты долго простоял в очереди в столовой, как вдруг двое мальчишек подбежали и влезли впереди тебя.
Я чувствую _____________________________________________________
Когда кто-то ____________________________________________________
Потому что _____________________________________________________
Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ____________________________
_________________________________________________________________
3. Тебе подарили новую игрушку на день рождения. Когда ты пришел домой после школы, то увидел, что твоя сестра бросила ее в канаву перед домом и теперь она вся грязная и поцарапанная.
Я чувствую _____________________________________________________
|
Когда кто-то ____________________________________________________
Потому что _____________________________________________________
Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ____________________________
_________________________________________________________________
4. Ты сидишь за партой, и вдруг проходящий мимо одноклассник обзывает тебя.
Я чувствую _____________________________________________________
Когда кто-то ____________________________________________________
Потому что _____________________________________________________
Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ____________________________
_________________________________________________________________
5. Ты обедаешь в столовой, и вдруг кто-то подходит и берет твое печенье.
Я чувствую _____________________________________________________
Когда кто-то ____________________________________________________
Потому что _____________________________________________________
Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ____________________________
_________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Теория активного слушания
1. Мозговой штурм «Черты хорошего слушателя».
2. Мозговой штурм «Черты плохого слушателя».
3. Техника активного слушания:
Действие | Цели | Как это сделать | Пример |
Поддержка | • Проявить интерес • Помочь собеседнику продолжить говорить | • Воздерживайтесь от выражения согласия или несогласия • Используйте нейтральные слова • Используйте спокойные • интонации • Используйте невербальное общение | «Вы не могли бы рассказать об этом больше?» |
Прояснение | • Яснее понять, о чем идет речь • Получить больше информации • Помочь говорящему увидеть другие точки зрения | • Задавайте вопросы | «Когда это произошло?» |
Выражение понимания идеи | • Показать, что вы слушаете то, о чем вам говорят • Показать, насколько верно вы понимаете основные мысли собеседника | • Выделяйте основные идеи и факты • Перефразируйте собеседника | «Значит, ты хочешь, чтобы она тебя больше не подводила?» |
Выражение понимания чувств | • Показать, что вы понимаете, что чувствует человек • Дать человеку возможность переоценить свои чувства после того, как он услышит их от другого | • Выделяйте основные чувства говорящего • Перефразируйте собеседника | «Мне кажется, тебя это очень огорчает» |
Обобщение | • Собрать воедино все главные идеи, мысли, чувства • Создать базу для дальнейшего разговора | • Повторите главные идеи и чувства | «По-моему, главное из того, что я услышал, это...» |
Заключение | • Продемонстрировать уважение к собеседнику | • Выразите уважение к чувствам и мыслям собеседника | «Я очень ценю твое желание решить этот вопрос» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
|
Практика активного слушания
1. Разбить участников по парам.
2. Попросить одного из пары рассказать о чем-то важном для него, а второго – специально не слушать его.
3. Поменять их ролями.
4. Обсудить, как они себя чувствовали, когда их игнорировали.
5. Повторить упражнение, но попросить участников слушать своих собеседников, используя технику активного слушания.
6. Обсудить, как они себя чувствовали, когда их слушали.
7. Спросить учащихся, чему они научились и где это можно использовать в повседневной жизни.
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.
2. Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.
3. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики. — М.: Независимая фирма «Класс», 2004.
4. Йонтеф Г. Осознавание, диалог и процесс в терапии. Методическое пособие к семинарам под ред. Д. Хломова. — М.: Издание Московского гештальт-института, 2004.
5. Робин Ж.-М. Гештальт-терапия. Методическое пособие к семинарам / Под ред. Д. Хломова. — М.: Издание Московского гештальт-института, 2004.
6. 21 урок о лидерстве. — Кемерово: АЮЛ, 1996.
6. Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в гештальт: теория и практика. — СПб.: Речь, 2005.