Тема 11. Криминологическая характеристика организованной преступности и ее предупреждение
Организованная преступность как наиболее опасный вид преступности. Понятие и признаки организованной преступности, ее отличие от групповой преступности. Интернационализация и транснациональный характер организованной преступности. Коррупция и организованная преступность. Распространенность организованной преступности и тенденции ее развития.
Виды организованной преступности, их криминологическая характеристика. Формы организованной преступности. Типичные признаки личности участников преступных объединений, их классификация.
Причины и условия организованной преступности. Возникновение и развитие организованной преступности в России.
Значение борьбы с организованной преступностью для профилактики преступлений в целом. Общие и специальные меры предупреждения организованной преступности. Правовые меры предупреждения.
Процесс изучения темы № 11 «Криминологическая характеристика организованной преступности и ее предупреждение» направлен на формирование следующих компетенций ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15, в результате чего студент должен:
знать понятие, признаки и отличительные особенности организованной преступности как вида преступности; факторы, обусловливающие ее повышенную опасность; ее виды и формы, состояние в настоящее время в России, динамику развития; характеристику и особенности личности участников организованных криминальных группировок, ее типологию; детерминанты ее возникновения, изменений и существования; систему субъектов и правовую базу ее предупреждения, проблемы их совершенствования; систему мер предупреждения организованной преступности, их эффективность и условия применения, возможности по совершенствованию; современной состояние правовых средств противодействия организованной преступности, проблемы повышения их результативности;
|
уметь отграничивать проявления организованной преступности от иных видов преступности; анализировать ее современное состояние и динамику изменений; выявлять особенности ее детерминант в современный период; устанавливать особенности личности членов организованных преступных групп; ориентироваться в действующем законодательстве по предупреждению организованной преступности; определять меры, необходимые для профилактики организованной преступности на различных уровнях и масштабах, выявлять и решать проблемы их применения; определять место и роль, конкретные задачи непосредственных участников предупредительной деятельности; применять правовые средства противодействия организованной преступности, моделировать пути их совершенствования;
владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками типологии личности участников организованных преступных группировок; навыками научного анализа причин и условий организованной преступности, статистических данных о ней; навыками применения конкретных мер профилактики организованной преступности, планирования и координации их применения, навыками анализа результатов предупредительной деятельности, применения правовых профилактических средств; навыками анализа действующего законодательства о предупреждении организованной преступности и совершаемых организованными группировками преступлений.
|
Тема 12. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности и ее предупреждение
Понятие рецидивной преступности, ее общественная опасность. Криминологическая и уголовно-правовая характеристика рецидива преступлений, виды рецидива преступлений. Состояние рецидивной преступности. Доля рецидивных преступлений в общем числе совершаемых преступлений и их отдельных видов. Рецидивоопасность преступности. Структура рецидивной преступности по видам преступлений.
Криминологическая характеристика личности рецидивиста. Специфика социально-демографических свойств рецидивистов, их нравственного сознания и эмоционально-волевых черт. Деформация трудовой, бытовой и правовой психологии, выполняемых социальных ролей. Типология рецидивистов.
Понятие профессиональной преступности. Криминальный профессионализм и его признаки. Связь профессиональной преступности с рецидивной и организованной преступностью. Личность профессионального преступника. Классификации преступников-профессионалов. Стратификация уголовной среды.
Причины и условия рецидивной и профессиональной преступности. Недостатки уголовной и уголовно-исполнительной политики, деятельности правоохранительных органов как детерминанты преступности. Факторы пенитенциарного характера, обусловливающие повторность преступлений. Трудности социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания. Роль уголовных традиций и обычаев в воспроизводстве рецидивной и профессиональной преступности.
|
Предупреждение рецидивной и профессиональной преступности. Профилактика рецидива при исполнении уголовных наказаний. Меры постпенитенциарной адаптации. Организационные и правовые меры профилактики.
Процесс изучения темы № 12 «Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности и ее предупреждение» направлен на формирование следующих компетенций ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15, в результате чего студент должен:
знать понятие, признаки и отличительные особенности рецидивной и профессиональной преступности как видов преступности; виды рецидива преступлений; понятие и структуру криминального профессионализма; факторы, обусловливающие повышенную опасность рецидивной и профессиональной преступности; их состояние в настоящее время в России, динамику развития; характеристику и типологию рецидивистов и профессиональных преступников; исторические и современные детерминанты данных видов преступности; систему субъектов их профилактики и правовую базу их предупреждения, проблемы их совершенствования; систему мер предупреждения рецидивной и профессиональной преступности, их эффективность и условия применения, возможности по совершенствованию; современной состояние правовых средств противодействия рецидивной и профессиональной преступности, проблемы повышения их результативности;
уметь отграничивать проявления рецидивной и профессиональной преступности от иных видов преступности; анализировать их современное состояние и динамику изменений; устанавливать особенности личности рецидивистов; выявлять особенности детерминант рецидивной и профессиональной преступности в современный период; ориентироваться в действующем законодательстве по предупреждению рецидивной и профессиональной преступности; определять меры, необходимые для профилактики рецидивной и профессиональной преступности на различных уровнях и масштабах, выявлять и решать проблемы их применения; определять место и роль, конкретные задачи непосредственных участников предупредительной деятельности; применять правовые средства противодействия рецидивной и профессиональной преступности, моделировать пути их совершенствования;
владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками типологии личности рецидивистов; навыками научного анализа причин и условий рецидива преступлений, статистических данных о нем; навыками применения конкретных мер профилактики рецидивной и профессиональной преступности, планирования и координации их применения, навыками анализа результатов предупредительной деятельности, применения правовых профилактических средств; навыками анализа действующего законодательства о предупреждении рецидивной и профессиональной преступности.
Тема 13. Криминологическая характеристика пенитенциарной преступности и ее предупреждение
Понятие пенитенциарной преступности и ее состояние в современный период. Уровень, структура, динамика преступлений, совершаемых в местах изоляции от общества. Специфика латентности пенитенциарной преступности. Соотношение пенитенциарной преступности и рецидивной преступности. Криминологическая характеристика личности осужденных-преступников. Особенности мотивации и целей совершаемых преступлений. Эмоционально-волевые, нравственно-психологические черты и особенности психологии поведения.
Криминогенные детерминанты пенитенциарной преступности. Влияние уголовной и уголовно-исполнительной политики на состояние преступности в местах изоляции от общества. Недостатки воспитательной работы и идеологического воздействия Детерминанты технического и организационно-управленческого характера. Злоупотребления администрации исправительных учреждений как криминогенный фактор. Криминальная субкультура и ее роль в совершении повторных преступлений в исправительных учреждениях.
Меры по предупреждению пенитенциарной преступности. Общесоциальная профилактика пенитенциарных преступлений. Особенности комплекса специальных профилактических мероприятий. Совершенствование режима отбывания наказания, труда осужденных, воспитательной и оперативно-розыскной работы в исправительных учреждениях. Организационно-управленческие и правовые меры и их значение для предупреждения преступлений.
Процесс изучения темы № 13 «Криминологическая характеристика пенитенциарной преступности и ее предупреждение» направлен на формирование следующих компетенций ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15, в результате чего студент должен:
знать понятие, признаки и отличительные особенности пенитенциарной преступности как вида преступности, ее виды; факторы, обусловливающие повышенную опасность пенитенциарной преступности и ее латентный характер; состояние пенитенциарной преступности в настоящее время в России, динамику ее развития; характеристику, классификацию и типологию пенитенциарных преступников; исторические и современные детерминанты; систему субъектов профилактики и правовую базу ее предупреждения, проблемы их совершенствования, роль администрации уголовно-исполнительных органов и учреждений в профилактике рецидива преступлений среди осужденных; систему мер предупреждения пенитенциарной преступности, их эффективность и условия применения, возможности по совершенствованию; современной состояние правовых средств противодействия пенитенциарной преступности, проблемы повышения их результативности;
уметь отграничивать проявления пенитенциарной преступности от иных видов преступности; анализировать ее современное состояние и динамику изменений; устанавливать особенности личности пенитенциарных рецидивистов; выявлять особенности детерминант пенитенциарной преступности в современный период; ориентироваться в действующем законодательстве по предупреждению пенитенциарной преступности; определять меры, необходимые для профилактики пенитенциарной преступности, выявлять и решать проблемы их применения; определять место и роль, конкретные задачи непосредственных участников предупредительной деятельности; применять правовые средства противодействия пенитенциарной преступности, моделировать пути их совершенствования;
владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками классификации и типологии личности пенитенциарных преступников; навыками научного анализа причин и условий пенитенциарной преступности, статистических данных о ней; навыками применения конкретных мер профилактики пенитенциарной преступности, планирования и координации их применения, навыками анализа результатов предупредительной деятельности, применения правовых профилактических средств; навыками анализа действующего законодательства о предупреждении пенитенциарного рецидива.
Тема 14: Криминологическая характеристика женской преступности и ее предупреждение
Понятие, особенности и виды женской преступности, ее уровень, структура и динамика. Соотношение мужской и женской преступности. Типичные преступления женщин. Психологические и социально-ролевые характеристики личности преступниц.
Специфика причин и условий женской преступности. Детерминанты, связанные с неблагоприятными процессами в области культуры. Детерминанты, связанные с социально-политической ситуацией в стране. Детерминанты, связанные с трудовой деятельностью. Детерминанты, связанные с семейной жизнью и бытовой сферой. Проблемы семьи и социальной адаптации женщин как основные детерминанты женской преступности.
Общие и специальные меры предупреждения женской преступности. Меры социально-бытового характера. Правовые меры. Субъекты предупреждения. Службы патронажа и их роль в профилактике женской преступности.
Процесс изучения темы № 14 «Криминологическая характеристика женской преступности и ее предупреждение» направлен на формирование следующих компетенций ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15, в результате чего студент должен:
знать понятие, признаки и отличительные особенности женской преступности как вида преступности; факторы, обусловливающие специфику женской преступности, типичные преступления женщин; состояние женской преступности в настоящее время в России, динамику развития, влияние на развитие общества и его институтов; ее исторические и современные детерминанты; развития; характеристику, классификацию и типологию женщин-преступниц; систему субъектов профилактики и правовую базу ее предупреждения, проблемы их совершенствования, роль семьи в генезисе преступлений женщин; систему мер предупреждения женской преступности, их эффективность и условия применения, возможности по совершенствованию; современной состояние правовых средств противодействия женской преступности, проблемы повышения их результативности;
уметь отграничивать проявления женской преступности от иных видов преступности; анализировать ее современное состояние и динамику изменений; выявлять особенности детерминант женской преступности в современный период; устанавливать особенности личности женщин, совершающих преступления; ориентироваться в действующем законодательстве по предупреждению женской преступности; определять меры, необходимые для профилактики женской преступности на различных уровнях и масштабах, выявлять и решать проблемы их применения; определять место и роль, конкретные задачи непосредственных участников предупредительной деятельности; применять правовые средства противодействия женской преступности, моделировать пути их совершенствования;
владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками классификации и типологии личности преступниц; навыками научного анализа причин и условий женской преступности, статистических данных о ней; навыками применения конкретных мер профилактики женской преступности, планирования и координации их применения, навыками анализа результатов предупредительной деятельности, применения правовых профилактических средств; навыками анализа действующего законодательства о предупреждении женской преступности.
Тема 15: Криминологическая характеристика преступности военнослужащих и ее предупреждение
Понятие преступности военнослужащих и ее виды. Воинская преступность и преступность в армии. Специфические черты и предпосылки преступности военнослужащих. Состояние преступности в армии в России в современный период. Уровень, структура и динамика преступности. Особенности преступлений, совершаемых военнослужащими офицерского состава. Криминологическая характеристика личности преступников.
Причинный комплекс преступности в армии. Особенности причин и условий преступности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Социально-психологические детерминанты. Специфика самодетерминации воинской преступности. Недостатки идеологической, воспитательной и кадровой работы в армии, военной подготовки и их влияние на преступность военнослужащих. Проблемы материально-технического характера, пробелы военно-правового контроля и призыва как факторы, влияющие на совершение преступлений. Детерминанты преступности офицеров.
Основные направления предупреждения преступности военнослужащих. Совершенствование организационно-управленческих основ деятельности армии, системы военной подготовки военнослужащих, кадровой работы. Роль военно-патриотического воспитания молодежи и пропаганды армии в профилактике преступлений. Повышение военно-правового контроля и совершенствование его системы как факторы, обеспечивающие укрепление дисциплины в армии. Правовые меры воздействия на преступность.
Процесс изучения темы № 15 «Криминологическая характеристика преступности военнослужащих и ее предупреждение» направлен на формирование следующих компетенций ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15, в результате чего студент должен:
знать понятие, признаки и отличительные особенности преступности военнослужащих как вида преступности, ее виды; факторы, обусловливающие повышенную опасность преступности военнослужащих и ее латентный характер; состояние преступности военнослужащих в настоящее время в России, динамику ее развития; характеристику, классификацию и типологию военнослужащих-преступников; исторические и современные детерминанты; систему субъектов профилактики и правовую базу ее предупреждения, проблемы их совершенствования, роль командования воинских частей в профилактике преступлений; систему мер предупреждения преступности военнослужащих, их эффективность и условия применения, возможности по совершенствованию; современной состояние правовых средств противодействия преступности военнослужащих, проблемы повышения их результативности;
уметь отграничивать проявления преступности военнослужащих от иных видов преступности; анализировать ее современное состояние и динамику изменений; устанавливать особенности личности военнослужащих, совершающих преступления; выявлять особенности детерминант преступности военнослужащих в современный период; ориентироваться в действующем законодательстве по предупреждению преступности военнослужащих; определять меры, необходимые для профилактики преступности военнослужащих, выявлять и решать проблемы их применения; определять место и роль, конкретные задачи непосредственных участников предупредительной деятельности; применять уставные и иные правовые средства противодействия преступности военнослужащих, моделировать пути их совершенствования;
владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками классификации и типологии личности военнослужащих, совершающих преступления; навыками научного анализа причин и условий преступности военнослужащих, статистических данных о ней; навыками применения конкретных мер профилактики преступности военнослужащих, планирования и координации их применения, навыками анализа результатов предупредительной деятельности, применения правовых профилактических средств; навыками анализа действующего законодательства о предупреждении преступности военнослужащих.
Тема 16: Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение
Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних. Уровень, структура и динамика преступности несовершеннолетних, характерные черты, влияние на развитие преступности в целом. Основные тенденции развития данного вида преступности. Взаимодействие подростковой и молодежной преступности.
Личность несовершеннолетних преступников. Социально-демографические и эмоционально-волевые характеристики. Специфика, связанная с возрастом и уровнем социальной и гражданской зрелости несовершеннолетних. Социально-психологические и нравственные черты, особенности ценностной ориентации.
Причины и условия преступности несовершеннолетних. Криминогенность семьи. Недостатки школьного и общественного воздействия. Идеологические факторы и их роль. Экономические, организационно-управленческие и организационно-правовые детерминанты.
Общие и специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних. Субъекты профилактики и их функции. Основные формы и методы предупреждения преступности несовершеннолетних. Совершенствование воспитательно-профилактической работы. Правовые меры профилактики.
Процесс изучения темы № 16 «Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение» направлен на формирование следующих компетенций ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15, в результате чего студент должен:
знать понятие, признаки и отличительные особенности преступности несовершеннолетних как вида преступности; факторы, обусловливающие опасность преступности несовершеннолетних; состояние преступности несовершеннолетних в настоящее время в России, динамику ее развития; характеристику, классификацию и типологию несовершеннолетних преступников; исторические и современные детерминанты; систему субъектов профилактики и правовую базу ее предупреждения, проблемы их совершенствования, роль семьи, образовательных, спортивных, досуговых организаций в профилактике преступлений; систему мер предупреждения преступности несовершеннолетних, их эффективность и условия применения, возможности по совершенствованию; современной состояние правовых средств противодействия преступности несовершеннолетних, проблемы повышения их результативности;
уметь отграничивать проявления преступности несовершеннолетних от иных видов преступности; анализировать ее современное состояние и динамику изменений; устанавливать особенности личности несовершеннолетних, совершающих преступления; выявлять особенности детерминант преступности несовершеннолетних в современный период; ориентироваться в действующем законодательстве по предупреждению преступности несовершеннолетних; определять меры, необходимые для профилактики преступности несовершеннолетних, выявлять и решать проблемы их применения; определять место и роль, конкретные задачи непосредственных участников предупредительной деятельности; применять правовые средства противодействия преступности несовершеннолетних, моделировать пути их совершенствования;
владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками классификации и типологии личности несовершеннолетних преступников; навыками научного анализа причин и условий преступности несовершеннолетних, статистических данных о ней; навыками применения конкретных мер профилактики преступности несовершеннолетних, планирования и координации их применения, навыками анализа результатов предупредительной деятельности, применения правовых профилактических средств; навыками анализа действующего законодательства о предупреждении преступности несовершеннолетних.
Тема 17: Насильственная преступность и ее предупреждение
Понятие и общая характеристика насильственной преступности. Уровень, структура и динамика насильственной преступности в России. Криминологическая характеристика наиболее опасных распространенных насильственных преступлений и хулиганств.
Криминологическая характеристика личности насильственных преступников и хулиганов, их типология. Социально-психологические, нравственные и эмоционально-волевые особенности.
Криминогенные детерминанты насильственных преступлений и хулиганства. Семейно-бытовые детерминанты. Роль негативных фоновых явлений в развитии насильственной преступности. Недостатки общественного воздействия и деятельности правоохранительных органов.
Борьба с насильственной преступностью и хулиганством, основные формы, методы и средства. Система субъектов предупредительной деятельности и пути ее совершенствования. Профилактика бытовых конфликтов. Правовые меры предупреждения.
Процесс изучения темы № 17 «Насильственная преступность и ее предупреждение» направлен на формирование следующих компетенций ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15, в результате чего студент должен:
знать понятие, признаки и отличительные особенности насильственной преступности как вида преступности, факторы, обусловливающие ее опасность; состояние насильственной преступности в настоящее время в России, динамику ее развития; характеристику, классификацию и типологию насильственных преступников, особенности мотивации их поведения; исторические и современные детерминанты; систему субъектов профилактики и правовую базу ее предупреждения, проблемы их совершенствования, роль семьи, образовательных, спортивных, досуговых организаций в профилактике насилия; систему мер предупреждения насильственной преступности, их эффективность и условия применения, возможности по совершенствованию; современной состояние правовых средств противодействия насильственной преступности, проблемы повышения их результативности;
уметь отграничивать проявления насильственной преступности от иных видов преступности; анализировать ее современное состояние и динамику изменений; устанавливать особенности личности насильственных преступников; выявлять особенности детерминант криминального насилия в современный период; ориентироваться в действующем законодательстве по предупреждению насильственной преступности; определять меры, необходимые для профилактики насилия, выявлять и решать проблемы их применения; определять место и роль, конкретные задачи непосредственных участников предупредительной деятельности; применять правовые средства противодействия насильственной преступности, моделировать пути их совершенствования;
владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками классификации и типологии личности насильственных преступников; навыками научного анализа причин и условий криминального насилия, статистических данных о нем; навыками применения конкретных мер профилактики криминального насилия, планирования и координации их применения, навыками анализа результатов предупредительной деятельности, применения правовых профилактических средств; навыками анализа действующего законодательства о предупреждении насильственной преступности.
Тема 18. Экономическая и общеуголовная корыстная преступность
Понятие экономической преступности, ее уровень, структура и динамика в современный период. Виды экономической преступности. Теневая экономика и экономическая преступность. Криминологическая характеристика общеуголовной корыстной преступности, ее основные показатели.
Причинный комплекс экономической и общеуголовной корыстной преступности. Социально-экономические, политические, идеологические и нравственно-культурные детерминанты. Недостатки организационно-управленческого и правового характера.
Общие и специальные меры предупреждения экономических преступлений. Особенности борьбы с общеуголовной корыстной преступностью. Профилактические меры правоохранительных и иных государственных органов и учреждений.
Процесс изучения темы № 18 «Экономическая и общеуголовная корыстная преступность» направлен на формирование следующих компетенций ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15, в результате чего студент должен:
знать понятие, признаки и отличительные особенности экономической и общеуголовной корыстной преступности как видов преступности, факторы, обусловливающие их опасность; состояние экономической и общеуголовной корыстной преступности в настоящее время в России, динамику их развития; характеристику, классификацию и типологию корыстных преступников, особенности мотивации их поведения; исторические и современные детерминанты; систему субъектов профилактики и правовую базу их предупреждения, проблемы их совершенствования; систему мер предупреждения экономической и общеуголовной корыстной преступности, их эффективность и условия применения, возможности по совершенствованию; современной состояние правовых средств противодействия экономической и общеуголовной корыстной преступности, проблемы повышения их результативности;
уметь отграничивать проявления экономической и общеуголовной корыстной преступности от иных видов преступности; анализировать ее современное состояние и динамику изменений; устанавливать особенности личности корыстных преступников; выявлять особенности детерминант экономической и общеуголовной корыстной преступности в современный период; ориентироваться в действующем законодательстве по предупреждению экономической и общеуголовной корыстной преступности; определять меры, необходимые для профилактики насилия, выявлять и решать проблемы их применения; определять место и роль, конкретные задачи непосредственных участников предупредительной деятельности; применять правовые средства противодействия экономической и общеуголовной корыстной преступности, моделировать пути их совершенствования;
владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками классификации и типологии личности корыстных преступников; навыками научного анализа причин и условий экономической и общеуголовной корыстной преступности, статистических данных о них; навыками применения конкретных мер профилактики экономической и общеуголовной корыстной преступности, планирования и координации их применения, навыками анализа результатов предупредительной деятельности, применения правовых профилактических средств; навыками анализа действующего законодательства о предупреждении экономической и общеуголовной корыстной преступности.
Тема 19. Криминологическая характеристика коррупционной преступности и ее предупреждение
Понятие коррупционной преступности, ее уровень, структура и динамика в современный период. Виды коррупции, типичные формы коррупционных преступлений. Влияние коррупционной преступности на развитие отдельных видов преступности и преступности в целом. Криминологическая характеристика личности коррупантов.
Причины и условия коррупционной преступности. Экономические, политические и психологические детерминанты. Организационно-управленческие и правовые недостатки.
Криминологическое противодействие коррупции. Общие и специальные меры предупреждения. Антикоррупционная политика государства. Правовые основы предупреждения коррупционных преступлений и значение. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных актов. Организационно-управленческие и социально-экономические мероприятия. Совершенствование деятельности правоохранительных органов.
Процесс изучения темы № 19 «Криминологическая характеристика коррупционной преступности и ее предупреждение» направлен на формирование следующих компетенций ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, в результате чего студент должен:
знать понятие, признаки и отличительные особенности коррупционной преступности как вида преступности, факторы, обусловливающие ее повышенную опасность; понятие и влияние коррупции на общественное развитие; состояние коррупции и коррупционной преступности в настоящее время в России, динамику их развития; характеристику, классификацию и типологию коррупантов, особенности мотивации их поведения; исторические и современные детерминанты; систему субъектов профилактики и правовую базу ее предупреждения, проблемы их совершенствования; роль программ по предупреждению коррупции в противодействии ей; национальные стратегия и планы, систему мер предупреждения коррупции и коррупционной преступности, их эффективность и условия применения, возможности по совершенствованию; современной состояние правовых средств противодействия коррупционной преступности, проблемы повышения их результативности; методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов;
уметь отграничивать проявления коррупционной преступности от иных видов преступности; анализировать ее современное состояние и динамику изменений; устанавливать особенности личности коррупантов; выявлять особенности детерминант коррупции в современный период; ориентироваться в действующем законодательстве по предупреждению коррупционной преступности, в том числе законодательства Ульяновской области; определять меры, необходимые для профилактики коррупции, выявлять и решать проблемы их применения; определять место и роль, конкретные задачи непосредственных участников предупредительной деятельности; применять правовые средства противодействия коррупционной преступности, моделировать пути их совершенствования;
владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками классификации и типологии личности коррупантов; навыками научного анализа причин и условий коррупции, статистических данных о ней; навыками применения конкретных мер профилактики коррупционной преступности, планирования и координации их применения, навыками анализа результатов предупредительной деятельности, применения правовых профилактических средств; навыками проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов, составления соответствующих заключений; навыками анализа действующего законодательства о предупреждении коррупционной преступности.
Тема 20: Криминологическая характеристика неосторожной преступности и ее предупреждение
Понятие неосторожной преступности, ее виды, уровень, структура и динамика. Особенности неосторожной преступности в области взаимодействия личности и техники. Криминологическая характеристика личности неосторожного преступника. Особенности психологии поведения, ценностных ориентаций и характерологических свойств неосторожных преступников. Типология неосторожных преступников.
Причины и условия неосторожных преступлений. Общесоциальные факторы, детерминирующие неосторожную преступность. Виды условий, способствующих неосторожным преступлениям. Роль ситуации в генезисе неосторожных преступлений.
Стратегия предупредительного воздействия на неосторожную преступность и ее направления. Общие и специальные меры предупреждения неосторожных преступлений, пути их совершенствования. Роль организационных, технических и правовых средств профилактики преступлений.
Процесс изучения темы № 20 «Криминологическая характеристика неосторожной преступности и ее предупреждение» направлен на формирование следующих компетенций ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15, в результате чего студент должен:
знать понятие, признаки и отличительные особенности неосторожной преступности как вида преступности, факторы, обусловливающие ее опасность; состояние неосторожной преступности в настоящее время в России, динамику ее развития; характеристику, классификацию и типологию неосторожных преступников, особенности мотивации их поведения; исторические и современные детерминанты; систему субъектов профилактики и правовую базу ее предупреждения, проблемы их совершенствования, роль технических и организационно-управленческих мер в профилактике неосторожного поведения; систему мер предупреждения неосторожной преступности, их эффективность и условия применения, возможности по совершенствованию; современной состояние правовых средств противодействия неосторожной преступности, проблемы повышения их результативности; значение уголовных и административных запретов для предупредительной деятельности, их рациональность;