Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра журналистики
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
по дисциплине
Стилистика русского языка и литературное редактирование
Направление подготовки: 035700 ЛИНГВИСТИКА
Тула 2012 г.
Сборник методических указаний к практическим занятиям составлен канд. филол. наук, доцентом Рудомазиной Т.Б. и обсужден на заседании кафедры журналистики гуманитарного факультета
протокол № ___ от "___"______________ 2012 г.
Зав. кафедрой________________Б.А. Играев
Цели практических занятий по дисциплине «Стилистика русского языка и литературного редактирования»: на практике помочь студентам-лингвистам на основе знания стилистических и стилевых ресурсов и норм современного русского языка овладеть навыками создания и редактирования текстов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Стилистика языка
План
1. Понятие литературного языка.
2. Признаки литературного языка.
3. Литературная речь как ведущая форма существования русского языка.
4. Понятие стилистической системы языка.
5. Понятие стилистической парадигмы: фонетико–стилистическая, лексико–стилистическая, морфолого–стилистическая и синтактико–стилистическая парадигмы.
6. Понятие стилистической окрашенности языковых единиц. Функционально–стилевая и экспрессивно-эмоциональная окрашенность.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Стилистические нормы
План
1. Понятие языковой нормы.
2. Актуальность выделения нормативного аспекта языкознания.
|
3. Различные трактовки понятия нормы. Соотношение коммуникативных, стилистических и языковых норм.
4. Принципы классификации языковых норм.
5. Функции и источники языковых норм.
6. Колебания нормы как форма функционирования языковой системы. Речевая «неудача» и «ошибка».
7. «Уровневая» модель нормативного описания языковой системы.
8. Стилистические недочеты как отклонение от нормы. Классификация стилистических ошибок.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Изобразительно-выразительные средства русского языка
План
1. Понятие языковой выразительности.
2. Соотношение стилистического и выразительного языкового значения. Понятие о тропе. Характеристика основных тропов: эпитета, сравнения, метафоры, метонимии, синекдохи, гиперболы, литоты, иронии, аллегории, олицетворения, перифразы.
3. Стилистические ошибки, связанные с употреблением тропов.
4. Понятие о стилистической фигуре. Характеристика основных фигур: анафоры, эпифоры, антитезы, инверсии, градации, эллипсиса, умолчания, риторического вопроса, риторического обращения.
5. Стилистические ошибки, связанные с употреблением фигур.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Явления фонетического уровня в нормативно–стилистическом аспекте. Фонетическая стилистика
План
1. Своеобразие норм произношения. Основные черты русского литературного произношения.
2. Лингвогеографические явления в орфоэпии. Московское и ленинградское произношение.
3. Акцентологические нормы. Типичные случаи нарушения акцентных норм.
4. Стилистическая значимость звуковой организации речи. Понятие благозвучия. Стилистические приемы усиления звуковой организации речи. Экспрессивность звукового уровня художественного текста. Звукопись и звуковой символизм.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Стилистические функции единиц лексической системы
План
1. Стилистическая роль синонимии, антонимии, полисемии, омонимии, паронимии. Предупреждение речевых ошибок.
2. Стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка.
3. Стилистическое использование лексики ограниченного употребления.
4. Стилистически не оправданное использование устаревших слов, неологизмов, окказионализмов, заимствований, диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов.
5. Лексические образные средства.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Фразеологическая стилистика
План
1. Стилистическое расслоение фразеологии.
2. Фразеологизмы как показатели идиостиля.
3. Речевые ошибки и стилистические недочеты, связанные с употреблением фразеологизмов. Типы фразеологизмов.
4. Трансформация фразеологического оборота в тексте.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
Стилистические ресурсы словообразования
План
1. Функции русского словообразования.
2. Словообразовательные правила и стилистика. Стилистически окрашенные словообразовательные модели.
3. Словообразовательные правила создания эмоционально–экспрессивной окраски речи.
4. Стилистические функции окказионализмов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Стилистика частей речи
План
1. Стилистические ресурсы имени существительного.
|
2. Стилистическая роль имени прилагательного.
3. Стилистическое использование имени числительного.
4. Стилистические функции местоимения.
5. Стилистические ресурсы глагола и глагольных форм.
6. Употребление морфологических вариантов.
7. Типичные ошибки в речи, связанные с употреблением форм слова.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
Синтаксическая стилистика
План
1. Стилистика простого предложения (синонимия односоставных и двусоставных предложений; синонимия конструкций, связанных с управлением; стилистические особенности предложений с однородными членами; ошибки, связанные с употреблением однородных членов).
2. Стилистика сложного предложения (синонимия сочинительных и подчинительных союзов, распределение сложных предложений по функциональным стилям, стилистические ошибки в сложном предложении и способы их устранения).
3. Синтаксические средства экспрессивной речи. Порядок слов как грамматическое и стилистическое средство.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10.
Основы литературного редактирования
План
1. Требования к тексту и необходимость редактирования.
2. Виды редактирования.
3. Этические аспекты работы редактора.
4. Редакторский анализ текста, виды редакторского чтения (ознакомительное, углубленное, шлифовочное);
5. Виды правок (вычитка, обработка, сокращение, переделка);
6. Задачи и условия правки;
7. Основания для выбора правки;
8. Операции правки.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11
Редактирование смысловой структуры текста
План
1. Смысловая структура текста и ее редактирование: методика выделения в тексте основной мысли, основных элементов общего содержания (система установочных и развивающих тезисов, аналитическая оценка ситуации), второстепенные элементы общего содержания (система иллюстраций к установочным и развивающим тезисам, общий фон к цели сообщения); дефекты в смысловой структуре и их устранение.
2. Редактирование композиции (сильные позиции текста, размещение содержательно–смысловых элементов текста).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12
Редактирование функционально–смысловых типов речи
План
1. Редактирование ФСТР: описание, его типы, дефекты в описании и их устранение;
2. Повествование, его типы, дефекты в повествовании и их устранение; рассуждение;
3. Дефекты в построении вопросительной реплики и их устранение;
4. Виды речевых погрешностей в тексте и их редактирование: языковая неправильность, плеоназм, нечеткость и неясность высказывания
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13
Редактирование логической стороны текста
План
1. Редактирование логической стороны текста: нарушение законов логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).
2. Нарушение правил операции с понятиями (правила определения и классификации понятий); контактные и дистантные алогизмы в тексте; формально–логические и образные противоречия в тексте.