ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 1
Дисциплина: Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Тема: Задачи, предмет и объекты экономического анализа. Организация экономического анализа
Цель занятия: ознакомится с понятием экономического анализа, содержанием и задачами анализа, изучить предмет, объект и основные виды анализа.
В результате проведения занятия обучающийся должен
Знать: понятие экономического анализа, содержание и задачи анализа, предмет и объект анализа и основные виды анализа.
Уметь: определять предмет и объект анализа, выявлять основные виды анализа.
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: Лекция информационная
План занятия:
1. Содержание, цель и задачи экономического анализа, его место в управлении предприятием.
2. Аналитическая информация, ее виды и содержание
Оснащение: тетрадь, ручка.
Литература:
1. Одинцов В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности (2-е изд., стер.), учебное пособие, 2015 г.
2. Одинцов В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: практикум (1-е изд.), учебное пособие, 2015 г.
3. Кобелева И.В., Ивашина С.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций. Учебн. Пособие. – М.:ИНФРА-М, 2015.
Преподаватель: Козарез Ю.Ю.
Лекция 1 Задачи, предмет и объекты экономического анализа. Организация экономического анализа
План:
1. Содержание, цель и задачи экономического анализа, его место в управлении предприятием.
2. Аналитическая информация, ее виды и содержание
Вопрос 1. Содержание, цель и задачи экономического анализа, его место в управлении предприятием
Предмет экономического анализа — хозяйственная деятельность предприятия, то есть совокупность всех хозяйственных процессов, происходящих на предприятии и выраженных в конкретном числовом измерении и изучаемых на базе всех видов учета и внеучетной информации.
|
Общая цель экономического анализа — изыскание возможностей повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Прикладная цель экономического анализа — научное обоснование управленческих решений.
В каждом конкретном экономическом исследовании цель определяется заказчиком. Решение частных целей направлено на решение общей цели, которая конкретизируется в основных его задачах.
Задачи экономического анализа:
1. Комплексная оценка результатов коммерческой деятельности по важнейшим показателям: выручка от продаж, финансовые результаты, показатели эффективности хозяйственной деятельности, издержки производства и обращения.
2. Оценка результатов коммерческой деятельности структурных подразделений предприятия: цехов, участков, филиалов, специализированных отделов и служб. Определение влияния их деятельности на конечные результаты предприятия, его эффективность.
3. Качественное и количественное исследование причин, повлиявших на результаты деятельности предприятия, то есть качественный и количественный факторный анализ.
4. Выявление резервов улучшения деятельности предприятия, повышения эффективности его производства, маркетинга, снабжения и т.п.
5. Разработка вариантов мероприятий по использованию выявленных резервов и оценка их эффективности.
6. Подготовка рекомендаций для принятия оптимальных управленческих решений по внедрению наиболее эффективных вариантов мероприятий, улучшающих деятельность предприятия, его специализированных функций.
|
7. Прогнозирование ожидаемых результатов деятельности предприятия.
Таким образом, экономический анализ является важнейшей функцией управления производством.
Управление производством включает четыре функции:
1. Планирование.
2. Учет.
3. Экономический анализ.
4. Регулирование.
Планирование обеспечивает разработку направлений и параметров развития предприятия по достижению поставленной цели.
Учет обеспечивает постоянное создание, накопление, классификацию и обобщение необходимой информации о происходящих на предприятии хозяйственных процессах и их результатов.
Экономический анализ базируется на двух предыдущих функциях.
По мнению известных экономистов К. Макконнелла и С. Брю, экономический анализ — «это общественная наука, исследующая проблему эффективности использования или применения ресурсов (средств производства), при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества. Так как наши потребности практически безграничны, а ресурсы редки (ограничены), мы не можем удовлетворить все материальные потребности общества. Единственное, что нам остается добиваться — это возможно наибольшего удовлетворения этих потребностей».
Другими словами, экономический анализ — комплексное экономическое исследование хозяйственной деятельности, которое является, во-первых, инструментом изучения действия экономических законов в конкретных условиях функционирования предприятия и, во-вторых, средством контроля за хозяйственной деятельностью.
|
Регулирование обеспечивает выработку и принятие оптимальных управленческих решений и их реализацию для достижения цели функционирования предприятия.
Качественный факторный анализ — определение состава факторов, воздействующих на исследуемый результат, их отбор и обоснование, при нем осуществляется нахождение вида связи между исследуемым показателем и факторами.
Количественный факторный анализ — определение размера влияния факторов на исследуемый результат.
Фактор — это условие, в котором совершается хозяйственный процесс, и под влиянием которого формируется исследуемый показатель, а также причина, по которой изменился хозяйственный процесс и его результат.
Хозяйственная деятельность состоит из основного производства, обеспечивающего миссию предприятия, вспомогательного производства, маркетинга, снабжения, таких важнейших специализированных функций как управление персоналом, административно-финансовая функция, менеджмент и организация, а также научной и опытно-экспериментальной базы, подсобного хозяйства, торговли, социальной сферы и т.п.
Классификация факторов
Классификационный признак | Группа факторов | |
1. | По содержанию | 1. Количественные (первичные) 2. Качественные (вторичные) |
2. | По связи с эффективностью производства | 1. Экстенсивные 2. Интенсивные |
3. | В зависимости от деятельности предприятия | 1. Внешние 2. Внутренние |
4. | По времени протяженности (длительности действия) | 1. Постоянные 2. Временные |
5. | По ширине действия | 1. Общие 2. Специфические |
6. | По взаимосвязи со сферой деятельности | 1. Технико-технологические 2. Организационные 3. Социальные 4. Экономические |
7. | По значимости | 1. Основные 2. Второстепенные 3. Случайные |
8. | По связи с ресурсами | 1. Трудовые факторы 2. Факторы основных фондов 3. Факторы материальных ресурсов 4. Факторы финансовых ресурсов |
9. | По направлению воздействия на исследуемый показатель | 1. Положительные 2. Отрицательные |
10. | По степени детализации | 1. Факторы 1-го порядка 2. Факторы 2-го порядка 3. Факторы n-го порядка |
11. | C точки зрения воздействия на исследуемый показатель | 1. Прямопропорционального действия 2. Обратнопропорционального действия |
12. | По виду связи с исследуемым результатом | 1. Факторы функциональной зависимости 2. Факторы вероятностной зависимости |
13. | По возможности определения размера влияния | 1. Факторы, поддающиеся количественному измерению 2. Факторы, количественно неизмеримые |
14. | По возможности управления факторами | 1. Регулируемые 2. Частично регулируемые 3. Нерегулируемые |
Миссия предприятия обычно выражается в виде отдельных утверждений, которые являются неким кодексом организации (предприятия) и определяют ее экономическую, социальную и управленческую философию, экономические критерии прибыльности, производственной деятельности и качества товаров, стиль поведения внутри организации, подбор и расстановку кадров и, наконец, такое понятие как «имидж».
Вопрос 2. Аналитическая информация, ее виды и содержание
Все источники данных для экономического анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные.
Плановые источники — все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания.
Источники информации учетного характера — данные, которые содержат документы бухгалтерского, налогового, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Это основные источники информации для экономического анализа.
Внеучетные источники информации — документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, материалы специальных исследований, анкеты, вопросники, интервью, техническая и технологическая документация, бюллетени, справочники, газеты, журналы, специальная литература, хозяйственно-правовые документы.
Этапы экономического анализа
Аналитическая работа включает в себя следующие этапы:
1. Определение целей и объекта анализа.
2. Общее ознакомление с объектом и разработка предварительного плана.
3. Подбор информации и проверка ее достоверности.
4. Расчетная часть изучения информации и использование частных методик анализа.
5. Подведение итогов анализа и подсчет выявленных резервов.
6. Разработка мероприятий по мобилизации резервов, установление сроков их мобилизации и ответственных лиц.
Виды экономического анализа, их классификация
Экономический анализ следует классифицировать по следующим признакам:
1. Объект управления: народнохозяйственный, отраслевой, региональный, анализ в масштабе союзов, концернов, ассоциаций и т.п., в масштабе предприятия и внутризаводской (внутрихозяйственный) анализ.
2. Аспект исследования:
— общеэкономический или финансово-экономический анализ. Он базируется на исследовании показателей в стоимостном выражении на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности, а также данных бухгалтерского, налогового, оперативного и статистического учета;
— технико-экономический анализ. Такой анализ является логическим продолжением общеэкономического анализа и позволяет определить влияние факторов техники, технологии, организации, управления и т.п. Здесь используются не только стоимостные показатели, но и технико-производственные показатели в натуральных, условно-натуральных и трудовых измерителях;
— функционально-стоимостной анализ. Это инженерный анализ, например, изучение снижения себестоимости на предпроектном этапе исследования;
— функциональная диагностика — новое направление управленческого анализа.
3. Субъект анализа: внешний и внутренний анализ.
4. Время проведения: ежедневный, подекадный, ежемесячный, поквартальный, годовой.
5. Характер решений, принимаемых на основе экономического анализа:
— итоговый (последующий, периодический, ретроспективный). Осуществляется по окончании отчетного периода. Его преимущество — достоверность, так как он базируется на данных отчетности и учета, кроме того, результаты такого анализа могут быть использованы в будущем (при планировании);
— оперативный или текущий. Может быть либо финансовым, либо производственным, проводится по ходу осуществления хозяйственных процессов. При его проведении используются данные оперативного учета;
— перспективный или прогнозный. Методика составления плана развития предприятия.
6. По содержанию:
— полный или комплексный;
— тематический (выборочный, частичный).
7. По широте охвата: внутрихозяйственный и межхозяйственный.
Требования к экономическому анализу - экономический анализ должен быть объективным, конкретным, комплексным, системным, регулярным, экономичным, действенным.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте содержание, предмет и цель анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
2. Назовите основные задачи анализа.
3. Дайте определение понятия «фактор». Приведите классификацию факторов.
4. Дайте определение качественного и количественного факторного анализа.
5. Охарактеризуйте пользователей аналитической информации, их интересы и цели анализа
6. Назовите информационные источники АФХД предприятия