Преподаватель: Козарез Ю.Ю.




ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 1

Дисциплина: Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Тема: Задачи, предмет и объекты экономического анализа. Организация экономического анализа

Цель занятия: ознакомится с понятием экономического анализа, содержанием и задачами анализа, изучить предмет, объект и основные виды анализа.

 

В результате проведения занятия обучающийся должен

Знать: понятие экономического анализа, содержание и задачи анализа, предмет и объект анализа и основные виды анализа.

 

Уметь: определять предмет и объект анализа, выявлять основные виды анализа.

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: Лекция информационная

 

План занятия:

1. Содержание, цель и задачи экономического анализа, его место в управлении предприятием.

2. Аналитическая информация, ее виды и содержание

 

 

Оснащение: тетрадь, ручка.

Литература:

1. Одинцов В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности (2-е изд., стер.), учебное пособие, 2015 г.

2. Одинцов В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: практикум (1-е изд.), учебное пособие, 2015 г.

3. Кобелева И.В., Ивашина С.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций. Учебн. Пособие. – М.:ИНФРА-М, 2015.

 

Преподаватель: Козарез Ю.Ю.

Лекция 1 Задачи, предмет и объекты экономического анализа. Организация экономического анализа

План:

1. Содержание, цель и задачи экономического анализа, его место в управлении предприятием.

2. Аналитическая информация, ее виды и содержание

 

Вопрос 1. Содержание, цель и задачи экономического анализа, его место в управлении предприятием

 

Предмет экономического анализа — хозяйственная деятельность предприятия, то есть совокупность всех хозяйственных процессов, происходящих на предприятии и выраженных в конкретном числовом измерении и изучаемых на базе всех видов учета и внеучетной информации.

Общая цель экономического анализа — изыскание возможностей повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Прикладная цель экономического анализа — научное обоснование управленческих решений.

В каждом конкретном экономическом исследовании цель определяется заказчиком. Решение частных целей направлено на решение общей цели, которая конкретизируется в основных его задачах.

Задачи экономического анализа:

1. Комплексная оценка результатов коммерческой деятельности по важнейшим показателям: выручка от продаж, финансовые результаты, показатели эффективности хозяйственной деятельности, издержки производства и обращения.

2. Оценка результатов коммерческой деятельности структурных подразделений предприятия: цехов, участков, филиалов, специализированных отделов и служб. Определение влияния их деятельности на конечные результаты предприятия, его эффективность.

3. Качественное и количественное исследование причин, повлиявших на результаты деятельности предприятия, то есть качественный и количественный факторный анализ.

4. Выявление резервов улучшения деятельности предприятия, повышения эффективности его производства, маркетинга, снабжения и т.п.

5. Разработка вариантов мероприятий по использованию выявленных резервов и оценка их эффективности.

6. Подготовка рекомендаций для принятия оптимальных управленческих решений по внедрению наиболее эффективных вариантов мероприятий, улучшающих деятельность предприятия, его специализированных функций.

7. Прогнозирование ожидаемых результатов деятельности предприятия.

Таким образом, экономический анализ является важнейшей функцией управления производством.

Управление производством включает четыре функции:

1. Планирование.

2. Учет.

3. Экономический анализ.

4. Регулирование.

Планирование обеспечивает разработку направлений и параметров развития предприятия по достижению поставленной цели.

Учет обеспечивает постоянное создание, накопление, классификацию и обобщение необходимой информации о происходящих на предприятии хозяйственных процессах и их результатов.

Экономический анализ базируется на двух предыдущих функциях.

По мнению известных экономистов К. Макконнелла и С. Брю, экономический анализ — «это общественная наука, исследующая проблему эффективности использования или применения ресурсов (средств производства), при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества. Так как наши потребности практически безграничны, а ресурсы редки (ограничены), мы не можем удовлетворить все материальные потребности общества. Единственное, что нам остается добиваться — это возможно наибольшего удовлетворения этих потребностей».

Другими словами, экономический анализ — комплексное экономическое исследование хозяйственной деятельности, которое является, во-первых, инструментом изучения действия экономических законов в конкретных условиях функционирования предприятия и, во-вторых, средством контроля за хозяйственной деятельностью.

Регулирование обеспечивает выработку и принятие оптимальных управленческих решений и их реализацию для достижения цели функционирования предприятия.

Качественный факторный анализ — определение состава факторов, воздействующих на исследуемый результат, их отбор и обоснование, при нем осуществляется нахождение вида связи между исследуемым показателем и факторами.

Количественный факторный анализ — определение размера влияния факторов на исследуемый результат.

Фактор — это условие, в котором совершается хозяйственный процесс, и под влиянием которого формируется исследуемый показатель, а также причина, по которой изменился хозяйственный процесс и его результат.

Хозяйственная деятельность состоит из основного производства, обеспечивающего миссию предприятия, вспомогательного производства, маркетинга, снабжения, таких важнейших специализированных функций как управление персоналом, административно-финансовая функция, менеджмент и организация, а также научной и опытно-экспериментальной базы, подсобного хозяйства, торговли, социальной сферы и т.п.

 

Классификация факторов

  Классификационный признак Группа факторов
1. По содержанию 1. Количественные (первичные) 2. Качественные (вторичные)
2. По связи с эффективностью производства 1. Экстенсивные 2. Интенсивные
3. В зависимости от деятельности предприятия 1. Внешние 2. Внутренние
4. По времени протяженности (длительности действия) 1. Постоянные 2. Временные
5. По ширине действия 1. Общие 2. Специфические
6. По взаимосвязи со сферой деятельности 1. Технико-технологические 2. Организационные 3. Социальные 4. Экономические
7. По значимости 1. Основные 2. Второстепенные 3. Случайные
8. По связи с ресурсами 1. Трудовые факторы 2. Факторы основных фондов 3. Факторы материальных ресурсов 4. Факторы финансовых ресурсов
9. По направлению воздействия на исследуемый показатель 1. Положительные 2. Отрицательные
10. По степени детализации 1. Факторы 1-го порядка 2. Факторы 2-го порядка 3. Факторы n-го порядка
11. C точки зрения воздействия на исследуемый показатель 1. Прямопропорционального действия 2. Обратнопропорционального действия
12. По виду связи с исследуемым результатом 1. Факторы функциональной зависимости 2. Факторы вероятностной зависимости
13. По возможности определения размера влияния 1. Факторы, поддающиеся количественному измерению 2. Факторы, количественно неизмеримые
14. По возможности управления факторами 1. Регулируемые 2. Частично регулируемые 3. Нерегулируемые

 

Миссия предприятия обычно выражается в виде отдельных утверждений, которые являются неким кодексом организации (предприятия) и определяют ее экономическую, социальную и управленческую философию, экономические критерии прибыльности, производственной деятельности и качества товаров, стиль поведения внутри организации, подбор и расстановку кадров и, наконец, такое понятие как «имидж».

 

Вопрос 2. Аналитическая информация, ее виды и содержание

 

Все источники данных для экономического анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные.

Плановые источники — все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания.

Источники информации учетного характера — данные, которые содержат документы бухгалтерского, налогового, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Это основные источники информации для экономического анализа.

Внеучетные источники информации — документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, материалы специальных исследований, анкеты, вопросники, интервью, техническая и технологическая документация, бюллетени, справочники, газеты, журналы, специальная литература, хозяйственно-правовые документы.

Этапы экономического анализа

Аналитическая работа включает в себя следующие этапы:

1. Определение целей и объекта анализа.

2. Общее ознакомление с объектом и разработка предварительного плана.

3. Подбор информации и проверка ее достоверности.

4. Расчетная часть изучения информации и использование частных методик анализа.

5. Подведение итогов анализа и подсчет выявленных резервов.

6. Разработка мероприятий по мобилизации резервов, установление сроков их мобилизации и ответственных лиц.

Виды экономического анализа, их классификация

Экономический анализ следует классифицировать по следующим признакам:

1. Объект управления: народнохозяйственный, отраслевой, региональный, анализ в масштабе союзов, концернов, ассоциаций и т.п., в масштабе предприятия и внутризаводской (внутрихозяйственный) анализ.

2. Аспект исследования:

— общеэкономический или финансово-экономический анализ. Он базируется на исследовании показателей в стоимостном выражении на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности, а также данных бухгалтерского, налогового, оперативного и статистического учета;

— технико-экономический анализ. Такой анализ является логическим продолжением общеэкономического анализа и позволяет определить влияние факторов техники, технологии, организации, управления и т.п. Здесь используются не только стоимостные показатели, но и технико-производственные показатели в натуральных, условно-натуральных и трудовых измерителях;

— функционально-стоимостной анализ. Это инженерный анализ, например, изучение снижения себестоимости на предпроектном этапе исследования;

— функциональная диагностика — новое направление управленческого анализа.

3. Субъект анализа: внешний и внутренний анализ.

4. Время проведения: ежедневный, подекадный, ежемесячный, поквартальный, годовой.

5. Характер решений, принимаемых на основе экономического анализа:

— итоговый (последующий, периодический, ретроспективный). Осуществляется по окончании отчетного периода. Его преимущество — достоверность, так как он базируется на данных отчетности и учета, кроме того, результаты такого анализа могут быть использованы в будущем (при планировании);

— оперативный или текущий. Может быть либо финансовым, либо производственным, проводится по ходу осуществления хозяйственных процессов. При его проведении используются данные оперативного учета;

— перспективный или прогнозный. Методика составления плана развития предприятия.

6. По содержанию:

— полный или комплексный;

— тематический (выборочный, частичный).

7. По широте охвата: внутрихозяйственный и межхозяйственный.

Требования к экономическому анализу - экономический анализ должен быть объективным, конкретным, комплексным, системным, регулярным, экономичным, действенным.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Охарактеризуйте содержание, предмет и цель анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2. Назовите основные задачи анализа.

3. Дайте определение понятия «фактор». Приведите классификацию факторов.

4. Дайте определение качественного и количественного факторного анализа.

5. Охарактеризуйте пользователей аналитической информации, их интересы и цели анализа

6. Назовите информационные источники АФХД предприятия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: