ДЭВИД ВЕЙС «ВОЗВЫШЕННОЕ И ЗЕМНОЕ»




 

 

 

«Книга эта - исторический роман, а отнюдь не биография, документальная или романтизированная. Исторический - потому, что жизнь Моцарта тесно переплетена с историческими событиями времени, и, следовательно, эта книга является также и историей его времени. Роман - потому, что в создании образов и развитии действия автор прибегал к средствам художественной прозы. Однако труд этот никак не полет фантазии.

Все внешние обстоятельства в ней подлинные. Улицы, дома, дворцы, города, мебель, одежда - весь быт второй половины восемнадцатого века - описаны такими, какими они были при жизни Моцарта.

События развиваются в строгом хронологическом порядке. Поразительные совпадения, встречающиеся в романе, отнюдь не вымысел автора, так было в действительности. Ни один факт автором не подтасован. Ни одна любовная истории не придумана интереса ради. Все произведения Моцарта, упомянутые в книге, точно соответствуют датам, указанным в тематическом каталоге Кёхеля. Автор приводит много документов, и все они достоверны. Все лица, с которыми читатель познакомится, жили в действительности. Повествование нигде не выходит за рамки исторических фактов».

 

 

Дэвид Вейс - американский писатель-романист родился в 1909 году и уже в раннем возрасте проявлял интерес к жизни художников и композиторов. Отец Вейса был художником, однако в возрасте четырех лет мальчик остался сиротой, и был отдан на воспитание к тетке из Филадельфии, которая на тот момент владела русским рестораном через дорогу от концертного зала «Academy of Music».

В 1933 году Дэвид заканчивает университет и перебирается в Нью-Йорк, где становится личным секретарем Эрвина Пискатора, работавшего на тот момент руководителем программ обучения актерскому мастерству в New School for Social Research. Одновременно Вейс получает актерское образование и становится помощником руководителя образовавшегося на тот момент профсоюза актеров, режиссеров и сценаристов. После того, как карьера актера не удалась, Дэвид Вейс испробовал 50 различных занятий, прежде чем обратиться к писательству.

Как говорил сам Вейс: «Принято считать, что писатели перебирают работы в поисках опыта, так вот я дошел в своем поиске до предела». В 1953 году Дэвид Вейс опубликовал свой первый роман «Обвинитель», который был удостоен литературной премии. За ним последовали «Дух и плоть» о жизни танцовщицы Айседоры Дункан и его наиболее успешная книга «Нагим пришел я».

Хотя Дэвид Вейс также писал пьесы и несколько романов с современным ему сюжетом, специализацией его была биографическая проза. Он написал два романа о Вольфганге Амадее Моцарте: «Возвышенное и земное» (1968) и «Убийство Моцарта» (1970) - литературное расследование тайн, окружающих смерть композитора.

Романы Вейса публиковались в США и Европе и были переведены на 27 языков.

 

Когда речь заходит о классической музыке, большинство людей сразу же вспоминают Моцарта. И это не случайно, ведь он добился феноменальных успехов во всех музыкальных направлениях своего времени.

Сегодня произведения этого гения пользуются огромной популярностью во всем мире. Ученые неоднократно проводили исследования, связанные с положительным влиянием музыки Моцарта на психику человека.

При всем этом, если спросить у любого встречного, может ли он рассказать хотя бы один интересный факт из биографии Моцарта, - вряд ли он даст утвердительный ответ. А ведь биографии великих людей - это кладезь человеческой мудрости!

 

Роман Дэвида Вэйса считается одним из лучших образцов биографических произведений. Он вдохновляет, заставляет волноваться и любить. Великий человек предстает одновременно возвышенным и земным. Прежде всего, это книга о музыке и о любви к ней, о человеке, который не мог себе представить жизнь без всех этих звуков фортепиано, клавесина, органа и скрипки. И если музыка Моцарта просто лучится светом и теплотой, то жизнь его была далека от подобной благостности.

В романе читатель узнает, насколько нелегким был путь Моцарта к славе, о его непростом характере, взаимоотношениях с семьей и прежде всего с отцом.

«Возвышенное и земное» полностью соответствует своему названию: есть возвышенное - творчество и земное - быт. Книга о музыканте, выступавшем перед императором в шесть лет и написавшем свой первый концерт - в двенадцать. О человеке, которым восхищалась вся Германия, Австрия, Польша, Англия и который был похоронен в бедности. О Моцарте!

В его голове теснились сразу же несколько произведений, он мог сочинить сонату или серенаду, не записывая ее, и тут же исполнить без нот».

«Скоро мальчик начал различать многие звуки. Ему уже исполнилось два года, это был большеголовый, голубоглазый ребенок, белокурый, со светлой нежной кожей. Мальчик был вполне здоров, хотя и маловат ростом для своего возраста. Он умел немного ходить – если держался за кого-нибудь или за что-нибудь, – но по-настоящему волновали его только звуки. В комнате был стол, за которым его кормили, а он любил поесть; были окна, из которых можно было смотреть на прохожих, и ему нравилось это занятие; можно было играть с Наннерль, когда она не занималась с Папой, но самыми счастливыми были минуты, когда он слышал какие-то новые звуки. Дождь стучал по окнам, и это приводило его в восторг. Оп прислушивался к ветру, хотя часто шум был громким и пугающим. Тиканье часов завораживало мальчика своей ритмичностью. По стуку тарелок он мог определить, кто моет посуду. Тереза делала это почти беззвучно; Мама, казалось ему, иногда стучала больше, чем нужно; Наннерль всегда гремела посудой, а то и роняла что-нибудь, и тогда от внезапного грохота у него на глаза навертывались слезы. В тот вечер, когда Наннерль с оглушительным звоном разбила блюдо, он рыдал так, словно на него свалилось огромное горе».

«К четырем годам Вольферль уже играл менуэты. Леопольд неустанно молился за сына в соборе и вел учет каждой музыкальной пьесе, разученной Вольферлем. Он уже позабыл о своем решении не торопиться с учением, а Вольферль был только рад. Чтобы ребенок учился читать рукописную партитуру и усваивал правила композиции, Леопольд показывал сыну свои собственные сочинения. Как-то он задал Вольферлю выучить скерцо, и мальчик легко сыграл его прямо с листа».

«Автор, и это сразу же чувствуется, находится под обаянием человечнейшей личности Моцарта. Любому музыковеду сделал бы честь его анализ формирования творческого облика Моцарта, ставшего таким же неповторимым, уникальным явлением в своей области, как, скажем, Данте, Леонардо или Пушкин. Вейс показывает множество «манер», которые в какой-то степени помогли Моцарту накопить гигантский опыт, умноженный великими свершениями баховской школы и откровениями молодого оперного искусства. Очень топко отмечает Вейс критическое отношение Моцарта ко всему, что он воспринимал, ибо гений Вольфганга - и автор книги не раз умело подчеркивает это - блистал самобытностью. Нужно напомнить, что Моцарт, хотя Вейс об этом не говорит, жадно поглощал но только музыку, но и литературу и все виды искусства. Оп испытывал живую радость общения с людьми и был на редкость щедр в дружбе и в любви, хотя об избраннице его немало суровых слов сказал уже Улыбышев (вспомним хотя бы историю с продажей копий «Реквиема»). Вейс еще более строг по отношению к Констанце - но это его право. Не получает разгадки в книге «тайна Реквиема», - по всей вероятности, из-за того, что исследования последних лет показали, что тайна эта еще более сложна, чем предполагалось в прежние годы.

И наконец, нельзя не остановиться на этической коллизии «гения и злодейства», пронизывающей всю книгу и играющей в ней едва ли не первенствующую роль. Когда Моцарт соприкасается с высокими произведениями искусства, он восхищается ими, он воздает должное и забытому ныне Вагензейлю, в прошлом учителю музыки Марии Терезии, и великому Гайдну. А когда «завистники презренные» встречаются с великими мастерами, то в сердцах этих недостойных людей вспыхивает ненависть. Эта коллизия придает трагический характер трактовке темы, которой она посвящена. Именно поэтому роман Дэвида Вейса, повествующий о жизни и творчестве великого и прекрасного человека, кончается его гибелью». Игорь Бэлза

 

 

Литература из фондов МБУК «Библиотеки Тольятти»

(произведения Дэвида Вейса)

Книги

Вейс, Д. Возвышенное и земное: роман о жизни Моцарта и его времени [Текст] / Д. Вейс. [пер. с англ. Н. Ветошкиной, Э. Питерской; авт. послесл. И. Бэлза] - Минск: Наука и техника, 1987. - 784 с.

 

Вейс, Д. Возвышенное и земное: роман о жизни Моцарта и его времени [Текст] / Д. Вейс; пер. с англ. Н. Ветошкиной, Э. Питерской; авт. послесл. и науч. консультант И. Бэлза. - Москва: Прогресс, 1970. - 768 с.

 

Вейс, Д. «Нагим пришел я...» [Текст]: роман / Д. Вейс; пер. с англ. Н. Ветошкиной, Э. Питерской. - Москва: Правда, 1989. - 688 с.: ил.

 

Вейс, Д. Нагим пришел я [Текст]: роман / Д. Вейс; пер. с англ. Н. М. Ветошкиной, Э. Н. Питерской. - Москва: Республика, 1993. - 432 с.: ил.

 

Вейс, Д. Огюст Роден [Текс]: роман / Д. Вейс.; пер. с англ. Н. Ветошкиной, Э. Питерской. - Москва.: Искусство, 1969. - 584 с., [19] л. ил.

 

Вейс, Д. Убийство Моцарта [Текст]: роман / Д. Вейс; пер. с англ. Н. Ветошкиной, Э. Питерской; предисл. И. Бэлзы. - Киев: Музична Украiна, 1989. - 367 с.

 

 

Место хранения литературы можно уточнить по телефонам 35-60-00 («Библиотека Автограда»), 26-03-81 (Центральная библиотека им. В. Н. Татищева), а также у дежурного библиографа на сайте библиотеки https://cls.tgl.ru/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: