Различают капитальный и текущий государственный долг.
Размер бюджетных ассигнований определяется но нормативам бюджетного финансирования
Распорядители бюджетных средств - это должностные лица, которым законодательством предоставлено право распоряжаться денежными средствами, выделенными из бюджета.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные
Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленным законодательством республики и решениями местных Советом депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
Расходы государственного бюджета - экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета - затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций и стоящих перед ним задач.
Расходы на ВУЗы планируются в двух сметах: Смета расходов на финансовый год; смета доходов и расходов по внебюджетным средствам
Расходы на здравоохранение по экономическому содержанию объединяются в три группы: Расходы на лечебно-профилактические учреждения и мероприятия, Расходы на санитарно-профилактические учреждения и мероприятия, Прочие (бюро судебной медицинской экспертизы и другие).
Расходы на социальные нужды обеспечивают в первую очередь финансирование непроизводственной сферы: образование, здравоохранение, культуру, искусство
Расходы на управление обеспечивают основную функцию государства - управление - и предусматривают обеспечение содержания органов государственного и местного управления, правопорядка, судебной власти.
Расходы республ и местн бюджета определяются с учётом программ соц-эконом развити РБ и соответсвадминистр-территор единиц, осущ по направлениям, предусмотренным бюджетным кодексом и в размерах установленных Законом о республ бюджете на очередной финансовый год и решением местных советов депутатов О бюджете на очередной фин год
Расчет фонда оплаты труда штатного профессорско-преподавательского состава осуществляется по формам обучения, исходя из числа преподавателей и средней ставки в месяц
Расчетные нормы - средние затраты, приходящиеся па расчетную единицу с учетом конкретных условий.
Регулирующие доходы - это доходы, которые поступают в нижестоящий бюджет на основе решений вышестоящих органов Государственной власти или местной власти, принимаемых ими при утверждении своих бюджетов
Реструктуризация- основанное на соглашении земледарцем прекращении долговых обязательств РБ, составляющих гос.долг с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами РБ, придусматр. др. условия обслуживания и погашения долговых обязательств РБ.
Роспись доходов и расходов - это основной документ, регулирующий отношения между субъектами бюджетных отношений в процессе исполнения бюджета.
Сводные отраслевые сметы — это сведенные в одну смету индивидуальные сметы однородных учреждений и сметы расходов на централизованные мероприятия. В них предусматриваются расходы по всем учреждениям данного ведомства
Система местных бюджетов была представлена земскими, Уродскими и мирскими бюджетами
Систему здравоохранения Республики Беларусь составляют государственное и частное здравоохранение.
Смета расходов является основным финансовым планом, определяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета на содержание организаций и на осуществление централизованных мероприятий.
Сметы расходов на централизованные мероприятия составляются министерствами и другими органами государственного управления.
Содержание налогов проявляется в их участии в распределении или перераспределении национального дохода.
Состав расходов на финансирование национальной экономики, их структура и содержание завися г от приоритетов развития экономики
Социальная политика – совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования условий жизни общества и отношений между социальными группами
Социальное обеспечение предполагает предоставление государством социальных гарантий, направляемых на поддержку населения в результате наступления временной или постоянной нетрудоспособности, на поддержку малоимущих слоев населения, решение демографических проблем.
Среднесрочная финансовая программа разрабатывается на 3 год а, из которых: 1-ый год - на который составляется бюджет, следующие 2-ва года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной финансовой политики.
Среднесрочная финансовая программа- документ, содержащий данные о возможности бюджета, о мобилизации доходов и стратегии приоритетных направлений расходов бюджета в пределах имеющихся ресурсов на среднесрочную перспективу.
Субвенция - денежные средства, выдеииемые и» вышестоящего бюджета нижестоящему на конкретные цепи
Субсидия - денежные средства, выделяемые вышестоящим бюджетом нижестоящему для вырамним.нпш \римим мщиапь- но-экономического развития соответствуйнцгП.1 immmih фшивно-
Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность и безвозвратность
Текущие расходы - часть расходов бюджетов, обеспечивающих текущее финансирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Текущие расходы возмещаются за счет собственных средств организаций.
Текущий государственный долг - расходы по выплате причитающимся кредиторам доходов по долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим срокам оплаты.
Третьим уровнем функциональной классификации расходов являются виды расходов, детализирующие расходование средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов.
Управление внешним государственным долгом — это комплекс мероприятий по получению и возврату внешних кредитов
Управление внутренним государственным долгом - это комплекс мероприятий по регулированию величины, структуры и стоимости государственного долга, направленных на его оптимизацию.
Учет исполнения республиканских и местных бюджетов по расходам ведется по кассовым и фактическим расходам.
Фактическими расходами считаются действительные затраты организаций, подтверждаемые документами.
Финансирование государственного здравоохранения осуществляется из средств республиканского и местных бюджетов из расчета потребности расходов на оказание медицинской помощи на одного жителя
Финансирование дефицита бюджета осуществляется за счет государственных долговых обязательств и местных займов, кредитов Национального банка Республики Беларусь и других источников
Финансовые отношения между государством и субъектами хозяйствования и населением по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями
Фонд заработной платы педагогического персонала определяется умножением средней ставки одного часа на количество учебных часов
Фонд заработной платы работников ССУЗов включает: заработную плату педагогического персонала; заработную плату учебно-вспомогательного персонала; заработную плату административно-хозяйственного и обслуживающего персонала
Функции налогов: фискальная, контрольная, распределительная, стимулирующая, социальная
Функциональная классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, отражающей направ- «|и дств на выполнение основных функций государства, фундаментальная классификация расходов состоит из четырех уровней.
Четвертый уровень функциональной классификации расходов образует классификация по параграфам, которая детализирует расходование средств на конкретные мероприятия и направления деятельности.
Число должностей медицинского персонала планируется в соответствии со штатным расписанием. Врачебные должности планируются на основе действующих норм обслуживания, определяющих количество коек на одну врачебную должность (например, одна должность врача-терапевта на 20-25 коек).
Число должностей на один пост рассчитывается путем деления числа часов работы учреждения в год на число часов работы в год одной медсестры.
Число должностей среднего медицинского персонала зависит от количества круглосуточных медицинских постов и числа должностей на один пост.
Число оборотов койки в год рассчитывается путем деления числа дней функционирования койки в год на среднюю продолжительность пребывания больного в стационаре
Экономическая классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций по их экономическому содержанию.
Экономические расходы используются с целью государственного регулирования экономики и направлены в сферу материального производства