Наташа Крайнюченко
Цели и задачи занятия
Коррекционно-образовательные:
закреплять понятия «звук», «слово», «буква»; совершенствовать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; закреплять умение в нахождении места звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами.
Коррекционно-воспитательные:
создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность
Оборудование:
сундук, сюрприз (чупа-чупсы, 2 мольберта, магниты, схема характеристики звука, емкости с фасолью и цветным рисом, буквы на магнитах (С, У, Н, Д, У, К, цифры на магнитах 1-6, картинки со звуками Р и Л, модели слов, синие сигнальчики, игрушки, названия которых делятся на 1 – 4 слога, тарелочки с палочками, шнурочками и фасолью, дид. игра «Подбери слог к картинкам», олонка с музыкальным оформлением.
Ход занятия
1. Организационный момент. (Дети под музыку входят в кабинет)
Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости пришли родители. Давайте поздороваемся с ними все вместе.
Дети: Здравствуйте!
Психогимнастика
Логопед: А сейчас давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом, по очереди пожимая друг другу руки и называя свои имена.
(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.)
Дети здороваются друг с другом
Проблемная ситуация
Логопед: Ребята, вы уже стали совсем большими, многому научились. Пришла пора поделиться своими знаниями. Сегодня мы пригласили вас, на небольшую квест-игру. Это такая игра, где надо выполнять задания, отгадывать загадки и за правильно выполненное задание вы будете получать букву-подсказку, спрятанную в емкости с фасолью, и цифру из емкости с цветным рисом. В конце игры вы с помощью цифр сложите слово и узнаете, где спрятан для вас сюрприз.
|
Ну что, хотите узнать, какой сюрприз мы для вас приготовили?
ЗАДАНИЕ 1: Артикуляционная гимнастика + чистоговорки (на стульях).
Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие упражнения помогли вам научиться правильно выговаривать звуки? («Лошадка», «Маляр», «Гармошка» и т. д.)
После называния упражнения дети их выполняют
- А сейчас, давайте проговорим чистоговорки со звуками, которые научились выговаривать (детям предлагаются разные чистоговорки - см. Приложение).
Одному ребенку предлагается достать первую букву из емкости с фасолью, другому – цифру из емкости с цветным рисом.
ЗАДАНИЕ 2: Характеристика звука.
Детям предлагается занять места за столами, стоящими в два ряда
Логопед: Следующее задание. Я сейчас прочитаю предложения, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? Для каждого ряда будут разные предложения, будьте внимательны.
1 ряд: Роме и Розе на день рождения подарили красные шары.
2 ряд: Володя плыл на лодке.
Логопед: Дайте характеристику вашему звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)
Дети: Согласный, потому что есть преграда – язычок.
Логопед: Еще он какой?
Дети: Твердый, звонкий, обозначается синим цветом.
|
Логопед: Молодцы. Я думаю, вы можете еще достать букву и цифру.
ЗАДАНИЕ 3: Найди место звука в слове (за столами).
Логопед: У вас на столах лежат картинки, в названии которых спрятался звук Р или Л. Ваша задача определить в какой части слова находится этот звук – в начале, в середине или в конце слова. Выложить синий сигнальчик на модели слова.
Одному ребенку предлагается достать букву и цифр из емкости с фасолью и цветным рисом.
ЗАДАНИЕ 4: Деление слов на слоги.
Логопед: А теперь отгадайте загадку:
Оно может быть ласковым,
Может быть грубым.
Оно может быть тихим,
Может быть громким.
Оно может обидеть,
Может рассмешить.
Его можно сказать,
А можно взять и написать,
Но для этого нужно буквы знать.
Что это? (Слово)
Правильно! Звуки, которые мы произносим, складываются в слова. Слова бывают длинные, а бывают короткие. Как их отличить?
Дети: Их можно измерить.
Логопед: Чем же, линейкой.
Дети: Нет, слогами.
Измерить длиннющее слово
Да это проще простого!
Сколько слогов в нем, надо узнать –
Хлопать в ладоши пора начинать.
- Давайте покажем, как мы можем измерять слова. Вот, например, «ДОМ». Сколько слогов в этом слове? А если назвать его ласково «ДОМИК»?
Игра «Собери игрушки по количеству слогов»
- На этом столе находятся игрушки. Первая команда (2-3- ребенка) будет собирать игрушки, названия которых состоят из двух слогов, вторая – игрушки, названия которых состоят и трех слогов (и т. д., на усмотрение педагога). Начали!
Одному ребенку предлагается достать букву из емкости с фасолью.
ФИЗМИНУТКА (по выбору)
ЗАДАНИЕ 5: Выложи букву.
Логопед: Ребята, мы можем с вами увидеть звуки? (Ответы детей) Звуки мы слышим и произносим. А что мы читаем и пишем? Правильно, буквы.
У вас на столах лежит разный материал (шнурочки, палочки, фасоль и т. д.). Предлагаю вам сложить любую букву из этого материала.
Одному ребенку предлагается достать букву из емкости с фасолью.
ЗАДАНИЕ 6: Чтение слогов и подбор их к картинкам.