По всем возникающим вопросам обращаться по данному электронному адресу или в социальной сети Вконтакте – Жуева Александра.




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Структурное подразделение Институт физико-математического образования, информационных и обслуживающих технологий

Кафедра технологий производства и профессионального образования

Семинар № 4

По дисциплине

Инновационные технологии в науке и профессиональном образовании

Тема: Содержание инновационного образования: цели и принципы построения

 

Магистранта/ки группы_______________

ФИО____________________________

 

 

Луганск, 2020
Семинар № 4 (4 часа)

(26.11-03.12.2020)

Тема: Содержание инновационного образования: цели и принципы построения

Дидактическая цель: ознакомиться с Федеральными государственными образовательными стандартами; понять сущность содержания инновационного образования.

Вопросы к занятию:

1. Общая характеристика современного содержания образования.

2. Педагогическая характеристика инноваций в содержании образования.

3. Основные принципы построения содержания инновационного образования.

4. Инновационные учебные курсы.

5. Авторские учебные программы.

Основные термины, понятия: содержание образования, содержание инновационного образования, образовательная программа, учебный план, компетентность, компетенция, принципы построения содержания инновационного образования

Перечень практических заданий:

1. Отразите свое понимание Государственных образовательных стандартов, сложившееся в ходе изучения данной темы.

2. Сформулируйте свое понимание роли структуры общего среднего образования в обеспечении качества профессионального образования.

3. Подготовьте реферат по одному из вопросов занятия.

6. Сопоставьте различные модели инновационного образования в социокультурном пространстве.

7. Проведите экспертизу авторских учебных программ и напишите экспертное заключение. Требования к авторским учебным программам и методические рекомендации по экспертизе представлены в приложении (Приложение 1).

Авторские программы

Https://nsportal.ru/npo-spo/sfera-obsluzhivaniya/library/2018/12/23/rabochaya-programma-innovatsionnye-tehnologii-v

Https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/11/27/avtorskaya-innovatsionnaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-lego

3) https://infourok.ru/avtorskaya-innovacionnaya-rabochaya-programma-vnutripredmetnogo-obrazovatelnogo-modulya-po-russkomu-yaziku-uchimsya-pisat-tvorch-2651085.html

Выполните практические задания письменно в тетради для практических работ.

Литература:

Основная:

Епишева О.В. Инновационные процессы в образовании. - Тюмень, 2009.

Педагогика.Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. - М., ИНФРА-М, 2005.

Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании.- М., 2007

Дополнительная:

Ангеловски К. Учителя и инновации. - М.,1991.

Игропуло B.C. Принципы управления развитием образования в регионе в современных условиях. - Ставрополь: ИРО, 1996.

Найн А.Я. Инновации в образовании. - Челябинск, 1995.

Петривняя И.В. Инновации в подготовке учителя. Киев, 1990.

Поташник М. М., Лоренсов А. В., Хомерики О. Т. Управление инновационными процессами в образовании. - М., 1994.

Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч. ред. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. - М., 1995.

Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. - М., 1991.

Интернет-ресурсы:

Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика - рычаг образования [Электрон. Ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. Http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm.

Образовательные ресурсы - https://sibrc.tsu.ru/modules.php?m=1

Международный научный педагогический журнал. - https://www.oim.ru

Педагогическая библиотека. - https://www.pedlib.ru/

Общие основы педагогики. - https://old.tspu.edu.ru/

Виртуальная библиотека. - https://www.library.ru/

Педагогическая библиотека. - https://pedlib.ru/

Российская национальная библиотека. - https://www.nlr.ru/

Уважаемые студенты!

Выполненную в электронном виде практическую работу необходимо выслать до 30.11.2020 на электронный адрес vierinen@ya.ru или в социальной сети Вконтакте.

По всем возникающим вопросам обращаться по данному электронному адресу или в социальной сети Вконтакте – Жуева Александра.

Также по телефонам (с 8:00 до 19:00):

+38072-13-88-604; +38095-86-81-837.


Приложение 1

 

Работа в группах

 

(из учебно-методического пособия Л.Б. Куценко-Барсковой «Практикум по экспертизе инновационной деятельности в образовательных учреждениях)

 

Любая рабочая учебная программа является главным документом, отражающим реализацию достижения образовательного стандарта, концепцию образовательного учреждения, предметность, ступени обучения и дифференциацию возрастного развития ребенка и т.д.

Под учебной программой понимается документ в виде нормативного текста, детально раскрывающий структуру программы, ее содержание и параметры качества усвоения учебного материала по конкретной учебной дисциплине, образовательной области или по конкретным (объединенным) формируемым граням культуры.

Учебная программа включает в себя следующие элементы:

· Пояснительная записка.

· Содержательный блок курса (дисциплины).

· Методический блок (модель педагогического процесса).

· Блок научно-методического и информационного обеспечения.

Определим основные моменты, которые желательно отразить в каждом из названных элементов. Предлагаемые разъяснения носят рекомендательный характер, т.к. авторская программа является сугубо индивидуальным документом.

Прежде всего следует отметить, что, приступая к созданию, описанию и защите своей программы, автор должен представить глубокий анализ всех существующих доныне как государственных, так и авторских программ с целью объяснения (в чем новизна предлагаемой программы) и аргументации выбора своих позиций (с чем и в какой из программ он согласен или нет, и почему) в форме заключения, с которой и начнется «Пояснительная записка».

Итак, разработчик представляет выстраданный им замысел и вправе формулировать свою концепцию по своему усмотрению, но так, чтобы идея была оптимально раскрыта и методически грамотно обоснована.

В пояснительной записке должна быть отражена концепция программы: обоснование необходимости, аспекты деятельности, новизна, преимущества перед аналогичными существующими программами, ее место и роль в образовательной программе учебного заведения, цели и задачи, сведения об учащихся, на которых ориентирована программа, требования к уровню знаний и умений, получаемых в результате обучения, сведения об апробации.

Содержательный блок включает: реферативное описание тем с указанием времени, необходимого для их изучения, выделение объема содержания для различных уровней усвоения, перечень основных изучаемых и формируемых понятий, критерии результативности обучения, список практических и лабораторных работ.

Методический блок содержит модель образовательного процесса, краткое описание применяемых педагогических приемов, методов и технологий, аппарат контроля качества обучения, методы оценки эффективности программы, результаты и выводы об апробации программы.

В блоке научно-методического и информационного обеспечения представляют сведения:

· об учебной литературе для учащихся,

· о дидактическом материале для учителя,

· о методических материалах для введения авторского курса,

· о практических разработках аппарата контроля деятельности учащихся (диагностические и контрольные задания),

· о поддерживающих компьютерных программах,

· о других источниках (публицистические работы, художественная литература и т.п.).

Далее приводим перечень ориентирующих вопросов, ответы на которые раскрывают выше перечисленные содержательные моменты по работе с учебными программами:

· Существует ли общественная потребность в регионе (образовательном округе, муниципальном образовании) во внедрении данной программы?

· В каких типах и видах образовательных учреждений и в какой образовательной программе может быть использована данная учебная программа?

· Является ли предлагаемая программа принципиально новой, или ее внедрение приводит к раскрытию (углублению) определенных аспектов учебно-воспитательного процесса?

· Данная программа раскрывает общие или специальные способности ребенка?

· Кому адресована программа, какие запросы обучающих она удовлетворяет?

· Какие возможности открываются перед учащимися, успешно освоившими данную программу?

· В чем преимущества данной программы перед аналогичными, рекомендованными для учебных заведений?

· Какие учебные программы, уже существующие (государственные, авторские), легли в теоретико-методическую основу данной авторской?

· Какая идея положена в основу программы?

· В чем состоит авторская точка зрения?

· Актуальна и сопоставима ли цель программы одновременно как для образовательной программы, так и для концепции данного образовательного учреждения?

· Достаточно ли четко цель программы выражает авторский подход?

· Важна ли цель программы для учащихся?

· Какие типы деятельности осваивают учащиеся при изучении данного курса?

· Нужна ли предварительная подготовка учащихся для изучения данного курса?

· Раскрывают ли задачи все аспекты содержания учебной программы по ее структуре?

· Как соотносятся цели, задачи учебной программы к содержательному представлению и объему учебной программы?

· Согласовано ли содержание программы с требованиями образовательных стандартов (норм федеральных, региональных, муниципальных и конкретного образовательного учреждения)?

· Имеется ли взаимосвязь между предлагаемым курсом с предыдущими и последующими?

· Какие принципы для отбора содержания и его структурирования предлагаются?

· В чем состоит специфика содержания курса?

· Какие уровни усвоения материала предлагаются?

· На какие критерии (показатели) опираются уровни?

· Какие понятия являются базовыми и формируемыми?

· Какие требования предъявляются к учителю, реализующему данную программу?

· Какие критерии результативности обучения используются?

· Какие возможности для развития личности учащихся заключены в разработанных приемах, методах и технологиях обучения?

· Какие особенности имеются в организации учебного процесса?

· Какой аппарат контроля обеспечивает деятельность учащихся?

· Доступен ли методический материал, необходимый для проведения данного курса?

· Указаны ли рекомендуемые условия для осуществления данной учебной программы?

· Какие положительные и отрицательные моменты выявились при опытно-экспериментальной проверке?

· Какие предложения имеются по повышению эффективности программы?

· Учитываются ли запросы родителей по освоению данной учебной программы?

· Какие именно требования, пожелания родителей осуществлены и включены при составлении данной учебной программы, где это отражено и как?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: