Обратная связь. Упражнение «Коробочка пожеланий»




Занятие – тренинг для педагогов

«Мы и наши дети в общении!»

 

Подготовила: Кондрашова С.В. –

педагог-психолог

 

2019 г.

 

Цель: дать возможность «проживания» педагогом роли ребенка, конкретизировать правила взаимодействия с детьми для достижения личностно-ориентированной модели общения, осознание собственных стратегий общения с детьми.

Задачи:

1. Содействовать повышению уверенности общения в коллективе.

2. Упражнять педагогов в использовании метода наблюдения в общении с детьми.

3. Развивать навыки эмоционального, вербального, визуального общения с детьми.

4. Обучение взрослых навыкам самоанализа.

Продолжительность тренинга: 40-50мин

Ход тренинга:

Упражнение: «Давайте поздороваемся».

Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания, раскрепощение членов группы.

Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается им на пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок - здороваются как мужчины;

2 хлопка - здороваются как близкие люди;

3 хлопка - здороваемся как женщины.

Игра "Имена". Садимся в круг.

Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Имя для нас всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится.

Так как мы уже знакомы, то передавая игрушку соседу справа, нужно назвать его имя и на начальную букву его имени нужно придумать прилагательное, характеризующее его положительно, то есть комплимент (Валентина - веселая, Надежда - нежная).

-Уважаемые коллеги! Наше занятие-тренинг я предлагаю начать с игры «Найди три отличия». Мы прекрасно понимаем, что личностно-ориентированное общение не возможно без учета индивидуальных особенностей ребенка. Основным методом, позволяющим нам эти особенности выявить, является наблюдение.

Игра «Найди три отличия»

Цель: Отработка навыков наблюдения, установление контактов в общении.

Инструкция: встаньте друг против друга, в течение одной минуты партнеры внимательно смотрят друг на друга, стараясь запомнить внешний облик своей «пары». Затем игроки одной шеренги отворачиваются, а каждый участник второй шеренги за определенное время меняет в своей внешности три признака (например снимает шарфик, меняется с соседом сережками, надевает перчатки и т.д.). Когда игроки первой шеренги поворачиваются лицом к партнерам, задача каждого из них – определить, что же изменилось. Затем игроки меняются ролями.

Обсуждение: участники делятся впечатлениями, результатами, возникшими сложностями, трудностями.

2. Психотехническое упражнение «Уровень»

Цель: осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение.

Инструкция: в дошкольном детстве общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей деятельностью, но роль его все еще велика. Деловой мотив становится главным мотивом общения. Сейчас мы попробуем вспомнить обязательные условия и правила в общении с ребенком, которые позволят более эффективно доносить информацию. Для этого нам необходимо разделиться на пары, встав напротив друг друга лицом к лицу. Один из пары садится на стул, не поднимая головы, пытается понять эмоцию на лице человека напротив. Стоящий партнер без слов и жестов изображает эмоцию. Затем партнеры меняются местами.

Обсуждение: педагоги меняются мнениями, говорят о впечатлениях, степени комфортности, отвечают на вопрос, что видели, смогли ли угадать эмоцию. Делается совместный вывод о необходимости эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком.

Упражнение «Ярлыки»

Два воспитателя проходят к столам. Каждому одевается на голову «корона» с надписью. После этого каждой группе дается задача нарисовать несуществующее животное с помощью геометрических фигур, но обращаться во время работы к участником своей группы нужно так, как написано на его «короне».

Через 2 минуты все, не снимая «короны», отвечают на вопрос:

- Понравилось ли вам, когда с вами общались таким образом?

После того, как все желающие высказались, предлагаю снять «короны» и выйти со своих ролей.

Задача для обсуждения. Чем в реальной жизни могут быть «короны»?

Как влияет наличие подобных ярлыков на общение?

Как часто мы встречаемся с ситуациями навешивания ярлыков?

Как ребенок реагирует на ярлык?

Легко ли избавиться ярлыка? Как это сделать?

Упражнение «Снежинка»

1. Каждому участнику следует вручить небольшой лист бумаги. Формат листа не имеет значения. Это может быть тетрадный листок, фрагмент газетного листа. Бумага требуется не для того, чтобы на ней писать, а всего лишь в качестве материала, так что сгодятся и черновики.

2. Попросите группу сохранять молчание и не задавать вопросов до конца выполнения упражнения.

Психолог: «Сосредоточьте внимание на бумаге в ваших руках. С этого момента смотрите только на этот лист, не обращайте внимания на манипуляции, которые производят с бумагой ваши соседи».

3. Психолог диктует инструкцию, отслеживая, успевают ли участники следовать ей.

Инструкции:

- Внимательно смотрите на лист бумаги и никуда больше;

- Слушайте только мой голос и следуйте инструкции;

- Сложите лист пополам;

- Оторвите правый верхний уголок (уголок это значит немного);

- Сложите получившееся еще раз пополам;

- Оторвите второй раз правый верхний уголок;

- Сложите получившееся в третий раз пополам;

- В третий раз, в последний, оторвите правый верхний уголок.

Объясните участникам, что в детском саду, когда мы были совсем маленькими, перед Новым годом почти все из нас вырезали из бумаги «снежинки», приклеивали их на стекла, дарили близким. В руках участников сейчас тоже находится «снежинка».

4. Участники разворачивают «снежинки».

Попросите поднять снежинки над головой в расправленном виде, чтобы все смогли увидеть коллекцию «снежинок».

Вы заметите сами, и это же увидит группа – удивительный красивый эффект – несмотря на то, что задание выполняли вместе, следуя одним и тем же инструкциям, «снежинки» получились совсем разными.

У кого-то в поделке несколько отверстий, у кого-то их вообще нет, а края «снежинок» оборваны. Ни одной одинаковой «снежинки».

Объясните группе, что это удивительное явление, свидетелями которому они только что стали, доказывает индивидуальность, неповторимость, непосредственность каждого из нас.

Упражнение напоминает нам о собственной исключительности, а это еще один повод полюбить себя, ценить мерцающую внутри индивидуальность и оригинальность.

Уважаемые коллеги. Вы прекрасно понимаете, что главное в общении с ребенком – это доверие. Как ваше к ребенку, так и ребенка к вам. Развить это чувство в ребенке достаточно сложно, а вот сломать его - легче простого.
Сейчас мы с вами проверим, на сколько вы доверяете друг другу.
5. Упражнения «Упади на меня»
Цель: формировать (тренировать) у педагогов доверие к окружающему миру.
Эффект от упражнения усиливается, если предложить дышать свободно и легко, а также сопровождать действия фразой «Я собираюсь упасть».
Участникам тренинга предлагается разделиться на две команды по 4-5 человек. Затем даётся задание каждому из группы попробовать упасть на руки своих коллег. Задание остальных удержать этого человека в своих руках. Далее происходит обсуждение в кругу, что каждый почувствовал.

6.Упражнение "Узнать через прикосновение"

Участники сидят по кругу. В центре круга стоит пустой стул.

Педагог-психолог: Один из вас сейчас войдет в центр круга, сядет на стул, положит руки на колени ладонями вверх и закроет глаза. Мы все в произвольном порядке будем подходить к нему и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки и сказать кто это.

Каждый раз я буду говорить «да», если подошедший будет назван правильно, и «нет» в случае ошибки. Напоминаю, что подходить мы будем в произвольном порядке, и может оказаться так, что кто-то подойдет несколько раз, а кто-то - ни разу.

Обратная связь. Упражнение «Коробочка пожеланий»

Всем участникам предлагается написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим на собрании, при этом ни к кому конкретно не обращаясь и опустить листок в коробочку – пожеланий.

Затем ведущий перемешивает в коробке все пожелания и педагоги вытаскивают из нее пожелания для себя.

Я благодарю всех за участие. Спасибо. Всего доброго!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: