Лекция № 5
Немецкая классическая философия. Марксизм.
План:
1. Основные идеи классической немецкой философии
2. Трансцендентальный идеализм И. Канта
3. Философская система Г. Гегеля
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха
5. Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.
Основные понятия: агностицизм, категорический императив, мир «явлений» (феноменов), мир «вещей в себе» (ноуменов), априорное знание, апостериорное знание, Мировой дух (Абсолютная идея), диалектика, общественно-экономическая формация, экономический базис, политическая надстройка.
Содержание:
Основные идеи классической немецкой философии
К немецкой классической философии конца XVIII-XIX вв. относятся И. Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель и Л. Фейербах. Все они очень разные философы, но их творчество принято оценивать как единое целое. Их объединяют общие методологические принципы построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм.
Для немецкой классической философии (НКФ) характерна установка на анализ отношения субъекта и объекта и идея активности субъекта в мышлении. Деятельность самосознания рассматривается как конструктивная, а не как репродукция преднайденного содержания. Все содержание духа – результат его продуктивной творческой работы. Качество субъекта здесь не просто активность, но и созидание, творчество.
Центральной темой НКФ является вопрос: как возможен субъект, осуществляющий свободную деятельность, то есть активность, определяемую субъективными целями, а не системой извне данных «объективных» обстоятельств.
Предметом НКФ является деятельность как «последнее основание» всей системы отношения человека к действительности. Таким образом, выдвижение проблемы деятельности, понимается как активность духа.
Общие черты: 1) своеобразное понимание роли философии, которая должна быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием»; 2) исследование человеческой истории и человеческой сущности; 3) разработка целостной концепции диалектики, проблем гуманизма, нравственности, философии истории.
Трансцендентальный идеализм И. Канта
Иммануил Кант (1724 –1804). Творческую биографию И. Канта можно разделит на два периода:
1. «Докритический» период (1770 г.).
Основной труд данного периода – «Всеобщая естественная история и теория неба».
В этот период Кант рассматривает вопросы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, он занимался естественнонаучными проблемами:
- разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности;
- наметил идею генеалогической классификации животного мира, то есть распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения;
- выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
- изучал роль приливов и отливов на нашей планете.
2. «Критический » период (1770 – 1804 г).
Основные труды: «Критика чистого разума» (гносеология/эпистемология), «Критика практического разума» (этика), «Критика способности суждения» (эстетика).
На данном этапе И. Кант занимается вопросами гносеологии, размышляет над метафизическими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики. Решает он эти вопросы с позиции агностицизма.
В докантовской гносеологии трудность познания определялась самим объектом познания – окружающим миром, который содержит в себе бесконечное множество неразгаданных тайн. Кант полагает, что причиной этой трудности является сам человек и его разум (т.е. субъект познания), а не окружающий мир. Познавательные способности человеческого разума ограничены (разум не может все!). Разум постоянно наталкивается на неразрешимые противоречия в процессе познания, т.е. антиномии. С помощью разума можно одновременно доказать оба противоположных положения антиномии. Разум заходит в тупик. Наличие антиномий – доказательство наличия границ познавательных способностей разума.
Антиномии чистого разума:
тезис | антитезис |
«Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве» | «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве» |
«Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого» | «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого» |
«Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо ещё допустить свободную причинность» | «Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы» |
«К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность» | «Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности — ни в мире, ни вне мира — как его причины» |
Однако, разум наталкивается не только на внутренние границы – неразрешимые противоречия, но и на внешние – сущность вещей принципиально непознаваема.
По Канту весь мир делится на:
- мир «явлений » или феноменов, познаваемый с помощью априорных форм.
- мир «вещей в себе » или ноуменов, заключающих в себе сущность явлений – он недоступен человеческому разуму, непознаваемый.
Философ ставит вопрос: возможно ли вообще всеобщее и необходимое знание?
Все знание Кант делит на:
1. апостериорное – то, которое получает человек в результате опыта, оно предположительно, не обладает полной достоверностью и к всеобщности не имеет никакого отношения;
2. априорное – доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства и практического подтверждения. Например, «все что случается, имеет причину», «человеческая жизнь протекает во времени». Это знание абсолютно достоверно, надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.
Априорными являются категории рассудка, законы (сохранения, причинности, взаимодействия), пространство и время как формы. Будучи всеобщими и необходимыми законы принадлежат не самой природе, а человеческому рассудку, пространство и время не формы существования вещей, а формы чувственного созерцания человека – к реальному миру тоже не имеют никакого отношения.
В результате познавательный процесс происходит следующим образом:
1. Внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека.
2. Органы чувств принимают эти образы внешнего мира в виде ощущений.
3. Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира.
Однако, по Канту, эта целостная картина мира в нашем сознании ничего не имеет общего с реальным миром! Потому что наше сознание само выстраивает окружающий мир при помощи априорных законов, категорий и форм чувственного созерцания – пространства и времени. Отсюда вывод Канта, что вещи сами по себе непознаваемы, так же как и весь окружающий мир. Более того – философия в той форме, какой она существовала до Канта, невозможна: она изучает сущность бытия, а она-то как раз и непознаваема! Задача философии теперь состоит в критике рациональных способностей и определении границ познавательного процесса.
В «Критике практического разума» И. Кант обращается к проблеме морали. Понятие морали у Канта связано с безусловным долженствованием. В качестве безусловных, моральные требования возникают из разума, только не теоретического, а «практического», определяющего волю. Безусловность «категорического императива », выражающего моральный закон, означает бескорыстность нравственных мотивов. Поэтому моральный закон связан со свободой: воля не подчинена чувственной мотивации и может действовать наперекор ей. Человек свободен всегда, но моральным он становится лишь в том случае, если следует категорическому императиву: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Это не противоречит стремлению к счастью, но человек должен быть достоин счастья, а достоинство состоит лишь в моральном поведении. Оно имеет приоритет над стремлением к счастью, которое есть награда за добродетель. Но в нашем мире непосредственная связь между добродетелью и счастьем отсутствует. Поэтому мы должны допустить существование Бога, который в нашей посмертной жизни согласует одно с другим. Допущение бытия Бога и бессмертия души не равносильно их теоретическому доказательству. Отсутствие доказательства, место которого занимает вера или надежда, позволяет человеку спасти бескорыстность долга и свободу личности. Знание принуждало бы человека вести себя определенным образом, его поступки были бы «легальными», а не моральными. Исчезла бы свобода, возможная лишь в ситуации фундаментальной неопределенности. Но моральность и свобода являются самой основой человеческой личности, высшей ценностью бытия. Именно поэтому человек как цель сама по себе является главной проблемой философии