4 декабря, 2010, 12:20
Повсеместное стремление экономических агентов к максимальной реализации запланированных результатов и к минимизации неопределенности и рисков будущих периодов стимулирует интенсивное развитие направления планирования и бюджетирования, как в теории, так и на практике. Разрабатываются сложные многофакторные модели, создается и внедряется программное обеспечение, результаты проверяются на эмпирике — создается целая индустрия борьбы с неопределенностью и эффективным планированием. Но при этом департаменты финансового планирования и бюджетирования каждый год сталкиваются с проблемой учета многообразия требований различных организационных уровней. Одной из самых сложных задач для планирования является фактор капитальной достаточности, который включает в себя изменения всех доходно-расходных частей основных бюджетов и учет всех реализуемых и рассматриваемых проектов компании. Перекрестные системы финансирования и смежное распределение ответственности делают задачу планирования еще более неоднозначной. Но круг проблем бюджетирования не ограничивается на учете внутриорганизационных взаимосвязей — необходимость учета внешнеэкономических показателей, специфики экономики и тенденций развития рынка капитала делают попытки борьбы с неопределенностью крайне сложной задачей.
Оптимальный выбор портфеля проектов является главной задачей для реализации целей собственников компании. Но желание собственника эффективно управлять имеющимся капиталом диктует определенные условия взаимоотношений с менеджментом. Различные целевые функции владельца бизнеса и управленческого персонала приводят к возникновению проблем морального риска, асимметрии информации, организационной неэффективности и прочим несовершенствам, учет которых оказывает прямое влияние на качество исполнения бюджета, и, следовательно, на реализацию базовых целей собственника. Для воплощения намеченных целей с меньшими потерями и минимальным риском неопределенности необходимо учитывать материальную заинтересованность менеджмента, вводить системы штрафов и премий, системы контроля процесса и результатов, системы распределения мер ответственности. Дополнение классического инструментария учетом большего круга риск-факторов при процессе планирования показывает положительный результат. Проблема заключается в формировании подобного списка, его последующей логической верификации и разработке методологии использования.
|
Оптимальный выбор портфеля проектов - цель собственника инвестиционного капитала, желающего максимизировать ожидаемую приведенную на настоящий момент стоимость возможных будущих положительных финансовых потоков. Инвестор может быть частным лицом (спонсором), обладающим собственным капиталом, но в рассматриваемом случае инвестором является собственник компании (акционер) с возможностью совмещения владения акциями компании и поста управляющего. Техника анализа капитального бюджетирования предусматривает природу неопределенности, например, посредством учета риска при расчете эффективной ставки дисконтирования для таких показателей проектов, как чистая приведённая стоимость (NPV), индекс прибыльности (PI), модифицированный срок окупаемости и т.д.
|
Для реализации любого проекта требуются инвестиции (capital expenditures, САРЕХ), которые классически учитываются в нулевом периоде. В крайне редких случаях можно встретить проект, где потребность в инвестициях распределена на несколько временных периодов — обычно все необходимые суммы «прикрепляют» к нулевому периоду времени и по факту являются безвременными и не соответствуют временным рамкам одного периода модели. Если в проекте строительства завода, например, в нулевой период времени учитывался весь период подготовки завода к началу производства деталей (это как минимум оформление документов, строительство зданий, закупка оборудования, получение согласований, пуско-наладочные работы, поиск персонала и т.д.), а это несколько лет при успешном стечении обстоятельств, то в первый период времени соответственно завод начинал работать на определенную мощность и пусть даже еще не приносил прибыль, но в любом случае производил продукцию. Те инвестиции, которые закладываются собственником организации, при определенном стечении обстоятельств (банкроте основного поставщика сырья при отсутствии замены ему, политическая нестабильность, природные катаклизмы, экономический кризис и т.д.) могут быть выведены из проекта, и по сути ничего не изменится, кроме «замороженного» проекта. Но в любом случае, если речь идет о публичной организации, план строительства проекта должен был быть объявлен акционерам и учтен в стратегическом бюджете, допустим, на 5 лет. При изменениях условия бюджетирования, т.е. при включении фактора неопределенности бюджетного распределения, проект мог оказаться «замороженным» и выделенные средства ушли в более критические места бюджета.
|
Следовательно, при оптимальном выборе проекта следовало учесть, что проект является долгосрочным на стадии организации (start-up) и либо выбрать другой проект ввиду неизвестности, останутся ли средства для его завершения посредством капитального бюджетирования или нет. Исключением является лишь подобный случай в рамках проектного финансирования, где из-за любого рода внешних изменений может отойти от дел одна из частей «проектного ангела», и при отсутствии своевременной замены, проект может не реализоваться, а средства спонсора (инвестора) отозваны с правом реализации продукта или недвижимости уже вложенной части инвестиций (т.к. в подобных случаях инвестор страхуется оформлением собственности, покупаемой на его средства, на свое имя и берет себе долю проектной компании, пропорциональную его инвестиционному вкладу). Но подобные случаи проектного финансирования не рассматриваются в данной статье (в проектном финансировании крайне редки факты неэффективности в виде капитального рационирования).
Если же рассмотреть более приближенный к реальности случай расчетов денежных потоков, то «безвременный» денежный поток нулевого периода разбивается профессиональными финансистами на несколько денежных потоков, согласно количеству лет, которые необходимы для запуска проекта на стартовую мощность. Это объясняется очевидным фактом, что инвестированные деньги сегодня не имеют одинаковую стоимость на протяжении необходимого срока реализации запуска проекта, тем самым их нужно дисконтировать согласно установленной ставке. Конечно, есть контраргумент: инвестор может держать средства у себя и перечислять средства лишь по мере необходимости. Но есть одно но: поставщики, поручители и прочие контрагенты проекта работают не с инвестором, а с юридическим лицом компании, собственником проекта, и поэтому зачастую (если это, допустим, кредитор или лизинговая компания) требуется либо финансовая отчетность в качестве подтверждения кредитоспособности проекта, либо наличие необходимой суммы на расчетном счете компании — ведь проект не обязательно должен быть интегрирован, он может быть и обособлен. Тем самым наличие неопределенности бюджетного распределения может сыграть ключевую роль в рамках принятия решения оптимального выбора для подобных проектов.
В случае интегрированного проекта (как специфичного, так и неспецифичного) бюджет проекта учитывается в ежегодных планах компании. Компания ответственна за реализацию проекта перед собственниками. При наличии неопределенности бюджетного распределения реализация подвержена сомнению, т.к. деньги с новых проектов обычно выводятся на «алмазы» — старые доходные проекты в случае вероятности их роспуска. Хотя, конечно, проект может быть прикреплен к компании — «дойной корове», что практически гарантирует ему фиксированную финансовую поддержку.
Некоторые проекты являются взаимосвязанными с финансовыми потоками других проектов. Здесь ситуация схожа с упомянутой «дойной коровой», только с большими рисками неполучения в случае неопределенности бюджетного распределения средств.
Базовая же зависимость оптимального выбора проекта (портфеля проектов) от условий неопределенности бюджетного распределения обусловлены посредством связи логической цепочки зависимостей: глобальное бюджетирование напрямую связано с капитальным рационированием и капитальным бюджетированием, которые в свою очередь являются неотъемлемыми частями организации процесса оптимального выбора проектов. В результате зависимость определена как прямая. Для улучшения качества процесса оптимального выбора проектов необходимо минимизировать неопределенность бюджетного распределения.
Определим базовые детерминанты для решения проблемы неопределенности финансирования.
♦ Депозиты с резервом. При процессе бюджетирования компании часто идут на некоторую неэффективность — резервируют определенную сумму денежных средств на депозитном счете с возможностью пополнения счета и снятия с него части суммы. Подобные депозиты не характеризуются на рынке значительными процентами к доходности (около 3-5% по рынку в год), в то время как аналогичные средства могли быть инвестированы в проект или более рисковый актив для максимизации консолидированного финансового результата, т.к. канонической целью существования компании является максимизация стоимости капитала собственника. Но при непредвиденной ситуации (то есть если возникнет риск-фактор неопределенности бюджетного распределения) могут потребоваться средства либо для нужд проекта, либо для прочих нужд, а привлечение дополнительных средств (займы, кредиты и проч.) обойдется в любом случае дороже, чем безрисковый прибыльный актив депозита. Интересно, что в текущем законодательстве РФ присутствует графа запрета формирования крупных организационных резервов для коммерческих целей. Это мера Министерства Экономического Развития была направлена как для стимулирования развития экономики посредством вывода средств из запасных резервов и внедрения их в экономику, так и для фиксации на более долгие периоды уровня инфляции. Финансовые департаменты компаний нашли решение — держать необходимые средства в банковских депозитах. Стратегия размещения денег в данном случае может быть различной — одни предпочитает размещать большую сумму под больший процент в один банк, другие диверсифицируют набор банков, жертвуя доходностью депозита. По сути, эта мера является мерой хеджирования рисков и минимизации расходов на возникающую неопределенность бюджетного распределения.
♦ Специальные графы бюджета. В развернутом отчете о прибылях и убытках (P&L statement), который не имеет практики опубликования, есть несколько статей, подразумевающих скрытое формирование резервов на непредвиденные нужды: «Прочие расходы». Классически подобные графы ставятся в конце разделов издержек (которые по МСФО идут со знаком «+») и не превышают 5% от общей суммы, учтенной в разделе данной статьи. Подобных статей может быть бесконечно много (в зависимости от подробности раскрытия издержек), но итоговая сумма скрытого резерва все равно не может превышать 5% от совокупных издержек компании. Подобные строки «прочих расходов» возникают в бюджете из-за проблемы масштабирования, т.к. возможно наличие мелких (или нетипичных) видов издержек, не подходящих под рассматриваемую графу издержек.
♦ Хеджирование проектов. В большинстве случаев руководящие департаменты крупных публичных компаний задумываются заранее о возможности диверсификации отраслевых рисков, диверсификации рисков «одного поставщика» (когда сырьевое снабжение компании обусловлено на взаимодействии с 1-2 крупными поставщиками) или рисков неисполнения денежных потоков проектов в рассматриваемом периоде. Для этого рассматриваются зависимости динамики экономики (макроэкономические и индустриальные) и строится портфель проектов, который готов погасить возникшую неблагоприятную ситуацию посредством неопределенности бюджетного распределения. Например, корпорация ОАО АФК «Система» минимизирует подобного рода риски путем диверсификации бизнес-направлений в различные сферы экономики: нефть, телекоммуникации, финансовый рынок, фармацевтика, транспортные услуги, недвижимость и т.д. При возникновении непредвиденной ситуации на рынке (индустриальном кризисе) 1-2 актива могут перестать приносить доходы, в то время как остальные будут эффективно работать и спонсировать рассматриваемые проекты посредством капитального распределения.
♦ Штрафные и премиальные санкции. Для учета возможностей морального риска и асимметрии информации между собственником и менеджером, компании вводят премиальные и штрафные санкции для управленческого персонала. За исполнение бюджета и минимальные отклонения менеджер получает финансовое премирование. В противоположном случае менеджеру будет оказано в дополнительном премировании, бонусах и т.д. (согласно ТК РФ финансовые штрафы запрещены). Однако, как показывают исследования, даже при успешном исполнении бюджета, из-за асимметрии информации и преимущественно знания со стороны менеджера, все равно имеет место быть организационная неэффективность. Непосредственно участие собственника в процессе инвестирования и учащенный контроль отчетности (в том числе с помощью аудита) способствуют минимизации неопределенности бюджетного распределения при процессе оптимизации выбора проекта.
♦ Менеджер собственник. Корпоративные финансы давно уделяют должное внимание вопросу конфликта интересов собственника, менеджера и кредитора компании. При этом, как гласит теория, при стимулировании менеджера акциями, возникает особый случай эффективного управления. Совмещение позиций менеджера и собственника компании стимулирует административный аппарат к минимизации проблемы морального риска и асимметрии информации, т.к. любой из агентов заинтересован в максимизации стоимости компании.
♦ Эффективный контроль. В корпоративной среде считается, что увеличение доли крупных собственников стимулирует к более эффективному процессу администрирования и управления финансовой сферой компании. Собственники со значительными долями акций чаще всего находят место в Совете директоров компании, на прочих управленческих позициях. В результате, управленец-собственник не располагает мотивацией к порождению бюрократии, взяточничеству, созданию фиктивных тендеров и т.д., что напрямую способствует минимизации неопределенности бюджетного распределения.
♦ Связь с государством. Государство является неэффективным менеджером, но наличие прямой и косвенной поддержки от государства является явным преимуществом (особенно в случае производственных и сырьевых компаний). Государство может покрыть при необходимости бюджетными дешевыми средствами относительно рынка нехватку капитальных средств реализации или продолжения функционирования проектов компании.
♦ Ответственность менеджеров. Наличие повышенной ответственности у менеджеров в виде участия в процессе бюджетирования и капитального распределения может способствовать улучшению качества исполнения запланированного бюджетного распределения, т.к. менеджер лучше, чем собственник знает специфику работы отдельных секторов. По факту на практике собственники крайне редко занимаются планированием бюджетирования. При этом возникает дихотомия — менеджер, не являющийся собственником компании, может заложить в бюджет заранее завышенные показатели издержек, а при реализации бюджета разницу плана и факт а присвоить себе (в виду сговора с отделом бухгалтерии и поставщиками). И повышенная мотивация в качестве присвоения премий за выполнение плана может лишь косвенно повлиять па исход ситуации: ведь план будет выполнен, а по факту будут проведены другие средства. Но менеджер может и бояться рисковать — при раскрытии характера его деятельности он лишается и премии, и работы и вряд ли сможет устроится на другую работу после подобной практики. Контроль с помощью службы безопасности и учащенного аудита, прямого общения с поставщиками и заказчиками, дружественные отношения с бухгалтерией — все это стимулирует уменьшение неопределенности бюджетного распределения.
Таким образом, учет практических и теоретических детерминант при бюджетировании и управлении компанией способен минимизировать неопределенность бюджетного распределения, улучшив тем самым качество процесса оптимизации выбора проектов собственниками компании или доверенными менеджерами.
Использование классического инструментария капитального бюджетирования является недостаточным для комфортной реализации проекта. Необходимо учитывать гораздо больший круг внешних факторов. Условие «при прочих равных» и изолированный совершенный мир финансового моделирования оказываются неустойчивы в агрессивных условиях современной экономики и ее несовершенствах, а реальные инвестиционные решения принимаются исключительно на теоретической базе этих моделей с незначительными корректировками. Использование капитального рационирования в сочетании с учетом риска неисполнения запланированного бюджетного распределения и учетом широко спектра внешних факторов способствует процессу оптимизации выбора проектов путем минимизирования неопределенности бюджетного распределения.
Библиографический спитсок:
1. Antle R., Eppen G.D. Capital rationing and organizational slack in capital budgeting. 1985. Management Science. Vol.31. N2. pp. 163-174.
2. Kim D.S., Kusy M.I. A stochastic capital rationing model. 1990. The journal of Operational Research Society. Vol. 41. N 9. pp. 853-863.
3. Klammor T., Walker M. C. The continuing increase in the use of sophisticated capital budgeting techniques. 1984. California Management Review. Vol. 27. N 1. pp. 137-148.
4. Meier H., Christofides N., Salkin G. Capital budgeting under uncertainty — an integrated approach using contingent claims analysis and integer programming. 2001. Operations Research. Vol.49. N 2. pp. 196-206.
5. Mucherjee Т.К., Henderson G.V. The capital budgeting process: theory and practice. 1987. Interfaces. Vol. 17. 2. pp. 78-90.
В.Черкасова
РИСК (Ресурсы.Информация.Снабжение.
Конкуренция), Москва, 2010, № 3 (июль-сентябрь)