Философия жизни и философия психоанализа.




Лекция № 6

Зарубежная философия второй половины XIX- XX вв.

План:

1. Главные черты и направления постклассической философии.

2. Философия жизни и философия психоанализа.

3. Позитивизм и постпозитивизм

4. Основные философские направления ХХ-XXI вв.

 

Основные понятия: Основные понятия: парадигма, плюрализм, сциентизм, антисциентизм, антропоцентризм, иррационализм, «философия жизни», интуитивизм, эволюционистский спиритуализм, «творческая эволюция», «воля к власти» Сверхчеловек, закон «вечного возвращения», психоанализ Эрос, Танатос «Оно» (Id), «Я» (Ego) «Сверх-Я» (Super-Ego), синхронистичность архетип, позитивизм, эмпириокритицизм, принцип фальсификации, эпистемологический анархизм, феноменология, экзистенциализм, фундаментальный проект, абсурд, постмодернизм.

Содержание:

Главные черты и направления постклассической философии

В начале ХХ века происходит переоценка ценностей и смена парадигмы, т.е. характера (модели) постановки философских проблем и их решения.

Основные черты философии ХХ века:

- Плюрализм в философском мышлении. В этом период сосуществуют разнообразные направления и концепции: материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и атеистические, сциентистские (от лат. scienta - наука, т.е. ориентированные на естествознание) и антисциентистские (на иррационализм и интуитивизм). Современная философия не отвергает ни того, ни другого. Она вообще полагает, что многогранный мир можно познать при помощи различных форм познания (не только разумом!).

- Предметом изучения становятся все новые и новые объекты действительности, что ведет к возникновению принципиально новых направлений: философия культуры, философия политики, философия техники, философия науки и т.д.

- Терпимость (толерантность) современной философии. Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство между собой Диалог - главный способ взаимодействия не только внутри одной философской традиции, но и между Западом и Востоком.

- Антропоцентризм современной философии - в центре ее идей и размышлений находится человек, его сущность, свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и противоречивости. Особенно остро поднимется вопрос о смысле существования человечества в целом, о кризисе человека и истории.

Философия жизни и философия психоанализа.

К направлению «Философия жизни» принято относит следующихфилософов: Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), Фридрих Ницше (1844 – 1900), Анри Бергсон (1859 – 1941), Вильгельм Дильтей (1833 – 1911), Освальд Шпенглер (1880-1936), Георг Зиммель (1858-1918) и др.

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860).

Основные труды: «Мир как воля и представление», «О свободе воли», «О страдании мира», «Метафизика половой любви» и др.

Философскую систему А. Шопенгауэра принято считать иррационализмом. Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума, в нем все подчинено воле.

Воля – это «порыв», существующий в природе и в обществе. В мире животных – это стремление к сохранению жизни, в физическом мире есть «притяжение», тяготение, магнетизм, в обществе существует воля государств, народов и отдельных людей, воля «разлита» в природе и обществе.

Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама по себе она:

1. безосновна; 2. беспричинна; 3. не имеет разумной цели. Она предстает, как бесцельная потребность выжить.

На человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, любви и т.д.

Если основа мира – «воля» - неразумна, то и мир не разумен. История лишена смысла, в ней нет никакого разумного основания. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосновать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники.

Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. В религии человек пытается победить время через идею бессмертия души. Но это – иллюзия. Пространство тоже враждебно человеку, оно разделяет людей.

В целом, жизнь людей – это безнадежное длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир – это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни», устранив аффекты, вызванные «волей». Человек может придать своей жизни смысл путем избавления от «воли к жизни ». Шопенгауэр здесь ссылается на положения древнеиндийской философии (буддизма), зовущей человека к отрицанию иллюзорного мира, в стремлении к нирване. Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека и безнадежности его жизни и попыток познать законы природы и общества.

Анри Бергсон (1859 – 1941).

Основные труды: «Творческая эволюция», «Смех», «Два источника морали и религии».

А. Бергсон – основатель интуитивизма, эволюционистского спиритуализма, настаивающего на том, что человек есть дух.

В свободной инициативе человек продуцирует не вещи, а смысл вещей. Характеристика вещей – пространственность, а сознания – длительность. Именно сознанию дано непосредственно уловить текучесть времени. В протяженном потоке сознания моменты времени взаимопроницаемы. Сознание – это длящаяся текучесть. Жизнь сознания неразложима на дискретные состояния. Я есть единство в становлении, устремленность в будущее. Жизнь – это рост духа, это «” жизненный порыв ”, свободный и необратимый», это «творческая эволюция ».

Жизнь как становление начинается в результате первоначального взрыва, этого «жизненного порыва» и выступает как поток качественных изменений. Первоначальный взрыв вызвал к жизни интеллект и интуицию как формы жизни и познания.

Жизнь может быть познана только интуитивно. При этом снимаются все противоположности, в том числе и между познаваемым и познающим. Жизнь как бы познает саму себя. Интуиция схватывает живое через «длительности» - субъективно переживаемые состояния жизни. Интеллект познает мертвые вещи, утратившие «длительность», в обмен на пространственную фиксацию.

Фридрих Ницше (1844 – 1900) – основоположник «философии жизни », культовая фигура для ХХ века.

В творчестве Ф. Ницше выделяют три основных периода:

1. Эпоха увлечения метафизикой А. Шопенгауэра.

Основные произведения этого периода: «Происхождение трагедии из духа музыки», «Философия в трагическую эпоху Греции», «Несвоевременные размышления».

2. Эпоха увлечения философией позитивизма.

Основные произведения этого периода: «Человеческое, слишком человеческое», «Утренние зори», «Веселая наука».

3. Эпоха «переоценки всех ценностей», создание концепции «сверхчеловека».

Основные произведения этого периода: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Антихристианин», а также опубликованные уже после того, как Ницше сошел с ума «Сумерки кумиров» и посмертно опубликованное «Ecce Homo».

Кроме того, есть работа «Воля к власти». Она была опубликована после смерти Ницше усилиями его сестры, жены сторонника нацизма. Именно эта работа снискала славу Ф. Ницше, как философу нацизма и фашизма.

Можно выделить следующие черти, характеризующие философию Ф. Ницше:

1. Бессистемность. Поскольку любая система «убивает» жизнь, а любое систематизированное изложение пагубно сказывается на яркости и свежести мысли.

2. Парадоксальность. Ницше выражает мысли в крайней, причудливой форме, он автор причудливых афоризмов. Например, «Идешь к женщине – бери плетку», «Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины», «То, что не убивает меня, делает меня сильнее» и др.

3. Противоречивость. Ницше противоречит самому себе даже в рамках одного произведения.

4. Бездоказательность, пророческий характер. Пророк (а Ницше считал себя пророком) не должен заботиться о доказательствах.

5. Ироничность. Ницше сам себя парадирует, иногда непонятно, разделяет ли он сам то, о чем говорит или нет.

В основе философии Ницше – учение о плюрализме воль, о признании множества конкурирующих «центров» духовных сил, утверждающих в жизни «волю к власти ». Жизнь – это воля к власти. Воля – мировое начало, в котором нет ничего психологического, это универсальная космическая основа, которая проявляется в индивидуальной воле. Это чистое влечение, чистое стремление.

Если воля к власти реализует себя непосредственно и открыто, то человек живет здоровой жизнью. Если косвенно, когда волевой импульс блокируется, загоняется внутрь, возникает 1) психическая лихорадка (самоотравление), когда нереализованное человек переживает в воображении, или 2) он приобретает форму вымещения на других (проекция), выражающуюся в злобе и ненависти.

Христианская мораль, по Ницше, это и есть отражение злобы и зависти раба, который боится прямо выразить свою волю к власти. Даже чувство сострадания – выражение стремления к господству слабых натур. Сильный человек не терпит сострадания к себе. Мораль сострадания вредна, т.к. поддерживает слабых и подрывает действие естественного отбора. Сильная натура не боится страданий. Удел сильного – независимость в убеждениях и ценностных предпочтениях. Воля к власти – единственная ценность и сущность жизни.

Отсюда – необходимость переоценки всех ценностей, ибо христианские ценности и идеи равенства себя изжили: Бог умер. Идея равенства противоречит самой жизни. Жизнь иерархична, неравенство есть принцип самой жизни. Ницше встает на позиции морального нигилизма, ниспровержения всякой морали с высоты эстетического имморализма. Моральные ценности необходимо заменить эстетическими, - это главная идея переоценки всех ценностей. Она реализуется в концепции сверхчеловека.

Сверхчеловек – абсолютно свободное существо, стоящее выше всех условностей и ограничений современного человечества и воплощающее автономию воли. Это творец и воин, воплощение красоты, художник, земной бог. Свою волю он делает законом для всех, он – высшая ценность и цель культуры. Сверхчеловек должен сменить человека в эволюции существ: «человек это то, что должно быть превзойдено».

Мир лишен внутреннего смысла и целей, в нем нет ни начала, ни конца, а действует концепция «вечного возвращения »: все на свете повторяется с утомительным однообразием. Этот универсальный закон иррационален, он вне обычной логики, его обоснование невозможно в феноменальном мире: возвращение есть бытие становления, единое многого, необходимость случайного. Сверхчеловек – дитя Вечного Возвращения.

Ницше утверждал, что человек рождается не завершенным. Это всего лишь заготовка, набросок, которому только предстоит стать настоящим человеком. Человек проходит три стадии:

1. Стадия верблюда. Подобно этому животному, накапливающему в себе воду для долгого путешествия по пустыне, он накапливает в себе знания, которые ему дают родители, общество, школа, религия и разные жизненные ситуации. Верблюд руководствуется, основываясь на этих знаниях, верблюд со всем согласен и ничего не ставит под сомнение. Он умеет говорить только «да». Он живет в прошлом.

2. Стадия льва. Лев все отрицает. Он впитал в себя все знания и опыт общества и прошлых поколений и понял, что это все должно быть уничтожено, ведь только на этих руинах он сможет построить тот мир, где ему будет хорошо. Лев - революционер, он ни с чем не согласен. Он умеет говорить только «нет». Лев живет в будущем.

3. Стадия ребенка. Ребенок не критичен, он живет ни в прошлом, ни в будущем. Он живет в настоящем. Ему нет надобности разрушать прошлое, он свободен от него. Он берет опыт, но он не скован правилами. Он создал свою правду и взял на себя ответственность за свою жизнь. Теперь он может творить.

Философия психоанализа.

Представители: Зигмунд Фрейд (1856-1949), Карл Густав Юнг (1875-1961), Вильгельм Райх (1897 - 1957), Эрих Фромм (1900 - 1980) и др.

В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, учение Зигмунда Фрейда (1856-1949).

Основные труды: «Я и Оно», «По ту сторону принципа удовольствия», «Тотем и табу» и др.

В основе философии психоанализа лежит идея бессознательного, перенесенная из области анализа психических явлений в область общекультурной практики. Бессознательное говорит, и у него есть свой язык – язык оговорок, образов, сновидений, юмора, ошибок речи, «непреднамеренных» забываний. Все это симптомы болезни. Работа психоаналитика состоит в толковании зашифрованных в этом языке смыслов бессознательного, в котором царствуют два инстинкта: Эрос (инстинкт жизни, сексуальный инстинкт) и Танатос (инстинкт смерти, разрушения, возвращения к равновесию, нарушенному возникновением жизни). Обратный перевод бессознательного в сознание (т.е. лечение) состоит в применении психоаналитический методологии, включающей в себя: жесткий детерминизм; механистический эволюционизм; физикализм; редукционизм; интерпретацию в духе пансексуализма.

Структура человеческой психики состоит, по Фрейду, из трех частей. «Оно » - та часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы, бессознательные влечения и вытесненные из сознания идеи. «Оно» - наиболее архаичная, безличная часть психики, не знающая ограничений и подчиняющаяся только принципу удовольствия. От сознания она отгорожена областью предсознательного (разумное «Я » человека, память, мышление). Оно осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей, сопротивляется их попыткам проникнуть в сферу сознания. «Сверх-Я » - часть психики, формирующаяся в результате усвоения установок, предписаний социального окружения в целом, включает в себя совесть, страх, чувство вины, систему ценностей.

С именем Карла Густава Юнга (1875-1961) связан революционный переворот в психоанализе. Его внимание занимали общие всем людям слои психики, изучая которые он пришел к критике пансексуализма теории Фрейда. Эти слои он называл «коллективным бессознательным ». Философ не мог не заметить устойчивого сходства сюжетов и образов в сказках, легендах, преданиях разных народов мира. Причины такого сходства – наличие общего для всего человечества уровня бессознательного в психике. Этот уровень он и назвал «коллективным бессознательным». В нем он обнаруживает действие акаузального определяющего принципа («синхронистичность ») и определяет формы «коллективного бессознательного» - архетипы, своего рода «идеи» Платона, перенесенные в область психики. Архетипы – всеобщие духовные предрасположенности, своего рода формы, служащие духу образцами, когда он организует свое содержание. Архетипы можно считать бессознательными образами самих врожденных инстинктов, схемами инстинктивного поведения. Первый из них – архетип Тени. Это изнанка нашей Маски (образа, созданного для общества), своего рода хранилище негативного, вытесненного из сознания. Следующий архетип – Анима и Анимус. Это прообразы идеального мужского и женского начала. Далее – архетип Мудрого старца, архетип Дитя, архетип Самости. Боги у Юнга – архетипические формы мышления, формопорождающие матрицы бессознательного. Они необходимы, поскольку изначально принадлежат психике. «Обезбоживание» есть нарушение психики.

3. Позитивизм и постпозитивизм.

В сер. XIX в. возникает тенденция объявить метафизику (учение о сверхчувственных основах бытия) лишенной ценности, поскольку ее предметом являются оторванные от жизни ложные идеи. Возникает позитивистское движение, представленное 3 волнами:

«Первый позитивизм » XIX в.

Представители: Огюст Конт (1798- 1857), Герберт Спенсер (1820-1903), Стюарт Милль (1806-1873).

Родоначальником позитивизма считается О. Конт. Основные труды: «Курс позитивной философии», «Дух позитивной философии» и «Система позитивной политики». Основу его философской программы раскрывает тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика!». Философия, в том виде, в котором она существовала ранее, бесполезна и не нужна. Источником подлинного знания могут быть только частные науки, т.к. все явления подчинены естественным законам. Наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться на саму себя. «Наука сама себе философия ». Поэтому предназначение новой, положительной философии, с точки зрения, О.Конта – разработка методологии наук и поиск связи между ними.

О. Конт формулирует закон трех стадий развития ума и показывает, что человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего интеллекта. Стадии:

1) Теологическая стадия. На этой стадии ум объясняет природу вещей воздействием различных сверхъестественных сил;

2) Метафизическая стадия. На этой стадии ум объясняет природу вещей с помощью различных абстракций (общих понятий).

3) Научная (положительная) стадия. На этой стадии человек, наблюдая за явлениями, пытается установить между ними регулятивные связи (познание внутренних причин явлений невозможно).

Вторая волна позитивизма или эмпириокритицизм (т.е. «критика опыта») – XIX-XX вв.

Представители: Эрнст Мах (1838- 1916), Рихард Авенариус (1843-1896), русские философы А. А. Богданов, П. С. Юшкевич и другие.

Эти мыслители пытались «преодолеть» недостатки материализма и объективного идеализма в теории познания путем перехода на позиции субъективного идеализма. Они видели источник знаний в анализе ощущений, которые рассматривались вне связи с материальным миром.

Оба мыслителя были не только философами, но и крупными учеными-естествоиспытателями. Мах был известным физиком, автором работ по оптике, механике и акустике. Авенариус занимался исследованием в области психофизиологии. Основные положения своей философской концепции они формулируют уже в 70-80-х гг. XIX в.

К ним относятся:

1. Программа «очищения опыта». Положительный опыт должен быть очищен от ценностных и антропоморфических представлений, включая интеллектуальные представления о существовании объективной причинности, необходимости, субстанциональности бытия. Однако введение понятия опыта в теорию познания предполагает его связь с категориями «субъект» и «объект» познания, т.е. «нет объекта без субъекта, как и нет субъекта без объекта». Следовательно, именно сознание индивида определяет существование окружающего мира. Это позиция субъективного идеализма.

2. Теория «нейтральных элементов опыта». Учение об «элементах опыта» разрабатывалось Авенариусом. Мах добавил к ним понятие «нейтральные». Ощущение является начальным моментом человеческого познания. Все, что нам известно о мире, есть совокупность ощущений, которые следуют одни за другими или группируются. Любая попытка решить вопрос о происхождении, источнике этих ощущений носит метафизический характер, поскольку эти знания нам в опыте не даны. Эти «элементы» не являются ни физическими, ни психическими, они «нейтральны». Именно таким образом они пытаются преодолеть противоречия между идеалистической и материалистической линиями философии.

3. Принцип «экономии мышления». Принцип экономии мышления требует в науке избавляться от лишнего, например, понятий причинности, необходимости. Экономнее мыслить не о вещах и их ощущениях, а об элементах мира, из которых состоит все, поэтому назовем ощущения элементами. Экономнее мыслить, что нет психического и физического, поэтому пусть будут элементы нейтральными.

«Третий позитивизм » или неопозитивизм («логический атомизм», «логический позитивизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») – 20-е г ХХ века.

Неопозитивизм зародился в так называемом «Венском кружке» руководством Морица Шлика (1882 — 1936), в который входили Людвиг Витгенштейн, Рудольф Карнап, Филипп Франк и др.

Наиболее крупными представителями аналитической философии считаются Бертран Рассел (1872 — 1970) и Людвиг Витгенштейн (1989 — 1951).

Людвиг Витгенштейн (1989 — 1951).

Основные труды: «Логико-философский трактат», «Философские исследования».

Тексты философа составлены из пронумерованных фрагментов. В первом сочинении он применил метод логического анализа, а во втором — метод лингвистического анализа.

В «Логико-философском трактате» мир представляется как совокупность фактов. Последние выступают как события, которые в свою очередь состоят из объектов и являются их возможными конфигурациями. О событиях повествуют логические атомы — элементарные высказывания. Из фактов формируется представление о мире и картина мира. Обо всем этом возможны высказывания, составляющие содержание знания. Философию Витгенштейн считает лишь средством логического прояснения мыслей.

В трактате «Философские исследования» анализ языка замещается его лингвистическим анализом. Язык в нем рассматривается не как логический «двойник», противоположный миру, а как средство отношения к миру в ходе его применения с элементами творчества, игры. При этом языковые игры рассматриваются как метод обнаружения возможностей. Философия в этом сочинении выступает как средство научения мышления.

Постпозитивизм.

Представители: Карл Поппер (1902-1994) и Имре Лакатос (1922-1974), Пол Фейерабенд (1924 – 1994) и Томас Кун (1922-1996).

Постпозитивистынастаивают на том, что знание постоянно развивается, причем путем коренных преобразований, научных революций.

Карл Поппер (1902-1994).

Основные труды: «Логика научного исследования, «Открытое общество и его враги».

К. Поппер выдвинул принцип фальсификации: мы не можем с уверенностью утверждать, что та или иная теория верна, ибо рано или поздно признававшиеся истинными теории обнаруживали свою недостаточность. Чтобы быть подтвержденной, теория должна быть контролируемой (фальсифицируемой) со стороны фактов.

Любая теория появляется, достигает расцвета, а затем опровергается. Главные выводы Поппера:

1. в основании теории находятся гипотезы; гипотезы навсегда остаются таковыми, ибо их истинность недоказуема;

2. опираясь на гипотезы, по законам дедукции выстраивают предположения, согласующиеся с фактами;

3. сопоставление с фактами приводит к двум выводам: либо предположения им не противоречат, и тогда теория признается правдоподобной, работающей и продолжает жить, либо предположения фальсифицируются фактами и теория признается ложной, ее отвергают и интенсифицируют поиск новой. Другими словами, теории имеют гипотетико-дедуктивную структуру.

Пол Фейерабенд (1924 – 1994).

Основные труды: «Против метода», «Наука в свободном обществе», «Прощай разум».

Фейерабенд стал известен благодаря своим анархистским взглядам на процесс научного познания, и утверждениям, что в науке не существует универсальных методологических правил. На основе этих идей он создал концепцию эпистемологического анархизма.

Принципы эпистемологического анархизма:

1. Принцип пролиферации. Согласно этому принципу, от ученого требуется изобретать («размножать») и развивать различные концепции и теории.

2. Принцип несоизмеримости. Различные теории невозможно сравнивать друг с другом с точки зрения истинности научного знания.

3. «Дозволено все» («Anything goes»). Каждый ученый волен изобретать свою собственную концепцию. Причем аргументы отбираются в произвольном порядке, согласовываясь с личными интересами ученого.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: