Основные этапы самостоятельной подготовки студента к написанию выпускной квалификационной работы




Педагогическое исследование складывается из ряда этапов.

I этап. Изучение истории и теории вопроса; освоение передового педагогического опыта учителей, руководителей учреждений, состояния проблемы в практике работы учреждений. Здесь формируется представление о состоянии разработки проблемы в науке и практике. Построение гипотезы, определение задач.

II этап. Проверка гипотезы на основе накопления фактов и знаний по изучаемой проблеме. Исследуютсяпедагогические источники, из которых могут быть почерпнуты необходимые факты. Они весьма разнообразны: в частности, это материалы педагогического опыта, экспериментальнойработы и наблюдений.

III этап. Теоретические выводы на основе обработки и осмысления полученных фактов и новых знаний.

IV этап. Оформление результатов научного исследования, написание текста научной работы.

Эти этапы взаимосвязаны, каждому соответствуют определенные группы методов научного познания.

Этапы построения педагогического исследования могут быть представлены и таким образом.

I. Определение проблемы исследования, его темы, цели, объекта, предмета, которые будут решаться, гипотезы, задач, методов; разработка структуры описания исследования.

Объектом исследования является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования –это то, что находится в границах объекта. Являясь элементом объекта исследования, он включает совокупность его свойств и признаков. Это – часть, сторона, элемент объекта изучения. Например: «Предметом исследованиявыступает определение (путей, средств, технология, методические приемы, способы влияния, характер влияния…).

Цель исследования – это планируемый, желаемый результат исследования, путь достижения конечного результата. Это ответ на вопрос: для чего проведено исследование (какова его общественная польза и значимость). Целью исследования может быть получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор и анализ статистики. Для формулировки цели можно воспользоваться следующими контрольными вопросами: что исследуется? каким путём исследуется? что исследование даёт обществу?

Наиболее типичны следующие цели:

1. «Целью исследования является анализ развития … и разработка предложений по …»

2. «Целью нашего исследования является выявление психолого-педагогических условий эффективности (педагогического процесса, методов, технологий…) направления формирования …»

3. «Целью нашего исследования является выявление способов эффективного внедрения, воздействия на процесс…»

4. «Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проанализировать …, определить важность и значимость … для …»

5. «Целью нашего исследования является обобщение педагогического опыта …»

6. «Целью нашего исследования является анализ эффективности педагогических теорий, систем, технологий…»

7. «Целью нашего исследования является изучение динамики педагогических явлений, процессов…»

В качестве целей могут также выступать:

– выявление взаимосвязи явлений;

– изучение динамики явления;

– описание нового эффекта, нового феномена;

– открытие новой природы явления;

– обобщение, выявление общих закономерностей;

– создание технологий изучения.

Целью аналитического исследования может быть анализ причин формирования проблемной ситуации и разработка прогнозов её возможного развития и т. п. В прикладном исследовании целью может являться разработка программы конкретного исследования или разработка конкретных рекомендаций по преодолению изучаемой проблемы.

Формулирование задач исследования по сути дела представляет собой выбор путей и средств достижения цели. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы.

Задачи формулируются обычно в виде перечислений (изучить / исследовать…, описать…, установить…, выяснить…, доказать…, показать… и т. д.). Определение задач должно составить основное содержание глав и параграфов работы. Приведём примеры.

«В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующиезадачи:

– показать, что…

– рассмотреть…

– выработать…

– выявить проблемы в развитии…

– определить состояние проблемы …

– проанализировать особенности …

– выявить негативные тенденции…

– разработать основные методики формирования …»

«Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

– характеристика …

– решение вопросов по …»

– определение позиций…

«Основными задачами исследования выступают:

– психологическое изучение … и выявление…;

– выявление зависимостей между … и …;»

«Задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом:

– оценить эффективность …

– проанализировать существующие подходы и методы…

– выявить зависимость между … и …

– апробировать разработанный механизм …

– сравнить …

– определить и интерпретировать результаты эффективности на основе испытания метода (методов) …»

Гипотеза исследования – выведенные автором предположения, подлежат проверке в ходе исследования. Для этого конструируется эксперимент или опытно -экспериментальная работа, результаты которой оцениваются по продуманным в соответствии с содержанием изучаемого критериям. Затем результаты этой работы осмысляются и оформляются: разработка практических рекомендаций, внедрение результатов исследования в практику:

«Психолого-педагогическое исследование стимулируется гипотезой о том, что использование специально развивающей программы по формированию навыков общения у детей способствует развитию личности младшего школьного возраста»;

«Основу гипотезы составляет идея о том, что особенности темперамента ребенка младшего школьного возраста оказывают влияние на эффективность его взаимодействия со сверстниками и взрослыми».

Научная новизна это конкретный новый теоретический результат исследования. Выделяют три уровня научной новизны:

– уровень конкретизации (когда новый результат уточняет известные данные, конкретизирует отдельные положения, касающиеся теории и практики);

уровень дополнения (когда новый результат расширяет известные теоретические или практические положения, вносит в них новые элементы, дополняются познания в исследуемой области без изменения сути);

уровень преобразования (когда новый результат характеризуется принципиально новыми в области истории знаниями, которые не дополняют известные положения, а представляют нечто самостоятельное).

Научная новизна строится в следующих формулировках:

– уточнены (условия, методические приемы),

– конкретизированы (положения, методы),

– разработаны (основы чего-то),

– раскрыты (состав и структура чего-то),

– обоснованы (положения о том-то и о том-то),

– определены (условия чего-то),

– выделены (принципы, условия, способы, критерии),

– разработаны (программа, методические рекомендации),

– выявлены, (совокупность чего-то), установлены (критерии …) и т. д.

Практическая значимость состоит в практической реализации результатов исследования.Выделяют два вида практической значимости:

прямая реализация (реализуется в методических разработках, программах и т.п.);

косвенная реализация (когда результаты исследования внедряются в практику конкретного региона либо учреждения).

Практическая значимость выражается в формулировках: модель (какой-либо системы), рекомендация (по совершенствованию какой-либо деятельности), программа (обосновывающая направления деятельности), технология (обосновывающая конкретные педагогические приемы и т. д).

Практическая значимость проведённого исследования определяется возможностьюиспользования результатов исследования в практике работы дошкольных образовательных учреждений:

«Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что в данной работеопределены основы методики формирования…, которые могут успешно использоваться …»;

«Результаты данного исследования могут быть рекомендованы к использованию в практической деятельности …».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: