ОНЕПРЕСТАННОМПРИЧАЩЕНИИСВЯТЫХХРИСТОВЫХТАИН




КНИГАДУШЕПОЛЕЗНЕЙШАЯ

Отом, чтоправославнымхристианамнеобходимочастопричащатьсяБожественногоТелаиКровинашегоГоспода

 

Повелевается всемправославнымхристианампричащатьсячасто, во-первых, ВладычнимизаповедямиГосподанашегоИисусаХриста, во-вторых, ДеяниямииПравиламисвятыхАпостоловисвященныхСоборов, атакжесвидетельствамибожественныхотцов, в-третьих, самимисловами, чиномисвященнодействиемсвятойЛитургии, ав-четвертых, наконец, собственносамимСвятымПричащением.

1. ГосподьнашИисусХристос, преждечемпреподатьТаинствоПричащения, сказал: «Хлебже, которыйЯдам, естьПлотьМоя, которуюЯотдамзажизньмира» (Ин. 6:51).

Тоестьпища, которуюЯхочувамдать, – этоПлотьМоя, которуюЯхочуотдатьдляоживотворениявсегомира. Этозначит, чтоБожественноеПричащениедляверующих – этонеобходимаясоставнаячастьдуховнойипоХристужизни.

НопосколькуэтадуховнаяипоХристужизньнедолжнаугашатьсяипрерываться (какговоритАпостол, духанеугашайте1Сол. 5:19), адолжнабытьпостояннойинепрерывной, дабыживыенедлясебяжили, нодляУмершегозанихиВоскресшего (потомужеАпостолу1), тоестьчтобыживущиеверныежилиболеежизньюнесобственнойиплотской, ножизньюХриста, Которыйзанихумеривоскрес, – снеобходимостью, такимобразом, требуется, чтобы былопостоянным ито, чтоеесоставляет, тоестьБожественноеПричащение.

ИвдругомместеГосподьговоритповелительно: «Истинно, истинноговорювам: еслинебудетеестьПлотиСынаЧеловеческогоипитьКровиЕго, тонебудетеиметьвсебежизни» (Ин. 6:5З).

Изэтихсловстановитсяясно, чтоБожественноеПричащениедляхристианнастольконеобходимо, наскольконеобходимоисвятоеКрещение. Посколькутожесамоедвойноеповеление, котороеОнсказалоКрещении, ОнсказалиоБожественномПричащении.

ОсвятомКрещенииОнсказал: «Истинно, истинно говорютебе, есликтонеродитсяотводыиДуха, неможетвойтивЦарствиеБожие» (Ин. 3:5). ИоБожественномПричащенииподобнымжеобразом: «Истинно, истинно говорювам, еслинебудетеестьПлотиСынаЧеловеческогоипитьКровиЕго, тонебудетеиметьвсебежизни».

Итак, какбезКрещенияникомуневозможножитьдуховнойжизньюиспастись, такневозможноникомужитьибезБожественногоПричащения. Однакопосколькуэтидва [Таинства] имеютторазличие, чтоКрещениепроисходитодинраз, аБожественноеПричащениесовершаетсяпостоянноиежедневно, отсюдаделаетсявывод, чтовБожественномПричащенииестьдвенеобходимыевещи: во-первых, онодолжносовершаться, аво-вторых, совершатьсяпостоянно.

Ктомуже, когдаГосподьпредавалэтоТаинствоСвоимученикам, Оннесказалимвформесовета: «Ктохочет, пустьестМоеТело, и ктохочет, пустьпьетМоюКровь», какОнсказал: «Есликтохочет идтизаМною» (Мф. 16:24) и «еслихочешьбыть совершенным» (Мф. 19:21).

НоОнпровозгласилповелительно: «Приимите, ешьте, этоМоеТело», и «пейтеизнеевсе, этоКровьМоя» (см. Мф. 26:26–28). ТоестьнепременновыдолжныестьМоеТелоиобязательнодолжныпитьМоюКровь. Ивновьговорит: «СиетворитевМоевоспоминание» (Лк. 22:19). ТоестьэтоТаинствоЯвампредаю, чтобыоносовершалосьнеодин, илидва, илитрираза, ноежедневно (кактообъясняетбожественныйЗлатоуст) ввоспоминаниеМоихстраданий. МоейсмертиивсегоМоегодомостроительстваспасения.

ЭтисловаГосподаяснопредставляютдванеобходимых [момента] вПричащении: одинсостоитвобязательномповелении, котороеонисодержат, адругой – вдлительности, накоторуюуказываетслово «творите», что, понятно, означаетто, чтонамповелеваетсянепростопричащаться, нопричащатьсянепрестанно. Итак, каждыйтеперьвидит, чтонепозволяетсяправославномунарушатьэтоповеление, какогочинабыоннибыл, ноемувменяетсявдолгиобязанностьхранитьэтонепременно, приниматьэтокакВладычниезаповедииустановления.

2. Божественныеапостолы, следуяэтойнастоятельнойзаповединашегоГоспода, вначалепроповеди [Евангелия], припервомудобномслучае, собиралисьсовсемивернымивтайномместеиз-заопасенияотиудеев (Ин. 20:19), училихристиан, молились, и, совершаяТаинство, причащалисьисами, ивсесобравшиеся, какобэтомсвидетельствуетсв. Лукав «Деянияхапостолов», гдеговорит, чтотритысячи, которыеувероваливоХриставденьПятидесятницыикрестились, былисапостолами, чтобыслышатьихучение, чтобыприобретатьотнихпользу, молитьсяснимиипричащатьсяПречистыхТаин, дабыосвящатьсяилучшеутверждатьсяввереХристовой. «Онипостояннопребывали, – говоритон, – вученииапостолов, вобщенииипреломлениихлебаивмолитвах» (Деян. 2:42).

ИчтобыэтонеобходимоепреданиеГосподасохранялосьпоследующимихристианамиисовременемнезабылось, то, чтоапостолытогдаделали, тоинаписалив 8-ми 9-мсвоихПравилах, повелеваясострогимиспытаниемиснаказаниемотлучения, чтобынеосталсяниктобезпричастияБожественныхТайн, когдасовершаетсясвятаяЛитургия.

«Ащеепископ, илипресвитер, илидиакон, иликто-либоизсвященнагоспискаприсовершенииприношениянепричастится: дапредставитпричину, иащеестьблагословна, дабудетизвинен. Ащеженепредставит: дабудетотлученотобщенияЦерковнаго, якосоделавшийсявиноювреданароду, инасовершавшагоприношениенаведшийподозрение, акибынеправильносовершал»2.

Тоестьесликто-нибудьнепричастится, когдасовершаетсясвятаяЛитургия, пустьскажетпричину, почемунепричастился, иеслионауважительна, пустьегопростят, еслижеонэтогонеговорит, тогдадолженбытьотлучен.

Ав 9-мправилеониговорят: «Всехверных, входящихвцерковьиписанияслушающих, нонепребывающихнамолитвеиСвятомПричащениидоконца, якобезчиниевцерквипроизводящих, отлучатиподобаетотобщенияЦерковнаго»3.

Тоестьвсетеверующие, которыеприходятвцерковьислушаютПисания, нонеостаютсянамолитвеиСвятогоПричастиянеприобщаются, должныотлучатьсяотЦеркви, потомучтопроизводятбесчинствовцеркви.

Объясняяэтоправило, Вальсамонговорит: «Определениеэтогоправилаоченьсуровое, ибооноотлучаетприходящихвцерковьинеостающихсядоконцаинепричащающихся». Идругиеканоныподобнымобразомповелевают, чтобывсебылиготовыидостойныПричащения.

Антиохийскийсобор, следуясвятымапостолам, во-первых, подтверждаетихвышеприведенноеправило, азатемдобавляет: «Всевходящиевцерковьислушающиесвященныеписания, нопонекоемууклонениюотпорядканеучаствующиевмолитвеснародомилиотвращающиесяотПричащениясвятойЕвхаристии, дабудутотлученыотЦерквидотоле, какисповедаются, окажутплодыпокаянияибудутпроситьпрощения, итакимобразомвозмогутполучитьоное»4.

Тоесть, всете, которыевходятвцерковьислушаютсвященныеписания, нонемолятсявместесостальнымнародомили отказываютсяотБожественногоПричащения, должныотлучатьсядотехпор, поканеисповедаютсяинепокажутплодовпокаяния, инебудутпроситьпрощения, послечегомогутбытьпрощены.

Итак, видите, братьямои, чтовсехристианеподлежатнепременномуотлучениюидолжныпричащатьсячастоичтоониобязаныделатьэтонакаждойЛитургии, чтобынебытьотлученнымиисвятымиапостолами, исвятымСобором?

3. ЕслимывнимательноприсмотримсякБожественнойисвятойЛитургии, тоувидим, чтосначаладоконцавсяонаимеетцельюиуказываетнаПричащениесобравшихсяверующиххристиан, ибоэтообнаруживаютимолитвы, которыечитаетсвященниктайно, ивозгласы, ивсесловаисвященнодействия, ичин, которыепроисходятнаней.

Вмолитве, котораяназываетсямолитвойверных, написано: «Даждьим (тоестьверным), всегдасострахомилюбовиюслужащимТебе, неповинноинеосужденнопричаститисяСвятыхТвоихТаин».

Вмолитве, котораяследуетзасовершениемТайн5, написано: «Якожебытипричащающимсявотрезвениедуши, вооставлениегрехов». ТоестьчтобыпослужилиэтиСвятыеДарыпричащающимсявернымдляочищениядушиипрощениягрехов.

Вмолитве, котораянаходитсяпередПричащением, говорится: «ИсподобидержавноюТвоеюрукоюпреподатьнампречистоеТелоТвоеичестнуюКровь, инамивсемлюдем». Тоестьудостойнас, Господи, датьнамСвоейкрепкойрукойТвоеСвятоеТелоичестнуюКровьипосредствомнаспередайвсемуТвоемународу.

Этомывидимтакжеиввозгласах, когдасвященниквзываеткакбыотЛицаГосподакнароду:

«Примите, ядите, сиеестьТелоМое» и «пиитеотнеявси, сияестьКровьМоя».

Икогда, державсвоихрукахсвятуюЧашусживотворящимТеломиКровью, выходитизвратипоказываетеенароду, тогдаприглашаетегокБожественномуПричащениюигромковзывает:

«СострахомБожиим, вероюилюбовию6приступите». ТоестьподходитесострахомБожиим, вероюилюбовьюпричащатьсяБожественныхТайн.

 

ПослеПричащениясвященникинародблагодарятБогазаэтувеликуюблагодать, которойониудостоились.

Народблагодарит: «ДаисполнятсяустанашахваленияТвоего, Господи, якосподобилесинаспричаститисяСвятымТвоим, Божественным, безсмертнымиживотворящимТайнам», чтозначит:

«ОГосподи, пустьустанашинаполнятсяславословиемТебе, ибоТынасудостоилпричаститьсяСвятымибессмертнымТвоимТайнам».

Асвященникговорит:

«ПростиприимшеБожественных, Святых, ПречистыхиживотворящихТайндостойноблагодаримГоспода», чтозначит:

«Братья, посколькусчистойсовестьюмывсепричастилисьСвятыхиживотворящихТайн, давайтевместеблагодаритьГоспода».

НоиХерувимскаяпеснь, которуюпоетнарод, есликто-нибудьзадумается, являетсяподготовкойкПричащению, потомучтоонаговорит:

«Всемы, таинственноизображающиемногоочитыххерувимовипоющиетрисвятуюпесньЖивотворящейТроице, давайтеочистимнашумотвсякойзаботыихлопотэтогомира, ибопредстоитпринятьнамвнашудушуипричаститьсяЦарявсегосущего, Которогоокружаютневидимочинынебесныхангелов».

ТожесамоеозначаетимолитваГосподня, возглашаемаяпослепреложенияТаинств, ибовнейхристианепросятБогаиОтцадатьимнасущныйхлеб, которымявляетсяглавнымобразомСвятоеПричащение.

ДаисаминазванияЛитургии – «Общение» (Κοινονια) и «Собрание» (Συνάντηση), каконапопреимуществуназывается, побуждаютвнекоторомсмыслеснеобходимостьюкчастомуПричащению. Ведь «Общение» и «Собрание» значат, чтопосредствомПричащенияТелаиКровиХристовыхвсеверныесобираются, общаютсяисоединяютсясоХристом, иделаютсясНимоднотелоиодиндух.

Итак, наоснованиивсегоэтогосвященногочинаБожественнойЛитургиияпрошувас, братьямои, скажитемнесострахомБожиимиприслушиваяськсовестиввашейдуше, неочевидноли, чтотехристиане, которыеприходятнаЛитургию, обязаныпричащатьсячасто? Неимеютлионидолгаделатьэтои, чтобыбылаявленаЛитургиякакобщение, собраниеитрапеза, и, чтобынеоказалисьонипреступникамитого, вочтоверуютичтоисповедуют?

Аеслионинепричащаются, каксамипризнаются, тобоюсь, боюсь, неоказываютсялионипреступниками?

Ипоэтомуянезнаю, имеютлиистинныйчиниуместнолито, чтоихприглашаетсвященник, идругиесловаисвященнодействияиустав, которыйбываетнаЛитургии?

Потомучтовсе, какодин, отступают, иненаходитсяниодинхристианин, которыйисполнилбыихипослушалсябыприглашениясвященникаили, чтобысказатьлучше, Бога, но [каждый] уходитотСвятынинисчем, непринявееинеподойдя, чтобыпричаститься.

ПоэтомуибожественныйЗлатоуст, размышляяовсехэтихсвященнодействияхБожественнойЛитургииивидя, чтоониимеютцельюПричащениеверных, выноситсуждение, чтоте, которыеприходятнаЛитургиюинепричащаются, недостойныисамоговходавхрам.

Онговорит: «Явижу, чтомногиепричащаютсяТела [иКрови] Христовыхпростотакикакслучится, движимыескорее обычаемизаконническимотношением, анеразумнымрассуждением.

Ибо, когдапридетвремясвятойЧетыредесятницы, каждый, какимбыоннибыл, тоестьдостойнымилинедостойным, причащаетсяТайн. ТакжекаждыйделаетикогдапридетденьБогоявления, дажееслиемуневремяпричащаться.

НониБогоявление, ниЧетыредесятницанеделаютлюдейдостойнымиПричащения, аделаютихдостойнымиискренностьичистотадуши. Сэтойчистотойдушитыможешьпричащатьсявсякийраз [когдаприсутствуешьнаЛитургии], абезнеенепричащайсяникогда, ибо, говоритПавел, всякийраз, когдавыэтосовершаете, возвещаетесмертьГоспода, тоестьсовершаетевоспоминаниевашегособственногоспасенияиблагодеяния, котороевамсделано.

Подумай, сколькотщательностиупотреблялите, которыеелиотжертвоприношенийветхогозакона. Ибочегоонитольконеделали! Чегонеупотребляли! Онипостоянноочищались.

Тыже, имеянамерениепричаститьсятойЖертвы, передкоторойтрепещутангелы, очищениеограничиваешьпромежуткамивремени. ИкактыпредстанешьнасудХристов, еслидерзаешьпричащатьсясосквернымирукамииустами?

Вижу, чтопроисходитбольшойбеспорядоквэтомделе. Ибовиноевремявынепричащаетесь, хотябываетезачастуюичистыми, акогдаприходитПасха, дажееслисделаликакое-либозло, дерзаетеипричащаетесь. Одурнойобычай! Озлойпредрассудок!

НапрасносовершаетсяежедневноЛитургия, напрасномыстоимвалтаре – никтонеподходитпричаститься. Говорюэтонедлятого, чтобывыпричащалисьпростотакикакслучится, ночтобывыделалисебядостойными.

Очеловек! ТынедостоинПричастия? ТогдатынедостоинислышатьмолитвыЛитургии. Тыслышишьдиакона, которыйстоитивзывает: «Те, которыепребываетевпокаянии, всепроситеБога, дабываспростил».

Те, которыенепричащаются, находятсявсеещевчинекающихся. Итак, чтотыстоишь? Длячеговзываетдиакон: «Изыдитете, которыенеможетемолитьсяБогу», атыстоишьнагло? Еслижетынеизкающихся, ноизтех, ктоимеетвозможностьпричащаться, какжетынезаботишься, чтобыпричаститься? ИлитынесчитаешьПричастиевеликимдаромипренебрегаешьим?

Задумайся, прошутебя! Здесьцарскаятрапеза, ангелыслужатнаэтойтрапезе, СамЦарьздесьприсутствует, атыстоишь, какзевака. Одеждытвоейдушинечисты, иэтотебянетрогает? Номожетбытьоничисты? Тогдасадисьиешьотнее.

ХристоснакаждойЛитургииприходитувидетьтех, которыесидятнатрапезе, совсемиразговариваетитеперьговориткаждомувегосовести: «Друзья, каквыстоитездесьвЦеркви, неимеябрачнойодежды?» РазвеОннеспросил: «Почемутыселзатрапезу?» Нодажепрежде, чемтотсел, говоритему, чтооннедостоиндажевойтисюда. ВедьОнсказалне «почемутывозлег?», а «кактывошел?» (См. Мф. 22:2–14).

ТожесамоеитеперьвозглашаетХристосвсемнам, стоящимнаглоисбесстыдством, ведьвсякийнепричащающийсяТайнстоитбесстыдноинагло. Поэтойпричинедиаконыудаляютпервымитех, которыепребываютвогрехах.

Ибо, когдаГосподиндолженвойтинатрапезу, тамнедолжнынаходитьсятерабы, которыепровинились, ноонидолжныубегатьотеголица. Так, безусловно, происходитиздесь, когдасовершаетсяЛитургияиАгнец, ЯгненокВладычний, приноситсявжертву.

Когдатыуслышишь: «Помолимсявсесообща» (миром Господу помолимся), когдатыувидишь, чтооткрываютсявратаалтаря, тогдасчитай, чтооткрываетсянебоиснисходятангелы. Икакнедолженбытьздесьниодиннекрещеный, такнедолженбытьиниодинхотяикрещеный, нонечистыйискверный.

Скажимне, пожалуйста, еслибыкто-нибудьбылприглашеннатрапезу, пошелтуда, помылсвоируки, селиприготовилсяктрапезе, азатемнесталбыесть, развеоннеоскорбилбытого, ктоегопригласил? Нелучшелибылобы, еслибыоннеприходилвообще?

Такиты: пришелнатрапезу, пелсостальнымипеснопения, исповедовал, чтотыдостоин (посколькунеудалилсявместеснедостойными), кактыможешьпослевсегоэтогооставатьсянаЛитургииинепричащатьсяотэтойТрапезы?

Нотыговоришь: «Янедостоин». Тогдатынедостоинучаствоватьивмолитвах, потомучтоСвятойДухнисходитнетольконапредлежащиеСвятыеДары, ноинаэтипеснопения.

Разветыневидел, какрабыгосподсвоихсначаламоюттрапезную, убираютдомизатемужепредлагаютблюда?

Этоделаетсяунаспосредствоммолитв, посредствомвозгласадиакона: мымоем, какгубкой, церковь, чтобыТайныбылипредложенывчистойцерквииненашлосьвнейникакогопятна, никакогопорока.

Нечистыеглазанедостойнывидетьэтогозрелища, оскверненныеушинедостойныслышатьэтипеснопения. Иботакповелеваетзакон: еслидажеживотноехотелоприблизитьсякСинайскойгоре, тодолжнобылобытьпобитокамнями.

Таконибылинедостойнынаходитьсядажеуподножиягоры, хотявпоследствиииприблизилисьивиделиместо, гдебылБог. Следовалоприближатьсяивидетьпосле. АкогдаприсутствовалБог, надобылоудалиться».

Такиты, христианин, еслинедостоинвконцеЛитургииприблизитьсяиувидетьБога, убегайвместесоглашенными, ибо [продолжаетЗлатоуст] «ничегобольшего, чемони, неимеешь.

Ведьэтонеодноитоже: никогданепричащатьсябудучинекрещеным или послеКрещения, сподобившисьПричастия, оказатьсясогрешившиминедостойнымПричащения.

Хотелбысказатьвамещебольшеистрашнее, но, чтобынеперегружатьвашум, достаточноиэтого.

Иботе, которыеневразумляютсяэтим, несмогутвразумитьсяибольшим.

Итак, дабынашислованепослужиликещебольшемуосуждениювас, просимваснеотом, чтобывынеприходили, аотом, чтобывысоделалисебядостойнымииприсутствиянаЛитургии, иПричащения.

Скажимне, пожалуйста, еслибынекийцарьповелел: «Тот, ктосовершиттакое-тозло, пустьнеприближаетсякмоейтрапезе», торадиэтойчестиразвевынезахотелибыприложитьвсевозможныесилываши, чтобыпредохранитьсебяотзла?

Когдажесвященникприглашаетнасподойтипричаститься, тогдаГосподьнаспризываетвзойтинанебеса, натрапезувеликогоичудногоЦаря, амыотказываемся, имедлим, инеспешим, инестремимсякэтому. Икакаятогданадежданаспасениенамостается? Мынеможемсказать, чтонампрепятствуетболезньилиестество, нонедостойнымиделаетнастольконашенерадение»7.

Слышишь, братмой, чтоговоритэтотвеликийучительЦеркви? ЧтонедостойныприходитьнаЛитургиюте, которые, неимеяпрепятствия, неготовыпричаститься?

Ночтотыотвечаешь? Что, посколькуделаобстояттак, небудуходитьвообщенаЛитургию.

Нет, братмой, нет. Иэтотебенеразрешаетсяделать, потомучтотогдатыподлежишьотлучению, какопределяетсвятойиВселенскийПятошестойСобор, говоря:

«Ащекто, епископ, илипресвитер, илидиакон, иликто-либоизсопричисленныхкклиру, илимирянин, неимеяникакойнастоятельнойнуждыилипрепятствия, которымбынадолгоустраненбылотсвоеяцеркви, но, пребываявограде, втривоскресныеднивпродолжениитрехседмицнеприидетвцерковноесобрание: токлирикдабудетизверженизклира, амиряниндабудетудаленотобщения»8.

Тоестьтот, ктонаходитсявгородеинеходитвцерковьтривоскресныхдняподряд, еслионсвященнослужитель, тодолженбытьлишенсана, аеслимирянин, тодолженбытьотлучен. ТожесамоеопределяетиСардикийскийсвятойПоместныйсоборвсвоем 11-мПравиле9.

Итак, тыподлежишьнаказаниюотлучения, возлюбленный, еслинеделаешьитоидругое, тоестьнеходишьнаЛитургиюинеготовишься, сколькоможешь, причаститься, еслинетутебяпрепятствий. Ниоднотынеможешьнарушить, нидругое.

Ибоеслитывсегоэтогоненарушаешь, тосохраняешьвцелостностивсесвященнодействияБожественнойЛитургии, какмыпреждесказали, инепреступаешьчина, которыйполучилаЦерковьотСамогоГосподанашего, отапостолов, отСоборов, атакжеиотсвятых. Ачинтаков:

СвятойХлебдолженразделятьсянакаждойЛитургии, итеверные, укоторыхнетпрепятствия, должныприходитьпричащаться.

КакговоритСимеонСолунский, «БожественнаяЛитургия – этослужба, целькоторой – священнодействиеСамогоПресвятогоТелаХристоваиКровиичтобыданыонибыливПричащениевсемверным. И, кактаковая, цельеесостоиттольковПричащении».

СвятительНиколайКавасила, епископДиррахийский, пишет: «ДелосвятойслужбыСвященныхТайн – этопреложениеБожественныхДароввБожественныеТелоиКровь. Цельжеее – чтобыверныебылиимиосвящены»10.

МудрыйИов, окоторомсвидетельствуетсв. Фотийвсвоей «Библиотеке», вкниге «Отаинствах» такговорит: «ВсясвященнаяслужбапонимаетсявПричащенииСвятынь, посколькуцельее, иназначение, идело – ПричащениеживотворящихистрашныхТайниСвятынь».

ГавриилФиладельфийскийвкниге «ОТаинствах» говорит, чтоБожественнаяЛитургиясовершаетсярадитрехпричин.

Во-первых, вославуипохвалуБогаиСпасителянашегоиввоспоминаниеСмертииВоскресенияЕго, какСамОнсказал: «СиетворитевМоевоспоминание».

Во-вторых, радиупокоенияиосвящениядушусопшихблагочестивыхправославныххристиан.

В-третьих, радиживых. Такчто, когдасовершаетсяБожественнаяЛитургиявославуивпохвалуиввоспоминаниеСмертииВоскресенияГосподанашего, ввереусопшиенашибратьяполучаютотБогаупокоениеиосвящение, насколькоэтовозможно.

Живыежеверные, непричащающиесяБожественныхТайннаЛитургии, недоумеваю, какмогутосвятиться. СвятойКавасилаговорит, чтоонинеосвящаются.

Ипослушайопятьего:

«Еслидушиподготовленыиготовыпричаститься, аосвящающийивсесовершающийГосподьвсегдажелаетосвящатьилюбитСебяотдаватькаждому, чтоможетвоспрепятствоватьПричащению? Конечно, ничто.

Нокто-нибудьспросит: «Есликтоизживых, имеявдушеблага, окоторыхговорилось, неприступиткТайнам, неполучитлионтемнеменееосвящениеотсовершающейсяЛитургии?»

Натакойвопросмыотвечаем, чтоэтоможетполучитьневсякий, нотолькотот, ктонеможетприйтителесно, какэтобываетисдушамиумерших.

Еслижекто-нибудьможет, нонеприступаеткТрапезе, чтобысподобитьсяосвященияотнее, длятакогополучитьосвящениесовершенноневозможно – нетолькопотому, чтооннеприступил, нопотому, чтонеприступил, будучивсостоянииэтосделать»11. Тоесть, будучивсостояниипойти, пренебрегивознерадел, ипоэтомунепошел.

Согласноэтому, нетолькото, чтомыдосихпорговорили, обязываеткаждогохристианина, неимеющегопрепятствия, непрестаннопричащаться, ноиБожественноеПричащениеиПриобщениесамопосебе, еслимызадумаемся, привлекаеткаждогонаслаждатьсяимпостоянно, ибоявляетсяпросто-напростосоставнойчастьюжизнидуши. Посмотримтеперь, чтоэтозначит.

Составнойчастьюсхоластическиебогословыназываюттотпредмет, безкоторогоневозможнобытьтому, чтобывает. Так, например, вжизничеловекасоставнойчастьюявляетсядыхание, ибобезнегоневозможновыжитьчеловеку. Такженеобходимопитаниедлятелесногосостава. Икакчастоедыханиенеобходимодляжизни, апитаниенеобходимо, чтобысоставлятьтелесноеестество, такичастоеПричащениенеобходимодляжизнидушиидлясоставаеесущности. Или, чтобысказатьлучше, гораздоинесравненноболеенеобходимо.

ИпризовемтеперьвсвидетелиВасилияВеликого – будучиспрошеннекоейженщинойпоимениКесарияПатриция, онотвечаетводномизсвоихписем:

«ПриобщатьсякаждыйденьипричащатьсяСвятогоТелаиКровиХристовыххорошоиполезно, таккакСамГосподьясноговорит:

«Тот, ктоестМоюПлотьипьетМоюКровь, имеетжизньвечную».

Ктожесомневается, чтопричащатьсянепрестанножизниестьнечтоиное, какжитьмногообразно?»14. Тоестьжитьвсемидушевнымиителеснымисиламиичувствами.

МонахИовИсповедникговорит:

«ЕслиговоритьоСвятынеПричащения, топраведномуипорядочномухристианинухорошо, исправедливо, иестественночастоосвящатьсяиприбегатькэтойСвятыне, ижаждатьееболее, чеммыжелаемдышать. Поэтомукаждыйимеетразрешениепричащатьсяпостоянно, такчто, есливозможно, достойныенеимеютпрепятствияпричащатьсядажекаждыйдень».

Геннадий, патриархКонстантинопольский, оченьмудроизлагает, наскольконеобходимодляхристианинаСвятоеПричастие, говоря: «ИнынеТаинствосоделываетсвоимпричастникампреуспеяниежизнипоХристу.

То, чтосовершаеттелесновидимаячастьтаинстватоестьхлебивинодлятела, тожесамоеонотаинственноиневидимосовершаетвдуше.

ИбоТелоХристовопитаетисоставляетнашудушу, подобнотомукакхлебделаетэтодлятела. Какмывозрождаемся, когдапринимаемКрещениеиблагодатноебытиеполучаемвместобытиягреховного, такикогдапитаемсяТаинствомПричащения, мыполучаемпребываниевблагодатиипреуспеваем.

Подобнотомукакестественныйжартелаудаляетизнегоприсущуюемувлагу, еслителонеполучаетпомощьотпищи (ипоэтомупищейипитьемхорошосохраняетсясоставтелаивосполняетсятавлага, которуютелопотерялоотжара, иинымобразомчеловеческаяжизньнеможетсохранитьсядаженамалоевремя), таки жарзлобы, поедаядушуизнутри, иссушаетблагоговениеиистребилбыегосовершенно, еслибыдушаневоспринималаэтудуховнуюпищу, которая сопротивляетсятлетворнойсилезлобы иобновляет, ивзращиваетвнасдуховныедарыБожии.

ТеложеХристово, соднойстороныпитаянас, согласносвоейтелеснойприроде, сдругойстороны, согласносвоейчистоте, очищаяиосвящая, будучисоединеносБожественнойприродой, вдостаткеподаетнамдуховноепитание, имы, такимобразомпитаясьхорошоэтойпищей, вновьприобретаемдуховноездоровьеичистоту, которыхнаслишилотогдавраювкушениезапрещенногодрева...

Итак, братьямои, разужнеобходимодлянеимеющихпрепятствийхристианчастоеПричащение, какбылодоказанонаоснованиисвидетельств, которыемыпривелидосихпор, тоидлянасявляетсябольшойнеобходимостьюпричащатьсячасто, чтобыиметьнамжизньвсебе, котораяестьИисусХристос, идабынамнеумеретьдушевнойсмертью. Ведьте, которыенепитаютсячастоотэтойдуховнойпищи, конечно, умирают, хотяикажется, чтоживуттелесно. Однако душевноонимертвы, ибоудалилисьотдуховнойиистиннойжизни, подаваемой в Причастии.

Икакмладенец, когдарождается, плачетипроситсбольшойохотойпищуимолоко, акогданеест, неимеетаппетита, тоэтопризнак, чтоонболенинаходитсявопасностиумереть, такимыдолжныиметьохотуестьСвятоеПричастие, духовнуюпишу, дабынаможивотворяться. Авпротивномслучаемынаходимсявопасностидушевноумереть.

ПоэтомуговоритбожественныйЗлатоуст: «Невидителивыдетей, скакойохотойонистремятсякматеринскойгруди, скакимрвениемихгубыхватаютгрудь? СтакимжервениемдаприходимимыкэтойТрапезе, кэтойдуховнойгруди, пожалуй, дажесбольшейохотой. Ухватимся, какдетизаматеринскуюрубашку, заблагодатьДуха.

Ипустьунасбудеттолькооднаскорбь – непричащатьсяэтойПищи»16.

ЧАСТЬ II

 

Отом, чтополезноиспасительночастоеПричащениеСвятыхТайн

 

Ипреждечемпричащаетсяхристианин, икогдапричащается, ипослетогокакпричастится, великуюпользуполучаетотБожественныхТайнидлядуши, идлятела.

Преждечемпричаститсякто-либо, емунеобходимосовершитьдолжнуюподготовку, тоестьонисповедуетсядуховномуотцу, сокрушается, исправляется, умиляется, приобретаетвниманиексвоейдуховнойжизни, предохраняетсяотстрастныхпомыслов, насколькоэтовозможно, иотвсякогодругогозла.

Такимжеобразомонвоздерживается, молится, бодрствует, делаетсяболееблагоговейнымивсякоеиноеблагодеяниесовершает, размышляя, какогострашногоЦаряемупредстоитпринятьвсамогосебя, иособеннокогдаонзадумаетсяотом, что, какуюонсовершитподготовку, такаяжеданаемубудетблагодатьотСвятогоПричащения. Очевидно, чточемчащесовершаеткто-либотакуюподготовку, тембольшуюполучаетпользу.

Когдажехристианинпричащается, ктоможетпостигнуть, какиедарыидарованияподаютсяемуотБожественногоПричащения? Иликакнемощныйязыкнашможетпопорядкуэтопередать? ПоэтомуприведемвновьбожественныхисвященныхучителейЦеркви, чтобыонинамсказаливсепопорядкусвоимикрасноречивымиибогодухновеннымиустами.

ГригорийБогословговорит:

«СвященнейшееТелоХристово, когдахорошоприемлется, длявоюющихявляетсяоружием, дляудаляющихсяотБога – возвращением, немощныхукрепляет, здоровыхвеселит, болезнилечит, здоровьесохраняет, благодаряемумылегчеисправляемся, втрудахискорбяхделаемсяболеетерпеливыми, влюбви – болеегорячими, взнании – болееутонченными, впослушании –болееготовными, кдействиямблагодати – болеевосприимчивыми.

Адлятех, которыепричащаютсянехорошо, последствияпротивоположные, потомучтоонинезапечатанычестнойКровьюнашегоГоспода. КакговоритсамГригорийБогослов:

«СтехпорАгнецзакалается; изапечатлеваютсячестнойКровьюделоислово, тоестьнавыкидействие – столпынашихврат (подразумеваюподвратамидвиженияимыслиума), которыелегкоотворяютсяизатворяютсяотсозерцания»1.

Инымисловами, легкооткрываютсядлясозерцанияивновьзакрываютсяотсозерцаниявысшихинепостижимыхсмыслов.

ПреподобныйЕфремСиринпишет:

«Будемприлежать, братья, безмолвию, посту, молитве, слезам, церковнымсобраниям, рукоделию, общениюсосвятымиотцами, послушаниюистине, слушаниюбожественныхПисаний, чтобынеиссохнашразум, аболеежевсегопостараемсясделатьсебядостойнымиПричащенияБожественныхиПречистыхТайн, чтобынашадушаочистиласьотрождающихсяпомысловневерияинечистотыидабыпоселившийсявнасГосподьизбавилнасотлукавого».

 

БожественныйКириллАлександрийскийговорит, чтоблагодаряБожественномуПричащениюмысленныеворы – бесы – ненаходятпозволениявходитьпосредствомчувстввнашудушу:

«Поддверьюсовершенногодомадушиподразумевайнашичувства, черезкоторыевходятвсердцавсехлюдейобразывсехвещейиизливаетсявнихбезмерноемножествопожеланий.

АпророкИоильназываетих, чувства, окнами:

«Входятвокна, какворы» (Иоиль.2,9), ибоонинебылипомазаныКровьюХристовой. ИвновьговоритПисание, чтопослезакланияагнца «пустьвозьмутоткровиЕгоипомажутнаобоихкосякахинаперекладинедверейвдомах» (Исх. 12:7), указывая, чточестнойКровьюХристамысохраняемэтуземнуюнашухрамину, тоестьнашетело, иизгоняемдревнееомертвениепреслушаниятем, чтонаслаждаемсяпричастиемжизни, удаляяктомужеотнасигубителяпомазаниемКровиХристовой».

БожественныйКирилливдругомместеговорит, чтоблагодаряПричащениюмыочищаемсяотвсякойдушевнойнечистотыиполучаемготовностьиревностькдобру:

«ЧестнаяКровьХристанетолькооттлениянасизбавляет, ноиотвсякойнечистоты, сокрытойвнутри, инеоставляетнасохлаждатьсявнерадении, ноделаетнасболеегорячимивДухе».

СвятойФеодорСтудитчудесноописываетпользу, которуюкаждыйполучаетотчастогоПричащения:

«Великуюсилуимеютслезы, умиление, нопреждевсегоиболеевсего – ПричащениеСвятынь, поотношениюккоторымвидявас, незнаюпочему, расположенныминерадиво, яоченьудивляюсь.

Еслибудетвоскресенье, выещеприступаетекТаинству, еслижеЛитургическоесобраниеслучитсявдругойдень – никтонепричащается. Хотявмонастырежелающемуможнобылобыпричащатьсякаждыйдень. ТеперьжеЛитургиясовершаетсяреже, новыиприэтомнепричащаетесь.

Говоряжеэто, янеимеюввиду, чтобывызахотелипричащатьсяпростотакикакслучится, ибонаписано:

«Даиспытываетжесебячеловек, итакимобразомпустьестотхлебасегоипьетизчашисей. Ибоктоестипьетнедостойно, тотестипьетосуждениесебе» (1Кор. 11:28–29), – неразличая, гдеТелоиКровьГоспода.

Недлятогояговорю, данебудет! Нодлятого, чтобысжеланиемПриобщениянаскольковозможномыочищалисебяиделалисебядостойнымиэтогодара, ибопричастиемжизниявляетсяпредлежащийХлеб, сшедшийснебес.

ЕсликтобудетестьотэтогоХлеба, будетжитьвовек: «Хлебже, которыйЯдам, естьПлотьМоя, которуюЯотдамзажизньмира». Иснова: «ЯдущийМоюПлотьипиющийМоюКровьпребываетвоМне, иЯвнем» (Ин. 6:56).

Видишьнепостижимыйдар? Оннетолькоумерзанас, ноиСамогоСебяпредложилнамвпищу. Чтоможетбытьбольшимзнамениемкрепкойлюбви? Чтоможетбытьспасительнеедлядуши? Ктомужеобычнуюпищуипитиениктонеотказываетсяестькаждыйдень, аеслиинепоест – чрезвычайноогорчается.

 

 

Чтожекасаетсянеобыкновенногохлеба, ноХлебажизни, инеобычногопитья, ноЧашибессмертия, томыотносимсякнимкакквещиневажнойинеабсолютнонеобходимой. Чтоможетбытьболеебезумнымибезрассудным?

Впрочем, какбыделаниобстоялидосихпор, набудущее, прошувас, будемоберегаться, знаясилудара, и, наскольковозможно, очищенныедапричащаемсяСвятынь. Иеслислучится, чтомызанятыкакой-нибудьработой, кактолькозазвучитколокол, даоставляемделоиидемпричащатьсяДаровсвеликойохотой.

Иэто (какядумаюили, вернее, какистиннонасамомделе) будетнамоченьпомогать, таккакподготовкакоПричащениюбудетхранитьнасвчистоте. ЕслижемыбудемравнодушныкПриобщению, токакизбежимтого, чтобыработатьстрастям? ДабудетженамПричащениепроводникомвжизньвечную2;3.

Итак, братьямои, еслибудемделатьтак, какнамповелеваютбожественныеотцы, ипричащатьсячасто, тонетолькоБожественнуюблагодатьмыбудемиметьпомощникомисотрудникомвэтоймаловременнойжизни, нобудутнампомогатьиангелыБожии, исамВладыкаангелов, акрометого, далекоотбросимотсебяпротивников-бесов, какговоритбожественныйЗлатоуст:

«Какльвы, дышащиеогнем, такмыотходимотэтойСвятойТрапезы, ставстрашнымидлядиавола, имеявсебеинашегоГлавуХриста, илюбовь, которуюОннамоказал. ЭтаКровьделаетсияющимцарскийобразнашейдуши, рождаетневыразимуюкрасоту, недаетувянутьблагородствувдуше, орошаяеенепрестанноипитая.

ЭтаКровь, достойнопринимаемая, прочьгонитотнасбесов, ангеловжепривлекает, вместесВладыкойангелов. Ибобесыубегают, когдавидятВладычнююКровь, аангелысобираются. Она – спасениенашихдуш, Еюрадуетсядуша, Еюукрашается, Еюсогревается. Онаделаетнашумсветлееогня. Онаделаетнашудушучищезолота. ПричащающиесяэтойКровистоятвместесангеламиивышнимисилами, будучиодетывтуже, чтоиуних, царскуюодежду, иоружиеимеядуховное. Ноянесказалещеосамомвеликом: причащающиесяодетывСамогоЦаря»4.

Видишь, возлюбленныймойбрат, сколькочудесныхдаровтыполучаешь, еслипричащаешьсячасто, видишь,какпричастомПричащениипросвещаетсяум, светлеетразум, очищаютсявсесилыдуши? Аеслитыхочешьумертвитьиплотскиестрасти, причащайсячастоинасладишьсяэтим.

ВэтомнасудостоверяетКириллАлександрийский:

«ВерующийвблагословенноеПричащениенетолькоотсмерти, ноиотболезней, находящихсявнас, избавляется. ИбоприходящийвнасХристосусыпляетвнашихчленахнеистовствующийзаконплотииоживляетблагоговениекБогу, астрастиумерщвляет».

Такимобразом, безчастогоПричащениямынеможемосвободитьсяотстрастейивзойтинавысотубесстрастия. Такиизраильтяне: еслибыонинезахотелиестьпасхувЕгипте, несмоглибыизнегоосвободиться.

Египетжеозначаетжизньстрастную. ИеслимынепричащаемсянепрестанноЧестномуТелуиКровинашегоГоспода (еслибылобывозможно, тоикаждыйдень), мыневсостоянииосвободитьсяотмысленныхфараонитов. БожественныйКириллАлександрийскийименнотакиговорит:

«То, чтоизраильтяне, будучирабамиитрудясьподначаломегиптян, совершили (тоестьзакололиагнцаисъелипасху), этоозначает, чтодушачеловеканеможетиначеприйтиксвободеиизбежатьтираниидиавола, кромекакПричащениемХристу.

ИбоОнСамсказал: «Итак, еслиСыносвободитвас, тоистинносвободныбудете» (Ин. 8:36)».

Ивновьговоритэтотсвятой: «Принесшиевжертвуягненкасделалиэто, прообразуяХриста, ибоинымобразомосвободитьсянемогли», потомучтосвободатолькосилойХристаприобретается.

Итак, еслиимыхотимубежатьизЕгипта, тоестьотмрачногоипреследующегонасгреха, иотфараона, тоестьмысленноготирана, какговоритГригорийБогослов, ихотимунаследоватьземлюсердцаиобетования, тогдадолжныимы, подобноизраильтянам, имевшимвождяИисусаНавина, иметьГосподанашегоИисусаХристапосредствомчастогоПричащения, чтобыпобедитьхананеевииноплеменников (бесчисленныестрастиплоти), игаваонитян (обманчивыепомыслы), чтобынамводворитьсявгородеИерусалиме, которыйозначаетсвященныймир (Здесьидалее – ειρνη) (вотличиеотмирскогомира). ПословунашегоГоспода: «МИРМойдаювам; нетак, какмирдает, Ядаювам» (Ин. 14:27).

Тоесть: «УченикиМои, ЯвамдаюМойМИРсвященныйисвятой, нетакой, каковмирмирской, частоимеющийцельюзло». ПребываявэтомсвященномМИРЕ, мыудостоимсяполучитьвнашемсердцеобручениеДуха, какиапостолы, оставаясьвИерусалимепоповелениюГосподнему, получилисовершенствоиблагодатьДухавденьПятидесятницы. ВедьМИР – этодар, которыйвключаетвсебявсеостальныебожественныедарования, ивМИРЕживетГосподь, ибо, какговоритпророкИлия, невбольшомисильномветребылБог, невземлетрясении, невогне, аввеяниитихогоимирноговетра – тамбылГосподь (См. 3Цар. 19:11–12).

ОднакониктонеможетприобрестиМИР, неимеядругихдобродетелей, добродетельженеприобретаетсябезисполнениязаповедей, азаповедь, всвоюочередь, неможетисполнятьсявсовершенствебезлюбви, любовьженевозобновляетсябезБожественногоПричащения. Итак, безБожественногоПричащениямынапраснотрудимся.

Ведьмногиечастоизыскиваютсамивсеберазныедобродетели, надеясьспастисьблагодаряимибезчастогоПричащения. Ноэтопочтиневозможно, ибоонинехотятподчинитьсяволеБожией, состоящейвтом, чтобыпричащатьсячасто, согласночинуЦеркви, тоестьзакаждойсовершаемойЛитургией, когдаонисобираютсявхрам.

КтакимлюдямБогговоритчерезпророкаИеремию: «Меня, источникводыживой, оставили, ивысеклисебеводоемыразбитые, которыенем



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: