МОДЕЛЬ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА




Средства и структура общения.

Чтобы общение между людьми стало возможным необходимы определенные средства, с помощью которых налаживается и поддерживается связь.

Средства общенияэто те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств.

Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная словесная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:
1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;
2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.

Вербальные — это речевые средства общения (лат. verbalis — устный, словесный).

Вербальные средства общения — это речь, язык, слово.

Речь как средство вербального общения является одновременно и источником информации, и способом воздействия на собеседника.

Невербальные средства общения (с применением жестов, мимики и интонации).

К средствам общения относятся:

· язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;

· интонация – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;

· мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;

· расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Структура общения

Структура (стороны) общения (по Г.М. АНДРЕЕВОЙ)

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной.

· коммуникативная - включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди используют язык как одно из важнейших средств общения;

МОДЕЛЬ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА

Источник - человек, передающий информацию - (коммуникатор). Приемник-получатель информации (человек, принимающий ее)- декодирует(читает) и правильно или неправильно понимает ее - (реципиент).

Коммуникативное взаимодействие между ними возможно только в том случае, когда они обладают сходной системой кодификации и декодификации информации, т.е. «все должны говорить на одном языке, и информация должна быть не только принята, но и осмыслена.»

Кодирование — это процесс зашифровки наших мыслей, чувств, эмоций в форму, узнаваемую другими. Для этого человек исполь­зует символы, которые могут быть письменными, вербальными, невербальными, математическими, музыкальными и т.д. Набор таких символов является сообщением.

Декодирование; — это процесс получения и интерпретации со­общений, получаемых человеком извне. Он связан с расшифров­кой символов, составляющих сообщение.

Информационный канал передачи – средство передачи сообщения: речь, письмо, электронные средства связи.

Способы кодирования и декодирования сообщений формируют­ся под влиянием опыта человека, который понимается не только как индивидуальный опыт, но и как опыт группы, к которой принадле­жит человек, а также опыт той культуры, представителем которой этот человек является, осваивает ее в процессе инкультурации (обучение человека традициям, культуры и нормам общественной жизни)

Обратная связь — принятое сообщение вызывает у получателя какую-то реакцию, так как в результате коммуникации у него произошли изменения в знаниях, установках, поведении.

Именно невербальный контекст состав­ляет фон для кодирования и декодирования вербальных сообще­ний.

Как считают специалисты, лишь 35% информации в процес­се коммуникации передается с помощью языка, а 65% информа­ции, переданной в ходе общения, мы получаем с помощью невер­бальных средств. Среди них выделяют собственно невербальные средства коммуникации — жесты, мимику, телодвижения, взгля­ды, дистанцию общения и использование пространства, манеру держать себя, одежду и запахи; и паравербальные средства — ин­тонацию, тембр голоса, скорость речи, аргументацию.

ПРИМЕР

Источник-учитель -------Канал связи-звуковой--------Приемник-ученик, студент

Коммуникативные барьеры – препятствия, возникающие на пути передачи информации.

Выделяют три формы барьеров общения:

1) барьеры непонимания:

· фонетический барьер (невыразительная быстрая или медлен­ная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов);

· стилистический барьер (несоответствие стиля речи комму­никатора и ситуации общения или стиля общения и актуаль­ного психологического состояния партнера по общению);

· семантический барьер (различие в системах значений слов);

· логический барьер (сложная и непонятная или неправиль­ная логика рассуждений, доказательств);

2. барьеры социально-культурного различия (социальные, по­литические, религиозные и профессиональные различия, приво­дящие к разной интерпретации понятий, употребляемых в процес­се общения);

3. барьеры отношений ( неприязнь, недоверие к коммуникато­ру, которое распространяется на передаваемую им информацию).

Любая поступающая к человеку информация несет на себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение и жела­ние, с целью их частичного или полного изменения. Не всякий человек хочет этих изменений, так как они могут нарушить его представление о себе, образ мыслей, отношения с другими людь­ми, душевное спокойствие.

Соответственно, человек может про­тивиться получению нежелательной для него информации, защи­щаясь как и от источника коммуникации, так и от самого сообщения. Защита от информации может проявляться в виде «избегания» (индивид уклоняется от контактов с определенными людьми, не слушает собеседника в процессе разговора, использует любой предлог для его прекращения) или своеобразного «непонимания» самого сообщения (так реагирует, например, заядлый курильщик на информацию о вреде курения).

· Интерактивная сторона – взаимодействие общающихся и обмен информацией в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (продавец и покупатель общаются, даже если они не произносят слова);

Вступая в контакт, собеседники узнают друг друга и находят точки соприкосновения, организуют совместную деятельность
люди делятся информацией, впечатлениями, создают основу или препятствия для своей совместной деятельности.
(врач и пациент; больной – сдача анализов(пример)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: