Средства и структура общения.
Чтобы общение между людьми стало возможным необходимы определенные средства, с помощью которых налаживается и поддерживается связь.
Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.
Общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств.
Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная словесная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.
Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:
1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;
2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.
Вербальные — это речевые средства общения (лат. verbalis — устный, словесный).
Вербальные средства общения — это речь, язык, слово.
Речь как средство вербального общения является одновременно и источником информации, и способом воздействия на собеседника.
Невербальные средства общения (с применением жестов, мимики и интонации).
К средствам общения относятся:
· язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;
· интонация – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;
· мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;
· расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
|
Структура общения
Структура (стороны) общения (по Г.М. АНДРЕЕВОЙ)
Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной.
· коммуникативная - включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди используют язык как одно из важнейших средств общения;
МОДЕЛЬ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА
Источник - человек, передающий информацию - (коммуникатор). Приемник-получатель информации (человек, принимающий ее)- декодирует(читает) и правильно или неправильно понимает ее - (реципиент).
Коммуникативное взаимодействие между ними возможно только в том случае, когда они обладают сходной системой кодификации и декодификации информации, т.е. «все должны говорить на одном языке, и информация должна быть не только принята, но и осмыслена.»
Кодирование — это процесс зашифровки наших мыслей, чувств, эмоций в форму, узнаваемую другими. Для этого человек использует символы, которые могут быть письменными, вербальными, невербальными, математическими, музыкальными и т.д. Набор таких символов является сообщением.
Декодирование; — это процесс получения и интерпретации сообщений, получаемых человеком извне. Он связан с расшифровкой символов, составляющих сообщение.
Информационный канал передачи – средство передачи сообщения: речь, письмо, электронные средства связи.
Способы кодирования и декодирования сообщений формируются под влиянием опыта человека, который понимается не только как индивидуальный опыт, но и как опыт группы, к которой принадлежит человек, а также опыт той культуры, представителем которой этот человек является, осваивает ее в процессе инкультурации (обучение человека традициям, культуры и нормам общественной жизни)
|
Обратная связь — принятое сообщение вызывает у получателя какую-то реакцию, так как в результате коммуникации у него произошли изменения в знаниях, установках, поведении.
Именно невербальный контекст составляет фон для кодирования и декодирования вербальных сообщений.
Как считают специалисты, лишь 35% информации в процессе коммуникации передается с помощью языка, а 65% информации, переданной в ходе общения, мы получаем с помощью невербальных средств. Среди них выделяют собственно невербальные средства коммуникации — жесты, мимику, телодвижения, взгляды, дистанцию общения и использование пространства, манеру держать себя, одежду и запахи; и паравербальные средства — интонацию, тембр голоса, скорость речи, аргументацию.
ПРИМЕР
Источник-учитель -------Канал связи-звуковой--------Приемник-ученик, студент
Коммуникативные барьеры – препятствия, возникающие на пути передачи информации.
Выделяют три формы барьеров общения:
1) барьеры непонимания:
· фонетический барьер (невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов);
· стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по общению);
|
· семантический барьер (различие в системах значений слов);
· логический барьер (сложная и непонятная или неправильная логика рассуждений, доказательств);
2. барьеры социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие к разной интерпретации понятий, употребляемых в процессе общения);
3. барьеры отношений ( неприязнь, недоверие к коммуникатору, которое распространяется на передаваемую им информацию).
Любая поступающая к человеку информация несет на себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение и желание, с целью их частичного или полного изменения. Не всякий человек хочет этих изменений, так как они могут нарушить его представление о себе, образ мыслей, отношения с другими людьми, душевное спокойствие.
Соответственно, человек может противиться получению нежелательной для него информации, защищаясь как и от источника коммуникации, так и от самого сообщения. Защита от информации может проявляться в виде «избегания» (индивид уклоняется от контактов с определенными людьми, не слушает собеседника в процессе разговора, использует любой предлог для его прекращения) или своеобразного «непонимания» самого сообщения (так реагирует, например, заядлый курильщик на информацию о вреде курения).
· Интерактивная сторона – взаимодействие общающихся и обмен информацией в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (продавец и покупатель общаются, даже если они не произносят слова);
Вступая в контакт, собеседники узнают друг друга и находят точки соприкосновения, организуют совместную деятельность
люди делятся информацией, впечатлениями, создают основу или препятствия для своей совместной деятельности.
(врач и пациент; больной – сдача анализов(пример)