Правила оформления курсовой и выпускной квалификационной работ




Важной составляющей исследования является его описание. Текст научной работы имеет свои черты. Своеобразие определяется логикой изложения научных фактов, интерпретацией эмпирического материала, использованием принятых в науке терминов (если вводятся малоизвестные термины, их следует раскрывать и объяснять необходимость применения в работе). Если автор использует положения и мысли других исследователей, то требуется делать ссылки на источники по принятой форме с указанием их авторов. Однако не стоит увлекаться научными терминами и, по возможности, желательно избегать излишнего использования иностранных слов, а если таковые встречаются в тексте, в скобках следует указать перевод и привести пояснения на русском языке.

В «Методическом пособии по выполнению и оформлению научного исследования в области педагогики и психологии» [ 7, с. 7–8] указано, что научное изложение рассчитано на логическое, а не эмоционально-чувственное восприятие. Это не значит, что в научном стиле вовсе не могут присутствовать элементы стиля художественного, но прибегать к ним необходимо для того, чтобы сделать изложение живым, эстетичным, понятным и чаще там, где вы полемизируете с другими авторами: «Автор удачно отмечает…», «мы соглашаемся с…», «вслед за…, мы…», «вместе с тем необходимо отметить…».

Материал, как правило, подаётся от третьего лица, но в нём обязательно явноличное отношение к нему. «По нашему мнению…», «с нашей точки зрения…», «как нам кажется…», «Проведенное нами исследование позволяет сделать предположение (вывод) о том, что…», «В процессе эксперимента были созданы условия для…, которые позволили… (скорректировать, нивелировать, оптимизировать…)».

Во всяком случае, элементы художественного стиля (риторический вопрос, повтор, антитеза, сравнение, пословица, литературная цитата и пр.) не должны служить цели сделать текст «красивым» – они в научной тексте являются только дополнительным средством, вспомогательным приёмом и не могут определить систему научного изложения.

Следующий вопрос, нуждающийся в обсуждении, – лексика научного сочинения. В основе текста лежит общеупотребительная лексика. Вместе с тем, в лексическом составе научного стиля речи разграничивают:

– терминологическую лексику,

– общенаучную лексику,

– слова-организаторы научной мысли.

Термины занимают особое место в научном стиле, так как они несут в себе больше информации, чем иные лексические единицы. Насыщенность терминами – одна из основных стилевых характеристик научной речи. В научной прозе употребляются как общенаучные, так и специальные термины. Специфика психолого-педагогической терминологии состоит в том, что общенаучные и даже специальные её термины (например, «коммуникация», «рефлексия», «фрустрация», «целостный педагогический процесс» и др.) легко смешиваются со словами общеупотребительными («урок», «воспитание», «школьник» и др.). В научном тексте важна строгая систематизация термина, однозначное его толкование.

Слова-организаторы научной речи подразделяются на слова, вводящие логический контекст и могут подтверждать приведённые выше соображения (таким образом, поэтому, следовательно …).

Рубрикация – это деление текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т. п. Рубрикация в научном тексте отражает логику исследования.Простейшей рубрикой называется абзац – показатель перехода от одной мысли к другой [ 7, с. 7–8].

Необходимо понимать, что в основе написания любой научной работы лежит навык структурирования текста. Студент должен овладеть методикой структурирования текста и краткого его изложения, т.е. конспектирования.

Слово «конспект» в прямом смысле означает «обзор». Поэтому его необходимо составлять как обзор, где излагаются основные мысли научной книги или научной статьи без подробностей и второстепенных деталей, он по своей структуре практически всегда соответствует плану изучаемой работы. Конспектирование научной книги, оригинальной статьи в научном журнале по существу вид реферативной работы, весьма полезной в процессе обучения. Это позволяет на более длительный срок запомнить научные концепции, результаты исследования, сделанные выводы и чаще применять их в практической деятельности.

В ряде случаев целесообразно подготовить свои записи (они могут быть текстовыми, в виде заранее продуманной таблицы). Разновидностью конспекта является запись, которая составлена в виде ответов на подготовленные вопросы, что может обеспечить исчерпывающие описания (характеристики) явлений или однотипных предметов. Такой вид конспекта целесообразно использовать тогда, когда требуется сделать сопоставление тех или иных характеристик научных работ.

В отдельных случаях с целью наглядности используется графическая форма конспекта. Элементы конспектируемой научной работы располагаются в таком виде, чтобы была видна иерархия понятий и их взаимосвязь. Допускается также составление нескольких графических конспектов, отображающих отдельные части конспектируемой работы или книги.

Краткое изложение основного содержания, смысла какого-либо текста – это и есть конспектирование.

В научной работе содержится основная информация и вспомогательная. Информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса, является основной. К ней можно отнести формулировки концепций и парадигм, определения научных понятий, теоретических принципов; использованные психолого-педагогические принципы работы и обучения и т. д. Поэтому основная информация записывается как можно полнее. Содержание конспектирования составляет переработка основной информации в целях её обобщения и сокращения. Вспомогательная информация полностью опускается.

Важными требованиями, предъявляемыми к написанию конспектов, являются наглядность записей и такое их расположение, которое даёт возможность понять логические связи и иерархию понятий. Это можно сделать через систему заголовков, подзаголовков и ключевых слов. Также следует использовать расчленение написанного текста за счёт абзацных отступов, подчёркиваний, нумерации отдельных понятий, стрелок, указывающих на логическую связь слов и предложений и т.п.

Конспект следует оформлять аккуратно, как реферат. Его можно представить преподавателю на проверку.

Литературное оформление курсовой или квалификационной работы является важным элементом её выполнения и одним из многих факторов, которые учитывает комиссия при оценивании во время защиты. Прежде всего, рекомендуется обращать внимание на:

– содержательный аспект изложения материала: логичность и последовательность, полноту и репрезентативность, т. е. широту использования научных источников, общую грамотность: орфографическую, синтаксическую, стилистическую; соответствие стандартам и принятым правилам;

– текст работы, его форматирование, разбивку на абзацы и параграфы, обоснованность их выделения, а также его соответствие теме главы и работы в целом;

– список литературы: обоснованность выбора литературных источников, круг авторов и полнота ознакомления с их работами, грамотное оформление;

– приложения: их логичность, структурированность, соответствие ссылкам на них в тексте работы, оформление и нумерацию;

– внешнее оформление титульного листа требует указания министерства, название университета, в котором выполнялась данная работа; название кафедры, на которой она выполнялась; полное название текста работы, фамилия, имя, отчество студента, курс, группа, факультет, где он учится; фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание научного руководителя; год и место выполнения работы. Сокращения слов на титульном листе не допускаются.

Готовая работа должна быть отформатирована в соответствии со следующими требованиями: страницы должны иметь поля: левое – 30 мм, верхнее– 15 мм, нижнее – 20 мм, правое поле – 10 мм. Шрифт: TimeNewRoman, кегль 14, межстрочный интервал – полуторный, выравнивание по ширине.

Все страницы работы нумеруются с третьей до последней без пропусков или буквенных добавлений.Нумерация страниц: первой страницей считается титульный лист, на ней цифра 1 не ставится, второй –считается оглавление, на ней также не ставится цифра 2, на следующей странице начинается текст доклада и проставляется цифра 3 и далее в соответствии с порядком.

Допускается частичная подача материала в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков. В работе их чаще располагают непосредственно после текста, в котором она впервые упоминается, или на следующей странице, если место после текста занято. В случае, когда объём работы (для курсовых работ – 30–35 страниц; для квалификационных работ: бакалаврская работа – 60–70 страниц печатного текста) превышен, таблицу (схему, диаграмму или график) можно вынести в Приложения при условии наличия на них ссылок в тексте. Таблицы (схемы, диаграммы, графики) нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией. Номер следует размещать в правом верхнему углу над заголовком таблицы после слова «Таблица», с указанием её номера. Если в работе одна таблица, её не нумеруют и не пишут слово «Таблица».

Приложения всех видов студенческих работ должны быть иллюстрированы работами младших школьников, выполненными имизаданиями и т. д.

Завершённую сброшюрованную работу (файловые папки нельзя использовать) необходимо представить перед защитой в сроки, соответствующие распоряжению деканата, вместе с отзывами и рецензиями (копию следует оставить у себя).

Литературная обработка проведённого исследования требует использования научного языка, специальной терминологии, при этом весь базовый понятийный аппарат должен быть чётко определён, зафиксирован в тексте работы (начало первый главы). Необходимо придерживаться не только общепринятой терминологии, но и обозначений, условных сокращений и символов. Следует избегать частых повторений слов или словосочетаний, выражений-штампов. Не допускается изложение от первого лица: «я наблюдал», «я считаю», «мне кажется», «по моему мнению», заменяя их на «по мнению автора» или «мы наблюдали», «на наш взгляд», «мы считаем» и т. п.Возможен безличный вариант «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что…», «проведенные наблюдения подтверждают правомерность вывода о…», «на основании приведенных статистических данных или проведенного литературного анализа можно сделать вывод…» и пр. Личные переживания, отношения, эмоции не должны присутствовать в тексте.

Исследования, включающие опытно-экспериментальную работу с младшими школьниками по разным методикам, должны включать рассуждения, оценки, отзывы учителей и родителей о деятельности детей.

Начальный этап разработки темы требует ознакомления с историей вопроса, определения этапов эволюционирования педагогических взглядов на исследуемую проблему, выявления современного состояния её разработки, а также полноту освещения в специальной методической и психолого-педагогической литературе. При работе с научной литературой необходимо обращаться к монографиям, сборникам научных трудов, опубликованным материалам конференций, периодической печати, вышедшие за последние пять лет. Полезный материал предоставляют сборники тезисов, докладов, статей научно-практических конференций. По мере ознакомления и проработки материала обозначается круг учёных, чьи труды определили данное направление исследования, педагогические инновацииизучаемой проблемы. В работе раскрываются основные положения, содержащиеся в исследованиях учёных прошлых лет и современников. При упоминании в тексте фамилий (учёных-исследователей, практиков)инициалы, как правило, ставятся перед фамилией: В.М. Петров, а не наоборот, как это принято в списках литературы и сносках, где фамилии авторов располагаются в строго алфавитном порядке.

Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения). Все приведённые теоретические выкладки, статистические данные, цитаты должны быть подтверждены ссылками или сносками (см. ниже) – в квадратных скобках указывается номер источника в списке литературы, затем через точку с запятой – номер цитируемой страницы; если гипотезу поддерживает ряд учёных, то в квадратных скобках необходимо указать их работы в той последовательности, в которой они указаны в списке литературы, разделяя работы разных авторов точкой с запятой. Сноски оформляются внизу текста страницы под чертой, где указываются порядковый номер сноски и данные книги или статьи.

Источники библиографической информации:

– первичные (научные статьи, материалы и тезисы научно-практических конференций, монографии, диссертационные исследования и др.);

– вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и др.);

– третичные (обзоры, компилятивные работы, справочники, энциклопедии и др.).

Для написания психолого-педагогической работы по программам бакалавриата необходимо ознакомиться с публикациями в психологических, общепедагогических и специальных методических журналах по программе. Общее представление можно сформировать, ознакомившись с печатной продукцией (газеты, журналы, методические пособия), публикуемые издательскими домами «Первое сентября» (www.1september.ru), «Классное руководство и воспитание школьников», «Дидакт», «Вопросы философии», «Педагогика» (www.pedagogika-rao.ru), «Педагогическое образование и наука» (www.manpojournal.com),«Начальная школа» (www.n-shkola.ru) и др. Следует использовать интернет-источники: отдельные сайты и разделы поисковых систем «Словари», «Энциклопедии», а также электронные версии необходимых журналов. Втексте работы оформляется ссылка на соответствующийинтернет-ресурс или веб-страницу.

Подготовленный проект выступления на защите выпускной работы (чаще всего презентации, включающей план, тезисы и наглядный материал в виде схем, таблиц, графиков, диаграмм, фото- и видеоматериалов), необходимо обсудить с преподавателем. Длительность выступления составляет 5–7 минут.

Важно заранее подготовить техническую базу для демонстрации презентации: компьютер с установленной программой PowerPoint 2007, проектор, экран.

Особое внимание следует уделить разработке научного аппарата и формулированию общих выводов исследования, поскольку они должны отражать суть эксперимента и чётко обозначить самостоятельный вклад в изучение данной проблемы. Вероятно, без консультации педагога будет сложно самостоятельно критически оценить свой труд. Формулируйте вопросы заранее и подробно записывайте советы и замечания преподавателя. Это позволит более качественно выполнить оформление исследования и получить максимально высокую оценку за свою работу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: