Рассматривая, как устроены рычаг и блок, мы не учитывали трение, которое возникает при взаимодействии частей системы, и вес рычага и блоков. То есть мы рассматривали идеальную систему. Однако на практике при выполнении работ этими нюансами нельзя пренебрегать. Рассчитывая, какую работу совершит тот или иной механизм, необходимо вносить поправки, с учетом трения и веса самих механизмов. Полная работа системы всегда больше полезной работы. Это утверждение справедливо для всех простых механизмов. | |||||||||
Обозначим полезную работу, работу по перемещению груза, буквой «А» с индексом «пэ». ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | |||||||||
Часто КПД выражают в процентах, тогда коэффициент обозначают греческой буквой (![]() ![]() ![]() | |||||||||
При использовании того или иного механизма всегда обращают внимание на этот показатель. Каким же способом его можно уменьшить? Этого добиваются путем уменьшения трения и снижения веса элементов механизма. | |||||||||
Решим задачу.
Рассчитайте КПД рычага, если с помощью него был поднят груз массой 150 килограмм на один метр. При этом сила, приложенная к длинному концу рычага, совершила работу 2 килоджоуля.
Запишем краткое условие.
![]() ![]() ![]()
| |||||||||
Может ли быть КПД больше 100%?
КПД не может быть больше 100%, т.к. полезная работа всегда меньше затраченной. Отношение полезной работы к полной всегда меньше единицы.
![]() ![]() ![]() | |||||||||
Однако все же многие мыслители и изобретатели пытались сделать механизм, который бы преобразовывал всю затраченную работу в полезную. Такой воображаемый механизм, который безостановочно будет вращать сам себя, да еще при этом совершать работу, например, поднимать груз, получил название «вечного двигателя». | |||||||||
На рисунке изображен мнимый самодвижущийся механизм. Это один из многих, неудачных проектов, созданных в древние времена. К краям колеса прикреплены откидные палочки с грузами на концах. При всяком положении колеса грузы на правой стороне будут откинуты дальше от центра, нежели на левой. Правая половина должна всегда перетягивать левую и тем самым заставлять колесо вращаться. Значит, колесо должно вращаться вечно, по крайней мере до тех пор, пока не перетрется его ось. Так думал изобретатель. Между тем, если смастерить такой двигатель, он вращаться не будет. Однако идея создания подобного двигателя так заманчива, что не оставляет умы людей по сей день. |