Обзор ситуации на рынке труда российских студентов




На современном этапе развития системы российского образования занятость среди студентов является, скорее, для большинства вынужденной мерой для того, чтобы прожить и содержать себя в студенческие годы (об этом свидетельствуют результаты опроса студентов, представленные в таблицы).

Таблица 1.[7]

Варианты ответов Респонденты могли отмечать до трех позиций при ответе на этот вопрос.
Желание иметь свои личные деньги 67,5
Необходимость обеспечивать себе средства существования 57,9
Работа позволяет устанавливать контакты и налаживать связи, которые могут пригодиться в будущем 29,7
Надо помогать родителям 19,8
Стремление к собственной реализации (Желание лучше овладеть изучаемой профессией) 11,9
Надо платить за жилье 8,8
Необходимость обеспечивать собственную семью (жену (мужа), партнера, детей) 7,9
Необходимость платить за учебу 6,8
Желание быть среди интересных людей 6,5

 

Занятость российского студенчества на данный момент является нормой и характеризует социальную структуру российского общества. Данное явление – это ответ на происходящие изменения, которые, в частности, диктуются особенностями спроса на труд: девальвация образования, низкая значимость диплома о высшем образовании, необходимость иметь профессиональные навыки к концу обучения.

Если смотреть на реалии рынка труда в Европе, США, Канаде, то типичный студент тратит 11 часов в неделю на работу, причем его заработок составляет в среднем от 20 до 54% от его доходов. В основном, студенты заняты неквалифицированным трудом, и эта работа не связана с их дальнейшей профессией. Эти студенты заняты в сферах обслуживания, питания, отельном бизнесе и пр. В России же этот показатель почти в 2 раза выше и составляет 21 час в неделю.[8]

К сожалению, очень трудно оценить долю студентов, которые заняты в экономики, так как очень сложно составить данные для всей страны. Можно привести данные по отдельным университетам и отдельным регионам, на основе которых сформируется некоторое видение о занятости студентов. Например, среди студентов-бакалавров Высшей школы экономики во время обучения работают 30-40%[9]. Среди студентов г. Пензы в среднем 23% имеют работу. На примере исследований рынка труда в г. Екатеринбурге, доля студентов, которые работают во время учебы в вузе составляет 31%[10]. Но в современной России доля студентов, имеющих относительно постоянную работу во время обучения ниже, чем она была в 90-х годах XX века[11]. Доля работающих студентов в то время была гораздо выше 50%.

Рисунок 1.[12]

Рисунок 2.

Основываясь на данных второго графика, первый пик начала профессиональной карьеры для молодых людей начинается в 18 лет, это можно обусловить в связи с достижением совершеннолетия. Следующий пик можно заметить в возрасте 22 лет, на наш взгляд это связано с тем, что студенты старших курсов начинают, ближе к завершению своего обучения, искать работу.

На данный момент уровень безработицы среди молодежи в возрасте до 24 лет варьируется около 15%, что на порядок выше в сравнении с предыдущими годами[13]. Самый высокий удельный вес среди безработных по возрасту до 24 лет приходится на молодежь в возрасте 20-24 (22%). Имея это в виду, мы можем предположить, что среди студентов старших курсов, доля безработных выше, чем у других. По данным ООН, данная тенденция наблюдается во всем мире, Россия, в этом случае, исключением не является. [14]

Государство в настоящее время не принимает никаких мер по сокращению студенческой занятости. Наоборот, первые лица государства выступают с идеей о необходимости работать в студенческие годы. «Студенты, желающие достойно жить, должны работать, а не рассчитывать только на стипендию»[15] - так говорил Д.А Медведев на встрече со студентами региональных вузов, которая проходила в сентябре 2011 года.

3. Модель

Зададим следующее условие для нашей модели:

60 лет – выход на пенсию

18 лет – окончание школы, выход на работу/ начало получения высшего образования

5 лет – длительность получения высшего образования

50 лет – начало снижения производительности труда.

Рассмотрим графически 3 ситуации:

1) Выход на работу сразу же после школы

2) Получение высшего образования с совмещением с работой

3) Получение высшего образования без подработки

Выразим математически доход, который получит индивид за жизнь в каждой из предложенных ситуаций (примем, что ставка дисконтирования равна нулю):

1)

2)

3)

 

Изначально предполагалось, что образование ведет рост заработной платы и дохода, тогда:

Решение о работе во время учебы принимается на основе следующего соотношения:

V

Решение о выборе между учебой (без работы) и работой без учебы принимается на основе следующего соотношения:

V

 

Если правая сторона окажется больше, то будет принято решение учиться.

 

Рассмотрим два конкретных примера. В первом примере будут следующие исходные данные:

– ситуация «только работать»

– ситуация «послу получения высшего образования с совмещением работы и учебы»

– ситуация «только учиться»

Выясним, какое бы решение было принято в отношении учебы раньше – только работать или учиться и работать?

V

работать и учиться.

В нынешней же ситуации принимается решение между альтернативами только работать или только учиться:

V

335 250 учиться

Но рассмотрим теперь 2-ую ситуацию с новыми исходными данными:

– ситуация «только работать»

– ситуация «послу получения высшего образования с совмещением работы и учебы»

– ситуация «только учиться»

Выясним, какое решение в отношении учебы было бы принято ранее – только работать или учиться и работать?

V

учиться и работать

В нынешней ситуации, принимая решение о работе или учебе, индивид будет делать следующий выбор:

V

работать

Таким образом, при возможности совмещения работы и учебы индивид в обоих случаях выберет учебу. Но при запрете совмещения работы и учебы индивид выберет скорее работу, а не учёбу.

Рассмотрим почему. Итак, насколько можно заметить в первой ситуации важно образование, в то время как во второй ситуации важен опыт. Например, юрист без высшего образования будет профессионалом скорей всего только в одной узкой области, и его мобильность на рынке труда будет ограничена, таким образом, только данной областью или же низко квалифицированной работой, что негативно отразится на росте заработной платы. Юрист же с высшим образованием будет иметь знания в разных областях юриспруденции, что повысит его мобильность, а значит и заработную плату.

Но, рассмотрим, например, агента по продажам туристических путёвок. Его опыт — это поездки в ознакомительные туры, проводимые туроператором или отелем, а также общение с клиентами и подбор им подходящего тура. В университете туризма вряд ли научат понимать клиента или же расскажут о конкретных различиях реально существующих отелей. Таким образом, именно опыт сделает такого сотрудника специалистом.

Рассмотрим, что произойдёт с безработицей при запрете на совмещение работы и учёбы. Условно представим, что все работающие и безработные делятся на студентов и всех остальных, таким образом, безработица будет считаться по следующей формуле:

Но в условиях запрета безработным студентам придётся уйти с биржи труда, то есть безработица среди студентов будет ровна нулю. При этом те студенты, которые побоятся быть отчисленными или не смогут договориться о неполном рабочем дне, уйдут с работы, уменьшив тем самым показатель занятости среди студентов. При этом их места, скорее всего, займут другие работники, поскольку места работы студентов, как правило, обладают высокой мобильностью. Таким образом, общая занятость не уменьшится, а безработица сократится — за счёт обнуления показателя безработицы среди студентов и за счёт выхода на бывшие места студентов прочих безработных.

Теперь рассмотрим, что произойдёт со средней заработной платой молодёжи до 25 лет и средней заработной платой по отрасли в целом. Итак, говоря о зарплате молодёжи, рассмотрим 2 ситуации — полный отказ студентов работать или же переход их на занятость в свободное время. Если произойдёт полный отказ студентов работать, то средняя заработная плата среди молодёжи вырастет по двум причинам. Во-первых, уменьшится предложение труда, что по законам экономики приведёт к увеличению заработной платы. Во-вторых, опираясь на предложенную выше модель можно предположить, что останется работать молодёжь в отраслях ориентированных на опыт и соответственно их заработная плата уже в молодом возрасте будет выше, нежели у тех, кто будет работать в отрасли ориентированной на образование, но ещё не имеющий образование.

Теперь рассмотрим ситуацию неполной занятости. Здесь очевидно, что зарплата сотрудника на частичной занятости ниже, чем полной, а значит и средняя по молодёжи заработная плата уменьшится, благодаря небольшим заработкам студентов.

Теперь рассмотрим ситуацию в отрасли в целом. Если предположить, что в отрасли присутствуют в одинаковом количестве рабочие всех возрастов, то среднюю заработную плату можно вычислить по формуле:

Обратимся к рассмотренным выше моделям. Итак, в отрасли, где приоритетней образование ранее средняя заработная плата (при обучении с подработкой) была равна 16422,365 (рассчитываем как общий доход — 689739,(3) поделённый на количество лет работы 60-18=42), в новой ситуации — 25341,(6) (т.е. Доход — 937641,(6) поделённый на количество отработанных лет — 60-23=37).

Здесь мы видим, что средний заработок по сфере растёт.

В сфере же ориентированной на опыт сотрудников будет противоположная ситуация. Начальная средняя заработная плата — 38833,57, после нововведений — 30069,04.

Получается, что в отраслях где важно качественное образование — запрет на совмещение работы и учёбы не вызовет оттока студентов из учебных заведений и повысит при этом среднюю заработную плату сотрудников. Среди выбравших для дальнейшей работы отрасли с ориентацией на опыт, спрос на образование упадёт вместе со средней заработной платой. Получаем, что в отраслях, где важен опыт работы, следует разрешить студентам подрабатывать.

 

Заключение

По результатам проведенного исследования, целесообразным считается сделать следующие выводы:

1. при возможности совмещения работы и учебы индивид в случаях: только учеба – только работа; только работа – работа и учеба – студент выберет учебу

2. при запрете совмещения работы и учебы в особых случаях индивид выберет скорее работу, а не учёбу применительно к тем отраслям, в которых важнее опыт работы (низкоквалифицированные). В тех отраслях, где большую роль играют полученные во время учебы знания, студент выберет учебу (высококвалифицированные отрасли).

Если произойдёт полный отказ студентов работать, то средняя заработная плата среди молодёжи вырастет по двум причинам. Во-первых, уменьшится предложение труда, что по законам экономики приведёт к увеличению заработной платы. Во-вторых, опираясь на предложенную выше модель можно предположить, что останется работать молодёжь в отраслях ориентированных на опыт и соответственно их заработная плата уже в молодом возрасте будет выше, нежели у тех, кто будет работать в отрасли ориентированной на образование, но ещё не имеющий образование.

Так же важно отметить, что в отраслях где важно качественное образование — запрет на совмещение работы и учёбы не вызовет оттока студентов из учебных заведений и повысит при этом среднюю заработную плату сотрудников. Молодежь, для которой приоритетней является наличие опыта работы, откажется от получения образования, а также в сферах с большим упором на наличие опыта работы уровень заработной платы сократится.

В контексте работы важно отметить, что наиболее эффективной мерой решения данной проблемы на наш взгляд было бы гарантированное трудоустройство выпускников на работу по окончанию института, так как зачастую бывает, что работодатель смотрит не на диплом, а на трудовую деятельность дипломированного специалиста.

Разумным представляется создание технопарков при вузах, активное привлечение студентов к прикладным научным проектам по договору – подряда, сотрудничество вузов с работодателями и др.

Несомненное преимущество совмещения работы и учебы - приобретение практических навыков. Ведь одна из главных проблем, с которой сталкиваются многие выпускники вузов – нежелание работодателей принимать людей, не имеющих опыта. И здесь в выигрыше оказываются те, кто успел поработать во время учебы: часто им легче занять вакантное место, чем тем, кто ещё не работал.

Итак, причины, заставляющие студентов работать, могут быть самыми разными. Различны и мнения, которые высказывают по этому поводу преподаватели. Но оценивать ситуацию и делать выбор все равно должен сам студент, ведь у каждого свои обстоятельства, свои цели и принципы, которым он следует в жизни.

 

Список литературы

  1. Student Employment and Higher Education: Empiricism and Contradiction: Review of Educational Research Spring 200676: 63-92, [https://rer.sagepub.com/content/76/1/63.short]
  2. Pike, G. R., Kuh, G. D., & Massa-McKinley, R. (2008). First-year students’ employment, engagement and academic achievement: Untangling the relationship between work and grades. NASPA Journal, 45, [https://journals.naspa.org/naspajournal/vol45/iss4/art6/]
  3. Wetzel J. N. Measuring student scholastic effort: an economic theory of learning approach // Journal of Economic Education. 1977. P. 34 - 40. [https://www.jstor.org/discover/10.2307/1182212?uid=3738936&uid=2129&uid=2&uid=70&uid=4&sid=55844206493]
  4. Susan Curtis, (2007) "Students' perceptions of the effects of term-time paid employment", Education + Training, Vol. 49 Iss: 5, pp.380 – 390, [https://www.emeraldinsight.com/journals.htm?articleid=1612302&show=html]

5. McInnis C. New realities of the student experience: How should universities respond? // A report at the 25th Annual Conference European Association for Institutional Research. Limerick, 24-27 Aug 2003.

6. Curtis S., Lucas R. A coincidence of needs? Employers and full-time students // Employee Relations, 2001. Vol. 23, No 1. P. 38-54. [https://www.emeraldinsight.com/journals.htm?articleid=1454020&show=pdf]

  1. Е.Д. Вознесенская, Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченкою. Исследование вторичной занятости студентов. Электронный документ [https://www.nir.ru/sj/sj/sj3-01konst.html. Проверено 18.02.2012]

8. Апокин А., Юдкевич М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда. Электронный документ [https://institutiones.com/strategies/983-analiz-studencheskoj-zanyatosti.html. Проверено 19.02.2012]

9. Проблемы работающих студентов. Электронный документ [https://www.hse.ru/data/2011/04/18/1211055203/%D0%9C%D0%A1%D0%96%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B.pdf]. Проверено 19.02.2012

10. Капезина Т.Т. Вторичная занятость студентов. Автореф. С. 163

11. В.И.Герчиков. Феномен работающего студента. Электронный документ [https://nesch.ieie.nsc.ru/Gerchikov.html. Проверено 19.02.2012]

12. Творогова С. В. Трудовая занятость, как фактор накопления человеческого капитала и социального капитала студентов в постсоветской России. Электронный документ. [https://www.hse.ru/data/194/130/1235/1Tvorogova.pdf] Проверено. 19.20.2012

13. Справка: Занятость и безработица (по предварительным итогам). Электронный документ [https://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/zan.htm. Проверено 20.02.2012]

14. Безработица среди молодежи растет. Электронный документ [https://obozrevatel.com/society/bezrabotitsa-sredi-molodezhi-rastet.htm Проверено 20.02.2012]

15. Медведев призвал студентов искать работу во время учебы. Электронный документ [https://www.vesti.ru/doc.html?id=572282]

 

Приложение

 

 


[1] Student Employment and Higher Education: Empiricism and Contradiction: Review of Educational Research Spring 200676: 63-92, [https://rer.sagepub.com/content/76/1/63.short]

[2] Pike, G. R., Kuh, G. D., & Massa-McKinley, R. (2008). First-year students’ employment, engagement and academic achievement: Untangling the relationship between work and grades. NASPA Journal, 45, [https://journals.naspa.org/naspajournal/vol45/iss4/art6/]

[3] Wetzel J. N. Measuring student scholastic effort: an economic theory of learning approach // Journal of Economic Education. 1977. P. 34 - 40. [https://www.jstor.org/discover/10.2307/1182212?uid=3738936&uid=2129&uid=2&uid=70&uid=4&sid=55844206493]

[4] Susan Curtis, (2007) "Students' perceptions of the effects of term-time paid employment", Education + Training, Vol. 49 Iss: 5, pp.380 – 390, [https://www.emeraldinsight.com/journals.htm?articleid=1612302&show=html]

[5] McInnis C. New realities of the student experience: How should universities respond? // A report at the 25th Annual Conference European Association for Institutional Research. Limerick, 24-27 Aug 2003.

[6] Curtis S., Lucas R. A coincidence of needs? Employers and full-time students // Employee Relations, 2001. Vol. 23, No 1. P. 38-54. [https://www.emeraldinsight.com/journals.htm?articleid=1454020&show=pdf]

[7] Е.Д. Вознесенская, Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченкою. Исследование вторичной занятости студентов. Электронный документ https://www.nir.ru/sj/sj/sj3-01konst.html. Проверено 18.02.2012

[8] Апокин А., Юдкевич М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда. Электронный документ https://institutiones.com/strategies/983-analiz-studencheskoj-zanyatosti.html. Проверено 19.02.2012

[9] Проблемы работающих студентов. Электронный документ https://www.hse.ru/data/2011/04/18/1211055203/%D0%9C%D0%A1%D0%96%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B.pdf. Проверено 19.02.2012

[10] Капезина Т.Т. Вторичная занятость студентов. Автореф. С. 163

[11] В.И.Герчиков. Феномен работающего студента. Электронный документ https://nesch.ieie.nsc.ru/Gerchikov.html. Проверено 19.02.2012

[12] Творогова С. В. Трудовая занятость, как фактор накопления человеческого капитала и социального капитала студентов в постсоветской России. Электронный документ.

https://www.hse.ru/data/194/130/1235/1Tvorogova.pdf Проверено. 19.20.2012

[13] Справка: Занятость и безработица (по предварительным итогам). Электронный документ

https://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/zan.htm. Проверено 20.02.2012

[14] Безработица среди молодежи растет. Электронный документ

https://obozrevatel.com/society/bezrabotitsa-sredi-molodezhi-rastet.htm Проверено 20.02.2012

[15] Медведев призвал студентов искать работу во время учебы. Электронный документ https://www.vesti.ru/doc.html?id=572282



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: