Государственная региональная политика в РФ
Необходимость гос. вмешательства в региональное управление?
Политические факторы могут быть представлены как национальные и конъюнктурные. Национальные факторы обусловлены стремлением государства обеспечить безопасность и независимость страны, территориальную целостность, политическую стабильность.
Конъюнктурные факторы - это использование региональной политики в качестве средства межпартийной политической борьбы. В настоящее время имеет место общая крайняя дифференциация политического климата в регионах.
Социальная справедливость и равноправие граждан - основные социальные факторы, обусловливающие необходимость разработки региональной политики. Государство должно гарантировать определенный уровень жизни населения (минимальные социальные стандарты) независимо от региона проживания. Современную региональную политику следует ориентировать на выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, уровне безработицы, социальной инфраструктуре, коммуникациях, состоянии окружающей среды.
Экономические факторы связаны с необходимостью государственного регулирования регионального развития в целях наиболее эффективного использования факторов производства, перераспределения ресурсных потоков.
Несостоятельность радикально - монетаристских моделей региональной политики очевидна, в настоящее время необходимость государственного вмешательства признается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Динамизм, приоритетность, степень влияния названных факторов могут изменяться в зависимости от условий развития страны, положения регионов. В период экономического роста преобладает влияние социальных и политических факторов, в период кризиса - влияние экономических факторов. При этом необходимо учитывать особенности экономического развития страны, в том числе региональные.
|
Какое место занимает региональная политика в системе государственного регулирования регионального развития?
Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.
Является составной частью политики государства, направленной на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются:
административно-территориальные деления (области, края, провинции);
единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе);
субъекты федерации.
В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии регионального развития.
Региональная политика государства – это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном и территориальном аспектах, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и регионами, а также регионов между собой.
|
Региональная экономическая политика (РЭП) - это специализированная часть общей региональной политики и одновременно ядро системы государственного регулирования регионального и территориального экономического развития.
1). Определяет соотношения движущих сил регионального развития и обеспечения их взаимодействия (государственного и частного секторов экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);
2). Определение соотношения общегосударственного и регионального уровня управления экономикой
3)Подъем экономически отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;
4). Решение национально-экономических вопросов в условиях многонационального государства.
5)Решение проблем урбанизации.
Общие цели региональной экономической политики в странах мира
Экономическая политика - это проводимая государством генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупности предпринимаемые государством меры, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы.
В зависимости от конкретной экономической ситуации цели экономической политики могут и должны меняться, гибко реагировать на фактическое соотношение экономики и ее проблемы.
|
Можно сформулировать несколько общих целей экономической политики в рыночной экономической системе.
+Цель экономического роста. Это общая конечная цель для каждой национальной экономики в условиях рынка и в условиях переходной экономики. Такая цель конкретизируется в объемах производства ВНП, уровня жизни населения.
Экономическая политика в таких условиях направлена на активизацию:
- инвестиционных процессов;
- реструктуризацию экономики;
- эффективную занятость;
- рост производительности труда;
- достаточный платежеспособный спрос населения и др.
+Цель эффективной занятости. Как правило, она связана с первой целью и предусматривает активную экономическую политику государства.
+ Цель роста экономической активности. Достижение такой цели предусматривает долгосрочные и стратегические планы развития национальной экономики. Основой таких планов является развитие НТП, образования, науки развитие национальной экономики в системе международного разделения труда. Здесь используются средства промышленной политики.
+Цель стабильного уровня цен. В переходной экономике такая цель достигается путем поддержки национального производителя. В развитой рыночной экономической системе такая цель достигается средствами денежно-кредитной и бюджетной политики, которые имеют антиинфляционную направленность.
+Цель защиты и поддержки конкретного хозяйственного порядка, принципов экономической свободы. Достигается средствами антимонопольной политики, контроля за использованием экономической власти, защиты прав человека и частной собственности. Такая политика вступает в некоторые противоречия с принципами активной государственной экономической политики государственного регулирования.
+Цель социальной безопасности и стабильности. Достигается средствами социального страхования, эффективной занятости, прогрессивным налогообложением личных доходов населения.
+Цель равновесия внешнеторговых операций и платежного баланса, эффективного курса национальной валюты. Достигается средствами экономической политики, политики центрального (национального) банка относительно курса национальной валюты.
Особенности экономического районирования:
- не закреплено законодательно;
- экономический район не является субъектом управления,
- это учетностатистическая пространственная единица;
- экономический район объединяет субъекты по принципу смежности;
- основная черта экономического района – специализация.
Терртория Российской Федерации разделена на 11 экономических районов:
1. Северный экономический район (СЭР);
2. Северо-Западный экономический район (СЗЭР);
3. Центральный экономический район (ЦЭР); 4. Центрально-Черноземный экономический район (ЦЧЭР);
5. Волго-Вятский экономический район (ВВЭР);
6. Поволжский экономический район (ПЭР); 7. Северо-Кавказский экономический район (СКЭР);
8. Уральский экономический район (УЭР);
9. Западно-Сибирский экономический район (ЗСЭР);
10. Восточно-Сибирский экономический район (ВСЭР);
11. Дальневосточный экономический район (ДВЭР).