МБДОУ «Берёзовский детский сад»
Конспект НОД
По образовательной области
«Социально- коммуникативное развитие»
В подготовительной группе
Детского сада
Тема: «Строение тела»
Составил: воспитатель
Грачёва И.М.
Богородский район, д. Берёзовка
Год
Конспект НОД «Строение тела»
Цель:
· Ознакомление детей дошкольного возраста с внешним и внутренним строением человеческого организма.
Задачи:
Образовательные:
· Углублять, расширять и закреплять знания детей о строении тела человека.
· Совершенствовать умение называть части тела человека.
Развивающие:
· Развивать речевую и познавательную активность детей, зрительную память, умение обобщать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
· Воспитывать доброжелательное отношение, желание помочь людям, попавшим в затруднительное положение.
Интеграция областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»
Место проведения: групповая комната
Способы: Рассказ воспитателя, рассматривание плаката, вопросы воспитателя, ответы детей, загадывание загадок, чтение стихов, появление Незнайки, игры.
Средства: запись песни «точка, точка, запятая», плакат о строении тела человека, воздушные шарики на каждого ребёнка.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Части тела», «Я в мире человек», беседы.
Ход занятия:
( В группе звучит музыка, дети сидят на своих местах. Появляется герой Незнайка.)
Воспитатель: читает стихотворение:
«Тело человека».
Точка, точка, два крючочка,
Носик, ротик, оборотик.
Ручки, ножки, огуречик,
|
Вот и вышел человечек.
Незнайка: Здравствуйте, ребята, а чего вы здесь все собрались, что у вас здесь за картинки?
Воспитатель: а собрались мы здесь, Незнайка, для того, чтобы поговорить о том, как устроено наше тело.
Незнайка: Ой, как интересно! А можно и мне послушать? Я знаю много загадок и игр, в которые могу с вами поиграть.
Воспитатель: хорошо, Незнайка, слушай:
Высокие - низкие,
Далекие – близкие,
Гиганты, гномы, малыши,
Слабыши и крепыши,
Блондины, брюнеты, шатены,
И всякие аборигены,
И папы, и мамы, и дети –
Роднее их, нет на свете.
Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Все вроде разные на вид, но есть у каждого – руки, и ноги, и рот, Два уха, два глаза и нос. Но, какими бы мы небыли разными, все равно похожи своим телосложением, наше тело устроено так, чтобы мы могли прочно держаться на ногах, а вверху у нас находиться голова. Ребята, отгадайте загадки, которые для вас приготовил Незнайка.
Незнайка: загадывает загадки:
1. Два соседа – непоседы.
День на работе.
Ночь на отдыхе. (Глаза)
2.Между двух светил
Я в середине один. (Нос)
3.Тридцать два молотят,
Один поворачивает. (Зубы, язык)
4. Один говорит,
Двое глядят,
Да двое слушают. (Язык, глаза, уши)
5. Не сеют,
Не сажают –
Сами вырастают. (Волосы)
Воспитатель: Молодцы, ребята. С помощью глаз мы видим, посмотрите вправо-влево, с помощью ушей мы слышим, послушайте тишину, а нос нам помогает ощущать запахи, сделайте глубокий вдох-выдох, во рту, есть язык, чтобы чувствовать вкус пищи. Ребята, давайте расскажем Незнайке, из каких частей состоит тело человека. Я начну фразу, а вы будете заканчивать ее.
|
(поочередно вызывать ребенка, чтобы он показывал названную часть туловища на схеме «тело человека»
Быть у каждого должна,
Очень "умной"(голова).
Я верчу ей, как умею,
Голова сидит на (шее).
Животик, спинка, грудь,
Их вместе всех зовут – (туловище).
Съел еду я всю, и вот
Мой наполнился (живот).
На прогулке не забудь,
Закрывать от ветра (грудь).
(Руки) – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
На руке сидят мальчики,
Очень дружные (пальчики)
Бегут по дорожке
Резвые (ножки).
Спотыкнулся через Генку
И ушиб себе(коленку)
Воспитатель:
Какие части туловища вы не назвали?
Дети.
Плечи, таз, бедро, стопа.
Незнайка:
Молодцы хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти названную часть тела?
Воспитатель: я попрошу выйти 2 детей.
Игра «Найди на ощупь названную часть тела».
(Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются местами.)
Воспитатель: Хорошо и с этим заданием вы справились.
Незнайка: ой, какие вы молодцы, а правда, что шея помогает голове совершать различные движения?
Воспитатель: конечно правда, а ты дай, ребятам, задание.
(Дети выполняют практические упражнения)
- покажите, где у вас голова
- дотроньтесь до головы своего соседа, погладьте ее
- вытяните шею, как гусь
- втяните шею в плечи
- выполните круговое движение головой
- поверните голову в одну сторону, а теперь в другую.
Незнайка: молодцы, ребята. А сейчас отгадайте еще загадки:
1. Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги)
|
2.Пять братьев:
Годами равные,
Ростом разные. (Пальцы)
Воспитатель: все правильно, у нас есть руки, которые находятся по бокам туловища, чтобы ими было удобно пользоваться, а на кистях рук есть 5 пальцев, а внизу нашего тела есть ноги, чтобы держать и передвигать тело и заканчиваются ноги, ступнями.
Ребята, Незнайка знает еще одну игру, встаньте, пожалуйста, я буду проговаривать, а вы будете выполнять движения.
Физкультминутка.
У меня есть голова
повороты головы
Направо – раз, налево - два.
направо налево, наклоны головы.
Она сидит на крепкой шее,
Повертели – повертели.
круговые повороты шеей.
Затем туловище идет,
руки на поясе,
Наклон назад, наклон вперед,
наклоны,
Поворот – поворот.
повороты
Умелые руки есть у всех,
рывки руками
Вверх – вниз, вниз – вверх.
вверх – вниз
Ноги нам нужны, чтоб бегать,
бег на месте
прыгать,
подскоки (2-3 раза),
приседать, стоять…
приседания (2-3 раза).
Вот какое мое тело!
С ним все делаешь на «пять»!
Воспитатель: Итак, мы с вами рассказали и показали Незнайке из чего состоит наше тело. А знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше, а внутри тела находятся органы, которые помогают человеку, расти и развиваться.
Ребята положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит?
Дети. Да.
Воспитатель: Что же это такое?
Дети. Это сердце. Сердце очень важный орган.
Воспитатель: Правильно. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложим руку к грудной клетке, как только что сделали.
Сердце.
В груди у каждого из нас,
И день, и ночь, и всякий час
Мотор стучит чудесный.
Конечно, вам, известный.
Любой его назвать бы смог:
Лишь только жизни огонек,
Однажды разгорится —
Начнет тут сердце биться.
Оно, как маленький насос,
Совсем не в шутку, а всерьёз,
Качает кровь, качает,
И устали не знает.
И если кто из нас сидит,
Читает или пишет,
Оно тихонечко стучит,
Его мы и не слышим.
Но если быстро побежать,
Иль сказку стоит услыхать,
Про злого Бармалея —
Забьется посильнее.
Моторчик наш, он непростой,
Он не железный, а живой.
Он тосковать умеет,
И любит, и жалеет!
(Н. Кнушевицкая)
Воспитатель: Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулак, и мы увидим, у кого какое сердце.
Ребята, а вы знаете, что сердце работает и днем, и ночью без отдыха, оно как насос перегоняет кровь по всему организму.
А теперь замрем и прислушаемся к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите.
Дети. Мы слышим свое дыхание.
Воспитатель: У человека есть еще один важный орган, который, как и сердце работает без перерыва.
Что это за орган, как вы думаете?
(Ответы детей). Это легкие, у человека их 2.
Воспитатель: Может ли человек прожить без дыхания?
Давайте попробуем, на несколько секунд задержать дыхание. Не получается. Значит, человек не может жить без дыхания. Прослушайте стихотворение.
Лёгкие.
Ходим мы, играем, пишем,
И все время дышим, дышим.
Ведь для этого недаром
Есть у всех нас легких пара.
И они, подумать только,
Все разделены на дольки,
Невесомы и воздушны.
Наши легкие послушно
Выдох делают за вздохом.
Нам без них пришлось бы плохо!
(Н. Кнушевицкая)
Воспитатель: Ребята во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше. Хотите посмотреть какой объем легких у вас.
В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите побольше воздуха в легкие, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу зажмите.
(Дети выполняют задание)
Теперь мы знаем у кого какой объем легких. А вы знаете, что важное для здоровья, нашего тела, является красивая осанка. Неправильная осанка затрудняет работу сердца и легких. Многие люди не следят за осанкой, не держат спину прямо, ходят, сгорбившись, опустив голову и шаркая ногами. Для того чтобы быть красивыми и здоровыми, нужно следить за своей осанкой. Давайте мы сейчас встанем в круг и намерено изобразим плохую осанку.
(дети встают под музыку)
(спина сгорблена, живот вперед, ноги слегка согнуты в коленях, руки висят, как плетни.)
Воспитатель: Ну, как? Красиво? А сейчас, пожалуйста, выпрямитесь и продемонстрируйте мне красивую осанку, запомните это положение и при ходьбе и сидя старайтесь следить, чтобы спина была прямая, а голова гордо поднята.
Но для того, чтобы оставаться здоровыми, нужна не только красивая осанка, но и правильное питание, Человек должен употреблять полезные продукты, в которых содержатся разные витамины, выполнять физические упражнения, закаливание, выполнять гигиенические процедуры; быть всегда в хорошем настроении.
Воспитатель: Так давайте же подарим друг другу свои улыбки и хорошее настроение. Доброго вам всем здоровья!
Рефлексия:
Воспитатель:
- Как вы считаете, интересно Незнайке было у нас в гостях?
(ответы детей)
-О чём он узнал на нашем занятии?
(ответы детей)
-Как вы считаете, какая часть нашего тела самая важная?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Для человека все части тела важны.