Безопасный маршрут
Тема: «Безопасный маршрут, построение индивидуальной схемы
“дом — школа — дом”»
Цель: формирование у обучающихся знаний о безопасном маршруте движения в школу и навыков его построения.
Задачи:
– рассказать обучающимся младших классов о правилах безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
– объяснить необходимость соблюдения правил дорожного движения;
– ознакомить детей с безопасным маршрутом следования в школу;
– научить разрабатывать индивидуальную схему «дом — школа — дом»;
– научить свободно оперировать понятиями «участник дорожного движения», «пешеход», «пассажир», «водитель», «дорога», «проезжая часть», «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина», «поребрик» («бордюр»).
Рекомендации по материально-техническому обеспечению
Занятие рекомендуется проводить в тематически оформленном учебном классе.
Рекомендуется использовать мультимедийное оборудование для демонстрации заставок на экран и презентации «Мой безопасный маршрут».
При подготовке к занятию необходимо распечатать для каждого обучающегося макеты заданий, приведенных в сценарии.
Ход занятия
В начале занятия педагог выясняет, что думают дети о том, зачем люди строят дороги, для чего существуют Правила дорожного движения. В ходе обсуждения педагог подводит детей к выводу, что дороги строятся для удобства передвижения людей (как в транспортных средствах, так и пешком), а Правила дорожного движения необходимы для безопасного передвижения по дорогам.
Проезжая часть — это часть дороги, по которой ездят автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (транспортные средства).
Человек, который управляет транспортным средством, — это водитель. Пешеходы идут по тротуару. Мы с вами тоже пешеходы, когда идем пешком или катаемся на роликах, самокате…
Если кто-то едет на велосипеде, то он водитель — велосипедист, и для него есть свои правила дорожного движения, которые он должен выполнять.
Когда мы едем в трамвае, автобусе, автомобиле с папой и мамой, то мы пассажиры. А человек, который сидит за рулем этих транспортных средств, — водитель.
Участники дорожного движения — пешеходы, водители и пассажиры.
Педагог:
— Как вы идете в школу? Пусть каждый из вас, ребята, ответит на этот вопрос!
— Из дома я всегда выхожу вовремя, чтобы не торопиться. Дорогу перехожу там, где есть пешеходный переход.
ДОРОГА В ШКОЛУ
Чтобы вовремя успеть в школу, важно знать, сколько времени займет дорога от дома до школы. Пусть дорога в школу будет чуть длиннее, но безопаснее, избегайте опасных мест.
ПРОСЫПАЮСЬ
![]() |
ВЫХОЖУ ИЗ ДОМА | |||
ПРИХОЖУ В ШКОЛУ
![]() | ||||
НАЧАЛО УРОКОВ
![]() | ||||
![]() | КОНЕЦ УРОКОВ
![]() |
Нарисуй на циферблате часов стрелки: во сколько ты встаешь, во сколько выходишь из дома, приходишь в школу, в какое время начинаются занятия, и в какое время заканчиваются уроки.
Посчитай и напиши, сколько времени ты затрачиваешь на дорогу в школу? ___________________________________________________
Расскажи, как ты добираешься до школы? (Пешком, в автомобиле, автобусом, троллейбусом, трамваем.)
В пустых клеточках таблицы изобрази карандашом свой способ прибытия в школу.
Если ты добираешься в школу маршрутным транспортом, напиши на строчке название остановки, где ты садишься в транспорт у дома, и название остановки, где ты выходишь: _________________________________________ __________________________________________________________________.
Задание для всех:
1. Посмотри на рисунок и расскажи, как дойдут до школы дети из разных домов.
2. Как ты идешь в школу? Как и где ты переходишь проезжую часть дороги и что делаешь, прежде чем ступить на проезжую часть?
3. Нарисуй на проезжей части автомобили, а на тротуаре пешеходов.
Раскрась верные утверждения зеленым цветом, а неверные зачеркни:
Из дома выхожу в последнюю минуту, потому что быстро бегаю. |
Дорогу перехожу по подземному пешеходному переходу со светофором, или если нет светофора, то по пешеходному переходу. |
Прежде чем ступить на проезжую часть дороги, внимательно смотрю, не приближаются ли автомобили. |
По дороге, не оборудованной тротуаром, иду по правой обочине. |
На проезжей части можно кататься на роликовых коньках. |
Пешеход передвигается пешком в местах, специально предназначенных для пешеходов, которые называются тротуарами. |
Я пассажир, если еду в автобусе, трамвае или в автомобиле с родителями. |
Участниками дорожного движения являются пешеходы, пассажиры, водители. |
Выйдя из автобуса, перейду дорогу после того, как автобус уедет. |
Верных утверждений________.
Неверных утверждений___________.
Закрепление
Педагог:
— Ребята, сегодня мы с вами разобрали тему «Безопасный маршрут, построение индивидуальной схемы “дом — школа — дом”». Используя наш безопасный маршрут, разобрали основные элементы дороги индивидуального маршрута “дом — школа — дом”. Чтобы закрепить материал, вспомним то, что обсудили.
Городская дорога — это дорога, проложенная в пределах населенного пункта.
Городская дорога включает в себя следующие элементы: проезжая часть, тротуар, трамвайные пути (не обязательно), разделительная полоса (не обязательно). Какие элементы дороги вы замечали по дороге в школу?
Загородная дорога — это дорога, которая прокладывается вне пределов населенного пункта.
Загородная дорога включает в себя следующие элементы: проезжая часть, обочина, кювет, разделительная полоса (не обязательно).
Назначение элементов дорог:
– проезжая часть предназначена для движения автомобилей, пешеходам двигаться по проезжей части запрещено;
– тротуар предназначен для движения пешеходов, автомобилям по тротуару двигаться запрещено;
– трамвайные пути предназначены для движения трамваев;
– обочина предназначена для остановки и стоянки транспортных средств, пешеходам разрешено двигаться по обочине, соблюдая правила безопасности;
– разделительная полоса разделяет дорогу на проезжие части встречного направления и не предназначена для движения или остановки автомобилей и пешеходов.
После выполнения заданий на занятии проводится фронтальная проверка, обсуждается, как правильно надо было их выполнить.
То же самое делается с индивидуальным маршрутом “дом — школа — дом”. Это задание дается обучающимся для самостоятельной работы дома с родителями.
Смотрим хронику из сериала «Семья Светофоровых» — 1 сезон, 2 серия «Дорога в школу».