Критики о романе «Обломов» и творчестве И.А. Гончарова




Роман «Обломов» в оценке критиков

(Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.).
Теория литературы: социально-психологический роман.

И.С. Тургенев. Сведения из биографии.

Домашнее задание

1) Проработать теоретический материал, сделать записи в тетрадь.

2) Срок выполнения-27.10.2020

Критики о романе «Обломов» и творчестве И.А. Гончарова

В этом романе разрешается обширная общечеловеческая психологическая задача; эта задача разрешается в явлениях чисто русских, национальных, возможных только при нашем образе жизни, при тех исторических обстоятельствах, которые сформировали народный характер, при тех условиях, под влиянием которых развивалось и отчасти развивается до сих пор наше молодое поколение. В этом романе затронуты и жизненные, современные вопросы настолько, насколько эти вопросы имеют общечеловеческий интерес; в нем настолько выставлены и недостатки общества, но выставлены не с полемической целью, а для верности и полноты картины, для художественного изображения жизни, как она есть, и человека с его чувствами, мыслями и страстями. Полная объективность, спокойное, бесстрастное творчество, отсутствие узких временных целей, профанирующих искусство, отсутствие лирических порывов, нарушающих ясность и отчетливость эпического повествования, – вот отличительные признаки таланта автора, насколько он выразился в последнем его произведении. Мысль г. Гончарова, проведенная в его романе, принадлежит всем векам и народам, но имеет особое значение в наше время, для нашего русского общества. Автор задумал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказывают на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства. Эта апатия составляет явление общечеловеческое, она выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнообразными причинами; но везде в ней играет главную роль страшный вопрос: «зачем жить? к чему трудиться» – вопрос, на который человек часто не может найти себе удовлетворительного ответа. Этот неразрешенный вопрос, это неудовлетворенное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя ему цели. Один с негодованием и с желчью отбросит от себя работу, другой отложит ее в сторону тихо и лениво; один будет рваться из своего бездействия, негодовать на себя и на людей, искать чего-нибудь, чем можно было бы наполнить душевную пустоту; апатия его примет оттенок мрачного отчаяния, она будет перемежаться с лихорадочными порывами к беспорядочной деятельности и все-таки останется апатиею, потому что отнимет у него силы действовать, чувствовать и жить. У другого равнодушие к жизни выразиться в более мягкой бесцветной форме; животные инстинкты тихо, без борьбы, выплывут на поверхность души; замрут без боли высшие стремления; человек опустится в мягкое кресло и заснет, наслаждаясь своим бессмысленным покоем; начнется вместо жизни прозябание, и в душе человека образуется стоячая вода, до которой не коснется никакое волнение внешнего мира, которой не потревожит никакой внутренний переворот. В первом случае мы видим какую-то вынужденную апатию, – апатию и вместе с тем борьбу против нее, избыток сил, просившихся в дело и медленно гаснущих в бесплодных попытках; это байронизм, болезнь сильных людей. Во втором случае является апатия покорная, мирная, улыбающаяся, без стремления выйти из бездействия; это обломовщина, как назвал ее г. Гончаров. Огромная идея автора во всем ее величии своей простоты улеглась в соответствующую ей рамку. По этой идее построен весь план романа, построен так обдуман, что в нем нет ни одной случайности, ни одного вводного лица, ни одной лишней подробности; чрез все отдельные сцены проходит основная идея, и между тем во имя этой идеи автор не делает ни одного уклонения от действительности, не жертвует ни одной частностию во внешней отделке лиц, характеров и положений… (Д.И. Писарев. «“Обломов”. Роман И.А. Гончарова»)

Илья Ильич Обломов, герой романа, олицетворяет в себе ту умственную апатию, которой Гончаров придал имя обломовщины. Слово обломовщина не умрет в нашей литературе: оно составлено так удачно, оно так осязательно характеризует один из существенных пороков нашей русской жизни, что, по всей вероятности, из литературы оно проникает в язык и войдет во всеобщее употребление. Посмотрим, в чем же состоит эта обломовщина. Илья Ильич стоит на рубеже двух взаимно противоположных направлений: он воспитан под влиянием обстановки старорусской жизни, привык к барству, к бездействию и к полному угождению своим физическим потребностям и даже прихотям; он провел детство под любящим, но неосмысленным надзором совершенно неразвитых родителей, наслаждавшихся в течение нескольких десятков лет полною умственной дремотой… Он изнежен и избалован, ослаблен физически и нравственно… Кормление на убой, сон вволю, поблажка всем желаниям и прихотям ребенка…, и тщательное удаление от всего, что может простудить, обжечь, ушибить или утомить его, – вот основные начала обломовского воспитания. Сонная, рутинная обстановка деревенской, захолустной жизни дополнила то, чего не успели сделать труды родителей и нянек…

Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных привычек, а от других – развила в нем апатическую неподвижность и повергла в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности… Он раб каждой женщины, каждого встречного… (Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»)

Обломов – единственный человек в романе, единственный, чье существование не исчерпывается принятой на себя ролью. В предстоящей свадьбе его больше всего пугает то, что он, Обломов, превратится в «жениха», приобретет определенный, однозначный статус… Гладкому, «мраморному» Обломову нечем зацепиться за других. Он не способен расщепить свою личность на роль мужа, помещика, чиновника. Он – просто человек (П. Вайль, А. Генис. «Родная речь»)

Нежная, любящая натура Обломова вся озаряется через любовь – и может ли быть иначе, с чистою, детски ласковой русской душой, от которой даже ее леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказывался вполне через любовь свою, и Ольга, зоркая девушка, не осталась слепа перед теми сокровищами, что перед ней открылись… (А.В. Дружинин. «“Обломов”. Роман И.А. Гончарова»)

«Обломов» – капитальная вещь, которой давно, давно не было… Но что приятнее… это что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике. (Л.Н. Толстой)

Социально-психологический роман - это одна из разновидностей романного жанра, в котором в сложных, часто экстремальных жизненных ситуациях раскрываются многогранные характеры героев со всем разнообразием их психологического функционирования в контексте социальной среды. Для социально-психологических произведений характерно раскрытие неожиданных поступков, скрытых причин поведения персонажей через раскрытие наследственных факторов, тайных желаний, размышлений, мечтаний, снов. В отличие от социально-бытовых произведений, в которых внимание художника приковано к повседневной жизни, зримых, прежде всего социальных, причин и последствий поведения персонажей, автор социально-психологического произведения исследует взаимоотношения личности и социума, учитывая факторы: интеллектуальные усилия, эмоции, интуицию, сознательные и бессознательные порывы человека.

История жанра

Пожалуй, одним из первых произведений этого жанра можно назвать роман "Красное и черное" Стендаля, который был напечатан в 1830 году. Номинальным считается эпизод, где Матильда де Ла-Моль, думая о Жульена Сореля, рисует его профиль - это один из элементов психологизма романа. Однако к этому жанру можно отнести некоторые романы О. Бальзака с его "Человеческой комедии" - "Отец Горио" и "Блеск и нищета куртизанок". Впоследствии их традиции продолжил и усовершенствовал Г. Флобер в своем романе?Госпожа Бовари? (1857). В Англии представителем социально-психологического романа стал Теккерей - "История Пенденниса" (1850), "Ньюкома" (1855) и Диккенс "Приключения Оливера Твиста" (1837-1839), "Домби и сын" (1848) и др.. В России А. Пушкин "Евгений Онегин" (1823-1831), М. Лермонтов "Герой нашего времени" (1840), И. Тургенев "Рудин" (1856), "Отцы и дети" (1862), Л.Толстой "Анна Каренина" (1876-1877), Ф. Достоевский "Преступление и наказание" (1866). В ХХ в. к этому жанру обращались многие писатели: А. Кронин "Звезды смотрят вниз" (1935), Т. Драйзер "Трилогия желания" (1914-1929), "Гений" (1916) и многие другие.

Иван Сергеевич Тургенев

· Родился и умер: 1818-1883 г. г.;

· Эпоха: Николаевская, эпоха становления национальной драматургии;

· Имя, Отчество: Иван Сергеевич;

· Рост: 1, 92 м.;

· Родина: Россия (г. Орел);

· Религия: православный христианин.

Родители писателя

Родители великого писателя были представителями старинного дворянского рода. Мать Тургенева, Варвара Лутовинова, была старше своего супруга на 6 лет. Кроме того, она была гораздо состоятельнее, поэтому для Сергея Тургенева, красавца-кавалериста, этот брак был браком по расчету.

Варвара подарила ему троих детей, один из которых умер от эпилепсии. На тот момент отец великого литератора уже оставил семью, на тот момент будущему драматургу было 12. А когда ему исполнилось 16, стало известно, что Сергей Николаевич скончался.

Мать Тургенева была женщиной интеллигентной, умной. Ей удалось собрать большую коллекцию книг, основная часть которых была написана на французском. Этот язык часто звучал в стенах Спасской усадьбы.

Варвара знала творчество известных литераторов, имела привычку их цитировать, с некоторыми прославленными писателями она была знакома лично, в их числе и Михаил Загоскин, Василий Жуковский. Любовь родительницы к знаниям, книгам маленький Иван Сергеевич перенял быстро.

Детство Ивана, где и как воспитывался

С рождения писатель жил в Спасско-Лутовиновом, что недалеко от Мценска. В этих краях и располагалась усадьба Тургенева. Многим Орловская область знакома именно по тому, что здесь находится родовое имение известного литератора.

Дом, доставшийся матери Ивана Сергеевича от богатого родственника, был по тем временам роскошным, но обстановка, атмосфера в нем царила крайне напряженная. Будущий драматург жил, ни в чем, не нуждаясь, но вместе с братьями был вынужден терпеть сложный характер родительницы.

Его Тургенев в молодости неоднократно описывал в своих творениях, наделяя главных героев прозы теми же чертами, которые были присущи его маме. Их она, как известно, унаследовала от своей матери.

Воспитание Ивана Сергеевича было строгим. Варвара любила сыновей, но выражал это специфически, позволяя себе регулярно поднимать руку на детей. Деспотичность при этом не мешала ей заботиться о наследниках, их образовании.

Образование Тургенева

Образование Тургенева было хорошим. В детстве он занимался с гувернерами из Франции и Германии, на услугах которых его мать не экономила. Русскому Иван Сергеевич учился у Федора Лобанова. Крепостной камердинер открыл любознательному парню многих отечественных писателей, познакомил его с их творчеством.

1. По переезду в большой город, в столицу, Тургенева послали в пансион Ивана Краузе. Эта школа дала ему среднее образование.

2. В 15 лет у литератора появилась возможность поступить в университет. Москва стала для него родной, поэтому оставлять ее он не желал, поступив в столичный вуз на отделение словесности.

3. Позже писатель перевелся на историко-философский факультет в Петербург.

4. В годы студенчества Тургенев совмещал учебу по выбранной специальности и любимое занятие – перевод творчества Байрона и Шекспира. Именно тогда он осознал желание стать частью литературного мира, попробовать свои силы в поэзии.

5. Окончив университет в Петербурге, отправился в Германию, где он посещал лекции по филологии и философии. Эту страну он периодически оставлял, возвращаясь на родину или отправляясь путешествовать в Италию.

6. Получив образование в Берлине, Тургенев отправился назад в Петербург, где ему удалось стать магистром философии.

Начало литературного творчества

1834 год стал для писателя поворотным. Тургенев создал первое литературное творение, поэму «Стено», которая, хоть и не была нигде опубликована в годы жизни Тургенева, но явно свидетельствовала о наличии у парня таланта.

В печать работа Ивана Сергеевича впервые попала в 1936 году. Тогда он написал рецензию на книгу «Путешествие к святым местам (Андрей Муравьев). Прошел год, и ему удалось опубликовать собственные труды: «Сон», «Фантасмагория в лунную ночь» и «Штиль на море».

Образование, которое ему давали Петербург, Германия, лучшие вузы, требовали от Тургенева полной самоотдачи. Удивительным образом ему удавалось совмещать учебу и работу над новыми произведениями, в числе которых и «Параша», принесшая ему известность в 1843 году. Эта публикация была одобрена Виссарионом Белинским, чье мнение повлияло на творчество Тургенева, в том числе его стиль.

Достаточно резко Иван Сергеевич сменил направление в литературе, отказавшись от привычного жанра «романтизм». Основные темы в его новых поэмах были более злободневными, что наиболее очевидно в «Бретере», «Андрее Колосове», «Помещике» и «Трех портретах».

От любимого занятия Тургенева не отвлекала даже военная служба, а позже и работа чиновником, охота, являвшаяся главным увлечением литератора. На это прямо указывает почти каждый биографический очерк Ивана Сергеевича. Чем бы ни занимался писатель, он всегда возвращался к перу.

Факт! Он черпал вдохновение из всего, что видел, чтобы затем создавать вневременные гениальные творения, поражающие глубиной мысли и красотой слога даже современного требовательного читателя.

За рубежом

Творчество Тургенева менялось под влиянием того опыта, который приобретал писатель, часто бывающий за границей. Первые успешные произведения он написал в Германии и Италии. В это время его жизненный путь пересек Белинский, восхищающийся талантом Ивана Сергеевича, ставшим ему добрым другом.

После знакомства с ним писатель выпустил цикл рассказов. В числе которых и «Бежин луг», «Певцы», «Бирюк», «Уездный лекарь». Эти его работы властью восприняты были крайне негативно, так как они были связаны нитью антикрепостнического настроения, подавляемого цензором всеми возможными способами.

В 1856 году Тургенев снова покинул родину, отправившись в Париж. Здесь ему удалось закончить «Поездку в Полесье», выделяющуюся на фоне других произведений литератора своей мрачностью. Год спустя Иван Сергеевич отправился в Германию, где он создал «Асю». Эту работу русского гения тогда перевели на многие европейские языки. На написание этой повести Тургенева, как считают биографы и историки, вдохновили его дочери, законнорождённая и внебрачная.

Занятие драматургией

Творческий путь Тургенева нельзя рассматривать, не упоминая его любимых миллионами пьес. Для театра литератор начал писать в начале 40-ых. Его труды тепло воспринимались не только критиками, но и публикой. Последней больше всего полюбились «Холостяк», «Провинциалка», Нахлебник», а также «Месяц в деревне», сыгравший в личной жизни Ивана Сергеевича ключевую роль. Спектакль, поставленный по этой работе Тургенева, свел его с любовью всей его жизни, Марией Савиной, исполнившей роль Верочки.

Открыв в себе талант драматурга, писатель не забывал и о других направлениях. Доказательством тому является его рассказ «Хорь и Калиныч», опубликованный в «Современнике» в 1847 году. Это творение было создано под впечатлением от путешествий, которые для литератора были тесно связаны с возможностью побывать в разных уголках мира на охоте.

Через несколько лет Тургенев опубликовал отрывки «Записок охотника», которыми он гордился, как собственной «Аннибаловой клятвой», клятвой противостоять ненавистному ему крепостному праву.

Ссылка в Спасское и дальнейшая карьера писателя

Тургенев прославился, как автор полюбившихся всем «Муму», «Отцы и дети», «Бежинлугн», «Ася», как великий драматург, чьи пьесы обожала интеллигенция. Однако, его современники знали, что Иван Сергеевич был писателем-бунтарем.

Доказательством тому служат события, приходящиеся на 1852 год. В то время когда скончался Гоголь, что для Тургенева стало большим потрясением. Мужчина был возмущен тем, что это страшное известие столичная публика приняла спокойно и даже безразлично.

Тогда писатель решил создать собственный некролог об авторе «Мертвых душ». В нем Тургенев выразил свою скорбь по погибшему гению и завуалированно выразил презрение к тем, кто, по его мнению, воспринял его кончину холодно. Эту скандальную работу Тургенева согласилась опубликовать редакция «Московские ведомости».

Как только она была напечатана, у властей появился реальный повод применить к Ивану Сергеевичу чрезвычайные меры. Тогда он уже понимал, что ему грозит тюрьма или другое подобное наказание.

Писатель, чьи романы обожали миллионы, был арестован, его ждала ссылка. Отправили Тургенева в Спасское, родовое имение, где он оставался под надзором полицейских. Условия заключения литератора смягчились, когда он в письменном виде объяснил свой «проступок» цесаревичу Александру.

Когда Иван Сергеевич смог вернуться к привычному образу жизни, он не оставил традиционное для себя литературное направление. Более того, продолжил писать «на злобу дня», о чем свидетельствуют его труды 1860 и 1861 годов.

Личная жизнь, женщины, семья, дети

Личная жизнь Тургенева была насыщенной. На протяжении 40 лет главной женщиной в жизни писателя была Полина Виардо. Испано-французская певица не считалась по тем меркам красивой. Генрих Гейне, например, сравнивал ее с «чудовищным и одновременно экзотическим» пейзажем.

Русский литератор увидел невысокую девушку с грубыми чертами лица на сцене. Любовь к ней вспыхнула мгновенно, что не было для Тургенева чем-то из ряда вон выходящим. Известно, что до Виардо в жизни Ивана Сергеевича было много женщин.

Екатерина Шаховская

Первым серьезным увлечением писателя была Екатерина Шаховская. Дочь княгини Тургенев встретил в возрасте 15 лет. В избраннице, казавшейся непорочной и чистой, по-детски непосредственной и очаровывающей своим румянцем, парень вскоре разочаровался.

Как оказалось, она была любовницей родного отца Ивана Сергеевича, знатного сердцееда. Тогда он на время забыл о «благородных» девушках, решив сближаться с простыми, в числе которых и Авдотья Ермолаевна Иванова

Именно эта белошвейка родила Тургеневу дочь. Девочку назвали Пелагей, и какое-то время она даже жила вместе с новой пассией отца, с Полиной Виардо. Мачеху, правда, она не любила, считая, что разрушила связь Ивана Сергеевича с ее родительницей, Авдотьей.

Но в особняке певицы ей было значительно лучше, чем в родных краях. В тех местах она страдала от нападок бабушки, матери Тургенева, не одобряющей его связь с крестьянкой и плод их любви. Семья писателя была необычной. Официально быть вместе ему с Виардо мешал брак иностранки. И все же свои отношения они не пытались скрыть, о них было известно даже мужу Полины.

Ольга Александровна Тургенева

Охладел Тургенев к певице за время домашнего ареста. Тогда его внимание приковала Ольга Александровна Тургенева, дочь его двоюродного брата. Девушке было всего 18, это отчасти и остановило Ивана Сергеевича, когда на горизонте появилась перспектива вступить с ней в брак. Юная жена – не то, чего хотел писатель.

Не желая ломать судьбу красотки, он вернулся к Виардо. Но стабильными их отношения уже не были. В очередной раз литератор увлекся другой. Его околдовала Марья Гавриловна Савина, которая была близка к тому, чтобы выйти замуж за Тургенева. Их совместному счастью помешала ревность девушки к той, кому возлюбленный отдал многие годы своей жизни.

Татьяна Бакунина

Известно, что Иван Сергеевич встречался и с другими женщинами, в их числе и Татьяна Бакунина. Вместе эти двое жили в Берлине. Причина расставания молодых людей не была раскрыта биографами. Тем не менее, им удалось выяснить, что именно сестра великого революционера была главной музой писателя.

Мария Толстая

Романтическая связь связывала писателя и с другой небезызвестной женщиной. Какое-то время его любовью была Мария Николаевна Толстая, сестра Льва Толстого, с которым литератор должен был выйти на дуэль.

Дочь Полина Ивановна Тургенева

Полина (Пелагея) – внебрачная дочь Тургенева. Родилась девочка от связи Тургенев и простой крестьянки Авдотьи Ивановой в 1842 году в Москве. В детстве она проводила много времени в особняке отца на Остоженке, в поместье бабушки, которая не скрывала своей нелюбви к ней.

По инициативе Ивана Сергеевича Пелагея перебралась во Францию, где она жила вместе с любовницей писателя, известной певицей. Позже девочку отдали во французский пансион. Известно, что Полина вышла замуж за француза, владеющего стекольной фабрикой. Брак с Гастоном Брюэром оказался неудачным.

Последние годы жизни и смерть

Биография Тургенева связана с разными уголками мира, что объясняет, почему он во многих источниках упоминается, как западник. За границей писатель проводил много времени, там он и встретил свою кончину.

Умер литератор во Франции. Его здоровье сильно подкосили подагра, стенокардия, невралгия, но к смерти Ивана Сергеевича привела болезнь саркома. Скончался Тургенев 22 числа в августе (по старому стилю). Похоронен он был в Петербурге.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: