Примерная тематика семинарских занятий




 

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1. Предмет теории государства и права. Определение теории государства и права как науки и учебной дисциплины; соотношение предмета и объекта теории государства и права.

2. Методология и методы научного познания государственно-правовых явлений. Методологические основы науки теории государства и права. Классификация методов теории государства и права.

3. Предмет теории государства и права - закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права как самостоятельных, органично взаимосвязанных между собой социальных институтов.

4. Место теории государства и права в системе юридических наук, становление, развитие и современное состояние теории государства и права; соотношение теории государства и права с отраслевыми юридическими науками, философией, экономикой, политологией, этнографией, другими общественными науками.

5. Структура теории государства и права. Теория государства и теория права. Философия права. Энциклопедия права. Современные теории государства и права.

 

Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1. Исторические предпосылки становления права и государства. Регуляторы общественных отношений в догосударственном обществе. Регулятивная роль мифов, обрядов, ритуалов. Закономерности возникновения права.

2. Организация жизни в первобытном обществе. Функции, организация и формы осуществления власти, действие нормативных регуляторов в первобытном обществе.

3. Причины возникновения государства и права.

4. Закономерности возникновения государства. Типичные и уникальные формы возникновения государства.

5. Регуляторы общественных отношений в догосударственном обществе. Возникновение древнейших социальных норм, социально-исторические предпосылки эволюции древнего права.

6. Мононормативная теория. Регулятивная роль мифов, обрядов, ритуалов. Способы регулирования: позитивное обязывание, запрещение, дозволение. Закономерности возникновения права. Особенности права в эпоху раннего государства.

7. Основные концепции происхождения государства и права (теологическая, патриархальная, органическая, теория общественного договора, теория насилия, ирригационная, патримониальная, психологическая, марксистская и др.). Их достоинства и недостатки в свете современных знаний.

8. Особенности изучения темы «Происхождение государства и права» в курсе основной и средней школе.

 

Тема 3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

1. Понятие, сущность и признаки государства. Государство и гражданское общество. Формы и способы выражения и обеспечения государством интересов социальных групп, наций, классов, всего общества.

2. Государственность и суверенитет. Соотношение государства и права.

3. Общая характеристика основных современных теорий государства (марксистская, теория элит, технократическая, теория плюралистической демократии, теория "государства всеобщего благоденствия", теория правового государства, теория конвергенции и др.).

4. Проблемы типологии государства. Понятие типа государства. Факторы, определяющие тип государства. Формационный и цивилизационный подходы при типологизации государства.

5. Цивилизационный подход к типологии государств. Основания для типологизации цивилизаций и их государственности, первичные и вторичные цивилизации.

6. Иные подходы к типологии государства.

7. Особенности изучения темы «Понятие и сущность государства» в курсе основной и средней школе.

 

Тема 4. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

1. Понятие формы государства. Платон и Аристотель о форме государства. Четыре подхода к выделению элементов в форме государства.

2. Форма правления: понятие, виды. Монархическая форма правления - особенности, виды.

3. Республиканская форма правления. Признаки парламентарной и президентской республики. Нетипичные формы правления.

4. Понятие формы государственно устройства. Особенности национально—территориального государственного и административно-территориального устройства.

5. Федеративное государство. Федерации на многонациональной и территориальной основах. Суверенитет в федеративном государстве. Проблемы современного федерализма.

6. Конфедерация. Проблемы конфедерации: союз или форма государственно-территориального устройства.

7. Понятие политического режима. Виды политических режимов. Основные характеристики демократического политического режима.

8. Недемократические политические режимы и их разновидности. Различия тоталитарного и авторитарного политических режимов.

9. Особенности изучения темы «Форма государства» в курсе основной и средней школе.

 

Тема 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

1. Понятия и принципы государственного функционирования. Понятие и содержание функций государства

2. Внешние и внутренние функции государства, их взаимосвязь. Проблемы реализации функций государства.

3. Механизм (аппарат) государства, обеспечивающий выполнение его функций: Элементы понятий и структуры государственного механизма.

4. Основные принципы построения и деятельности механизма государства. Система государственного аппарата (формирование, функционирование, пределы властной компетенции).

5. Понятие органа государства. Виды государственных органов. Государственный аппарат в унитарном и федеративном государстве.

6. Система государственных органов Российской Федерации. Принцип разделения властей в аппарате государства.

7. Законодательные (представительные) органы государственной власти: понятие, функции. Исполнительно-распорядительные органы: функции, полномочия, способы осуществления власти. Взаимоотношения исполнительно-распорядительных и законодательных (представительных) органов власти в государстве.

8. Судебные органы. Судебный контроль и его роль в охране прав и свобод граждан. Взаимодействие судебных органов с другими ветвями власти. Место и роль прокуратуры в системе органов государства.

9. Особенности изучения темы «Функции государства. Механизм государства» в курсе основной и средней школе.

 

Тема 6. ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Понятие регулятора общественных отношений. Система и функции регуляторов. Нормативные регуляторы: брачно-семейный, правовой, корпоративно-групповой, предсказания, мифолого-религиозный, моральный.

2. Понятие социальных норм. Общее в социальных нормах. Отличия права от других социальных норм.

3. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Понятие права. Право как средство цивилизованного разрешения противоречий.

4. Право как система правил поведения. Признаки права. Принципы права. Функции права. Объективное и субъективное право.

5. Многообразие подходов к пониманию сущности и социальной природы права. Типы правопонимания. Критерии классификации типов правопонимания

6. Теория естественного права о сущности и природе права. Юридический позитивизм. Психологическое учение о праве (теория Л.И. Петражицкого), Социологическая школа права. Философия права Гегеля. Марксистское понимание права. Правопонимание в эпоху постмодерна. Развитие концепций правопонимания в отечественном правоведении.

7. Современные подходы в правопонимании.

8. Особенности изучения темы «Право в системе регулирования общественных отношений» в курсе основной и средней школе.

 

Тема 7. ФОРМЫ(ИСТОЧНИКИ) ПРАВА.

1. Понятия и виды форм и источников права. Нормативный правовой акт, судебный прецедент, правовой обычай, правовая доктрина.

2. Нормативный договор как форма права. Понятие обычая. Соотношение права и обычая. Деловой обычай и деловое обыкновение. Правовой обычай. Обычное право

3. Понятие судебного прецедента. Соотношение судебного прецедента и иных форм права. Судебная и арбитражная практика в нормативном регулировании. Административный прецедент.

4. Нормативный правовой акт: общая характеристика. Признаки нормативно-правовых актов, их отличие от нормативных и правовых актов. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

5. Юридическая доктрина. Доктрина и комментарии к юридическим текстам. Нормативный договор: типовой и примерный. Межгосударственные и международные договоры. Рецепция права.

6. Особенности изучения темы «Формы (источники) права» в курсе основной и средней школе.

 

Тема 8. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. Общая характеристика процесса правотворчества. Понятия и принципы правотворчества. Правотворчество в истории общества. Правотворчество в разных правовых системах.

2. Правотворчество и формирование права. Социальные факторы формирования права. Юридическая техника и ее значение для правотворчества, правоприменения и систематизации законодательства.

3. Особенности правотворчества в Российском государстве. Виды правотворчества, органы правотворчества, стадии правотворчества.

4. Система нормативных правовых актов в Российской Федерации. Понятие и структура нормативного правового акта. Отличие нормативного правового акта от нормативного и правового актов. Классификация и виды нормативных правовых актов. Конституция Российской Федерации.

5. Федеральные конституционные законы. Федеральные законы. Подзаконные нормативные акты.

6. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и значение. Виды систематизации.

7. Роль современных информационных технологий в поиске правовой информации. Справочно-правовые системы: Гарант, Консультант+ и др.

8. Особенности изучения темы «Правотворчество и систематизация законодательства» в курсе основной и средней школе.

 

Тема 9. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. Понятие системы права. Основные компоненты системы права: норма права, правовой институт, отрасль права.

2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли. Классификация отраслей российского права.

3. Общая характеристика отраслей права. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Их основные характеристики и отличия

4. Институты права и отрасли права. Правовой институт: понятие и признаки. Отраслевые и межотраслевые институты права.

5. Система права и система законодательства. Понятие и элементы системы законодательства.

 

Типовые задания для самостоятельной работы по дисциплине

 

  1. Охарактеризуйте содержание и структуру власти в первобытном обществе.
  2. Составьте логическую схему происхождения государства.
  3. Подготовьте подробное сообщение о происхождении государства на каком-либо историческом примере.
  4. Выпишите несколько определений государства, данных различными учеными. Сравните. Сделайте вывод: какое из определений государства наиболее полно определяет его сущность?
  5. Нарисуйте схему "Механизм современного российского государства".
  6. Как соотносятся понятия "законодательные" и "представительные" органы власти?
  7. Проанализируйте, каким образом принцип разделения властей нашел свое воплощение в Конституции Российской Федерации. Охарактеризуйте эффективность системы сдержек и противовесов между ветвями власти, закрепленную в Конституции РФ.
  8. Составьте базу нормативных правовых актов, регулирующих деятельность одного из государственных органов власти Российской Федерации.
  9. На примере одного из современных государств подробно охарактеризуйте присущие ему особенности формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
  10. Выпишите общие признаки, характерные для всех социальных регуляторов (морали, права, религии и др.).

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  1. Специально оборудованные аудитории и компьютерные классы: персональные компьютеры, мультимедийные проекторы, аудиовизуальные устройства;
  2. Программное обеспечение в соответствии с программой курса;
  3. Методические пособия и литература в библиотеке университета и на кафедре.
  4. Студентам обеспечен доступ к сети Internet.

Перечень лицензионного программного обеспечения, используемого при освоении дисциплины:

1. Операционная система Microsoft Windows Professional 7 Russian – Лицензия №48497058 от 13.05.2011 г.

У обучающихся имеется доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин и подлежит ежегодному обновлению:

1. Компьютерная информационно-правовая система «Гарант» - регистрационный номер клиента 71-70685-000033.

2. Официальный интернет-портал правовой информации https://pravo.gov.ru.

3. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования https://fgosvo.ru.

4. Университетская библиотека Online [Электронный ресурс]: электронная библиотечная система / ООО "Директ-Медиа". - М.: [б. и.], 2001. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.
URL: www.biblioclub.ru

5. Универсальные базы данных East View [Электронный ресурс]: информационный ресурс / East View Information Services. - М.: [б. и.], 2012. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.
URL: www.ebiblioteka.ru

6. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]: информационный портал / ООО "РУНЭБ"; Санкт-Петербургский государственный университет. - М.: [б. и.], 2005. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.eLibrary.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: