Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Павловская общеобразовательная школа-интернат»
Социально-значимый проект:
«Павловский бор – зелёное чудо Алтая»
Автор Панов Илья 7 класс
Руководитель Норваткина Е.В.
педагог-психолог
Введение
Сохранилось старинное придание. Бог ветра, пролетая над Алтайскими землями, увидел прекрасную девушку с красивым именем Айгуль. Он решил переселить ее в свой заоблачный замок и там, задобрив подарками дивными, уговорить выйти за него замуж. Но девушка знала, что любить такого не просто, ветер все время менял свой характер, изменял настроение, был “ветреником” и все время улетал. Девушка услышала, как ветер стал тихо к ней подкрадываться, принеся запах диковинных цветов, испугалась участи быть оторванной от родных мест и побежала по степи к дому. Но ветер превратился в ураган, догнал красивую беглянку, и, подхватив ее, унес в свои поднебесные чертоги. Ленты зеленые, которыми Айгуль косы подвязывала, пояски нарядные слетели и понеслись к земле. Там, где они упали, леса выросли, чтобы братьям путь указывать, где сестру искать. Айгуль плакала, и там, куда падали ее слезинки, появлялись небольшие соленые озера. Только вот о том, нашли ее братья или нет, неизвестно. Вот такая существует красивая история образования ленточных боров и озер, но это только устное народное творчество.
Павловский район расположен в 59 км западнее краевого центра Алтайского края.
По территории протекает река Обь и её притоки Касмала и Барнаулка. Также в Павловском районе находятся два ленточных бора Касмалинский (Павловский) и Барнаульский, которые составляют важное достояние района. Считается, что происхождение ленточных боров степного Алтая напрямую связано с древними оледенениями. Они преградили сток Оби в Северный Ледовитый океан, и талая ледниковая вода накапливалась в Западно-Сибирской низменности. Через некоторое время вода устремилась в юго-западном направлении. Потоки несли большое количество песка, который постепенно накапливался. На отложившихся песках в результате деятельности ветра образовались дюны, на которых позднее «поселилась» сосна.
Для Алтайского края ленточные боры – один из главных брендов, объект, который видно из космоса, что называется, "невооружённым глазом". Секрет необычного линейного расположения этих лесных массивов в том, что они занимают днища узких и длинных ложбин древнего стока с мощными отложениями песка. Специалисты до сих пор спорят о возрасте и происхождении боровых песков и самих боров. Бесспорным, однако, остаётся факт уникальности ленточных боров не только в масштабах Сибири, но и всей России.
Боры имеют большое социально-экономическое значение для западной части Алтайского края. Они служат главным источником древесины для жителей степной зоны; оказывают смягчающее действие на климат прилегающих районов (вблизи ленточных боров выпадает примерно на 50 мм больше осадков, чем на безлесных участках), являются традиционным местом отдыха, сбора ягод и грибов.
Проблема
Ухудшение экологического состояния ленточных боров, способное привести к его гибели.
Причинами являются
- не контролируемые вырубки;
- пожары причиной, которой зачастую являются люди;
- загрязнение территории ленточного бора бытовым мусором;
Актуальность
Данная тема является актуальной почти для каждого населенного пункта нашей страны. Леса засорены хозяйственной и бытовой деятельностью человека. Здесь можно встретить все, что угодно: полиэтиленовые пакеты, консервные банки, пластиковые емкости, выброшенные ненужные вещи…. В нашем обществе еще очень низка культура общения с природой. Поэтому и встает вопрос о сохранении лесного массива на территории нашего села.
Если каждый житель нашего села примет активное участие в восстановлении природных уголков земли – это могут быть различные акции «Зелёные росточки», «Чистый лес» возможно будущим поколениям мы сможем оставить достаточно красивую и здоровую среду жизни.
Цель
Создать условия для активного привлечения школьников к природоохранным акциям, содействовать сохранению природы и повысить уровень экологической культуры школьников, что позволит сохранить природные богатства Алтайского края – Павловский ленточный бор.
Задачи
· Формирование элементарных экологических представлений через
активизацию совместной деятельности педагогов и школьников;
· Развитие у школьников интереса к познанию, наблюдениям через экскурсии, серию занятий по теме экология;
· Развитие познавательных способностей школьников в процессе совместной исследовательской деятельности с педагогами;
· Воспитание любви и бережного отношения к природе;
Гипотеза
Формирование представления у школьников о необходимости сохранить богатые ресурсы Павловского ленточного бора и о существующих экологических проблемах окажется наиболее эффективным, если:
-в процессе знакомства будут учитываться индивидуальные особенности каждого участника процесса;
-педагог изучит индивидуальные интересы школьников, особенности их
положительно-эмоциональных переживаний, чувств, личный опыт в
процессе охранно - сберегающего отношения к природе;
- школьники будут знать о ценности и уникальности Павловского ленточного бора и будут непосредственно участвовать в очистке его от мусора и посадке новых деревьев.
Участники проекта
· Обучающиеся
· Педагоги
· Сотрудники ФС «Охрана природных ресурсов»
Срок реализации проекта
Сентябрь 2016 - Май 2017
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- Подбор и анализ литературы по данной теме.
- Определение цели, задач, исходя из интересов.
- Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
Основной этап:
- Взаимодействие с педагогами, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
- Проведение цикла мероприятий, экскурсий.
- Проведение акций совместно с сотрудниками организации «Охрана природных ресурсов»
Заключительный этап:
- Создание экспертной группы для оценки проделанной работы в рамках проекта.
- Самоанализ конечного результата. Обобщение полученного опыта.
№ | Содержание | Формы отчётности, сроки реализации |
Посещение библиотеки, сбор литературы. | В течение реализации проекта, Фотоотчёт | |
Экскурсии в сосновый бор с целью оценки его экологического состояния, выявление главной проблемы – проблемы засорения его бытовыми отходами, наличие большого количества поваленных деревьев, отсутствие санитарного надзора. Фотографирование отдельных проблемных участков для фотовыставки. | Фотоотчёт Сентябрь - май | |
Проведение занятий по тематике проекта. | Конспекты занятий Сентябрь - май | |
Оформление фото-папки и брошюры «Сосновый бор - главное богатство каждого человека» | Фотоотчёт ноябрь | |
Привлечение школьников к акции через встречи, беседы (неделя Экологии в школе) | декабрь | |
Конкурс рисунков «Зелёный мир – глазами ребёнка» | Коллаж из рисунков февраль | |
Выпуск агиток «Правила поведения в лесу» | Агит. листовки март | |
Акции «Чистый лес», «Зелёные росточки», по санитарной очистке и благоустройству территории нашего ленточного бора участниками проекта. | Фотоотчёт Сентябрь - май | |
Презентация по итогам проекта. | Май |