Тема 1. Выявление фронтальной композиции (ФК) как рельефной поверхности
Средствами пластики (1.1) и цвета (1.2)
Упражнение 1.1.
Цель задания: закрепление теоретического материала по данной теме при помощи модельно-макетного построения и выражения фронтальной композиции способом выявления внутренних геометрических характеристик заданной поверхности. Освоение таких понятий архитектурной композиции, как внешне выразительная массивность или легкость объемной композиции, статичность или динамичность, плотность или разреженность.
Условия:
1. Протяженность по фронту от 6 до 15 м;
Габаритная высота около 12 м;
Площадь основания около 300 м. кв.;
Высота человека 1, 75 м;
Масштаб композиции 1:100 от натуральной величины.
2. Заданная фронталь должна иметь простую геометрическую форму
(треугольник, квадрат, трапеция, прямоугольник, круг или ¾, ½, ¼ его часть).
3. Фронтальная композиция строится в пределах вертикальной и горизонтальной координат как рельефная поверхность с обязательным введением минимальной глубины.
4. Все членения должны быть направлены на выявление качественных характеристик композиции и внутренней структуры единой первоначально заданной геометрической формы. Допускается незначительный выход за пределы силуэта при выявлении центра композиции или положения самой формы относительно зрителя. При этом членения должны сохранить целостность самой формы и композиционного замысла.
5. Для целостного восприятия формы зритель должен находиться от нее на расстоянии не менее высоты данной поверхности.
6. После ознакомления с заданием необходимо зафиксировать у преподавателя следующие позиции:
|
а) геометрический вид формы и ее пропорции;
б) место композиционного центра;
в) положение формы по отношению к координатам площадки и к зрителю:
- положение фронтальной поверхности вертикальное, наклонное на зрителя или от зрителя;
- строго фронтальное или слегка развернутое;
г) задать качественные характеристики композиции – 3 из 6: статичность или динамичность, плотность или разреженность, массивность или легкость [1].
Композиционные задачи: требуется в заданных выше пределах выявить фронтально-ориентированную поверхность. Общая задача достижения гармоничного композиционно-образного решения предусматривает:
1) Использование зафиксированных качественных характеристик (С – Д, П – Р, М – Л).
2) Выявление главной части композиции как доминирующего элемента или композиционного центра.
3) Наличие зрительной уравновешенности как соподчиненности композиционному центру или доминирующему элементу и единства композиционного решения, согласованности членений между собой.
4) Выявление точного положения композиции в пространстве, которое может быть представлено:
а) при повороте формы относительно прямоугольных сторон площадки – легкой привязкой фронтали ортогональным членением;
б) при наклоне формы относительно зрителя – наличием вертикально ориентированных участков, позволяющих сравнить их с наклонными и понять истинное положение фронтали.
Упражнение 1.2. Усиление психологического воздействия цветом выявленных эмоциональных характеристик фронтальной композиции.
|
Цель задания:
Изучение действия полихромии на фронтальной форме (рельефной поверхности), раскрывающей конструктивную роль цвета, основанную на его психологическом воздействии.
Условия:
Работа выполняется на основе ортогонального чертежа фронтальной композиции, выполненной в предыдущем упражнении.
Техника выполнения:
Компоновка и наклеивание готовых выкрасов или раскрашивание чертежа гуашью (для окончательного варианта), цветными карандашами (для предварительных эскизов).
Задача:
Учитывая психологические особенности цветовосприятия, необходимо усилить эмоциональное воздействие от выявленных геометрическими членениями композиционных качественных характеристик (статика - динамика, плотность - разреженность, легкость - массивность) при помощи цвета.
Общие требования:
1. Задание выполняется на листе размером 420 х 300 мм. Габариты колористической композиции должны полностью соответствовать макету.
2. На листе, помимо окончательного варианта, необходимо расположить два утвержденных предварительных эскиза в цвете.
3. Решение композиции не должно быть монохромным. Желательно использование не менее 3 хроматических тонов. Разрешается использование тонов
разной насыщенности и светлоты.
В результате должно получиться комплексное психологическое воздействие, одновременно усиливающее статику – динамику, легкость – массивность, плотность – разреженность композиции в выбранном цветосочетании.
Психологическое воздействие цвета: вторичные контрасты (статичные ― динамичные, легкие ― тяжелые, плотные – разреженные)
|
Психологическое воздействие, которое производит на зрителя выявление геометрической формы композиционными средствами, основанное на показе качественных характеристик – статики или динамики, плотности или разреженности, легкости или массивности, может быть усилено цветом. Цвет может помогать создавать определенное впечатление от геометрической формы или полностью менять его, может способствовать большей ее выразительности. Психологическое воздействие, создаваемое цветом, может давать ощущение статики или динамики: во-первых, при изменении каких-либо цветовых характеристик (тона, светлоты, насыщенности, яркости), во-вторых, при тональном сопоставлении цветовых пар. Так, для показа статичности необходимо использование равноступенчатых тонов по светлоте, насыщенности (метрическая закономерность), а динамичности – пропорциональное нарастание (убывание) тонов, светлоты, насыщенности (ритмическое изменение). При решении того или иного типа колористической композиции необходимо учитывать характер цветовой контрастности, который содержит в себе или статику, или динамику по тональному отношению цветовых пар. Статичными можно назвать сочетание двух таких цветов, которые полностью уравновешивают друг друга по каким-либо признакам (например, красный – зеленый, синий – зеленый, зеленый – желтый). Особенно статичным воспринимается сочетание глубокого насыщенного зеленого и пурпурного цветов, поскольку ни один из входящих в это сочетание цветов не выделяется. Динамичными будут сочетания красного с синим, желтого с синим или оранжевого с зеленым. Вообще, динамике соответствует более экспрессивное, энергичное цветосочетание, основанное не только на смене цветовых градаций (т.е. на контрастах), но и на взаиморасположении цветовых поверхностей в цветовой группе, в цветовом сочетании. Кроме того, по аналогии с динамикой, получаемой геометрическими и композиционными средствами, при использовании цвета можно говорить о таких взаимодействиях цветовых масс, как впечатление напряженности, движения, притяжения или отталкивания, т.е. об ощущении энергии цветового пространства в объемно-пространственной композиции.
Говоря о психологическом воздействии цвета, необходимо учитывать, что в большинстве цветовых сочетаний наблюдаются одновременно три-четыре вида контрастов (светлотные, хроматические, по чистоте тона, теплого и холодного и т.д.). Поэтому та цветовая гамма, которая будет выражать статичные или динамичные контрасты, должна одновременно создавать либо легкость, либо тяжесть. Также все видимые цвета можно разделить по их плотности на поверхностные и пространственные. Поверхностный цвет (желтый, красный и др.) более плотен и материален. Пространственный цвет (синий, сине-зеленый и др.) воздушен, имеет рыхлое строение, нематериален. Поверхностные цвета приближаются, пространственные удаляются. Поэтому, используя эти качества цвета, можно показать плотность или разреженность композиции.
Определения
Зрительный вес цвета – качество цвета с позиции его легкости-тяжести. Качество зрительного веса более всего связано со светлотой тона. Светлые цвета производят впечатление легких, а темные – тяжелых.
Цветовая статика – является частным случаем цветового равновесия. Для нее характерна полная остановка движения, впечатление устойчивости всего колористического построения.
Цветовая динамика – это отношения нарастания цветности, усиление какого-либо цвета по тону, светлоте, насыщенности, яркости внутри границ колористической композиции.
[1] В этом упражнении необходимо таким образом подбирать форму, положение и качественные характеристики ФК, чтобы они работали «в унисон», добиваясь максимальной статики или динамики композиции