Начало работы над «Донщиной»




Началом истории написания романа считается середина двадцатых годов прошлого века. Именно в это время, работая над «Донскими рассказами», Шолохов решает написать о том, как сложно складывалась судьба донского казачества перед революцией 1917 года. В 1925 году писатель приезжает на Дон, чтобы полностью погрузившись в атмосферу казачьего быта, начать работу над произведением.

Первоначально писатель называет роман «Донщина» и пишет около 100 страниц книги. Здесь Шолохов рассказывает, как казаки участвовали в походе генерала Корнилова на Петроград. Но затем понимает, что события, близкие и понятные ему самому, вряд ли смогут найти отклик в душе читателей, далёких от жизни донских хуторов. Писатель оставляет работу и задумывается над написанием более масштабного произведения, включающего в себя не только рассказ о революции, но и о событиях, которые предшествовали ей. Он чувствует необходимость дать развёрнутую картину жизни донского казачества, начиная с мирного, предвоенного времени, проанализировать причины, побудившие казаков участвовать в революционных событиях, выделить судьбы наиболее значительных персонажей. Шолохов меняет название романа на «Тихий Дон» и начинает работу над новой книгой.

«Тихий Дон» – новая идея писателя

В 1926 году Шолохов окончательно решает для себя, как будет выглядеть новое произведение. С этого момента он начинает собирать для него фактический материал и поселяется в станице Вешенская. История романа «Тихий Дон» получает своё продолжение. В 1927 году писатель определяет, что книга будет состоять из 9 частей и охватывать события с 1912 по 1922 год.

Михаил Александрович, выросший среди казаков, попадает в родную стихию. Для него, как ни для кого другого, была понятна психология окружающих его людей, знакомы их быт и нравственные ценности. Тем не менее, писатель не полагается только на собственные знания. Он посещает архивы Ростова и Москвы, знакомится с казачьим фольклором, беседует с жителями соседних хуторов, записывает воспоминания участников Мировой и Гражданской войн.

Хотя автор много раз переделывал текст романа, работа над первыми тремя частями была завершена довольно быстро, уже к августу 1927 года. В короткий срок автор пишет и пятую часть второй книги, повествующую о событиях революции и Гражданской войны. Однако внешние неблагоприятные обстоятельства вынуждают Шолохова значительно снизить темп работы. Над третьей книгой автор трудится четыре года, а чтобы закончить последнюю, четвёртую часть произведения, ему понадобилось шесть лет.

 

В процессе создания «Тихого Дона» Шолохов выступает не только как замечательный художник слова. Он проявляет себя и как историк и публицист, насыщая текст богатым фактическим материалом. Во второй книге романа подробно и ярко изображаются такие значительные события истории, как февральский переворот, корниловский мятеж, Октябрьская революция и Гражданская война. Чтобы придать изображаемым событиям большую достоверность, автор включает в повествование тексты документов, листовок, писем и воззваний. Появляются на страницах романа и исторические лица, например: Корнилов, Подтёлков, Чернецов, Каледин, Краснов. По подсчётам исследователей, в общей сложности в «Тихом Доне» присутствует более 250 реально существовавших людей, которые органично вписываются в общее повествование, наряду с выдуманными персонажами

 

Женские судьбы в романе Тихий Дон Шолохова

Несмотря на то, что в военное время большее количество испытаний и риска выпадает на долю мужчин, данные события отражаются и на женских судьбах. Ведь женщина – хранительница очага и та своеобразная отдушина, которая очень нужна сильному полу, особенно тогда, когда каждый день может стать последним.

Возможно именно поэтому в романе «Тихий дон» женские образы описаны достаточно ярко, живо и выразительно. Разумеется, судьбы героинь имеют как сходства, так и отличия. Каждая из них поистине уникальна и неповторима.

Аксинья – одна из самых харизматичных героинь произведения. Она словно источает красоту, женственность, но в то же время решительность и смелость. Одной из основных черт характера Аксиньи является верность своим убеждениям – если героиня решает чего-то добиться, она не видит преград ни среди обстоятельств, ни среди людей. Можно сказать, ей никто не указ и ничьи увещевания не возымеют на нее эффекта, если женщина твердо решила следовать своим принципам.

Григорий всегда возвращался к ней. Происходило это в разные мгновения его жизни – и в моменты триумфа, и в моменты отчаяния. Аксинья всегда принимала его, таким как есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Что же касается другой героини произведения, Натальи – она видит мир в более реалистичном ключе. Но счастлив ли Григорий в те моменты, когда она возвращает его на грешную землю? Далеко не всегда. Даже учитывая тот факт, что мужчина тяготеет к дому и семье.

Хоть Наталью нельзя назвать отрицательным персонажем. Она довольно хорошая женщина, порядочная и работящая – но находясь с ней, Григорий чувствует некую пустоту, ему недостаточно того, что Наталья может ему дать.

Потому, однажды он уходит. Наталье не удается удержать избранника. Можно сказать, она испытывает трагедию неразделенной любви и страдает от этого.

Но даже ее судьба лучше, чем судьба Дарьи, которая тщетно пыталась найти и почувствовать любовь, но это далеко не всегда получалось. Точнее, получалось как-то фрагментами, поверхностно и нецелостно. Возможно, иногда глубокое невзаимное чувство лучше, чем отсутствие чувств.

Женщина признается, что ей не удалось никого по-настоящему полюбить. Точнее, она любила, но как-то по-собачьи преданно – любила эпизодами, кое-как, как умела.

Есть в романе еще один женский образ, Ильиничны, матери казаков. Пожилая женщина оказалась меж двух огней - в поисках правды и справедливости ее дети оказываются по разные стороны баррикад. Это очень сильная, харизматичная и стойкая героиня.

Несмотря на то, что до своей кончины Ильинична не успела повидаться с младшим сыном, Григорием, ее старания не прошли даром – после того, как дочь Дуняша выросла, все обязанности дома Мелеховых легли на нее. Она стала продолжательницей женской линии семьи.

Конечно же, на доле девушки отразилась любовь к врагу семьи, Мишке Кошевому – она стала как счастьем, так и лихой бедой.

В целом героини Шолохова сильные, волевые, целеустремленные женщины (как и подобает казачкам), но, в то же время ничто, свойственное прекрасному полу, им не чуждо. Конечно же, война сурова и заставляет женщин порой забывать о своем прямом предназначении, делает их более решительными и отчаянными – но с этим ничего не поделаешь. При подобных обстоятельствах крайне сложно оставаться «нежной и удивительной».

Разумеется, женские судьбы в романе непросты – но если бы у читателя была возможность встретить шолоховских героинь в реальности и спросить о том, хотели бы они изменить свои судьбы, если бы им представилась такая возможность, вполне вероятно, что каждая из них ответила бы отказом.

Ведь жизнь глупо поворачивать вспять – а что кому выпало на долю предначертано свыше.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: