ТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ




Б59

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.

 

Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая груп­па. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 224 с.

ISBN 978-5-98527-136-2

 

 

В пособии предлагается система занятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

116 занятий рассчитаны на весь учебный год.

Книга включает игры, упражнения и тренинги, необхо­димые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей данного возраста: вни­мания, памяти, мышления.

К каждому занятию разработано задание для закрепления материала дома. В тетради логопедических заданий для детей 2-й младшей группы проиллюстрированы игры и упражне­ния в доступной для малышей и их родителей форме.

Издание адресовано логопедам и дефектологам.

 

© Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н., 2010 ISBN 978-5-98527-136-2?> ООО «Издательство «Скрипторий 2003», Дни

 

 

ТЕМЫЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Сентябрь, октябрь, ноябрь (1-й период обучения)

1. Лексические темы: «Игрушки», «Овощи», «Осень», «Фрукты», «Наше тело», «Лицо».

2. Коррекционные задачи:

а) Формирование словаря и грамматического строя речи:

• развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращен­ную речь логопеда;

• выделять названия предметов, действий, признаков, пони­мать обобщающее значение слов;

• формировать понимание и практическое усвоение формы множественного числа имен существительных;

• формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного числа в винительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными мужского и женского рода, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов прошедшего вре­мени мужского и женского рода.

б) Развитие связной речи:

• учить владеть навыками составления простых предложений (из двух слов с указательными местоимениями «это», «вот», из трех слов с прямым дополнением, выраженным име­нем существительным в винительном падеже), по вопросам,

. демонстрации действий, по картинке;

• учить навыкам составления короткого описательного рас­сказа, пересказа, рассказа по картинке с использованием вопросов;

• формировать навыки диалогической речи.

в) Развитие когнитивных процессов:

• цвет (красный, желтый, зеленый), величина (большой, маленький), форма (круг, квадрат, треугольник);

• количественные представления (один — много, два);

• формировать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, память, внимание;

• формировать осознание собственного тела;

• формировать временные представления (осень).

г) Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

• познакомить с органами артикуляции;

• развивать слуховое внимание;

• познакомить со звуками «А», «У»;

• формировать просодическую сторону речи;

• формировать усвоение ритмической структуры речи (заучива­ние стихов).

Декабрь, январь, февраль (2-й период обучения)

1. Лексические темы: «Одежда», «Обувь», «Зима», «Новый год», «Зимние забавы», «Зимняя одежда», «Дикие животные».

2. Коррекционные задачи:

а) Формирование словаря и грамматического строя речи:

• продолжать формировать и закреплять ранее изученные грам­матические категории;

• формировать понимание и практическое использование форм

имен существительных единственного числа в родительном

и винительном падежах с предлогами и в предложном падеже;

•■ формировать понимание и практическое усвоение предлогов У, НА, В, ИЗ.

б) Развитие связной речи:

• продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений, простого описательного рассказа;

• учить навыкам пересказа рассказов и сказок «Три медведя», «Колобок» по вопросам и картинному плану;

• продолжать формировать навыки диалогической речи.

в) Развитие когнитивных процессов:

• цвет (синий);

• продолжать работу, начатую в первом периоде;

• формировать сериационный ряд «большой, поменьше, маленький», «маленький, побольше, большой»;

• формировать временные представления (зима).

г) Формирование фонематического восприятия и звукопроизно-шения:

• продолжать работу, начатую в первом периоде;

• познакомить со звуками «И», «О», «Э»;

• учить воспринимать на слух и правильно воспроизводить простую слоговую структуру слов.

Март, апрель, май (3-й период обучения)

1. Лексические темы: «Мамин день 8 Марта», «Домашние живот­ные», «Детеныши домашних животных», «Домашние птицы», «Птенцы домашних птиц», «Весна», «Посуда», «Птицы», «Дом», «Транспорт», «Насекомые», «Лето», «Лето. Цветы».

2. Коррекционные задачи:

а) Формирование словаря и грамматического строя речи:

• продолжать формировать и закреплять ранее изученные грам­матические категории;

• формировать понимание и практическое использование форм имен существительных единственного числа в творительном падеже в значении орудийности и в дательном падеже с пред­логом;

• формировать понимание и практическое употребление пред­логов С, ПО.

б) Развитие связной речи:

• продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений, простого описательного рассказа;

• учить навыкам пересказа рассказов и сказки «Курочка Ряба» по вопросам и картинному плану;

• продолжать формировать навыки диалогической речи.

в) Развитие когнитивных процессов:

• продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах;

• формировать временные представления (весна, лето);

• формировать сериационный ряд «длинный, короче, корот­кий», «короткий, длиннее, длинный».

г) Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

• продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периоде;

• познакомить со звуками «М», «П», «Б», «Ф», «В», «Н»;

• учить различать и воспроизводить утвердительную и вопро­сительную интонации.

 

Тема: «Игрушки (знакомство)»

Цели:

1. Уточнить и расширить словарь по теме.

2. Формировать обобщающее понятие «игрушки».

3. Учить строить фразу из 2 слов.

4. Развивать внимание, память.

5. Воспитывать умения слушать слова логопеда, выполнять про­стые инструкции, бережно относиться к игрушкам.

Оборудование: игрушки — мяч, кубик, машина, мишка, кукла, юла.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Кто это?».

Сообщить детям, что сегодня к ним пришли гости. Показать игрушки по одной, называя их:

— Это мишка.

— Это кукла.

И Т.Д.

3. Упражнение «Покажи и назови».

— Покажи, где кукла? (Вот кукла.)

— Покажи, где мяч? (Вот мяч.) И т.д.

4. Физкультминутка.

Предложить детям покружиться, как юла, попрыгать, как мячик.

5. Упражнение «Что это?».

Показать детям игрушки по одной и спросить про каждую:

— Что это? (Это кукла. Это мяч. Это кубик. И т.д.)

Обвести рукой все игрушки, сказать:

— Это игрушки.

Затем опять обвести рукой все игрушки и спросить каждого ребенка:

— Петя, что это? (Это игрушки.)

6. Прочитать детям стихотворение А. Барто «Мишка». Обратить их внимание на то, что мишку не бросили и обязательно

пришьют ему лапу. Проговорить стихотворение с детьми.

7. Итог занятия.

 

 

Тема: «Игрушки. Фраза»

Цели:

1. Закрепить словарь по теме.

2. Закрепить обобщающее понятие «игрушки».

3. Учить строить фразу из 3 слов.

4. Развивать внимание, память.

5. Воспитывать умения слушать слова логопеда, выполнять простые инструкции, бережно относиться к игрушкам.

Оборудование: игрушки (см. занятие 1).

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Чтоэто?».

Сообщить детям, что сегодня к ним пришли гости. Показать игрушки по одной и спросить про каждую:

— Что это? (Это машина. Это мяч. И т.д.)

3. Игра «Возьми, не ошибись».

Предложить каждому ребенку взять игрушку, которую назовет логопед:

— Петя! Возьми машинку.

— Катя! Возьми мяч.

И т.д.

4. Упражнение «Подумай и ответь».

Дима! Что ты взял? (Я взял кубик.)

— Вика! Что ты взяла? (Я взяла куклу.) И т.д.

5. Физкультминутка.

Проговорить с детьми стихотворение А. Барто «Лошадка». Предложить им поскакать, как лошадки.

6. Упражнение «Что у кого?».

Предложить детям сказать, какие у них игрушки:

— Петя! Что у тебя? (У меня кубик.)

— Катя! Что у тебя? (У меня мяч.) И т.д.

7. Упражнение «Что у нас?».

— Ребята! Что у нас? (У нас игрушки.) Индивидуально спросить каждого ребенка.

8. Итог занятия.

 

 

Тема: «Игрушки. Словоизменение»

Цели:

1. Закрепить словарь по теме.

2. Закрепить обобщающее понятие «игрушки».

3. Учить понимать и использовать в речи существительные единственного и множественного числа.

4. Формировать фразы из 2—3 слов.

5. Развивать внимание, память.

6. Воспитывать умения слушать слова логопеда, выполнять простые инструкции, бережно относиться к игрушкам.

Оборудование: игрушки — мяч, кубик, пирамидка, машина, матрешка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Что это?».

Сообщить детям, что к ним в гости пришли игрушки. Показать игрушки по одной, спросить про каждую:

— Что это? (Это мяч. Это кубик. И т.д.) Обвести рукой все игрушки, спросить:

— Что это? (Это игрушки.)

Показать детям игрушки (мячи, кубики, пирамидки, машины, матрешки), задать вопросы:

— Что это? (Это мячи. Это кубики. И т.д.)

3. Физкультминутка (см. занятие 1).

4. Упражнение «Покажи и скажи».

— Где мяч (машина, матрешка, кубик, пирамидка)? (Вот мяч (машина, матрешка, кубик, пирамидка).)

— Где мячи (машины, матрешки, кубики, пирамидки)? (Вот мячи (машины, матрешки, кубики, пирамидки).)

5. Игра «Возьми, не ошибись».

Предложить каждому ребенку взять названные логопедом игрушки:

— Петя! Возьми машины.

— Катя! Возьми мяч. И т.д.

6. Упражнение «Подумай и ответь».

Предложить детям сказать, какие у них игрушки:

— Петя! Что у тебя? (У меня машины.)

— Катя! Что у тебя? (У меня мяч.) И т.д.

7. Итог занятия.

 

 

Тема: «Игрушки. Один - много»

Цели:

1. Расширить словарь по теме.

2. Формировать понятия «один» — «много».

3. Закрепить обобщающее понятие «игрушки».

4. Закрепить понимание и использование в речи существительных единственного и множественного числа в именительном падеже.

5. Учить произносить фразу из 2—3 слов.

6. Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук.

7. Воспитывать умения слушать слова логопеда, выполнять простые инструкции, бережно относиться к игрушкам.

Оборудование: корзина, игрушки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Что это?».

Сообщить детям, что к ним в гости пришли игрушки. Показать игрушки по одной, спросить:

- Что это? (Это мяч. Это кубик. И т.д.)

3. Упражнение «Покажи и скажи».

- Покажи, где мяч (машина, кукла, кубик и т.д.)? (Вот мяч (машина, кукла, кубик и т.д.).)

- Покажи, где мячи (машины, куклы, кубики и т.д.)? (Вот мячи (машины, куклы, кубики и т.д.).)

4. Физкультминутка (см. занятие 1).

5. Упражнение «Один — много».

Показать детям корзинку с кубиками (шариками), спросить:

— Сколько кубиков (шариков)? (Много.)

Показать один кубик (шарик), спросить у каждого ребенка:

— Сколько кубиков (шариков)? (Один.)

6. Упражнение «Найди и назови».

Разложить перед детьми игрушки, спросить:

— Покажи, где один мяч (одна машина, одна кукла, один кубик и т.д.)? (Вот один мяч (одна машина, одна кукла, один кубик и т.д.).)

— Покажи, где много мячей (машин, кукол, кубиков и т.д.)? (Вот много мячей (машин, кукол, кубиков и т.д.).)

— Скажи, сколько это мячей? (Показать один мяч.) (Это один мяч.) И т.д.

— Скажи, сколько это мячей? (Показать много мячей.) (Это много мячей.)

И т.д.

7. Упражнение «Скажи, сколько?».

Предложить каждому ребенку:

— Возьми один кубик.

При затруднении дать ребенку один кубик. Затем спросить каждого ребенка:

— Сколько у тебя кубиков? (У меня один кубик.)

После этого показать детям коробку, в которой много кубиков, и сказать:

— У меня много кубиков. Тут же спросить:

— Сколько это кубиков? (Это много кубиков.)

8. Упражнение «Один — много».

— Покажите один пальчик. Сколько пальчиков? (Один.)

— Покажите много пальчиков. Сколько пальчиков? (Много.) Затем взрослый предлагает детям показать, сколько пальчиков он

назовет:

— Один. (Ребенок показывает один пальчик.)

Много. (Ребенок показывает все пальчики на руках.)

9. Итог занятия.

 

 

Тема: «Игрушки. Величина: большой - маленький»

Цели:

1. Уточнить и расширить словарь по теме.

2. Формировать понятия «большой» — «маленький».

3. Активизировать в речи слова «большой» — «маленький».

4. Учить строить фразу из 2—3 слов по заданному вопросу.

5. Формировать понимание согласования прилагательного с существительным в предложении.

6. Развивать внимание, память, общую моторику.

7. Воспитывать умения слушать слова логопеда, выполнять простые инструкции, бережно относиться к игрушкам.

Оборудование: большая и маленькая корзины, большие и маленькие игрушки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Что это?».

Сообщить детям, что к ним в гости пришли игрушки.

Достать из корзины и показать игрушки (кубик, кубики, мяч, мячи, машина, машины, пирамидка, пирамидки, кукла, куклы), каждый раз спрашивая:

— Что это? (Это кубик (кубики, мяч, мячи и т.д.).)

3. Упражнение «Где большой, где маленький?».

Показать детям большой и маленький мячи, назвать их величину:

— Это большой мяч. Это маленький мяч. Затем спросить:

— Оля, покажи и скажи, где большой мяч (машина, кукла, кубик и т.д.)? (Вот большой мяч.)

И т.д.

— Миша, покажи и скажи, где маленький мяч (машина, кукла, кубик и т.д.)? (Вот маленький мяч.)

4. Физкультминутка.

Сначала был я маленьким, вот таким.

Потом я стал большим, вот таким.

Дети садятся на корточки.

Поднимаются, берутся за руки и делают большой круг.

5. Упражнение «Скажи, какой?».

— Петя, это какой кубик? (Это большой кубик.)

— Аня, это какой кубик? (Это маленький кубик.)

6. Игра «Наведем порядок».

Предложить детям разложить игрушки по корзинкам: большие игрушки — в большую корзинку, а маленькие игрушки — в маленькую.

Показать корзинку с большими игрушками и спросить:

— Дети, это какие игрушки? (Это большие игрушки.)

Затем показать корзинку с маленькими игрушками и спросить:

— Дети, это какие игрушки? (Это маленькие игрушки.)

7. Итог занятия.

 

Тема: «Игрушки. Пирамидка»

Цели:

1. Закрепить понятия «большой» - «маленький».

2. Формировать умение выбирать из ряда самый большой по величине предмет.

3. Учить строить фразу из 2—3 слов по заданному вопросу.

4. Развивать внимание, память, наглядно-действенное мышление, общую и мелкую моторику кистей рук.

5. Воспитывать желание правильно выполнить задание.

Оборудование: пирамидки из 4 колец одного цвета, большие и маленькие игрушки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Где большой, где маленький?».

Раздать детям по 2 игрушки, которые отличаются по размеру, и задать каждому ребенку вопрос:

- Где большой кораблик (мяч, кубик и т.д.)? (Вот большой кораблик (мяч, кубик и т.д.).)

- Где маленький кораблик (мяч, кубик и т.д.)? (Вот маленький кораблик (мяч, кубик и т.д.).)

— Какой это мяч? (Это маленький мяч. Это большой мяч.) И т.д.

3. Физкультминутка (см. занятие 5).

4. Игра «Разбери и собери пирамидку».

Показать пирамидки и предложить каждому ребенку попросить пирамидку:

- Дай пирамидку!

Предложить детям рассмотреть пирамидки, разобрать их, найти и показать самое большое и самое маленькое кольца.

— Где самое большое кольцо?

— Где самое маленькое кольцо?

Затем предложить собрать пирамидку по образцу логопеда, соблюдая принцип нахождения каждый раз самого большого кольца. Последнее колечко маленькое. Закрыть пирамидку колпачком.

После этого попросить детей еще раз самостоятельно разобрать и собрать пирамидку.

5. Итог занятия

 

 

Тема: «Овощи (знакомство)»

Цели:

1. Уточнить и расширить словарь по теме.

2. Формировать обобщающее понятие «овощи».

3. Учить строить фразу из 2-3 слов по заданному вопросу.

4. Развивать внимание, память, сенсомоторные навыки.

5. Воспитывать умения слушать логопеда, выполнять простые инструкции.

Оборудование: большой и маленькие мешки, натуральные овощи, муляжи овощей, дедушка - кукла бибабо, корзинка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Что это?».

В гости к детям пришел дедушка и принес большой мешок. Доставать и показывать по одному овощу, спрашивая про каждый:

— Что это? (При необходимости уточнить названия овощей.) (Это помидор. Это огурец. Это морковь. Это репа.)

Сложить содержимое мешка в корзинку и спросить:

— Что все это? Как назвать все, что принес нам дедушка? (Это овощи.)

3. Упражнение «Покажи и скажи».

— Покажи и скажи, где огурец (помидор, морковь, репа)? (Вот огурец (помидор, морковь, репа).)

4. Физкультминутка.

В огороде мы гуляем, Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат помидоры,
Помидоры собираем. Сжимают и разжимают пальчики.
Помидоры хороши -Наедимся от души. Поглаживают свой живот.
В огороде мы гуляем, Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат огурцы.
Огурцы мы собираем. Сжимают и разжимают пальчики.
Огурцы хороши - Наедимся от души. Поглаживают свой живот.
В огороде мы гуляем, Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат морковь и репа.
Морковь, репу собираем. Сжимают и разжимают пальчики.
Морковь, репа хороши -Наедимся от души. Поглаживают свой живот.

 

Показать детям корзину с овощами, задать вопрос: — Что мы собрали в огороде? (Мы собрали овощи.)

5. И гра «Чудесный мешочек».

Раздать детям мешочки, в которых лежат помидор, огурец, репа или морковь. Попросить, не заглядывая в мешочек, на ощупь, уга­дать, какой овощ там лежит.

6. Итог занятия.

 

 

Тема: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»

Цели:

1. Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук.

2. Развивать слуховое и зрительное внимание.

3. Воспитывать умение выполнять инструкции логопеда.

Оборудование: зайка - кукла бибабо, муляж морковки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Игра «Угости зайку».

Показать детям зайку и прочитать стихотворение:

Зайка к деткам прискакал,

Скок-скок-скок.

Что мы заиньке дадим?

Чем мы зайку угостим?

Вот морковка. Посмотрите,

Зайку быстро угостите!

3. Упражнение «Научи зайку» (для развития органов артикуляции).

Предложить детям помочь зайке - научить его:

а) открывать рот:

— Зайка, рот открывай! Вот так! Вот так!

б) показывать зубы:

— Зайка, зубы покажи! Вот так! Вот так!

в) показывать язык:

— Зайка, покажи язык! Вот так! Вот так!

г) откусывать морковку:

— И морковку откуси! Ам! Ам! Ам!

д) облизывать губы:

— Зайка съел всю морковку. Ему очень понравилась вкусная морковка. Он стал облизывать губы. Вот так! Вот так! А дети вытирают губы салфеткой.

— Спасибо! — сказал зайка и убежал в лес. Каждое упражнение выполнить до 3 раз.

4. Физкультминутка.

Предложить детям попрыгать, как зайчики.

5. Пальчиковая гимнастика.

Зайки серые сидят И ушами шевелят. Вот так! Вот так! Все ушами шевелят!

Прижать мизинец и безымянный палец большим пальцем к ладони. Указательный и средний пальцы выпрямить и пошевелить ими. Сделать зайку другой рукой и обеими руками вместе.

6. Итог занятия.

 

Тема: «Овощи. Фраза»

Цели:

1. Учить формировать фразу из 3 слов

2. Закрепить номинативный словарь по теме.

3. Закрепить обобщающее понятие «овощи».

4. Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук, сенсорное восприятие.

5. Воспитывать умение слушать речь логопеда.

Оборудование: корзина, муляжи овощей, натуральные овощи, бабушка — кукла бибабо.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Что это?».

— В гости к детям пришла бабушка и принесла корзину. Посмотрите, что бабушка вырастила в огороде. (Показать детям корзинку с овощами.)

— Что это? (Это овощи.)

Предложить детям достать из корзинки по одному овощу и назвать его.

— Бабушка пошла на рынок, чтобы продать эти овощи. А мы пойдем покупать их.

3. Игра «На рынке».

Мы корзиночки возьмем, По дорожке мы пойдем. По дорожке мы пойдем, И на рынок мы придем. На прилавок посмотрите, Овощи себе купите!

— Внимательно посмотрите и скажите, какие овощи продаются на рынке?

— Катя, что тебе дать? (Дайте мне репу (огурец, помидор, морковь).)

4. Игра «Раз, два, тричто купили, назови».

Мы корзиночки несем. Мы домой с тобой идем.

Мы на рынок все ходили, Овощи себе купили. Раз, два, три -Что купили, назови.

— Что ты купила, Катя? (Я купила репу.)

— Что ты купил, Вова? (Я купил помидор.)

И т.д.

5. Игра «Угадай овощи по вкусу».

Мы пришли домой. Что будем делать с овощами? (Выслушать ответы детей. Уточнить их.)

— Мы овощи вымоем и сделаем из них салат.

— Угадайте, какие овощи в моем салате?

Ребенок с закрытыми глазами пробует кусочек овоща и старается угадать его название. (Это морковь. Это репа. Это помидор. Это огурец.)

6. Итог занятия.

 

Тема: «Овощи. Рисование»

Цели:

1. Закрепить понятие «овощи».

2. Учить составлять описания репы и помидора.

3. Учить согласовывать имена прилагательные с именами сущест­вительными мужского и женского рода.

4. Развивать сенсорное восприятие и моторные навыки.

5. Воспитывать вежливость, умение слушать речь логопеда.

Оборудование: кукла, корзинка, муляжи репы и помидора, предметные картинки с изображением тех же овощей, бумага, фломастеры.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Скажи, какой?».

Показать куклу и предложить детям поздороваться с ней:

— Кукла Катя в гости к нам пришла и корзинку принесла. Что там, Катя? (Там овощи.)

Рассмотреть помидор и репу, назвать их цвет:

— Помидор красный.

— Репа желтая.

Исследовать форму этих овощей, назвать:

— Помидор круглый.

— Репа круглая.

Учить составлять описания:

— Помидор красный, круглый.

— Репа желтая, круглая.

3. Беседа по картинкам.

Рассмотреть с детьми изображения репы и помидора на картинках.

— Какой помидор? (Помидор красный, круглый.)

— Какая репа? (Репа желтая, круглая.)

4. Физкультминутка «Хоровод».

Дети с мамой в огороде Овощи срывали. Овощи срывали, Гостей угощали. Вот морковки, огурцы, Помидоры, репки. Ешьте овощи, ребята, Будете вы крепки.

5. Рисование «Помидор и репа» (по образцу логопеда). Раскрашивать круговыми движениями от центра.

6. Упражнение «Скажи, какой?» (продолжение).

— Скажи, какой у тебя помидор (репа)? (У меня помидор крас­ный, круглый. У меня репа желтая, круглая.)

7. Итог занятия.

Предложить детям подарить рисунки кукле Кате и попрощаться с ней.

 

Тема: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»

Цели:

1. Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук.

2. Развивать слуховое и зрительное внимание.

3. Воспитывать умение выполнять инструкции логопеда.

Оборудование: зайка - кукла бибабо, муляж репы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Игра «Угости зайку».

Показать детям зайку и прочитать стихотворение:

Зайка к деткам прискакал,

Скок-скок-скок.

Что мы заиньке дадим?

Чем мы зайку угостим?

У нас репа. Посмотрите,

Зайку быстро угостите!

3. Упражнение «Научи зайку» (см. занятие 8).

4. Физкультминутка (см. занятие 8).

5. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 8).

6. Итог занятия.

 

Тема: «Осень (знакомство)»

1. Коррекционно – обучающие задачи: Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать понятие «осень».Учить элементам диалогической речи.

2. Коррекционно – развивающие: Развивать внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику.

3. Коррекционно – воспитывающие: воспитывать умение слушать и отвечать на вопросы логопеда.

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Осень», куклы -девочка и мальчик, бубен.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Давайте познакомимся».

— Посмотрите, кто к нам пришел! Кто это? (Это куклы.)

— Здравствуйте, дети! (Куклы здороваются с детьми.)

— Давайте с ними поздороваемся и познакомимся. (Дети здоро­ваются.)

Спросите девочку: «Девочка, как тебя зовут?»

— Меня зовут Таня.

— Спросите мальчика: «Мальчик, как тебя зовут?»

— Меня зовут Ваня.

Таня и Ваня спрашивают по очереди детей: «А как тебя зовут?» Каждый ребенок отвечает: «Меня зовут...»

3. Беседа по картинке.

— Посмотрите, Таня и Ваня принесли картинку о том, как они гуляли.

Рассмотреть с детьми картинку с изображением осени, девочку и мальчика в осенней одежде с листочками в руках.

— Посмотрите внимательно на Таню и Ваню. Они надели теплые куртки, шапки, обули сапожки. Почему? (На улице холодно.)

— Что у Тани? (У Тани листочек.)

— Какой у Тани листочек? (Красный листочек.)

— Что у Вани? (У Вани тоже листочек.)

— Какой у Вани листочек? (У Вани желтый листочек.)

— Правильно. Холодно. Листочки стали красными и желтыми. Это наступила осень.

— Какое время года наступило? (Осень.)

Рассмотреть сюжетную картинку «Осень», на которой изображе­ны признаки этого времени года.

— На небе тучи. Дует холодный ветер, падают листочки. Идет холодный дождь. Какое это время года? (Осень.)

— Посмотрите внимательно. Где Таня? (Нет Тани.) Где Ваня? (Нет Вани.)

— Они дома. Почему? (Холодно. Идет дождь.)

4. Физкультминутка «Солнышко и дождик».

Равномерный звон бубна — «солнышко», дети гуляют; удары в бубен в такт со звукоподражанием: «Кап-кап-кап» — «дождь», дети бегут на стульчики.

5. Работа с сюжетной картинкой.

Обратить внимание детей на картинку с изображением осени, задать вопросы:

— Какое это время года? (Осень.)

— Как вы угадали? (Холодно. Листочки желтые, красные. Тучи. Дождь идет.)

6. Итог занятия.

 

Тема: «Осень. Один - много»

Цели:

1. Закрепить понятия «один» — «много».

2. Закрепить понятия «красный цвет», «желтый цвет».

3. Учить слышать и использовать в речи согласования «желтые листочки», «красные листочки».

4. Учить строить фразу с числом «один» и словом «много».

5. Воспитывать вежливость, умение слушать логопеда.

Оборудование: картинка с изображением осени, куклы — девочка и мальчик, желтые и красные листья.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Работа с сюжетной картинкой.

— Посмотрите, к нам пришли Таня и Ваня.

— Здравствуйте, дети! (Куклы здороваются с детьми.) Дети отвечают:

— Здравствуй, Таня! Здравствуй, Ваня!

Таня и Ваня показывают детям картинку «Осень», просят рассказать, что на ней нарисовано. (Ответы детей, уточнение изображенного на картинке времени года.)

3. Упражнение «Сосчитай».

На полу (ковре) разложены желтые и красные листочки. Куклы «читают» стихотворение:

Осень хмурая пришла, Все листочки сорвала. На земле они лежат, С нами поиграть хотят. Мы их будем собирать И листочки считать.

Предложить детям поднять по одному листочку и попросить каждого ребенка ответить на вопрос:

— Сколько у тебя листочков? (У меня один листочек.) Сложить все листочки в букет, спросить:

— Сколько у нас листочков? (У нас много листочков.)

4. Физкультминутка.

У детей в руках листочки.

Дует, дует ветер, Дует, задувает,

Дети поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону.

Желтые листочки С дерева срывает. Опускают руки вниз.
И летят листочки С ветки на дорожку, Кружатся. Бросают листочки на пол.
И бегут по листьям Маленькие ножки. Бегут по кругу на носках.
Дети прибежали, Листочки все собрали. Собирают листочки.
Вот какой у нас букет! Отдают все листочки логопеду.

5. Игра «Подарки».

Предложить детям подарить желтые листочки Тане.

— На, Таня, желтый листочек.

— Сколько ты дал(а) Тане листочков? (Один.) Когда все дети отдадут Тане листочки, спросить:

— Сколько у Тани листочков? (У Тани много листочков.)

— Какие у Тани листочки? (У Тани желтые листочки.) Затем подарить красные листочки Ване.

— Когда бывают листочки красными и желтыми? (Осенью.)

6. Итог занятия.

Тема: «Осень. Счет до двух»

Цели:

1. Учить считать до 2, соотносить количество предметов с числом.

2. Закрепить понятия «красный цвет», «желтый цвет».

3. Продолжать учить слышать и использовать в речи согласования «желтые листочки», «красные листочки».

4. Учить строить фразу с числами «один», «два» и предлогом У.

5. Воспитывать вежливость, умение слушать логопеда.

Оборудование: натуральные листочки, листочки из бумаги, картинка «Осень».

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Работа с сюжетной картинкой.

Рассмотреть с детьми картинку осени и прочитать им стихотворение:

Осень хмурая пришла, С ветки листья сорвала. Листочки упали, К деткам попали. Будем листья собирать И листочки считать.

3. Упражнение «Сосчитай». Рассмотреть желтый и красный листочки.

— Какой это листочек? (Показать детям желтый листочек.) (Это желтый листочек.)

— Какой это листочек? (Показать детям красный листочек.)

(Это красный листочек.) Раздать детям по одному листочку, спросить:

— Сколько у тебя листочков? (У меня один листочек.) Раздать еще по одному листочку, сосчитать их вместе с детьми:

— Один, два. Всего два листочка.

— Сколько всего у тебя листочков? (У меня два листочка.) Предложить детям взять листья по одному в руку. На счет «один»

поднять одну руку с листочком, на счет «два» — другую. Затем на счет «один» опустить одну руку, на счет «два» — другую.

4. Физкультминутка (см. занятие 13).

5. Игра «Мы считаем».

Прочитать детям стихотворение:

Осень в гости к нам пришла, Осень листья принесла.

Раздать детям кому по 2 желтых листочка, кому по 2 красных.

— Какие у тебя листочки? (У меня красные (желтые) листочки.)

— Сколько красных (желтых) листочков? (Один, два. Два красных (желтых) листочка.)

— Сколько у тебя листочков? (У меня два листочка.)

6. Итог занятия

 

Тема: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»

Цели:

1. Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук.

2. Развивать слуховое и зрительное внимание.

3. Воспитывать умение выполнять инструкции логопеда.

Оборудование: еж - кукла бибабо, муляж гриба.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Давайте познакомимся».

Логопед незаметно стучит и спрашивает:

— Кто там? Это ты стучал (а)? (Обращается к ребенку.) (Нет.) Давайте спросим:

— Кто там? (Достать ежа.)

— Кто это? (Это еж.)

— Давайте с ним познакомимся.

Еж спрашивает каждого ребенка, как его зовут. Ребенок отвечает:

— Меня зовут...

— А меня зовут Ежик - ни головы, ни ножек.

3. Игра «Угощение».

— Дети, еж пришел к нам в гости. Давайте его угостим — дадим ему гриб. Скажем: «Ешь, еж!»

Прочитать стихотворение:

У меня колючий ежик, Я грибом его кормлю. В лапки ежик гриб берет, Но открыть не может рот. Ежика я угощу, Открывать рот научу.

4. Артикуляционная гимнастика (5 раз каждое упражнение):

• открыть широко рот — закрыть;

• показать длинный язык — убрать;

• язык бегает вправо-влево;

• показать зубы;

• улыбка (произносить «И») — трубочка (произносить «У»).

5. Физкультминутка.

Выполнять действия по тексту стихотворения:

Ходит, бродит ежик, Маленькие ножки, Маленькие ножки, На ногах сапожки. Ножками: топ-топ-топ, Сапожками: топ-топ-топ. Как свернется в клубок, Не видать в сапожках ног.

6. Пальчиковая гимнастика:

• иголки ежа (растопырить пальцы). Еж испугался лису, сложил колючки (соединить пальцы) и свернулся в клубок (сжать пальцы в кулачок).

Все движения выполняются сначала одной рукой, потом другой. Повторить несколько раз;

• голова ежа (большие пальцы рук соединить кончиками) и туловище ежа (остальные пальцы переплетены: пальцы одной руки между пальцами другой);

• еж расправил иголки (выпрямить пальцы), свернулся в клубок (прижать пальцы к тыльной стороне ладони).

Тема: «Осень. Рисование. Счет до двух»

Цели:

1. Закрепить понятие «осень».

2. Уточнить и расширить словарь по теме.

3. Формировать фразовую речь.

4. Учить считать до 2.

5. Развивать сенсомоторные навыки, внимание, память.

6. Воспитывать вежливость, умение слушать логопеда.

Оборудование: сюжетная картинка «Осень», карандаши, бумага, бубен, куклы, фланелеграф или магнитная доска, вырезанные изображения желтых и красных листочков, луж, туч, солнышка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Посмотри и скажи».

— Посмотрите, к нам в гости пришли куклы. Предложить детям поздороваться и познакомиться с гостями.

- Что они нам принесли? (Желтые и красные листочки, картин­ку.)

3. Беседа про осень.

Рассмотреть с детьми листочки и картинку, задать вопросы:

- Что это? (Красные листочки. Желтые листочки. Тучи. Дождь. Лужи.)

— Какое это время года? (Осень.)

4. Физкультминутка «Солнышко и дождик»

5. Упражнение «Картинка за картинкой».

Прочитать и повторить с детьми стихотворение:

Хмурая, дождливая Осень наступила. Очень холодно гулять, Будем осень рисовать.

Выложить на фланелеграфе или магнитной доске 2 тучи, 2 лужи, между ними пол



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: