Влияние физкультуры на умственную деятельность человека




 

С физической культурой, прямо или опосредованно, сталкиваются абсолютно все люди. Более того, эти "столкновения" настолько часты, что какую бы сферу человеческой деятельности мы ни рассматривали, там обязательно будут присутствовать хотя бы отдельные элементы физической культуры. Речь идет не только о совершенствовании и реализации двигательного потенциала, но и о физкультурном знании, благодаря которому существенно расширяются горизонты применения средств физической культуры.

Несмотря на это возможности физической культуры используются крайне слабо. На сегодняшний день сложился некий стереотип восприятия физической культуры как явления примитивного и полностью разработанного. Однако далеко не каждый разбирается в сущности управления биологическим в человеке, но очевидно, что физическое упражнение оказывает влияние главным образом именно на биологические функции. Любая физическая нагрузка - это вклад в формирование человека, а система физических нагрузок - мощное управляющее воздействие на биологические, психологические и иные возможности человека, которые реализуются через социальные факторы. Таким образом, физкультурное знание глобально по своим масштабам и отмечено огромным количеством "белых пятен". Одним из таких недостаточно исследованных вопросов является изучение возможностей физической культуры, и физической подготовки в частности, в формировании готовности человека к профессиональной деятельности.

Научно-техническая революция, переживаемая цивилизованным человечеством уже на протяжении нескольких десятков лет, и в настоящее время находится в стадии высокой активности. С приходом НТР не только появились новые горизонты, но и возникли определенные сложности. С каждым годом человечеству приходится осваивать новые и всё более сложные технические системы. В связи с этим интенсивность процесса обучения во всех сферах образовательной деятельности вышла на такой уровень, что без значительного увеличения объема информации, приобретения новых знаний и умений, а также освоения новых образовательных технологий достичь желаемого результата не представляется возможным.

 

На современного человека, начиная уже с дошкольного возраста, "обрушивается" информационный поток. Значительную часть этой информации он вынужден воспринимать, а многую тщательно усваивать. Кульминации информационный поток достигает в то время, когда перед индивидуумом стоит задача обучения. Даже при благоприятном течении процесса обучения проблемным остается вопрос умственного и психического перенапряжения. Следовательно, налицо необходимость формирования неспецифической адаптации, позволяющей посредством готовых, уже имеющихся механизмов создавать адаптационный эффект с заданными значениями. В качестве таких механизмов могут выступать приспособительные реакции на физическую нагрузку, которые в филогенезе являются самыми древними и отточенными.

В этих условиях важное значение имеет подготовленность человека к деятельности, основанной на активных мыслительных процессах. Такая деятельность включает в себя как процесс обучения и собственно интеллектуальный труд, так и физический труд, являющийся результатом управленческой деятельности ЦНС. Другими словами, сегодня весьма актуальна умственная готовность человека к обучению и профессиональной деятельности. Исходя из этого, мы приступили к исследованию взаимосвязи механизмов умственной и физической работоспособности как важнейших биологических предпосылок и основы развития интеллекта, эрудиции и специальных умений (умственная готовность). По мнению авторов, исследование непосредственно связано с активным поиском возможностей повышения умственного потенциала человека, способности к творческому труду. Хорошо известно, что умственная и физическая работоспособность человека представляют собой высшие формы индивидуальной адаптации, раскрытие механизмов которых может служить основой разработки эффективных мер, повышающих приспособляемость организма человека к различным факторам среды.

 

При выполнении экспериментального исследования была сделана попытка рассмотрения умственного и двигательного в системе. Изучены действия, направленные на отбор из окружающей среды объектов, свойства которых можно использовать для достижения цели, и на объединение этих объектов надлежащим образом как работу по созданию того, что называется системой. Другими словами, система есть средство достижения цели. Именно поэтому, решая вопросы устойчивости, стабильности и надежности умственной деятельности, авторами введено понятие "система умственной готовности человека к профессиональной деятельности". Умственная готовность была определена как совокупность свойств человека выполнять определенные действия в определенное время с заданной эффективностью, обусловленной требованиями определенной профессиональной деятельности. Очевидно, что компоненты умственной готовности связаны как с мыслительной, так и с динамической (двигательной) функцией.

Дело в том, что физическая, умственная и мыслительная деятельность любого профессионала разворачивается в двух сферах: с одной стороны, во взаимодействии с предметной составляющей данного труда, с другой - в ходе общения с коллегами, руководителями и подчиненными. Эти сферы совершенствуются в ходе психологической подготовки, являющейся составной частью физической подготовки, и отражают рефлекторно-эмоциональную готовность.

Из приведенного выше определения умственной готовности к деятельности выделяются три составляющие: теоретическая, функциональная, двигательная. Остается напомнить, что в физической готовности также выделяют функциональный и двигательный компоненты. Каждая составляющая данного понятия имеет свои параметры:

Теоретическая готовность - совокупность количественных (успеваемость, количественные характеристики памяти и внимания) и качественных параметров (эрудиция, интеллект, объем специальных знаний) в зависимости от работоспособности основных функциональных систем, мотивации и среды обитания.

Функциональная готовность - определённые количественные показатели, полученные в ходе тестирования умственной работоспособности и нейродинамики в зависимости от типа телосложения, темперамента и характеристик двигательной активности.

Двигательная готовность - количественные характеристики специальных двигательных качеств (проявляющихся на основе силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости), необходимых для материального воплощения знаний и умений в сфере профессиональной деятельности в зависимости от показателей общей физической работоспособности.

Смоделировав условия функционирования системы "умственная готовность человека к профессиональной деятельности", описав отношения элементов системы и определив критерии оценки готовности, мы приступили к изучению воздействия на данную систему физических упражнений. Изучалось воздействие различных по длительности, интенсивности и направленности физических нагрузок на умственную готовность, как в срочном, так и в отставленном тренировочном эффекте. В результате проведённого исследования были выявлены физические упражнения и режимы их включения в физическую подготовку человека, приводящие к улучшению показателей умственной готовности. Полученные результаты дают основание рассчитывать на возможность совершенствования умственной готовности человека к профессиональной деятельности средствами физической культуры.

 

Заключение

 

Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путём «от болезни к здоровью», превращаясь всё более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека.

Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия?

Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – занятия физической культурой и спортом.

Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных клубах, независимо от возраста, занимаются физической культурой миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Физические тренировки «становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия». Технический процесс, освобождая работников от изнурительных затрат ручного труда, не освободил их от необходимости физической подготовки и профессиональной деятельности, но изменил задачи этой подготовки.

В наши дни все больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям человека, сенсорным возможностям и некоторым другим физическим качествам. Особенно высокие требования предъявляются представителям технических профессий, деятельность которых требует повышенного уровня общей физической подготовленности. Одним из главных условий является высокий уровень общей работоспособности, гармоничное развитие профессиональных, физических качеств. Используемые в теории, методики физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразия тренировочных средств и, по существу, являются критерием качественной оценки моторной функции человека. Выделяются четыре основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Каждому из этих качеств человека присущи свои структуры и особенности, которые в целом характеризуют его физические особенности.

 

Список использованной литературы

 

1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека: к проблеме развития физкультурного знания // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 7, с. 37-41.

2.Василяускас К.М. Влияние физических нагрузок на взаимоотношение некоторых вегетативных и соматических функций у юных спортсменов // Научные основы физического воспитания и спорта: Реферативный сборник диссертаций / Под ред. И.Н. Петухова. - М.: ФиС, 1971, с. 20-23.

3. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. - М.: Знание, 1987 (Новое в жизни, науке, технике. Серия "Физкультура и спорт", № 7). - 236 с.

4. Конева Е.В. Особенности мышления в субъект-субъектных видах деятельности // Психологический журнал, 1996, т. 17, № 6, с. 82-94.

5. Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. - М.: Медицина, 1969, с. 5-13.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: