Перечень инноваций в ЭЦВ ХЭМЗ




Преимущества ЭЦВ ХЭМЗ

Одно из самых главных преимуществ ЭЦВ ХЭМЗ – наиболее доступная рыночная цена, относительно всех конкурентных марок. То есть за невысокую цену клиент получает высококачественное, надёжное изделие с наилучшей конструкцией и рабочими характеристиками.

Корпус агрегата отличается высокой ударопрочностью – это является сильным преимуществом при монтаже и демонтаже херсонских насосов.

Для снижения веса новых изделий почти завершена замена материала днищ: с литых чугунных форм ХЭМЗ переходит на сборные штампованные из высококачественной листовой стали. Напомним, что все штампованные части насосного агрегата завод изготавливает на собственном штамповочном оборудовании.

Рабочее колесо

Рабочее колесо ЭЦВ ХЭМЗ, в первую очередь, отличается своей уникальной архитектурой, обеспечивающей превосходные гидродинамические свойства. В своей основе конструкция колеса была разработана в начале ХХ века изобретателем погружного скважинного насосного агрегата Армаисом Арутюновым и доведена до совершенства в СССР в Особом конструкторском бюро по бесштанговым насосам.

Получившаяся в конечном итоге прекрасная конструкция рабочего колеса свела до минимума возможность забивания его грязью в межлопаточном пространстве: большое междисковое пространство и, соответственно, большая высота находящихся в нём лопаток позволяют с лёгкостью пробрасывать иловые взвеси. Советским конструкторам, в конечном итоге, удалось так оптимизировать геометрию рабочих органов скважинного насоса Арутюнова, что увеличились напорные характеристики, снизилось количество ступеней (у ГМС сокращение количества ступеней пока только в планах). До сих пор ни кто не смог разработать более лучшую проточную часть, чем созданная в ОКБ БН и доработанная в НПО «Молдавгидромаш».

Херсонский завод, унаследовавший чертежи РК от Молдавгидромаша, не внося в их конструкцию никаких изменений (которые, в силу её совершенства, и не требуются) лишь значительно снизил вес колёс (и, соответственно, всего насоса в целом) на ЭЦВ с 4 по 8, отказавшись от чугуна, и наладив собственную штамповку из блочного полиамида (пластмассы высшего качества). Благодаря этому материалу колесо ХЭМЗ отличается высокой прочностью, имея при этом малый удельный вес, относительно колес из стали и чугуна.

Для справки

Полиамид 6 блочный (более известный как капролон В, ТУ 6-05-988-87) – конструкционный материал класса полиамидов, заменитель цветных металлов и их сплавов. Устойчив к воздействиям углеводородов, масел, спиртов, кетонов, эфиров, щелочей и слабых кислот, не разбухает в воде. Имеет низкий коэффициент трения, может работать без смазки в узлах трения, диэлектрик. Применяется в химической промышленности, машино-, судо-, авиа-, приборостроении для изготовления деталей конструкционного и антифрикционного назначения.

Отметим, что РК Ливнынасос менее совершенны (и это закономерно, т.к. сама конструкция взята их разработчиками из нефтяной отрасли и со всеми имевшимися в ЭЦН минусами «упрощена» до ЭЦВ). Например, слишком узкое междисковое пространство не позволяет пробрасывать взвеси с такой легкостью, с которой это делает херсонско-молдавское колесо. А это приводит не только к снижению напора воды и увеличению энергозатрат, но и к быстрому износу всех подшипников.

Далее стоит обратить внимание на различия в агрегации рабочих колёс. У РК ХЭМЗ она жесткая: колёса прочно фиксированы распорными втулками и шайбами в среднем положении по отношению к полости направляющего аппарата. Такой способ агрегации при любом режиме работы насоса обеспечивает соответствие выхода потока с рабочего колеса входу в направляющий аппарат ступени, создавая этим постоянный мощный напор. Надежность агрегации обеспечена качественными элементами крепления – втулки и шайбы выполнены из износостойкого материала… кстати, применение данных материалов позволяет утверждать, что рабочие колёса и другие органы ЭЦВ ХЭМЗ являются нержавеющими: полиамид не ржавеет:)

В конструкции же ливенских ЭЦВ подъем колеса в среднее положение возможен только при номинальном режиме. При изменении режима работы электродвигателя колесо либо поднимается вверх, либо опускается вниз, т.е. перемещается по валу. Заметим, что технология «плавающих» колёс и является основным заимствованием из конструкции нефтяных скважинных насосов, где она оправданна из-за очень большого количества РК (до 450 штук!), но в ЭЦВ – снижает надежность агрегата. Так на переходных режимах «плавающие» РК приводят к потери напора, т.к. часть потока ударяется в направляющий аппарат ступени, не попадая в его вход.

При этом «плавающие» колёса быстрее изнашиваются, стираясь о поверхность направляющего аппарата, либо о проставку. Видимо, по этой причине конструкторы Группы ГМС решили укреплять лобовую сторону пластикового рабочего колеса стальным кольцом (в результате чего их даже стали позиционировать как «нержавеющие»). Однако решение увеличить прочность РК таким армированием выглядит очень сомнительно. Вполне возможно, что на самом деле производитель решил таким образом компенсировать дефекты колеса, появляющиеся из-за некачественной штамповки.

Интересный факт

На новых, ещё не эксплуатировавшихся пластиковых РК для ЭЦВ производства Группы ГМС, закупленных нами осенью 2013 года (причем нам их продали как «нрк»!) под стальным бандажом были обнаружены множественные трещины на непрофильной части рабочего колеса.

Вместе с изложенными выше моментами следует помнить и то, что любой лишний контакт (чем и страдает технология «плавающих» колёс) – это лишние потери энергии.

И несколько слов о настоящих НРК, т.е. рабочих колёсах из нержавеющей стали, которые действительно есть в ряде моделей ЭЦВ Группы ГМС (также как и чугунные). Стальные РК не только утяжеляют общую массу насоса, но и оказывают более значительное давление на упорный подшипник, по сравнению с пластиковыми. При этом общая статистика отказов скважинных водяных насосов различных марок говорит о том, что в половине случаев они выходят из строя именно из-за упорного подшипникового узла. То есть ЭЦВ Ливнынасос со стальными колёсами значительно менее надёжны, чем с колёсами из пластика.

Ещё один минус ЭЦВ со стальными колёсами: они дороже, чем ЭЦВ с пластиковыми (полиамидными) РК! Заявление о том, что высокая цена оправдана более высокой надёжностью и эффективностью этих колёс, при логическом рассмотрении не выдерживает критики. Ни один клиент не сможет вразумительно объяснить необходимость РК с такой высокой прочностью для подъёма и перекачки питьевой воды. Стальные колёса даже не позволяют работать с питьевой водой более низкого качества (имеющей больший процент твёрдых веществ, чем обычно допустимый).

Интересный факт

В паспорте ЭЦВ Ливнынасос для насосов с нрк массовая доля твёрдых механических примесей допускается в объёме не более 0,01%, а общая минерализация (сухой остаток) перекачиваемой воды – не более 1500 мг/л, т.е. это ровно такие же показатели, как для ЭЦВ с пластиковыми колёсами любой марки.

Кстати, у ЭЦВ Завода Промбурвод допустимый объём твёрдых механических примесей ещё ниже – 0,005%, т.е. для нормальной работы насосов этой марки необходима более чистая вода, чем для ЭЦВ ХЭМЗ и Ливнынасос.

Так какое же преимущество дают стальные колёса, если их эффективность не отличается от пластиковых? Может быть, долговечность? Все-таки это сталь, да ещё «нержавейка». Во-первых, если вал со стальными колёсами, как уже отмечалось, делает жизнь упорного подшипника значительно короче, то «долговечные» колёса совсем не делают долговечным сам насос. Во-вторых, нужно не забывать о таком понятии, как «усталость металла» – при определенных нагрузках и их определенной интенсивности трескается и разламывается даже сталь. В-третьих, нержавеющая сталь, не смотря на свое название, все-таки в конечном итоге ржавеет! Просто не так быстро, как обычная, «ржавеющая». А вот пластик не ржавеет никогда!

Пескоотбрасыватель

Внизу насосной части агрегата на валу конструкторы ХЭМЗ установили пескоотбрасыватель, препятствующий попаданию песка в проточную часть, что увеличивает ресурс ЭЦВ.

Упорный подшипниковый узел

Согласно общей статистики, в 50% случаях отказ насосов ЭЦВ (не зависимо от производителя) происходит из-за постепенного износа либо повреждения в ходе эксплуатации упорного подшипникового узла. Учитывая этот фактор, ХЭМЗ с 2000 года в конструкции узла начал использовать новейшие антифрикционные материалы, значительно увеличивающие его износостойкость и усиливающие ударопрочность.

Если пята продолжает изготавливаться из закаленной нержавеющей стали, то подпятники, в конструкции которых изначально применялся резинометаллический материал, переведены заводом на КВ (высокопрочный графитофторопластовый материал). Так во всех новых марках погружных электродвигателей ХЭМЗ, введенных в производство с 2000 года (все модификации ПЭДВ-219 и ПЭДВ-95, а также двигатель ПЭДВ 32-180), изначально стали устанавливать подпятники с КВ. С 2005-го, учитывая пожелания заказчиков, подпятники с графитофторопластом стали применяться в ПЭДВ 8-140, ПЭДВ 11-140 и ПЭДВ 13-140. Таким образом, КВ в упорных подшипниках на данный момент применяются во всех ЭЦВ 4, 10 и 12, в почти половине ЭЦВ 6 и некоторых ЭЦВ 8.

Для справки

КВ – марка графитофторопластового материала (ТУ 48-4802-102-97), использующегося для изготовления подшипников скольжения, работающих в потоке жидкостей (в т.ч. в морской и пресной воде) при высоких скоростях скольжения и давлении. КВ – это фторопласт-4, в который ввели графитовую крошку. Благодаря этому материал стал обладать высокой прочностью и ударопрочностью.

Алексей Шураев, начальник отдела маркетинга и продаж ООО «ГрафитЭл-Московский электродный завод» (разработчик КВ):

«Материал обладает потенциально высоким эксплуатационным ресурсом. Так, расчетный ресурс работы применяемых в насосах типа ЭЦВ упорных подшипников скольжения составляет не менее 12 000 часов (почти 1,5 года непрерывной работы – прим.) при износе не более 0,5 мм и коэффициентом трения не более 0,03… <…> Введение во фторопласт-4 различных неорганических наполнителей значительно улучшает физико-механические и триботехнические характеристики материала. Увеличиваются износостойкость, механическая прочность материала. Вместе с тем снижается коэффициент трения, под действием нагрузки уменьшаются его текучесть, температурный коэффициент линейного расширения. <…> Применение новинки даст возможность повысить надежность узлов трения машин, снизить энергопотери…» (Выигрышная комбинация // Насосы&оборудование. – 2010. – №4-5. – С. 46)

Добавим, что заводом в конструкции упорного подшипникового узла применён подпятник, ориентируемый по шпилькам. Это повысило его надежность крепления подпятника и упростило сборку.

Обратный клапан

Разработана и внедрена новая конструкция обратного клапана (для плавного спуска воды), предотвращающая ударные нагрузки на подвижные узлы (особенно валы) при повторном пуске агрегата.

Верхний подшипниковый узел

Улучшена конструкция – вместо резины применен блочный полиамид, делающий её более прочной. Детали узла изготавливает сам ХЭМЗ, и они отличаются более высоким качеством, чем детали, применяемые Группой ГМС.

Электродвигатель

ПЭДВ, применяющиеся в херсонских ЭЦВ, производятся самим ХЭМЗ, что является важным преимуществом.

Основная тенденция рынка насосов и электродвигателей – борьба с весом агрегата / двигателя (т.е. попытка приблизить их вес к китайским аналогам). Для этого уменьшают количество пластин – листов железа статора, а также изменяют геометрию двигателя. Но снижение веса двигателя одновременно снижает и его качество.

ХЭМЗ, в пику этой тенденции, повышает надежность и рабочий ресурс своего электродвигателя:

- Улучшены электромагнитные характеристики двигателя. Для этого в обмотках снижена плотность тока (применены более толстые и термостойкие медные провода – ППТ-В- 100), что делает двигатель менее энергонапряженным и лучше сохраняет изоляцию.

- Усилено прилегание листов электротехнического железа статора друг к другу, усилена ихфиксация, а также увеличена задняя стенка (спинка) паза. Это привело к уменьшению вихревых токов и снижению потерь мощности на двигателях от 1,5 кВт. (У ПЭДВ Ливнынасос спинка более тонкая, что снижает их надежность). При этом листы статорного железа покрываются лаком, что значительно продлевает срок эксплуатации херсонского двигателя.

- Конструктивные особенности ПЭДВ ХЭМЗ наделяют их 15-процентным запасом мощности, что делает херсонских погружные двигатели менее чувствительными к перепадам напряжения в электросети (ПЭДВ Ливнынасос таким преимуществом не обладают). Заметим, что низкая чувствительность к «качеству» подаваемого электропитания очень часто имеет существенное значение для сельской местности.

Для справки

В ПЭДВ ХЭМЗ обмотка статора выполнена медным проводом большого диаметра. Обмотка же ротора (т.н. «беличье колесо») выполнена из алюминия. У Линынасос и ротор, и статор выполнены из меди, что является предметом их необоснованной гордости (например, см. статью «Такие разные насосы ЭЦВ»). Технические специалисты Группы ГМС утверждают, что медная обмотка в роторе якобы снижает потери электроэнергии в двигателе, что, по их словам, делает его более эффективным и менее чувствительным к перепадам напряжения. Специалисты из ГМС лукавят (не думаю, что они забыли законы физики): в действительности эффективность работы электродвигателя никак не связанна с материалом обмотки ротора. При определённой толщине (которая соблюдается технологами ХЭМЗ) алюминиевый провод пропускает ток также успешно, как и медный, т.е. величина электрического сопротивления в херсонских и ливенских «беличьих колёсах» одинакова. Разница заключается лишь в том, что применение алюминия удешевляет стоимость насоса, а меди – ведет к удорожанию.

Что же касается пониженной чувствительности к перепадам напряжения, то она вообще никак не связанна с ротором: «беличье колесо» не соединено с электросетью (поэтому оно никогда и не перегорает)! Устойчивость к скачкам напряжения обеспечивает запас по величине сечения провода статорной обмотки. А он у Херсонского завода как раз и медный, и более толстый, чем у Ливнынасос. Именно поэтому ливенский двигатель, несмотря на утверждения ГМС, более чувствителен к перепадам напряжения, чем херсонский (у которого, напомним, имеется 15-процентный запас мощности). При этом в головах некоторых участников рынка ЭЦВ присутствует путаница: информацию об алюминиевой обмотке ротора в херсонских двигателях они зачастую переносят на обмотку статора. Поэтому, если во время переговоров оппонент начинает говорить про алюминиевую обмотку статора у ХЭМЗ, его необходимо поправлять, обращая внимание на то, что в действительности обмотка статора выполнена из меди.

В верхнем подшипниковом щите двигателя установлено более совершенное лабиринтное уплотнение, защищающее ПЭДВ от попадания песка.

Двигатель ХЭМЗ легко может быть интегрирован в любые системы управления водоснабжением. Одним из преимуществ херсонских ЭЦВ в том, что они допускают применение частотного регулирования (от 30 до 50 Гц); в ЭЦВ Ливнынасос использование преобразователей частоты не допускается.

Как и весь агрегат, ПЭДВ ХЭМЗ характеризуется высокой ремонтопригодностью. Его конструкция позволяет производить ремонт до полного износа статорного и роторного железа вследствие естественной коррозии.

Перечень инноваций в ЭЦВ ХЭМЗ

Конструкторы и технологи ХЭМЗ постоянно работают над повышением надежности и улучшении потребительских характеристик своей продукции. Но инновационные изменения конструкции ЭЦВ или материалов в серийных изделиях производятся только после их всестороннего изучения, освоения в производстве и получении стопроцентно положительного результата эксплуатации в течение двух лет.

За последние пять лет Херсонским заводом были осуществлены следующие улучшения:

- Чугунные днища заменены на сборные штампованные из стали.

- Резиновые подпятники заменены на графитофторопластовую композицию (КВ).

- Внедрена конструкция подпятника, ориентируемого по шпилькам.

- В ПЭДВ осуществлено более плотное прилегание листов электротехнического железа статора друг к другу, усилена фиксация пакета железа и увеличена задняя спинка паза.

- Применен термостойкий провод ППТ-В- 100.

- Установлено новое лабиринтное уплотнение в подшипниковом щите и пескоотбрасыватель на валу ротора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: