Образец КИМа для проведения устного собеседования по предмету русский язык.
Вариант 1
Внимание!
Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
Задание 1. Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображенный на этой фотографии. Это Дмитрий Иванович Менделеев (1834 -1907) – выдающийся русский химик, создатель таблицы Менделеева.
Выразительно прочитайте текст о Дмитрии Ивановиче Менделееве вслух.
У Вас 2 минуты на подготовку.
В январе 2017 года исполнилось 110 лет со дня смерти выдающегося русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева, успешно работавшего во многих областях науки. Одно из наиболее известных его открытий — периодический закон химических элементов.
Путь в науку у Менделеева был тернист. Про него говорили, что он двоечник и золотой медалист. В гимназии Дмитрий Менделеев учился плохо. Во время обучения в институте на первом курсе он умудрился по всем предметам, кроме математики, получить неудовлетворительные отметки. Да и по математике он имел всего лишь «удовлетворительно»… Но на старших курсах подтянулся и окончил институт к 1855 году с золотой медалью.
Дмитрием Менделеевым была создана схема дробной перегонки нефти и сформулирована теория её неорганического происхождения. Он первым заявил о том, что сжигать нефть в топках — преступление, поскольку из неё можно получить множество химических продуктов. Он также предложил нефтяным предприятиям перевозить нефть не на арбах и не в бурдюках, а в цистернах и перекачивать её по трубам, а заводы для переработки нефти строить в местах потребления нефтепродуктов.
Дмитрий Иванович внес большой вклад в развитие российской и мировой науки. Он создал управляемый аэростат, который стал неоценимым вкладом в воздухоплавание. Разработал периодическую таблицу химических элементов. Открыл критическую температуру кипения жидкостей.
Менделеев, являющийся автором более чем полутора тысяч трудов, имел огромный научный авторитет в мире. Ученый был удостоен многочисленных научных званий, множества российских и зарубежных наград, был почетным членом ряда научных обществ в своей стране и за рубежом.(228 слов)
Задание 2. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ словаакадемика А. Е. Ферсмана, российского и советского минералога, одного из основоположников геохимии, «поэта камня», о Дмитрии Ивановиче Менделееве:
«Будут появляться и умирать новые теории, блестящие обобщения, (…) но периодический закон Д. И. Менделеева будет всегда жить и руководить исканиями».
Подумайте, где лучше использовать слова А. Е. Ферсмана в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Карточка- подсказка
Для пересказа текста воспользуйтесь планом.
· Кто такой Д. И. Менделеев? Какое самое известное его открытие?
· Почему путь Д. И, Менделеева в науку был тернист? Как он учился в гимназии и институте?
· Что сделал Д.И. Менделеев для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности?
· Какие еще открытия в разных областях науки сделал Д.И. Менделеев?
· Как оценивала мировая наука заслуги Д.И. Менделеева?
Внимание!
Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2.
Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из
предложенных тем беседы.
Задание 3.Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1: Эксперимент.
Тема 2:Море.
Тема 3: Еда.
У вас есть одна минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Тема 1: Эксперимент.
![]() ![]() |
Тема 2: Море.
![]() |
Тема 3: Еда.
![]() |
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником – экзаменатором.
Приложение
Карточка собеседника – экзаменатора.
![]() |
Карточка собеседника – экзаменатора.
![]() |
Карточка собеседника – экзаменатора.
![]() |