Группа 296
ОП.03 Налоги и налогообложение
Тема: Экономическая сущность и основные элементы специальных налоговых режимов
План
1. Совокупность налогов и сборов
2. Специальные налоговые режимы
3. Вывод
Инструкция по выполнению занятия
Приступая к выполнению занятия, вы должны внимательно прочитать краткий теоретический и справочно-информационный материал по теме, письменно ответить на контрольные вопросы.
Критерии оценивания занятия:
Оценка | Критерии оценивания |
1. Работа оформлена аккуратно, с соблюдением требований. 2. Задание выполнено в полном объеме. | |
1. Работа оформлена с соблюдением требований. 2. Задание выполнено, есть незначительные недочеты. | |
1. Работа оформлена с соблюдением требований. 2. Задание выполнено с ошибками. | |
1. Работа выполнена не в полном объеме. 2. Нет определений. |
Краткие теоретические и справочно-информационные материалы по теме:
Совокупность налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и иными федеральными законами, которые подлежат уплате всеми без исключения налогоплательщиками, является общим режимом налогообложения. Наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством РФ о налогах и сборах, существуют особые, отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Установление специальных налоговых режимов в законодательстве о налогах и сборах является важным направлением налоговой политики государства. Специальные налоговые режимы упрощают налоговую отчетность для тех налогоплательщиков, которые их применяют, стимулируют приоритетные направления хозяйственной деятельности, поддерживают малый и средний бизнес, снижают налоговую нагрузку в отношении ряда налогоплательщиков, в необходимых случаях увеличивают предпринимательскую активность и оптимизируют налогообложение в ряде сфер деятельности, для которых это является целесообразным, а кроме того, значительно упрощают и удешевляют налоговое администрирование.
Вводя специальные налоговые режимы, законодательство о налогах и сборах устанавливает альтернативу для налогоплательщика в отношении необходимости применения общего режима налогообложения или специального налогового режима. Однако применять конкретный специальный налоговый режим могут только те субъекты, которые признаются налогоплательщиками данных налоговых режимов в соответствии с НК РФ.
Традиционная система налогообложения зачастую может быть сложной для мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей, иностранных инвесторов и требует привлечения дополнительных кадров для ведения бухгалтерского и налогового учета. Специальные налоговые режимы преследуют цель упростить порядок уплаты налогов путем сокращения числа налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет. Так, при заключении соглашения о разделе продукции налогоплательщик освобождается от уплаты транспортного налога и налога на имущество организаций, а при уплате единого сельскохозяйственного налога, упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход налогоплательщик имеет право не платить налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц (за некоторыми исключениями, предусмотренными в соответствующих разделах налогового законодательства).
В НК РФ дано определение специального налогового режима: «Специальный налоговый режим — это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода, применяемый в случаях и в порядке, установленном НК РФ».
В соответствии со ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных для основной массы налогоплательщиков.
К числу специальных налоговых режимов относятся:
· 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
· 2) упрощенная система налогообложения;
· 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
· 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
· 5) патентная система налогообложения.
Данный перечень специальных налоговых режимов также закреплен в ст. 18 НК РФ. Кроме того, в части второй НК РФ содержится самостоятельный раздел, посвященный юридическому составу каждого специального налогового режима.
Концепции введения того или иного специального налогового режима в налоговую систему РФ различаются. В одном случае стимулируются сельскохозяйственные товаропроизводители, общая система налогообложения для которых сложна и малоэффективна, в другом — малый бизнес, в третьем — иностранные предприниматели, которые разрабатывают малоэффективные месторождения полезных ископаемых, от разработки которых российские инвесторы отказались.
Основной контингент, для которого предусмотрены специальные налоговые режимы, — предприниматели малого бизнеса: для них предусмотрено три из пяти режимов.
Налогообложение является основным финансовым инструментом, регулирующим взаимоотношение государства с малым и средним предпринимательством. В рыночной экономике налогообложение предприятий этого сектора экономики решает две задачи: обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами и стимулирование наращивания производства товаров и услуг, роста занятости населения, повышения его материального благосостояния.
Специальные налоговые режимы и особые экономические зоны 11
В странах с давно сложившимися инструментами рыночной экономики для налогового стимулирования предприятий малого и среднего бизнеса, как правило, применяется два подхода:
· — введение на фоне общенациональной системы налогообложения налоговых льгот по отдельным видам налогов, в основном, по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость;
· — введение специальных налоговых режимов.
Большинство западных систем налогообложения носит целостный характер и при предоставлении налоговых льгот этой целостности не теряют, т.е. налоговая база для всех предприятий определяется одинаково. Применение более низкой ставки налога на прибыль организации для малого бизнеса по сравнению с корпоративным налогом крупного бизнеса широко распространено во многих экономически развитых странах, причем в ряде случаев разница весьма значительна. Исключение составляют только налоги на вмененный доход, но круг лиц, который может воспользоваться преимуществами, крайне ограничен.
В российской экономической системе роль финансов в стимулировании малого бизнеса, так же как и в других странах, в значительной степени связана с налоговыми методами. Это стимулирование материализуется во введении специальных налоговых режимов, а также и в снижении налогового бремени в виде предоставления налоговых каникул или льготной ставки налогообложения для тех предпринимателей, которые работают в условиях общего режима.
Известно, что законодательство о государственной поддержке малого предпринимательства в РФ имеет в виду разделение малого предпринимательства по категориям в зависимости от экономических показателей деятельности на крупное, среднее и микропредприятие малого бизнеса. Налоговое законодательство неравенство малых предприятий, заложенное в ныне действующее законодательство по этому виду бизнеса, также учло, что выражается в наличии нескольких действующих систем налогообложения предприятий малого бизнеса, учитывающих определенные нюансы и параметры их деятельности.
Законодательство о государственной поддержке малого предпринимательства охватывает весь контингент малых предприятий и касается около 2 млн предприятий, на которых работает около 10 млн человек. Что касается налогового законодательства, относящегося к малому бизнесу, то его применение носит ограниченный характер и приемлемо только к определенному контингенту предпринимателей.
Поскольку речь пойдет только о налогообложении субъектов малого и среднего предпринимательства, то прежде всего надо заметить, что так как основной функцией налогов является фискальная функция, то его целью в первую очередь является решение фискальных задач, задача поддержки малого предпринимательства имеет скорее попутное значение.
К настоящему времени сложились четыре параллельно действующие системы налогообложения предприятий малого бизнеса: общая для всех предприятий, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и патентная форма налогообложения. На специальные налоговые режимы возлагаются серьезные надежды, связанные как с ростом числа налогоплательщиков, так и с ростом налоговых поступлений.
Анализ налоговой статистики показывает, что налоговые поступления от предприятий малого бизнеса, работающих на специальных налоговых режимах, относительно невелики, но поскольку налоги поступают в основном в региональные и местные бюджеты, то можно отметить достаточно высокую долю доходов от этих поступлений как в региональных бюджетах — 5,3% от налоговых доходов, так и в местных бюджетах — 11,7%.
Нельзя не отметить, что общая система налогообложения, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и патентная форма налогообложения — это концептуально разные налоговые режимы. В первом и втором случаях в законодательство заложена идея непосредственно упрощения механизма отчетности и уплаты налога при некотором снижении налогового бремени, но сохраняется связь величины налоговых изъятий с результатами деятельности налогоплательщика, в третьем и четвертом — эта связь полностью утрачивается, поскольку используется принудительный механизм налогового изъятия.
Специальные налоговые режимы, которые действуют на территории РФ, все без исключения являются льготными.
В НК РФ в ст. 56 содержится определение понятия «налоговая льгота». В соответствии с данной статьей «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законоспециальные налоговые режимы и особые экономические зоны 13
дательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».
Финансово-кредитный словарь определяет налоговую льготу как «предоставленную законодательством исключительную возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика».
Многие авторы не предлагают определения налоговой льготы, но выделяют три большие группы налоговых льгот: изъятие, скидки и налоговые кредиты, объединяя их в одну общую цель — сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика.
Таким образом, несмотря на многообразие определений, мнения всех авторов сходятся в одном: налоговые льготы всегда подразумевают под собой то, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный порядок, направленный на то, что налоговое обязательство налогоплательщика, подлежащее исполнению, т.е. уплате, снижается или уменьшается.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сущность специальных налоговых режимов в налоговом законодательстве РФ заключается в предоставлении льгот и преференций отдельным категориям налогоплательщиков, рассчитывать и платить налоги для которых при общей системе налогообложения затруднительно и неэффективно.
В этом смысле к специальным налоговым режимам можно отнести налоговые режимы, установленные в особых экономических зонах, а также налоговый режим, предусмотренный для организаций, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса, хотя налоговыми льготами этот режим не располагает.
Контрольные вопросы
1. В чем целесообразность введения специальных налоговых режимов в налоговую систему РФ?
2. В чем заключается суть специальных налоговых режимов?
3. Как вы понимаете термин «налоговая льгота»?
4. В чем отличие специальных налоговых режимов, основанных на показателе «вмененный доход»?
5. Почему механизм налогообложения игорного бизнеса можно считать особым налоговым режимом?
6. Какова роль налоговых поступлений от специальных налоговых режимов в доходах бюджетов бюджетной системы РФ?
7. Какие специальные налоговые режимы применяются за рубежом?
Литература
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации, Части первая и вторая, М.: ООО «Рид Групп», 2011.
2. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. Практикум: учебное пособие, М.: Издательский центр «Академия», 2009.
3. Федеральный Закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
4. https://www.nalog.ru/
5. www. consultant.ru.
6. https://www.library.fa.ru/res_links.asp?cat=edubuh - Образовательные ресурсы по бухгалтерскому учету
7. https://www.buhgalt.ru/ Бухгалтерский учет – журнал
8. https://lektsia.com/;
9. https://urait.ru/book/nalogovyy-uchet-i-otchetnost-430319 -
10. https://lektsia.com/ информация по практической работе
11. https://urait.ru/book/nalogovyy-uchet-i-otchetnost-430319 - (учебник Налоговый учет и отчетность 3 –е издание Н.И.Малис)
12. Налоговый кодекс РФ
Преподаватель Е.С. Плеханова semecvetik27@mail.ru