ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ




Негосударственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Владимирский техникум экономики и права Владкоопсоюза

Заочное отделение

Методические указания и задания

По выполнению

домашней контрольной работы

По дисциплине

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Специальности

Коммерция (по отраслям)

Владимир 2014

 

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Протокол № ______ от «___» ____________ 2014 г. ____________ Т.Н. Голякова Утверждаю Заместитель директора по учебной и воспитательной работе   «___» __________ 2014 г. ____________ Е. В. Лубенченко

 

 

Разработчик: Морозова Л.Ю., преподаватель НОУ СПО «Владимирский техникум экономики и права Владкоопсоюза»

 

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Учебная дисциплина «Управление персоналом» является одной из основных специальных дисциплин, формирующих профессиональные знания и умения менеджеров.

Цель изучаемой дисциплины – приобретение системы теоретических знаний и практических умений и навыков в решении проблем управления персоналом и деятельности кадровой службы организации (предприятия), а также формирование социально активной личности специалиста рыночной экономики.

Задачи изучения дисциплины «Управление персоналом»:

- формирование у студентов необходимой теоретико-методологической базы в управлении персоналом;

- освоение студентами закономерностей управления персоналом;

- развитие у студентов навыков принятия управленческих решений в сфере управления персоналом.

Задачи изучения дисциплины определены государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 100701 Коммерция (по отраслям).

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине «Управление персоналом»:

система управления трудовыми ресурсами; планирование потребности в трудовых ресурсах; набор персонала; отбор кадров; профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе; подготовка кадров, оценка результатов деятельности; подготовка руководящих кадров; управление продвижением по службе; совершенствование организации труда; контроль за деятельностью кадров.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь представление:

- о современных тенденциях развития практики управления персоналом;

- о национальных особенностях управления персоналом;

- об экономической эффективности вложений в человеческие ресурсы

- об основных направлениях работы с персоналом;

- об особенностях работы с персоналом в сфере потребительской кооперации;

Знать:

- стили руководства и условия их применения;

- систему управления трудовыми ресурсами в организации;

- принципы организации кадровой работы, методы обучения и контроля за деятельностью кадров;

- типы кадровой политики и факторы, влияющие на нее;

- методы и этапы адаптации кадров;

- методы продвижения персонала и этапы карьерного роста;

- состав, функции и возможности использования информационных технологий в профессиональной деятельности менеджера;

Уметь:

- эффективно управлять трудовыми ресурсами организации;

- осуществлять контроль за деятельностью персонала;

Иметь навыки:

- определения наиболее подходящей для конкретной ситуации кадровой политики;

- оформления основных кадровых документов;

- проведения собеседования с кандидатами на должность;

- организация контроля и аттестации сотрудников.

Для успешного изучения материала курса необходима систематическая самостоятельная работа с учебной литературой.

В соответствии с основной профессиональной образовательной программой и учебными планами специальностей среднего профес­сионального образования, по которым ведется подготовка в учебных заведени­ях потребительской кооперации, по итогам изучения курса студенты-заочники выполняют домашнюю контрольную работу и сдают зачет.

Контрольная работа составлена в 100 вариантах. Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр номера личного дела студента-заочника.

В таблице по вертикали «А» размещены цифры от 0 до 9, каждая из кото­рых соответствует предпоследней цифре номера личного дела студента, а по горизонтали «Б» также размещены цифры от 0 до 9, соответствующие послед­ней цифре номера личного дела.

Пересечение вертикальной и горизонтальной линий определяет клетку с номерами заданий контрольной работы. Например, шифр студента-заочника 5ПСО-015-2012: число 2012 означает год зачисления в учебное заведение; число 015 - номер личного дела, где две последние цифры 15 определяют вариант контрольной работы. Пересечение 1-ой строки по вертикали и 5-го столбца по горизонтали определяет клетку с номерами заданий контрольной работы (16, 32, 62).

Студенты должны быть внимательными при определении варианта. Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без проверки и зачета. Студент должен повторно выполнить контрольную работу в соответст­вии с вариантом.

В процессе выполнения контрольной работы студент должен показать знания программного материала, умение анализировать, обобщать изученный материал и увязать его с современными условиями российского общества. Работа должна быть логичной, аргументированной и включать при необходимости дополнительный материал.

Контрольная работа выполняется в тетради, страницы которой нумеру­ются. На каждой странице тетради следует оставлять поля шириной 4-5 см, а в конце тетради - 2-3 свободные страницы для написания рецензии (заключения) преподавателем (вложенные листы должны быть закреплены).

В связи с достаточно активным использованием студентами персональ­ных компьютеров разрешается выполнять контрольную работу в печатном виде, однако ее оформление также должно соответствовать существующим стандартам.

Работа выполняется в формате А4 стандартным 14-м шрифтом с полу­торным интервалом. Вопросы и заголовки желательно выделять курсивом и жирным шрифтом, заглавными буквами. Границы полей: левое — 3 см, правое - 1,5 см, нижнее и верхнее - 2,5 см; нумерация страниц - без черточек в правом нижнем углу.

При оформлении контрольной работы на обложку тетради наклеивается заполненный студентом-заочником бланк, который высылается учебным заведением. На бланке указываются следующие реквизиты: фамилия, имя и отчество студента, шифр (номер личного дела), наименование дисциплины в соответствии с учебным планом, вариант контрольной работы, адрес, место работы, занимаемая должность. При заполнении реквизитов сокращения слов не допускаются.

Работа должна быть выполнена аккуратно, четким, разборчивым почер­ком. Перед каждым ответом следует писать номер задания и его полную фор­мулировку. Сокращения слов и подчеркивания в тексте не допускаются. Общий объем работы не должен превышать 24 страницы рукописного или 12 страниц машинописного текста.

В конце работы приводится перечень используемой литературы, где сначала указываются нормативные документы (законы, указы, постановления и т.д.), затем - в алфавитном порядке учебная литература и справочные пособия с указанием фамилии и инициалов автора, наименования источника, места и года его издания; затем ставится дата выполнения работы и подпись студента.

На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заклю­чение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «незачтено». Незачтенная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков.

По получении проверенной контрольной работы студент должен внимательно ознакомиться с исправлениями и замечаниями на полях, прочитать заключение преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя. После этого студент выполняет работу повторно и отсылает вместе с первой на проверку.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Введение

Тема 1. Рынок труда и управление занятостью.

Тема 2. Система управления персоналом.

Тема 3. Кадровое планирование.

Тема 4. Отбор и наем персонала.

Тема 5. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Профессиональное обучение персонала.

Тема 6. Управление деловой карьерой.

Тема 7. Совершенствование организации труда.

Тема 8. Оценка результатов деятельности персонала.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основные источники

 

1. Веснин В.Р. Управление персоналом: учебник. – М.: Проспект, 2007.

2. Дятлов, В.А. Управление персоналом: учеб. пособие / В.А. Дятлов.- М.: ПРИОР, 2009.

3. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. – М.: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012

4. Управление персоналом: учебник / под ред. И.Б. Дураковой. – М.: ИНФРА-М, 2012.

5. Основы управления персоналом: учеб. / Под ред. Розарёновой Т.В.- М.: ГАСБУ, 2011.

6. Шапиро, С.А., Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс/С.А., Шапиро, О.В. Шатаева. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 400 с.

Интернет-ресурсы:

Ø Административно-управленческий портал:

Ø https://www.aup.ru/

Ø Информационный портал для специалистов по кадрам и управлению персоналом:

Ø https://www.pro-personal.ru/

Ø Сообщество менеджеров по персоналу:

Ø https://hr-portal.ru/

Дополнительная литература

1. Вершинин Е.Е. Менеджмент: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.

2. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012.

3. Виханский О.С. Менеджмент: учебник. – 5-е изд., стереотип. – М.: Магистр; ИНФРА-М, 2011

4. Вычугов Д.Д. и др. Практикум по менеджменту, Деловые игры: уч. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа,2001.

5. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011.

6. Егоршин А.П. Организация труда персонала: учебник / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 2011

7. Захарова Л.Н. Психология управления: учебное пособие. – М.: Логос, 2011.

8. Кибанов А.Я. Конфликтология: учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – 2-е изд, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012.

9. Кибанов А.Я. Управление трудовыми ресурсами: учебник / А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанов, И. А. Эсаулова. – М.: ИНФРА-М, 2010.

10. Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008.

11. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учебник. – 4-е изд., прераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

12. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011.

13. Авилов А. Концепция рефлексивного управления: как оценить кандидата в руководители // Кадровик. – 2010. - №12. – С.6-16.

14. Анисимова И. Концепция формирования системы аудита управления персоналом в организации // Кадровик. – 2010. - №11. – С.19-24.

15. Бабурин А. Технология управленческого мониторинга / А.Бабурин, Ю.Грызенкова // Кадровик. – 2010. - №8. – С.24-29.

16. Ветошкина Т. Фрмирование менеджмента качества персонала // Кадровик. – 2010. - №1. – С.42-47.

17. Грачев В. Функции службы управления персоналом организации и их систематизация // Кадровик. – 2010. - №5. – С.36-50.

18. Дырин С. Управление персоналом: от кадрового подхода – к многоаспектном // Кадровик. – 2010. - №9. – С.5-10.

19. Завьялова Е.К. Особенности управления человеческими ресурсами инновационно-активных компаний // Вестник СПбУ. Сер.8. Менеджмент. - 2012. – Вып.2. – С.78-106.

20. Иванова-Швец Л. Перспективы аутплейсмента в России // Кадровик. – 2011. - №1. – С.159-164.

21. Ишунин П. Управление рисками персонала: проблемы и решения // Кадровик. – 2011. - №3. – С.129-135.

22. Кибанов А. Методология оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом // Кадровик. – 2010. - №12. – С.32-43.

23. Котова Л. Ключевые показатели эффективности системы управления персоналом // Кадровик. – 2010. - №12. – С.44-50.

24. Кошелева Ю. Мотивация персонала / Ю. Кошелева, М. Архипов, М. Токарева // Управление персоналом. – 2012. - №16. – С.12-34.

25. Минина В. Ключевые сотрудники организации: подходы к идентификации и проблемы управления // Кадровик. – 2011. - №1. – С.86-98.

26. Михайлова А. «Четыре колеса» адаптации персонала // Кадровик. – 2011. - №2. – С.115-124.

27. Одегов Ю. Подходы к управлению человеческими ресурсами и их влияние на оценку эффективности работы с персоналом / Ю. Одегов, Л. Котова // Кадровик. – 2011. - №2. – С.82-90.

28. Петрова Н. Вначале самолеты… ну а энергия, характер, интеллект – потом (подбор и оценка персонала) // Управление персоналом. – 2012. - №5. – С.46-49.

29. Половинко В. Профессиональная карьера менеджеров по персоналу // Кадровик. – 2011. - №3. – С.76-85.

30. Хадасевич Н. Развитие потенциала персонала организации // Кадровик. – 2010. - №1. – С.6-11.

31. Шутов И. Кейс-метод как одна из методик оценки персонала // Управление персоналом. – 2011. - №9. – С.34-39.

ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

  Б Последняя цифра номера личного дела
А                      
Предпоследняя цифра номера личного дела                      
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Вопрос 1

А) Сущность управления персоналом. Цели и задачи управления персоналом.

Б) К каким методам управления персоналом Вы отнесете разработку положений, должностных инструкций:

а - административные;

б - экономические;

в - социально-психологические.

Вопрос 2

А) Трудовые ресурсы, сущность трудового потенциала на рынке труда.

Б) Какой перечень задач точнее характеризует содержание управления персоналом. Выбрать и указать только одну группу задач управления персоналом:

а - использование собственных человеческих ресурсов, разделение труда, укрепление дисциплины труда;

б - контроль за соблюдением трудового законодательства администрацией предприятия;

в - планирование и развитие профессиональной карьеры, стимулирование труда, профессиональное обучение;

г - найм персонала, организация исполнения работы, оценка, вознаграждение и развитие персонала.

Вопрос 3

А) Назовите и кратко охарактеризуйте содержательные теории мотивации.

Б) При предпринимательской организационной стратегии акцент при найме и отборе делается:

а - на поиск инициативных сотрудников с долговременной ориентацией, готовых рисковать и доводить дело до конца;

б - на поиске сотрудников узкой ориентации, без большой приверженности организации на короткое время;

в - на поиске разносторонне развитых сотрудников, ориентированные на достижение больших личных и организационных целей.

Вопрос 4

А) Назовите и кратко охарактеризуйте процессуальные теории мотивации.

Б) Планы по человеческим ресурсам определяют:

а - политику по набору женщин и национальных меньшинств;

б - политику по отношению к временным работающим;

в - уровень оплаты;

г - оценку будущих потребностей в кадрах.

Вопрос 5

А) Структура служб управления персоналом. Задачи служб управления персоналом.

Б) Составьте резюме на вакантную должность менеджера по продажам в компании «Норд-Вест».

Вопрос 6

А) Принципы и методы системы управления персоналом.

Б) Выделите основные группы методов управления персоналом в организации (при необходимости указать несколько):

а - административные;

б - экономические;

в - статистические;

г - социально-психологические;

д - стимулирования.

Вопрос 7

А) Охарактеризуйте особенности личности как объекта управления. Какие вы знаете методы изучения свойств личности? В чем специфика их применения?

Б) Дайте характеристику основных этапов построения системы управления персоналом в организации.

Вопрос 8

А) Определите сущность, значение и факторы стратегического управления персоналом.

Б) К методам формирования системы управления персоналом относятся (при необходимости указать несколько):

а - метод аналогий;

б - метод структуризации целей;

в - морфологический анализ.

 

Вопрос 9

А) Схема процесса отбора персонала. Методы отбора персонала.

Б) Трудовой потенциал - это:

а - это часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы в экономике;

б - это совокупность духовных и физических способностей человека, которые он использует всякий раз когда создает потребительные стоимости;

в - способность персонала организации при наличии у него определенных качественных характеристик и соответствующих социально-экономических, организационных условий достигать определенный конечный результат.

Вопрос 10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: