Негосударственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Владимирский техникум экономики и права Владкоопсоюза
Заочное отделение
Методические указания и задания
По выполнению
домашней контрольной работы
По дисциплине
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Специальности
Коммерция (по отраслям)
Владимир 2014
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Протокол № ______ от «___» ____________ 2014 г. ____________ Т.Н. Голякова | Утверждаю Заместитель директора по учебной и воспитательной работе «___» __________ 2014 г. ____________ Е. В. Лубенченко |
Разработчик: Морозова Л.Ю., преподаватель НОУ СПО «Владимирский техникум экономики и права Владкоопсоюза»
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Учебная дисциплина «Управление персоналом» является одной из основных специальных дисциплин, формирующих профессиональные знания и умения менеджеров.
Цель изучаемой дисциплины – приобретение системы теоретических знаний и практических умений и навыков в решении проблем управления персоналом и деятельности кадровой службы организации (предприятия), а также формирование социально активной личности специалиста рыночной экономики.
Задачи изучения дисциплины «Управление персоналом»:
- формирование у студентов необходимой теоретико-методологической базы в управлении персоналом;
- освоение студентами закономерностей управления персоналом;
- развитие у студентов навыков принятия управленческих решений в сфере управления персоналом.
Задачи изучения дисциплины определены государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 100701 Коммерция (по отраслям).
Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине «Управление персоналом»:
система управления трудовыми ресурсами; планирование потребности в трудовых ресурсах; набор персонала; отбор кадров; профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе; подготовка кадров, оценка результатов деятельности; подготовка руководящих кадров; управление продвижением по службе; совершенствование организации труда; контроль за деятельностью кадров.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Иметь представление:
- о современных тенденциях развития практики управления персоналом;
- о национальных особенностях управления персоналом;
- об экономической эффективности вложений в человеческие ресурсы
- об основных направлениях работы с персоналом;
- об особенностях работы с персоналом в сфере потребительской кооперации;
Знать:
- стили руководства и условия их применения;
- систему управления трудовыми ресурсами в организации;
- принципы организации кадровой работы, методы обучения и контроля за деятельностью кадров;
- типы кадровой политики и факторы, влияющие на нее;
- методы и этапы адаптации кадров;
- методы продвижения персонала и этапы карьерного роста;
- состав, функции и возможности использования информационных технологий в профессиональной деятельности менеджера;
Уметь:
- эффективно управлять трудовыми ресурсами организации;
- осуществлять контроль за деятельностью персонала;
Иметь навыки:
- определения наиболее подходящей для конкретной ситуации кадровой политики;
- оформления основных кадровых документов;
- проведения собеседования с кандидатами на должность;
- организация контроля и аттестации сотрудников.
Для успешного изучения материала курса необходима систематическая самостоятельная работа с учебной литературой.
В соответствии с основной профессиональной образовательной программой и учебными планами специальностей среднего профессионального образования, по которым ведется подготовка в учебных заведениях потребительской кооперации, по итогам изучения курса студенты-заочники выполняют домашнюю контрольную работу и сдают зачет.
Контрольная работа составлена в 100 вариантах. Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр номера личного дела студента-заочника.
В таблице по вертикали «А» размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых соответствует предпоследней цифре номера личного дела студента, а по горизонтали «Б» также размещены цифры от 0 до 9, соответствующие последней цифре номера личного дела.
Пересечение вертикальной и горизонтальной линий определяет клетку с номерами заданий контрольной работы. Например, шифр студента-заочника 5ПСО-015-2012: число 2012 означает год зачисления в учебное заведение; число 015 - номер личного дела, где две последние цифры 15 определяют вариант контрольной работы. Пересечение 1-ой строки по вертикали и 5-го столбца по горизонтали определяет клетку с номерами заданий контрольной работы (16, 32, 62).
Студенты должны быть внимательными при определении варианта. Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без проверки и зачета. Студент должен повторно выполнить контрольную работу в соответствии с вариантом.
В процессе выполнения контрольной работы студент должен показать знания программного материала, умение анализировать, обобщать изученный материал и увязать его с современными условиями российского общества. Работа должна быть логичной, аргументированной и включать при необходимости дополнительный материал.
Контрольная работа выполняется в тетради, страницы которой нумеруются. На каждой странице тетради следует оставлять поля шириной 4-5 см, а в конце тетради - 2-3 свободные страницы для написания рецензии (заключения) преподавателем (вложенные листы должны быть закреплены).
В связи с достаточно активным использованием студентами персональных компьютеров разрешается выполнять контрольную работу в печатном виде, однако ее оформление также должно соответствовать существующим стандартам.
Работа выполняется в формате А4 стандартным 14-м шрифтом с полуторным интервалом. Вопросы и заголовки желательно выделять курсивом и жирным шрифтом, заглавными буквами. Границы полей: левое — 3 см, правое - 1,5 см, нижнее и верхнее - 2,5 см; нумерация страниц - без черточек в правом нижнем углу.
При оформлении контрольной работы на обложку тетради наклеивается заполненный студентом-заочником бланк, который высылается учебным заведением. На бланке указываются следующие реквизиты: фамилия, имя и отчество студента, шифр (номер личного дела), наименование дисциплины в соответствии с учебным планом, вариант контрольной работы, адрес, место работы, занимаемая должность. При заполнении реквизитов сокращения слов не допускаются.
Работа должна быть выполнена аккуратно, четким, разборчивым почерком. Перед каждым ответом следует писать номер задания и его полную формулировку. Сокращения слов и подчеркивания в тексте не допускаются. Общий объем работы не должен превышать 24 страницы рукописного или 12 страниц машинописного текста.
В конце работы приводится перечень используемой литературы, где сначала указываются нормативные документы (законы, указы, постановления и т.д.), затем - в алфавитном порядке учебная литература и справочные пособия с указанием фамилии и инициалов автора, наименования источника, места и года его издания; затем ставится дата выполнения работы и подпись студента.
На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «незачтено». Незачтенная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков.
По получении проверенной контрольной работы студент должен внимательно ознакомиться с исправлениями и замечаниями на полях, прочитать заключение преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя. После этого студент выполняет работу повторно и отсылает вместе с первой на проверку.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Введение
Тема 1. Рынок труда и управление занятостью.
Тема 2. Система управления персоналом.
Тема 3. Кадровое планирование.
Тема 4. Отбор и наем персонала.
Тема 5. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Профессиональное обучение персонала.
Тема 6. Управление деловой карьерой.
Тема 7. Совершенствование организации труда.
Тема 8. Оценка результатов деятельности персонала.
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники
1. Веснин В.Р. Управление персоналом: учебник. – М.: Проспект, 2007.
2. Дятлов, В.А. Управление персоналом: учеб. пособие / В.А. Дятлов.- М.: ПРИОР, 2009.
3. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. – М.: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012
4. Управление персоналом: учебник / под ред. И.Б. Дураковой. – М.: ИНФРА-М, 2012.
5. Основы управления персоналом: учеб. / Под ред. Розарёновой Т.В.- М.: ГАСБУ, 2011.
6. Шапиро, С.А., Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс/С.А., Шапиро, О.В. Шатаева. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 400 с.
Интернет-ресурсы:
Ø Административно-управленческий портал:
Ø https://www.aup.ru/
Ø Информационный портал для специалистов по кадрам и управлению персоналом:
Ø https://www.pro-personal.ru/
Ø Сообщество менеджеров по персоналу:
Ø https://hr-portal.ru/
Дополнительная литература
1. Вершинин Е.Е. Менеджмент: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.
2. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012.
3. Виханский О.С. Менеджмент: учебник. – 5-е изд., стереотип. – М.: Магистр; ИНФРА-М, 2011
4. Вычугов Д.Д. и др. Практикум по менеджменту, Деловые игры: уч. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа,2001.
5. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011.
6. Егоршин А.П. Организация труда персонала: учебник / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 2011
7. Захарова Л.Н. Психология управления: учебное пособие. – М.: Логос, 2011.
8. Кибанов А.Я. Конфликтология: учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – 2-е изд, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012.
9. Кибанов А.Я. Управление трудовыми ресурсами: учебник / А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанов, И. А. Эсаулова. – М.: ИНФРА-М, 2010.
10. Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008.
11. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учебник. – 4-е изд., прераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
12. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011.
13. Авилов А. Концепция рефлексивного управления: как оценить кандидата в руководители // Кадровик. – 2010. - №12. – С.6-16.
14. Анисимова И. Концепция формирования системы аудита управления персоналом в организации // Кадровик. – 2010. - №11. – С.19-24.
15. Бабурин А. Технология управленческого мониторинга / А.Бабурин, Ю.Грызенкова // Кадровик. – 2010. - №8. – С.24-29.
16. Ветошкина Т. Фрмирование менеджмента качества персонала // Кадровик. – 2010. - №1. – С.42-47.
17. Грачев В. Функции службы управления персоналом организации и их систематизация // Кадровик. – 2010. - №5. – С.36-50.
18. Дырин С. Управление персоналом: от кадрового подхода – к многоаспектном // Кадровик. – 2010. - №9. – С.5-10.
19. Завьялова Е.К. Особенности управления человеческими ресурсами инновационно-активных компаний // Вестник СПбУ. Сер.8. Менеджмент. - 2012. – Вып.2. – С.78-106.
20. Иванова-Швец Л. Перспективы аутплейсмента в России // Кадровик. – 2011. - №1. – С.159-164.
21. Ишунин П. Управление рисками персонала: проблемы и решения // Кадровик. – 2011. - №3. – С.129-135.
22. Кибанов А. Методология оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом // Кадровик. – 2010. - №12. – С.32-43.
23. Котова Л. Ключевые показатели эффективности системы управления персоналом // Кадровик. – 2010. - №12. – С.44-50.
24. Кошелева Ю. Мотивация персонала / Ю. Кошелева, М. Архипов, М. Токарева // Управление персоналом. – 2012. - №16. – С.12-34.
25. Минина В. Ключевые сотрудники организации: подходы к идентификации и проблемы управления // Кадровик. – 2011. - №1. – С.86-98.
26. Михайлова А. «Четыре колеса» адаптации персонала // Кадровик. – 2011. - №2. – С.115-124.
27. Одегов Ю. Подходы к управлению человеческими ресурсами и их влияние на оценку эффективности работы с персоналом / Ю. Одегов, Л. Котова // Кадровик. – 2011. - №2. – С.82-90.
28. Петрова Н. Вначале самолеты… ну а энергия, характер, интеллект – потом (подбор и оценка персонала) // Управление персоналом. – 2012. - №5. – С.46-49.
29. Половинко В. Профессиональная карьера менеджеров по персоналу // Кадровик. – 2011. - №3. – С.76-85.
30. Хадасевич Н. Развитие потенциала персонала организации // Кадровик. – 2010. - №1. – С.6-11.
31. Шутов И. Кейс-метод как одна из методик оценки персонала // Управление персоналом. – 2011. - №9. – С.34-39.
ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Б | Последняя цифра номера личного дела | ||||||||||
А | |||||||||||
Предпоследняя цифра номера личного дела | |||||||||||
Вопрос 1
А) Сущность управления персоналом. Цели и задачи управления персоналом.
Б) К каким методам управления персоналом Вы отнесете разработку положений, должностных инструкций:
а - административные;
б - экономические;
в - социально-психологические.
Вопрос 2
А) Трудовые ресурсы, сущность трудового потенциала на рынке труда.
Б) Какой перечень задач точнее характеризует содержание управления персоналом. Выбрать и указать только одну группу задач управления персоналом:
а - использование собственных человеческих ресурсов, разделение труда, укрепление дисциплины труда;
б - контроль за соблюдением трудового законодательства администрацией предприятия;
в - планирование и развитие профессиональной карьеры, стимулирование труда, профессиональное обучение;
г - найм персонала, организация исполнения работы, оценка, вознаграждение и развитие персонала.
Вопрос 3
А) Назовите и кратко охарактеризуйте содержательные теории мотивации.
Б) При предпринимательской организационной стратегии акцент при найме и отборе делается:
а - на поиск инициативных сотрудников с долговременной ориентацией, готовых рисковать и доводить дело до конца;
б - на поиске сотрудников узкой ориентации, без большой приверженности организации на короткое время;
в - на поиске разносторонне развитых сотрудников, ориентированные на достижение больших личных и организационных целей.
Вопрос 4
А) Назовите и кратко охарактеризуйте процессуальные теории мотивации.
Б) Планы по человеческим ресурсам определяют:
а - политику по набору женщин и национальных меньшинств;
б - политику по отношению к временным работающим;
в - уровень оплаты;
г - оценку будущих потребностей в кадрах.
Вопрос 5
А) Структура служб управления персоналом. Задачи служб управления персоналом.
Б) Составьте резюме на вакантную должность менеджера по продажам в компании «Норд-Вест».
Вопрос 6
А) Принципы и методы системы управления персоналом.
Б) Выделите основные группы методов управления персоналом в организации (при необходимости указать несколько):
а - административные;
б - экономические;
в - статистические;
г - социально-психологические;
д - стимулирования.
Вопрос 7
А) Охарактеризуйте особенности личности как объекта управления. Какие вы знаете методы изучения свойств личности? В чем специфика их применения?
Б) Дайте характеристику основных этапов построения системы управления персоналом в организации.
Вопрос 8
А) Определите сущность, значение и факторы стратегического управления персоналом.
Б) К методам формирования системы управления персоналом относятся (при необходимости указать несколько):
а - метод аналогий;
б - метод структуризации целей;
в - морфологический анализ.
Вопрос 9
А) Схема процесса отбора персонала. Методы отбора персонала.
Б) Трудовой потенциал - это:
а - это часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы в экономике;
б - это совокупность духовных и физических способностей человека, которые он использует всякий раз когда создает потребительные стоимости;
в - способность персонала организации при наличии у него определенных качественных характеристик и соответствующих социально-экономических, организационных условий достигать определенный конечный результат.
Вопрос 10