Высказывания для пазлов (для каждой команды выдаются своего цвета)




Всероссийский конкурс социально активных технологий воспитания обучающихся «Растим гражданина»

 

Номинация: «Авторское мероприятие»

 

Историко-краеведческая квест- игра «За мной Россия»

Год памяти и славы


Автор разработки Корчагина Анна Михайловна,

заместитель директора по воспитательной работе

 

 

г. Богородск

2020 год

 

Пояснительная записка

В формировании и развитии личности учащихся МБОУ «Школа № 6 г. Богородска Нижегородской области» ведущая роль отводится гражданско-патриотическому воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения, формированию патриотизма, культуры гражданского поведения и социальной активности.

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и подростков ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. В современных условиях особенно актуальным становится воспитание уважения к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре среди молодого поколения. Невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Данное мероприятие разработано мной в рамках реализации Программы патриотического воспитания «Быть достойным! на 2016-2020 годы», на основании Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и в соответствии с военно-патриотическим направлением РДШ.

Оно имеет универсальный характер, может использоваться учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, классными руководителями. Может проводиться как в рамках учебных предметов: история России, краеведение, так и как самостоятельное воспитательное мероприятие в рамках Дня единых действий 9 декабря для участников движения Юнармия с приглашением ветеранов боевых действий, сотрудников музея, военнослужащих.

Показателями эффективности можно считать формирование активной гражданской позиции, готовности служению людям, своему Отечеству, формирование интереса к изучению истории родного края.

Ожидаемым результатом проведения данного мероприятия является повыше­ние интереса у школьников к изучению истории Отечества, формирование представлений о жизненном пути и воинском подвиге российских солдат, развитие нравственной сферы личности ребёнка.

Цель мероприятия: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, чувства долга и гордости

за прошлое и настоящее народа России.

Задачи:

1. Познакомить с днями воинской славы, полководцами, историей нашей страны в годы Великой Отечественной войны.

2. Способствовать воспитанию уважительного отношения к старшему поколению и чувства благодарности за их подвиги.

3. На примерах мужества и героизма героев - богородчан, нижегородцев показать их вклад в победу над врагом.

Форма мероприятия: квест-игра

Методы реализации мероприятия: практические (познавательные задания), наглядные (иллюстрации, карты) и словесные (чтение, рассказ).
Возрастная группа: учащиеся7-8 классов.

Место проведения: актовый зал, кабинеты школы, зал боевой славы

Оборудование: микрофон, иллюстрации и наглядные материалы к заданиям, мультимедийная установка, выставочные стенды, презентация.

Оформление: в актовом зале на сцене слова: «Великая Победа Великих Героев», георгиевская лента.

Подготовительный этап:

- подбор заданий, наглядных материалов

- оформление актового зала, стендов

- подготовка информационных материалов (буклетов, флаеров, открыток, треугольников-писем)

- подготовка кабинетов, задействованных в игре (спрятать подсказки).

Сценарий

В мероприятии принимают участие команды учащихся, в каждой команде по 8 человек.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Мы приветствуем вас на квест-игре, посвященной великим сражениям нашей истории и героям: знаменитым полководцам, бесстрашным защитникам Родины, нашим славным землякам. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового о славных страницах нашей истории.

Сейчас я попрошу капитанов команд подойти и получить первое задание. Вы должны пройти четыре этапа, на каждом из которых необходимо выполнить задание и найти подсказку, в которой будет сказано, куда идти дальше. По мере успешного выполнения заданий вы будете получать пазлы. На них написаны части целого высказывания. Победит та команда, которая соберет все пазлы, прочтет высказывание целиком, при этом наберет наибольшее количество баллов на этапах. Желаем вам удачи!


Старт - задание (выдается капитанам)

Задание для 1 команды:

Курская битва (начало 5 июля 1943 — окончание 23 августа 1943 года; также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Самое крупное танковое сражение в истории; в нём участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолётов.

Сложите все цифры даты начала Курской битвы и получите номер кабинета, в котором вас ждет новое задание.

Ответ: 5+7+1+9+4+3=29

Задание для 2 команды:

Сталинградская битва (начало 17 июля 1942 — окончание 2 февраля 1943 гг.) — крупное сражение между советскими войсками и силами фашистской Германии, развернувшееся в городе Сталинград, а также междуречьи Дона и Волги во время Великой Отечественной войны. Битва завершилась победой Красной армии и разгромом немецких войск и их союзников.

Является крупнейшей сухопутной битвой в истории человечества, наряду со сражением на Курской дуге стала переломным моментом в ходе военных действий, после которого немецкие войска и их союзники окончательно потеряли стратегическую инициативу.

Сложите все цифры даты начала битвы под Сталинградом и получите номер кабинета, в котором вас ждет новое задание.

Ответ: 1+7+7+1+9+4+2=31

 

Задание для 3 команды:

Битва за Москву (начало 30 сентября 1941 — окончание 20 апреля 1942) — боевые действия советских и немецких войск на московском направлении. Делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941) и наступательный, который состоит из двух этапов: контрнаступления (5 декабря 1941 — 7 января 1942) и наступления советских войск (7–10 января — 30 марта 1942).

Адольф Гитлер рассматривал взятие Москвы, столицы СССР и самого большого советского города, как одну из главных военных и политических целей операции «Барбаросса». В германской и западной военной истории битва известна как «Операция Тайфун».

Сложите все цифры даты начала битвы за Москву и получите номер кабинета, в котором вас ждет новое задание.

Ответ: 3+9+1+9+4+1=27

 

Задание для 4 команды:

Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда немецкими войсками во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года).

К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

Сложите все цифры даты начала блокады Ленинграда и получите номер кабинета, в котором вас ждет новое задание.

Ответ: 8+9+1+9+4+1=32

 

В каждом из четырех кабинетов находится один из четырех этапов: Историческая разминка, На полях сражений, По всем фронтам, Герои Отечества.

По мере выполнения заданий на этапах участники находят подсказку (см. выше задания для команд) в какой кабинет им дальше переходить. Например, команда № 1 первой посетит станцию в кабинете № 29, в нем после выполнения заданий она найдет подсказку (которая была у команды № 2), следовательно, второй станцией для них будет кабинет № 31 и т.д. Таким образом, команды должны пройти все 4 этапа и прочитать все подсказки о главных сражениях войны.

За выполненное задание получают часть высказывания. В конце квеста команды на общем подведении итогов зачитывают высказывания и составляют синквейн со словом «Герой».

 

Высказывания для пазлов (для каждой команды выдаются своего цвета)

1.Патриот тот, кто в самые трудные минуты для родины берется за самые трудные дела. А. Павленко

2.Герой - это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть.

Максим Горький

3.Успех одного отважного человека всегда побуждает к рвению и мужеству целое поколение. Оноре Бальзак

4.Герои подобно произведениям искусства кажутся более великими через пространство веков. П. Буаст

5.Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество... Достоевский Ф. М.

6.Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ. Чернышевский Н. Г.

 

Этап 1. «Историческая разминка». Каждая команда имеет возможность ответить на вопросы по истории Великой Отечественной войны. За каждый правильный ответ – 1 солдатик.

Вопросы (Презентация)

Ò Назовите дату начала Великой Отечественной войны

Ò Какая песня стала символом Великой Отечественной войны?

Ò Назовите фамилию художника, автора плаката «Родина – мать зовет!»

Ò Какой подвиг совершил в первые дни войны Николай Гастелло?

Ò Продолжите знаменитые слова политрука Клочкова, сказанные своим солдатам перед боем: «Велика Россия, а отступать некуда…

Ò По льду какого озера проходила знаменитая «Дорога жизни»?

Ò Назовите самый известный советский танк времен Второй мировой войны?

Ò Как называлась боевая машина реактивной артиллерии периода Великой Отечественной войны?

Ò Чью фамилию носит знаменитый 4-этажный жилой дом, расположенный на площади Ленина в Сталинграде?

Ò Назовите маршала авиации, трижды Героя Советского Союза. За войну не был сбит ни разу

Ò Назовите фамилию школьницы, которая с начала блокады вела дневник в записной книжке

Ò Маршал Советского Союза

Этап 2. «На полях сражений» посвящен основным сражениям Великой Отечественной войны. За каждый правильный ответ – 1 значок с изображением военной техники (Презентация)

Вопросы

Ò Этот город – крепость первым встретил натиск немецких войск.

Историческая справка: Соотношение сил: в ночь на 22 июня в форте было около 9000 человек и 300 офицерских семей. На противоположном берегу реки была сосредоточена 45-я пехотная дивизия (около 17 000 человек). Потери Вермахта составили 1121 чел. убитыми и ранеными (453/668), что составляет 7 % от штатной численности дивизии (5 процентов от общих потерь гитлеровской армии на всем советско-германском фронте за первую неделю войны). Потери Красной армии составили: от 5000 до 6000 солдат попали в плен, около 2000 были убиты. С этого времени крепость становится символом непоколебимой стойкости советского народа.

Ò Оборона этого города продолжалась 200 дней

Историческая справка: В первых же боях защитники города проявили стойкость и героизм, сопротивляясь ударам превосходящих сил врага. Большую помощь в обороне оказывало население города. После провала попытки сразу овладеть городом немецкое командование предприняло еще три крупных наступления на город – в ноябре и декабре 1941 года, а также в мае-июне 1942 года.

Ò Захват этого города был главной стратегической целью для немецко-фашистских войск.

Историческая справка: План операции «Тайфун», утверждённый Гитлером в сентябре, предусматривал не только окружение и взятие города, но и полное его уничтожение вместе со всем населением.

Ò Битва за этот город была напряженной на протяжении нескольких лет войны.

Историческая справка: В начале 1942 года высшее советское командование, воодушевлённое успехом в Тихвинской наступательной операции, решило предпринять силами Волховского фронта попытку полного освобождения города от вражеской блокады. Однако операция развивалась с большим трудом, а в конечном итоге завершилась окружением и разгромом 2-й ударной армии Волховского фронта. В августе — сентябре 1942 года советские войска предприняли ещё одну попытку. Хотя Синявинская операция не достигла поставленных целей, войскам Волховского и Ленинградского фронтов удалось сорвать план немецкого командования по захвату города под кодовым наименованием «Северное сияние»

Ò Около этого старинного русского города развернулась стратегическая наступательная операция «Суворов» войск Западного фронта и левого крыла Калининского фронта, проведённая с целью разгромить левое крыло немецкой группы армий «Центр» и не допустить переброски её сил на юго-западное направление, где Красная Армия наносила главный удар, а также освободить город.

Ò Битва за этот город является крупнейшей сухопутной битвой в истории человечества. Она стала переломным моментом в Великой Отечественной войне.

Ò По своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряженности, результатам и военно-политическим последствиям сражение около этого города является одним из ключевых сражений Второй мировой войны.

Ò Крупнейшее танковое сражение во Второй мировой войне между советской и германской армиями

Ò Заключительным сражением в Великой Отечественной войне стала битва за этот город.

Этап 3. «По всем фронтам». Команда выбирает сама категорию вопроса и степень сложности от 1 до 5 баллов. (Презентация)

Имена          
События          
Оружие и техника          
Награды          
Города          

Имена

1. Имя верховного главнокомандующего советских войск в годы Великой Отечественной войны? (И. В. Сталин)

2. Кому принадлежат слова: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»? (А.Невский)

3. Организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611-1612 в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенций, русский национальный герой. (Кузьма Минин)

4. Летчик, Герой Советского Союза, научившийся летать без ног, герой повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» (А. Маресьев)

5. Антифашистская молодежная подпольная организация, действовавшая в Краснодоне (Молодая гвардия)

 

События

1. В честь какого события отмечается праздник 9 Мая? (День Победы советских войск над фашистской Германией в Великой Отечественной войне)

2. Крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Состоялось 8 сентября (26 августа) 1812 г. (Бородинское сражение)

3. День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере 5 апреля 1242 года. (Ледовое побоище)

4. Самая продолжительная битва в истории Великой Отечественной войне? (Сталинградская битва)

5. День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (27 января 1944 года)

 

Оружие и техника

1. Какое название придумали солдаты артиллерийскому оружию БМ-13 (Катюша)

2. Самый знаменитый танк Великой Отечественной войны (Т-34)

3. Какое оружие держит в руке Георгий Победоносец? (копье)

4. Этот станковый пулемет изобрел еще в 1883 году американский инженер, однако это оружие пригодилось и во время Великой Отечественной войны. Заправленный лентой на 250 патронов пулемет прицельно бил на 2,5 км, делая в минуту до 300 выстрелов. Какое имя он носил? (Станковый пулемет «Максим».)

6. Перед вами лежат картинки животных: як, тигр, пантера, леопард (см. приложение 1). Какое отношение к ВОВ имеют эти животные? Ответ: Военная техника: «Яки» - это серия советских самолетов-истребителей, разработанных КБ А.С. Яковлева; «Тигры» - серия немецких тяжелых танков; «Пантера» - немецкие средние танки; «Леопарды» - немецкие легкие танки.

Награды

1.Назовите медали, которые вручали за освобождение городов. (За оборону Москвы, Сталинграда, Севастополя и др.)

2.Самая почетная награда во времена Великой Отечественной войны (золотая медаль Героя СССР)

3.Как называется орден, которым награждались военнослужащие, которые проявившие в боях с фашистами храбрость, стойкость и мужество либо своими действиями способствовали успеху боевых операций советских войск. (Орден Великой отечественной войны)

4.Как называется орден, при изготовлении которого используется платина, золото, серебро, бриллианты, рубины. Этим орденом награждались лица высшего командного состава за успешное проведение боевых операций, в масштабе фронта, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии (Орден Победы)

5.Этот орден имеет три степени, выдается за личный подвиг на поле боя (Орден Славы)

 

Города

1. Город-герой, выдержавший блокаду 872 дня (Ленинград)

2. Этот город сейчас называется Волгоград, как он назывался во время войны (Сталинград)

3. Город, первым принявший удар фашистских войск (Брест)

4. Город на берегу Черного моря, оборона которого длилась 250 дней (Севастополь)

5. Этот российский город отважно сражался в Смутное время, и от войск Наполеона, и в 1941 году. (Смоленск)

 

Этап 4. Герои Отечества. В данном задании вам необходимо найти все фамилии Героев Советского Союза - богородчан и на карте города флажками обозначить улицы, носящие их имя.

 

с и о ч е ч е т к о
с а л о в и л д ж н
а д м р о г в а п о
б р р о д и о н о в
ш и к е х н с м и о
у с и л о в т ь б ж
б р а г и н а ю я и
и в е с а б о л б л
н я к у ш е н к о о
к м и к у р ы ж о в

 

(читать можно по горизонтали, по вертикали, диагонали, справа-налево, слева-направо)

 

(Герои: Салов, Чечетко, Чигин, Новожилов, Самохвалов, Родионов, Шубин. Брагин, Усилов, Якушенко, Лобасев, Курыжов)

Именами героев названы улицы Салова, Чигина, Самохвалова, Шубина, Брагина, Усилова, Курыжова).

 

После прохождения всех этапов команды собираются в актовом зале. Командам предлагается сочинить синквейн с ключевым словом «Герой» и зачитать высказывания известных людей, составленные из пазлов. Побеждает команда, которая в ходе игры набрала наибольшее количество баллов.

После игры члены отряда «Юнармейцы» вручают всем участникам письма-треугольники с именами героев, подготовленные в рамках проекта «Их именами славится Россия».

В качестве судей на станциях присутствуют почетные гости: ветераны боевых действий, военнослужащие, сотрудники музея.

По окончании игры возможно проведение мастер-классов, музейных уроков, уроков Мужества.

 

Приложение 1

 

 

 

Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: