Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.




Вариант 2.

Начало формы

1. (1)В четвёртой группе Периодической системы элементов Менделеева под номером 14 находится кремний. (2)На первый взгляд он мало выделяется среди своих соседей: сопоставимы атомная масса, конфигурация внешних электронных оболочек и некоторые другие свойства. (3)<…> это элемент необыкновенный хотя бы потому, что он является одним из наиболее распространённых в природе элементов.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.  
  1) Атомная масса и конфигурация внешних электронных оболочек делают кремний необыкновенным химическим элементом в Периодической системе элементов Менделеева.
  2) Кремний является одним из элементов четвёртой группы Периодической системы элементов Менделеева и расположен под номером 14.
  3) Кремний, немногим выделяющийся среди своих соседей – химических элементов Периодической системы Менделеева, является одним из наиболее распространённых в природе элементов.
  4) Сравнивая свойства кремния и углерода, учёные установили их основное различие, заключающееся в том, что кремний можно использовать для построения больших молекул, а углерод – нет.
  5) Хотя кремний немногим выделяется среди своих соседей в Периодической системе элементов Менделеева, это необыкновенный элемент, так как является одним из наиболее распространённых в природе элементов.

Конец формы

Начало формы

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). Так как Следовательно, Например, Между тем Именно  

Конец формы

Начало формы

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЭЛЕМЕНТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ЭЛЕМЕНТ, -а, м.
  1) чего. Одна из черт в чём-н., в содержании чего-н. (книжн.). Э. драматизма в рассказе.
  2) Химический источник электрического тока. Гальванический э. Сухой э.
  3) Доля, некоторая часть в составе чего-н., в чём-н. Интернациональные элементы в русской терминологии.
  4) Человек как член какой-н. социальной группы. Прогрессивные элементы. Уголовные элементы.
  5) Простое вещество, не разложимое обычными химическими методами на составные части (спец.). Периодическая система элементов.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  обнялАсь вручИт обогнАла дефИс вернА  

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  Толокно – это продукт, давно ПРИЗНАННЫЙ и распространённый в России.  
  М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.  
  Капитан казался полным НЕВЕЖДОЙ в вопросах истории Отечества.  
  На этом небольшом предприятии за несколько лет сложился высокопрофессиональный коллектив, и в этом году он ЗАПОЛНИЛСЯ новыми кадрами.  
  Ответчик долго УКЛОНЯЛСЯ от погашения долга, ссылаясь на отсутствие средств.  

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку изапишите слово правильно.

  крыжовник более СПЕЛЫЙ ПЯТИДЕСЯТИ СЕМИ заявлений нет ТУФЕЛЬ языки ПЛАМЕНИ ВЫЕДЬ пораньше  
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ   ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
 
1) Те, кто умеет пользоваться компьютером, имеет доступ к широкому информационному полю.
2) Многих старшеклассников, сдавших зачёты, допустили к экзаменам.
3) Это была не столько разведка боем, а настоящая битва.
4) Открытое письмо деятелей культуры Правительству РФ опубликовано в газете «Московском комсомольце».
5) Получив письмо из деревни, нами тотчас же был написан ответ.
6) Большим культурным и научным событием античных времён было появление «Риторики» Аристотеля – философа, значительно развившего учение Платона об ораторском искусстве.  
7) Ярким цветком, медленно расцветавший в душе А.А. Блока, было не только ощущение России как Родины, но и полное духовное слияние с ней.  
8) Дубрава, в которой любил проводить время юный М.Ю. Лермонтов, находилась неподалёку от Тархан.  
9) Многие из тех, кто бывал в небольших городах Италии, видели заросшие плющом каменные мосты, обветшалые старинные мраморные фасады зданий.

 

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

неразб..риха

д..фференцировать

ут..пический

ун..кальный

пр..тендовать

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..говор, пр..долгий от..гнуть, з..месить по..стегнул, о..бил пр..звонкий, пр..жать

от..езд, из..являть

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

удоста..вавший черешн..вый преодол..вая ноздр..ватый дешёв..нький

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

(они) наде..тся сгиба..щийся мерца..щий (они) кол..т спор..щие

 

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.

Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.

Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.

Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.

Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец.

 

 

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В качестве существительного мужского рода в литературном языке закрепилось ТАК(ЖЕ) и сокращение МИД: оно стало склоняться, и (ПО)ЭТОМУ правильно говорить: «МИД сделал заявление».

Он резко дёрнул за верёвку (НА)ПОДОБИЕ того, как рыбаки подсекают рыбу, понимая, что (В)СВЯЗИ со своим поведением он не сможет заслужить благосклонности начальника.

Подруги знали, чувствовали, что прощаются (НА)ВСЕГДА, и прощались как-то (ПО)ОСОБЕННОМУ.

Мама (В)ПОСЛЕДСТВИИ смирилась с моим выбором и даже (ПО)СВОЕМУ старалась помочь мне.

Наш организм способен усваивать не более 200 мл воды за четверть часа, (ПО)ЭТОМУ диетологи рекомендуют равномерное питьё (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1) Фольклор и русская история являются источниками вдохновения художников современных Мстёры и Жостова.
  2) В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в той или иной степени использованы все основные жанры фольклора.
  3) Каких только песен не поют в Москве и на её окраинах и в других городах!
  4) Поэта можно любить или не любить принимать его идеи или быть их противником.
  5) Сказка дала волю человеческому воображению и тем самым она сослужила огромную службу литературе.

(1)Толстой вошёл в мою жизнь, не представившись. (2)Мы с ним уже активно общались, а я всё ещё не подозревал, с кем имею дело.

(3)Мне было лет двенадцать, то есть после войны прошло около двух лет, когда маму на лето назначили директором пионерского лагеря.
(4)И однажды к нашему дому подвезли на грузовичке и горой вывалили
в комнате прямо на пол книги – основательно бывшие в употреблении, но весьма разнообразные по тематике. (5)Кто-то заранее побеспокоился, не без маминого, думаю, участия, чтобы для детей была создана библиотека.

(6)«Ваше любимое занятие?» – (7)«Рыться в книгах». (8)Это и про меня. (9)Тогда, в детстве, тоже рылся. (10)Пока в один счастливый момент не выудил из этой горы потрёпанный кирпичик: тонкая рисовая бумага, старинные буквы «еры» и «яти», обложек нет, первых страниц нет, последних нет. (11)Автор – инкогнито.

(12)Глаз упал на начало, которое не было началом, а дальше я оторваться от текста не смог. (13)Я вошёл в него, как в новый дом, где почему-то всё оказалось знакомым: никогда не был, а всё узнал. (14)Поразительно! (15)Казалось, неведомый автор давно подсматривал за мной, всё обо мне узнал и теперь рассказал: откровенно и по-доброму, чуть ли не по-родственному.

(16)Написано было: «По тому инстинктивному чувству, которым один человек угадывает мысли другого и которое служит путеводною мыслью разговора, Катенька поняла, что мне больно её равнодушие...» (17)А ведь сколько раз и мне случалось, как и неведомой Катеньке, в разговоре инстинктивно угадывать «мысли другого»! (18)Как точно...

(19)Или в другом месте: «Глаза наши встретились, и я понял, что он понимает меня и то, что я понимаю, что он понимает меня...» (20)Опять лучше не скажешь! (21)«Я понимаю, что он понимает...»

(22)И так на каждой странице. (23)«В молодости все силы души направлены на будущее... (24)Одни понятные и разделённые мечты о будущем счастье составляют уже истинное счастье этого возраста». (25)Опять моё! (26)Так и есть: каждый день твоих детства-отрочества, если они нормальны, будто сплавлен с солнцем и светом ожидания, чтобы твоё предназначение состоялось. (27)Но как выразить вслух это снедающее тебя предчувствие, можно ли передать его словами? (28)Пока ты мучим неодолимой немотой, этот автор-инкогнито всё за тебя успел рассказать.

(29)Но кто он был – неведомый автор? (30)Чья такая волшебная книга оказалась у меня в руках?

(31)Надо ли говорить, что ни в какую библиотеку она не поехала:
с обглоданными своими началом и концом она осталась у меня лично.

(32)Позже я узнал её и в переплёте: «Детство», «Отрочество», «Юность» Льва Николаевича Толстого. (33)Вот так Толстой вошёл в мою жизнь, не представившись.

(34)Иллюзия узнавания – непременная особенность классических текстов. (35)Их авторы – классики, потому что пишут для всех. (36)Это верно. (37)Но они ещё и потому вечные классики, что пишут для каждого. (38)Это верно в не меньшей степени.

(39)Юный простак, я «купился» именно на последнее. (40)Эксперимент был проведён чисто: автора скрыли. (41)Магия имени не довлела над восприятием текста. (42)Текст сам отстоял своё величие.

(43)Толстовская «диалектика души», впервые отмеченная нелюбезным Владимиру Набокову Николаем Чернышевским, как шаровая молния в форточку, сияя, влетела в очередное неопознанное читательское сердце.

(По Д.К. Орлову*)

Начало формы

16. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1) Рассказчик познакомился с произведениями Льва Николаевича Толстого в послевоенное время.
  2) Рассказчик с самого начала знал, что книга без первых и последних страниц написана Львом Николаевичем Толстым, именно поэтому он был так увлечён её содержанием.
  3) Книга Льва Николаевича Толстого случайно оказалась в руках рассказчика: он не искал произведения этого писателя целенаправленно.
  4) Рассказчик почувствовал доброе отношение к себе со стороны автора книги.
  5) Впервые на толстовскую «диалектику души» указал Владимир Набоков.

Конец формы

Начало формы

17. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1) Предложения 3, 4 содержат повествование.
  2) Предложение 5 объясняет содержание предложения 4.
  3) Предложение 10 содержит элементы описания.
  4) Предложение 16 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 17.
  5) Предложение 31 содержит ответ на вопросы, поставленные в предложениях 29, 30.

Конец формы

Начало формы

18. Из предложений 6–11 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Конец формы

Начало формы

19. Среди предложений 32–42 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-ими) с помощью притяжательного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Конец формы

Начало формы

20. «Даль Константинович Орлов предельно искренен в своих размышлениях. Троп–(А)__________ («Толстой вошёл в мою жизнь…» в предложении 1), а также синтаксическое средство–(Б)__________ (предложения 14, 20, 25)–помогают автору выразить свою оценку появления в его жизни произведений Л.Н. Толстого. Стремясь познакомить читателя с теми фрагментами произведений Л.Н. Толстого, которые произвели на него особое впечатление, автор использует приём–(В)__________ (в предложениях 16, 19, 23–24). Яркость впечатлений автору помогает передать троп–(Г)__________ («как в новый дом» в предложении 13, «как шаровая молния в форточку» в предложении 43)».

 

 
Список терминов:
1) сравнение
2) парцелляция
3) метонимия
4) книжная лексика
5) фразеологизм
6) вводные слова
7) восклицательные предложения
8) диалог
9) цитирование

Конец формы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: