Оглавление
Введение. 3
Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием. 4
Применение самоходных погрузочных машин. Типы машин. 5
Применение погрузочно-доставочных машин (ПДМ) 7
Вывод: 8
Cписок использованной литературы. 9
Введение.
Актуальность работы. Внедрение с конца 60-х годов прошлого века на подземных горных работах самоходного оборудования существенно повлияло на технологию подземной добычи руд, позволив значительно повысить производительность, изменить характер деятельности операторов машин и улучшить условия труда горнорабочих.
Если на начальном этапе применялись отдельные типы машин только для доставки руды, то со временем стали использоваться комплексы самоходных машин, обслуживающих как саму доставку, так и другие основные и вспомогательные процессы.
Примером этому могут служить горные предприятия, добывающие руды цветных и редких металлов, к которым относятся ОАО ГМК «Норильский Никель», ОАО «Казахмыс», ОАО «Учалинский ГОК» и другие.
На шахте ОАО «Кнауф Гипс Новомосковск» в настоящее время при зачистке, погрузке и транспортировке отбитой горной массы применяют ковшовые погрузо-доставочные и транспортные машины; эксплуатировать крупногабаритную технику позволяют геометрические параметры очистных выработок и камер.
Новомосковское пологое гипсовое месторождение является одним из крупнейших в Европе и обеспечивает сырьём и строительным материалом всю центральную и северо-западную часть России. Его годовая производительность составляет 1,3 млн.т. В связи с наличием специфических горно-геологических условий (присутствие водоносных горизонтов в продуктивной толще, сравнительно небольшая глубина залегания) здесь применяется камерно-столбовая система разработки, приводящая к значительным потерям гипса. Очистные камеры располагаются в различных частях месторождения, фронт работ постоянно расширяется, поэтому длина транспортировки гипсового камня с каждым годом увеличивается, что приводит к снижению производительности погрузочнотранспортного комплекса. Проведённые нами хронометражные наблюдения показали, что сегодня при наличии двух подготовленных к погрузке забоев коэффициент использования ковшовой ПДМ МоАЗ-40484 не превышает 0,43. Это значительно ниже, чем на передовых горных предприятиях, ведущих разработку месторождений полезных ископаемых подземным способом. Поэтому совершенствование процессов погрузки и доставки на базе производственного опыта и теоретических исследований является актуальной научной и практической задачей.
Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием.
При подземной разработке рудных месторождений применяют рельсовое и безрельсовое оборудование. Безрельсовое оборудование принято называть самоходным оборудованием. Применяют его с 30-х годов в основном при разработке мощных и средней мощности месторождений при разработке крепких руд.
Используются следующие машины и комплексы:
· погрузочно-доставочные машины (ПДМ);
· погрузочные (или ПДМ, используемые как погрузчики) машины в комплексе с автосамосвалами;
· экскаваторы в комплексе с автосамосвалами, а также бульдозерами или легкими ПДМ для зачистки дорог и почвы очистных камер;
· бульдозеры;
· самоходные скреперные грузчики;
· самоходные вагоны в комплексе с погрузочными машинами или комбайном и бункер-перегружателем.
Условия применения:
· При отработке пологих и наклонных залежей с естественным поддержанием очистного пространства (самоходное оборудования работает в очистном пространстве на почве залежи или слоя).
· На этажном горизонте или на подэтажах при самотечном выпуске руды из очистного пространства, донном или торцевом;
· При отработке блока горизонтальными слоями (оборудование работает в слоевых выработках или на закладке).
Типы и параметры машин: Выпускаются машины на пневмошинном и реже на гусеничном ходу.
Приводы хода: дизельный, электрический, пневматический.
Основными особенностями современных машин является универсальность (возможность выполнения нескольких основных и вспомогательных функций – погрузка и доставка руды, доставка материалов, зачистка дорог и т.п.), пневмошинный ход и дизельный привод.
Гусеничному ходу свойственны малая маневренность, частые поломки, большие ремонтные расходы.
Пневмошинный ход имеет большую маневренность и может обслуживать за смену несколько забоев.
Привод. Обычно применяют дизельный привод (для мощных машин), электрический (через кабель, реже от аккумулятора), пневматический (через шланг).