Речь как общественное явление




Оглавление

 

Введение............................................................................................................

1. Речь как общественное явление....................................................................

2. Культура речи - актуальная проблема общества

3. Современный жаргон и его влияние на язык...............................................

Заключение........................................................................................................

Библиография....................................................................................................

 


Введение

 

Актуальность темы речевой деятельности и культуры речи будет всегда самой важной составляющей общения и ведения разговора в любой сфере.

Основой любого языка является живая, разговорная речь. Речь - процесс отбора и использования средств языка для общения с другими членами определенного языкового коллектива. Речь является формой существования живого языка, в речи язык функционирует, находится в постоянном развитии. Язык и речь неразрывно между собой связаны. Речь существует на основе определенного языка, а язык обнаруживает себя в речи его носителей. Если говорить о "речи" как о явлении в общем, то она принадлежит всем, кто ею пользуется. Если же мы говорим о языке, то имеем в виду частичное, отдельное, индивидуальное. И без повседневного использования на всех возрастных и социальных уровнях, непрерывного развития форм и средств общения даже сам язык обречен на ассимиляцию и исчезновение.

Подбирая те или иные языковые средства, следует придерживаться общих этических требований и ориентироваться также и на внеязыковые факторы, рассматривая их как единое целое. Среди этих факторов важнейшими являются общественная сфера и цель общения в конкретных обстоятельствах.

Поскольку язык является универсальным средством общения, накопления и передачи информации, обучения, воспитания и формирования духовного мира он немыслим без надлежащей культуры речи.

Русский молодежный жаргон очень интересный лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными границами, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными пространственными рамками. Он существует в среде городской учащейся молодежи - и отдельных более или менее замкнутых группах.

Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.

Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным. Это связано, разумеется, с историческим фоном, на котором развивается русский язык. Но связь эту нельзя трактовать слишком прямолинейно, объясняя заметное оживление и интенсивное словообразование в сленге только историческими катаклизмами.

Речь как общественное явление

Эта проблема доказывает, что ни биологические, ни психические трактовки природы языка не раскрывают его сущности как явления, ведь он не передается по наследству и не является проявлением индивидуальной психики человека. Язык – явление коллективное (общественное), которое передается от поколения к поколению как средство взаимопонимания. Он и существует для удовлетворения потребностей общества. С общественной деятельностью связано развитие речи, развитие общественного мышления.

Носителем языка является общество: исторически сложившаяся общность людей или в виде племени, или в виде народности, или в виде нации. Без языка невозможно существование общества в целом и человека в частности. Как средство общения, язык обеспечивает обмен мнениями, создавая тем самым возможность совместно работать, учиться, передавать накопленный опыт будущим поколениям. В этом проявляется природа (сущность) языка как общественного явления, как средства общения людей.

Будучи средством общения, язык существуют в двух формах – устной и письменной.

Устная речь является первичной формой его существования. Со времени возникновения и в течение длительного времени она была единственной формой, которая обеспечивала общение людей вплоть до возникновения письменности.

После появления письма некоторые языки начали существовать в двух формах – устной и письменной. В древнейшие времена это наблюдалось в китайском, древнегреческом, латинском языках. В наше время – это все национальные языки, которые существуют в двух формах во всех книжных стилях: официально - деловом, научном, публицистическом, художественном. Однако без письменных языков устная речь была и остается единственной, что применяется в общении людей. Это, например, языки племен Африки и Южной Америки, изолированных островов Новой Гвинеи и некоторых других островов Тихого океана (папуасские языки). Ведется работа по созданию письменности на основе латинского алфавита для различных папуасских языков.

Только в устной форме существуют территориальные и социальные диалекты тех языков, которые имеют письменность. Наблюдается это в каждом национальном языке – украинском, английском, немецком, русском, французском.

Каждый из национальных языков существует в виде литературного языка (то есть нормированный в произношении, словарном составе и грамматическому строению), существует в двух формах, и в виде диалектов (территориальных и социальных), которые существуют только в устном проявлении.

Письменная речь представляет собой особую разновидность речевого общения, благодаря которому преодолеваются пространство и время. Она появилась на высокой ступени развития человечества. Для ее фиксации использовались глиняные дощечки, березовый луб, полотно, сейчас – в основном бумага.

Слово речь имеет три различных значения: а) речь как деятельность, речь как процесс; б) речь как продукт речевой деятельности; в) речь как ораторский жанр.

Речь в первом, процессуальном, смысле имеет синонимы: речевая деятельность, речевой акт. Речь - это общение, контакт между людьми, обмен мыслями и чувствами, информацией. Общение, осуществляемое не только через речь, но и с помощью неязыковых знаков, изучает семиотика (мимика, жесты, осязание). Речь же - вербальное общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто при поддержке невербальных средств. В рамках такого термина «речь» исследуются: а) физиологические основы речи, речевой деятельности; б) механизмы речи по его видам: механизм говорения (устная речь), механизм аудирования (восприятие и понимание устной речи) и т.д.; в) кодовые переходы; г) взаимосвязь мышления и речи; г) реализация функций языка в речи; д) взаимодействие языков в речевой деятельности билингва; е) процесс овладения речью у ребенка и в дальнейшем; е) формирование "языкового чутья" (интуиции) на разных возрастных этапах и тому подобное.

Второе значение термина «речь» - «речь как результат" - имеет синоним "текст", который может быть не только письменным, но и устным. В теории речи текст определяется как языковая ткань произведения - результат творческого процесса, его порождение. Примеры использования термина «речь» в таком смысле: речь диалектная, ритмичная речь, речь научная, прямая и косвенная речь и др.

В рамках этого значения исследуются: а) структура текста, его компоненты, связи; б) стили речи; в) речевые жанры; г) использование языковых средств (лексических, грамматических) в тексте; г) использование стилистических фигур, тропов, фразеологии и т.п.; д) языковая норма и ее нарушения (ошибки) и т.д.; е) средства устной выразительности текста; е) средства длительного хранения записей устной и письменной речи и др.

Третье значение термина «речь» - речь как ораторский жанр или как монолог в художественном произведении (информационное, полемическое, патетическое и т.д.).

Успешное речевое общение - это осуществление коммуникативной цели инициаторов общения и достижение собеседниками согласия.

Обязательными условиями успешного общения являются заинтересованность собеседников в общении, настроенность на мир адресата, умение проникнуть в коммуникативный замысел говорящего, способность собеседников выполнить жесткие требования ситуативного речевого поведения, разгадать "творческий почерк" говорящего при отражении реального положения дел или "картины мира", умение прогнозировать "вектор" диалога или полилога. Поэтому центральное понятие успешности речевого общения - понятие языковой компетенции, которая предполагает знание правил грамматики и словаря, умение выражать смысл всеми возможными способами, знание социокультурных норм и стереотипов речевого поведения, которая позволяет соотнести уместность того, или иного языкового факта с замыслом говорящего и, наконец, дел возможным выражение собственного осмысления и индивидуального представления информации.

Причины коммуникативных неудач коренятся в незнании языковых норм, в различии фоновых знаний говорящего и слушателя, в разнице их социокультурных стереотипов и психологии, а также в наличии "внешних помех" (чуждой среде общения, дистантности собеседников, присутствии посторонних).

Коммуникативные цели собеседников обусловливают речевые стратегии, тактику, модальность и приемы ведения диалога. К составляющим речевого поведения относятся экспрессивность и эмотивность высказываний.

Приемы речевой выразительности являются основой приемов художественной литературы и ораторского искусства; ср. приемы: анафоры, антитезы, гиперболы, литоты; цепочки синонимов, градации, повторы, эпитеты, вопросы без ответа, вопросы-самоверификации, метафоры, метонимии, иносказания, намеки, аллюзии, перифразы, переадресацию третьему участнику; такие средства выражения субъективной авторской модальности, как вводные слова и предложения.

Разговорная речь имеет свою эстетическую атмосферу, которая обусловлена глубинными процессами, соединяющими человека с обществом и культурой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: