Акустические резервы голоса




 

К акустическим возможностям голоса относятся все акустические явления, возникающие в процессе голосообразования, способствующие при минимальных мышечных усилиях добиться максимального звукового эффекта, и как следствие, приводящие к высвобождению дополнительной энергии и свободы в пении.

Нередко на сцене, в процессе исполнения вокального произведения, певец чувствует себя некомфортно, потому, что голос не звучит, не «отвечает», т.е. нет возвратных ощущений, обеспечивающих возможность контролировать себя через эффект отражения звука (эффект так называемого отголоска, эха), при этом голос звучит глухо, «как в вату». Иногда такая ситуация возникает просто из-за плохих акустических условий зала, но чаще всего певец страдает от того, что находится в энергетически затратном режиме голоса, при этом мышечные усилия не соответствуют получаемому звуковому эффекту (высокие энергетические затраты, при минимальном акустическом эффекте).

Часто возникает и такая ситуация. Для того, чтобы быть услышанным (прежде всего самим собой), исполнитель усиливает динамику звука, используя излишнее мышечное напряжение, при этом он испытывает еще больший дискомфорт от того, что в горле возникают неприятные, даже болезненные ощущения (зажим, сдавленность гортани, хрипота, ощущение, когда голос срывается, садится, теряет в динамике и т.д.). Возникает замкнутый круг – чем больше певец добавляет мышечных усилий, стараясь выглядеть «солидно» со сцены, тем больше возникает голосовых проблем, что приводит к постепенному разрушению голосового аппарата, а впоследствии может обернуться полной потерей голоса.

Таким образом, возникает необходимость использования акустических возможностей голоса, как дополнительного источника звуковой энергии в пении и сценической речи. Одним из важнейших акустических явлений в процессе голосообразования является феномен резонанса.

В. П. Морозов в своей работе «Искусство резонансного пения» отмечает, что, несмотря на то, что в гортани имеются анатомо-физиологические механизмы, позволяющие регулировать высоту и изменять спектральные характеристики звука[1], колебательный режим голосовых связок отнюдь не автономная функция гортани, но в значительной степени зависимая от, особенностей резонаторов и дыхания. [46, с. 198].

«Резонанс (от фр. resonans – звучать, откликаться и resonantia – отголосок, отзвук) – это явление возникновения и усиления колебаний какого-либо тела или его части под действием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой данного тела». [46, с.29]

Резонансные ощущения в пении всегда лежали в основе мастерства выдающихся вокалистов разного времени. Е.А. Образцова, народная артистка СССР считает, что: «Большой профессиональный голос не может быть развит без помощи резонаторов. Именно резонанс придает голосу силу, богатство тембра и профессиональную выносливость…» [цит. по 46, с.68].

Важно отметить, что способность выдерживать большие голосовые нагрузки в спектаклях – это одно из показательных качеств, обуславливающих профессиональную пригодность певца. Использование же резонансной техники пения позволяет экономить силы певца, за счет усиления динамики звуковой волны, без излишних мышечных усилий.

Дж. Барра – известнейший итальянский певец и вокальный педагог ставит также технику резонансного пения в основу постановки голоса профессионального певца: «У нас в пении нет никаких секретов и никаких других возможностей, кроме резонанса. Поэтому резонаторную настройку, верный механизм голосообразования нельзя терять ни при каких обстоятельствах. Потеряв резонанс, перестаешь быть певцом» [цит. по 46, с 68].

Важность резонансных вибраций для нахождения правильных ощущений в процессе голосообразования подчеркивает и известный вокальный педагог Сэт Риггз: «Исходный звук изменяется и усиливается, проходя через лежащие над связками полости, прежде чем покинуть ваш рот. Каждый человек имеет свою особенную резонансную систему, что делает его голос уникальным. Сопровождающие резонанс физические ощущения могут помочь вам правильно управлять своим голосом» [55 с.38].

Дж. Лаури Вольпи – известный итальянский певец, солист «Ла Скала» считает, что резонанс дает жизнь голосу. «Голос, лишенный резонанса, – мертворожденный и распространяться не может» [цит. по 46, с.68].

Из настоящих высказываний становится ясно, что резонанс – это некая движущая акустическая сила, без которой голос не может преодолевать пространство. При этом все авторы сходятся в едином мнении, что наличие резонанса в голосе - это одно из важнейших акустических условий профессиональной направленности и уникальности голоса, что очень важно в певческой профессии.

С. Риггз, объясняя явление резонанса в пении, говорит, что с момента прохождения звука через голосовые связки до момента выхода его изо рта звук претерпевает определенные трансформации. Связанные друг с другом полости, находящиеся над гортанью (включая и состояние их стенок), усиливают волны одних частот и подавляют волны других. Этот процесс и называется резонансом [55, с. 37].

«Побочным продуктом резонанса» (С. Риггз) являются испытываемые певцом во время пения вибрационные ощущения. Так при звучании низких звуков резонанс находит наибольший отклик в области грудных ощущений. При переходе к более высоким нотам резонансные ощущения смещаются в зону головы, постепенно переходя с лицевой области в теменную, взависимости от высоты звука. Этот момент отображен на рис. 11.

Рис. 11 Пунктирными линиями обозначены резонансные ощущения певца (в груди, голове, небном пространстве), возникающие в пении при извлечении звуков различной высоты.

Профессор В. П. Морозов в результате исследований певческого голоса обнаружил, что певческие резонаторы, при определенной оптимальной настройке способны во много раз усиливать первичный звук голосовых складок, за счет повышения коэффициента полезного действия голосового аппарата. Это происходит без каких-либо дополнительных усилий со стороны певца, и тем самым избавляет его от необходимости перенапрягать гортань для достижения большей силы голоса [46, с.138].

Следовательно, выходит, что, резонансное пение – это энергосберегающий режим голоса, при котором у певца остается достаточно сил и возможностей, для воплощения художественного образа на сцене.

В.П.Морозов в рамках «Резонансной теории искусства пения – РТИП» впервые выделяет и рассматривает семь важнейших функций певческих резонаторов:

1) энергетическая,

2) генераторная,

3) фонетическая,

4) эстетическая,

5) защитная (по отношению к голосовым складкам),

6) индикаторная

7) активизирующая.

Выделение этих функций в известной степени носит условный характер, отмечает В.П. Морозов, поскольку все они взаимосвязаны. Вместе с тем обозначение и рассмотрение каждой из этих функций в отдельности позволяет подчеркнуть и лучше уяснить ту огромную роль, которую играет система резонаторов в формировании профессионального певческого голоса [47].

· Энергетическая функция резонаторов состоит в обеспечении большой мощности и полетности певческого голоса, способности его озвучивать большие оперно-концертные залы, преодолевать «звуковую завесу» оркестрового сопровождения, тесситурные трудности.

· Генераторная функция певческих резонаторов тесно связана с энергетической и состоит в восприятии резонаторов как неотъемлемой части общей системы генерации и излучения певческого звука.

· Фонетическая функция связана с формированием гласных и согласных звуков в пении, дикционной чистотой вокальной речи.

· Эстетическая функция обеспечивает основные эстетические свойства голоса, звонкость, мягкость, полетность, тип голоса, вибрато.

· Защитная функция певческих резонаторов проявляется в защите голосовых складок и гортани от перегрузок и от возникновения профессиональных заболеваний.

· Индикаторная функция выражается в восприятии резонансных ощущений как показателя (индикатора) вибрационной активности и правильной настройки голосового аппарата певца.

· Активизирующая функция – это вибрация резонаторов как рефлекторный механизм повышения тонуса гортани, голосовых складок и всего голсового аппарат в целом [48 с. 51].

Большое значение для певца имеет присутствие в голосе так называемой высокой певческой форманты (ВПФ) или тембра верхних частот (по Юссону). Формантами называются области значительного усиления тех или иных обертонов (частот) голоса, возникающие вследствие явлений резонанса. Форманты существенно влияют на тембр, фонетические свойства силу и качество певческого голоса.

Высокая певческая форманта приблизительно 2500 – 3500 Гц отвечает за яркость, блеск, полетность (носкость), звонкость голоса. От ее присутствия зависит способность голоса «пробивать» зал, лететь через оркестр. В этой области у мастеров пения, как показано научными исследованиями (Морозов, 1965, 1967, 1977) сосредоточивается от 20 до 50% (и даже более) энергии певческого голоса. «Верхнюю певческую форманту следует считать основным и важнейшим качеством хорошо поставленного голоса». [46, с.51]

Из этого следует, что, если из фонационного процесса убрать область (ВПФ), то голос потеряет почти половину своей звуковой энергии, что не сможет не отразиться на качестве звучания голоса певца. Таким образом, наличие в голосе высокой певческой форманты обеспечивает певцу возможность экономить свои силы для полноценного воплощения художественного образа на сцене.

Профессиональное пение подразумевает умение певца работать на высоких акустических уровнях, в связи, с чем В.П. Морозов выделяет следующие признаки профессиональной пригодности певческого голоса (акустические критерии) [45, с. 177]:

• коэффициент звонкости, характеризующий тембровые особенности голоса певца;

• коэффициент полетности;

• сила голоса;

• коэффициент неровности вокальных гласных;

• динамический диапазон;

• звуковысотный диапазон;

• периодичность (частоту), характер и глубину вибрато;

• коэффициент разборчивости (дикция) вокальной речи.

Чем выше профессионализм певца, тем выше будут показатели коэффициента полетности, звонкости, силы голоса, динамического и звуковысотного диапазона, разборчивости вокальной речи, ровности вибрато. И соответственно тем ниже будет показатель коэффициента неровности вокальных гласных.

Эти же акустические показатели профессиональной пригодности голоса певца могут быть применимы и относительно голосов актеров, дикторов, педагогов и т.д. кроме показателей звуковысотного диапазона и характера вибрато.

Таким образом, певец в процессе исполнительской деятельности испытывает повышенную психофизическую и голосовую нагрузку, что не может не отразиться на здоровье голосообразующей системы и всего организма в целом. Но у него есть возможность использования акустических резервов голосового аппарата, которые являются дополнительным источником звуковой энергии в пении и слове.

Присутствие в голосе высокой певческой форманты, связанной с усилением высокочастотных обертонов, которые легче всего преодолевают препятствия и воспринимаются на слух, а также явление резонанса, позволяет значительно повысить коэффициент полезного действия голосового аппарата певца (максимальный акустический эффект при минимальных мышечных затратах) как в пении так и в сценической речи. Занятия вокальным искусством на правильной резонансной основе, направленные на достижение хотя не обязательно большого, но близкого и полетного звука, в значительной мере совершенствуют вокальную речь.

 

 


[1] Регулирование высоты и спектральных характеристик голоса происходит за счет изменения степени натяжения голосовых связок с помощью черпаловидных хрящей или щито-перстненвидной мышцы, напряжения собственных мышц голосовых складок, регулирования плотности их смыкания и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: