Платек, Я. М. Под сенью дружных муз : музыкально-литературные этюды / Я. М. Платек, Н. Я. Эйдельман. – Москва : Сов. композитор, 1987. - 230c.




Межпоселенческая районная библиотека

Верховского района Орловской области

 

 

 

Верховье

 

ББК 85.313(2)

М 11

 

Музыка в жизни и творчестве И. С. Тургенева: час искусства (сценарий) / Межпоселенческая районная библиотека Верховского района Орловской области; сост. Л. Величкина. - Верховье, 2018. – 13 с.: фото.

 

2018 год – год празднования 200-летнего юбилея И. С. Тургенева. Тургенев – золотой эталон русской литературы. Иван Сергеевич Тургенев один из самых читаемых русских писателей, невероятно популярных и в наши дни.

В творчестве Ивана Сергеевича Тургенева, понятия «ТУРГЕНЕВ» и «МУЗЫКА» неразделимы. Для писателя Тургенева звуки сильнее слова. В жизни и творчестве И. С. Тургенева после литературы главенствует музыка Всю жизнь Ивана Сергеевича Тургенева на каждом этапе его жизни музыка была рядом. Дыханием музыки овеяно чуть ли не все творчество писателя. С многих страниц его книг «звучат» то народная песня, то вдохновенно исполняемые героями произведения классиков.

Сценарий мероприятия Час искусства «Музыка в жизни и творчестве И. С. Тургенева» разработан для старшего школьного возраста, молодёжи и любителей творчества Тургенева.

 

    © Межпоселенческая районная библиотека Верховского района Орловской области 303720, Орловская область, Верховский район, п. Верховье, ул. Привокзальная, 3 Телефон: (486 - 76) 2 – 32 - 43 E-mail: verhbibl@mail.ru   © Лариса Величкина

 

 

Ведущие 1 и 2.

Чтец.

Исполнители музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов (5 или 6).

В мероприятии используются музыкальные фрагменты из учебного фильма «Тургенев и музыка», подготовленного сотрудниками Орловской областной библиотеки им. И. А. Бунина (видеозапись).

Портреты И. С. Тургенева, Полины Виардо, Людвига ван Бедховена, Вольфганга Амадея Моцарта, Василия Калинникова, Евгения Дербенко, Ирины Хрисаниди.

Цитаты высказываний И. С. Тургенева о музыке.

Книги И. С. Тургенева: «Стихотворения в прозе», «Накануне», «Дворянское гнездо», «Рудин», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Ася», «Записки охотника».

 

План мероприятия:

 

1. Литература и музыка, слово и музыка - две стихии искусства.

2. 2018 год – год 200-летнего юбилея великого русского писателя-земляка И. С. Тургенева.

3. Дыхание музыки в творчестве И. С. Тургенева-писателя.

4. Детские и юношеские увлечениями музыкой Ивана Тургенева.

5. Иван Тургенев и Полина Виардо.

6. Музыкальные увлечения и пристрастия И. С. Тургенева.

7. Музыкальность произведений И. С. Тургенева.

8. Обращение русских композиторов к произведениям И. С. Тургенева.

9. История одного романса (И. С. Тургенев, Э. Абаза «Утро туманное…»).

 

 

Для меня – музыкальные наслаждения

выше всех других.
И.С. Тургенев.

 

Литература и музыка, слово и музыка - два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновение и примирение порой рождают шедевры - песни, романсы, оперы. Текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров.

 

Звучит музыкальное произведение в исполнении

обучающегося музыкальной школы

2018 год – Год 200-летнего юбилея И. С. Тургенева. Русский писатель

Ф. М. Достоевский о Тургеневе сказал: «Поэт, талант, аристократ, красавец, богач; умён, образован, … - я не знаю, в чём природа отказал ему?».

Иван Сергеевич Тургенев один из самых читаемых русских писателей, невероятно популярных и в наши дни. Тургенев – золотой эталон русской литературы.

В творчестве Ивана Сергеевича Тургенева, понятия «ТУРГЕНЕВ» и «МУЗЫКА» неразделимы.

В жизни и творчестве И. С. Тургенева после литературы главенствует музыка. «Музыку я люблю, люблю ее весьма давно, смею думать – знаю », - говорил Иван Сергеевич. Для писателя музыка стала потребностью, душевной отрадой, целителем во всех горестях, неиссякаемым источником поэтического вдохновения. Он искренне страдал, когда был лишен хорошей музыки, которая помогала ему выявить суть сложных психологических явлений.

Дыханием музыки овеяно чуть ли не все творчество писателя – от его юношеской лирики до самых поздних элегических «Стихотворений в прозе».

С многих страниц его книг «звучат» то народная песня, то вдохновенно исполняемые героями произведения классиков.

Романы «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети», повесть «Ася».

Послушаем фрагмент фильма «Тургенев и музыка» монолог Ларвецкого (центрального персонажа романа «Дворянское гнездо») на фоне музыки Бетховена (Соната для фортепиано № 14 до-диез минор «Лунная»).

И. С. Тургенев был подлинным знатоком русского фольклора, оказавшего свое влияние еще на раннее творчество писателя. Он вдохновенно воспел песенный дар русского народа в своих бессмертных «Записках охотника». В рассказ «Певцы», в последнем отрывке, говорится об исполнении песни «Не одна во поле дороженька».

Эта русская народная песня принадлежит к протяжным песням, которые исполнялись в любое время, когда человеку нужно было излить в песне своё горе. В них рассказывалось о смерти в чужом краю, о тяжёлой женской доле, о разлуке с любимым, о трудной солдатской службе.

Когда читаешь рассказ «Певцы», особенно глубоко понимаешь, что он создан писателем, сердце которого было переполнено любовью к России, ко всему русскому, сердце которого сладко замирало при звуках народной песни.

В народных песнях для Тургенева заключалось одно из самых незабываемых впечатлений детства. В музыку русской деревни писатель пытливо вслушивался на протяжении всей жизни, и отзвуки этих музыкальных впечатлений мы находим в «Записках охотника» и других рассказах «Касьян с Красивой Мечи», «Хорь и Калиныч»; в рассказах «Живые мощи» и «Конец», где упоминается одна из песен о вожде крестьянского восстания - Степане Разине. Всю свою жизнь великий писатель ратовал за национальную самобытность и самостоятельность русского искусства, горячо пропагандировал его за рубежом.

Мы читаем произведения Тургенева и видим, что многие персонажи показаны в связи с музыкой: они или музицируют, или слушают музыку, или высказывают свое мнение о ней.

И сегодня хотелось показать Тургенева во взаимодействии музыки и литературы.

До девяти лет Тургенев жил в селе Спасское-Лутовиново. Состоятельные родители мальчика, как и многие русские помещики, устраивали у себя балы, маскарады, театральные представления. Для их обслуживания из крепостных крестьян были составлены хор, оркестр, имелся даже детский балет. Хозяева отвели для них музыкальный флигель из восьми комнат, называвшийся «музыкантским».

Варвара Петровна, мать Тургенева, часто призывала музыкантов к себе. Она любила слушать их игру, любила слушать пение крестьянских девушек. Это пение очень нравилось будущему писателю и производило на него большое впечатление. Как ни странно, вопреки распространенной в дворянских семьях традиции, Варвара Петровна не обучала музыке ни Ивана, ни его старшего брата. Иван Сергеевич впоследствии горько упрекал ее за это.

Маленький Тургенев со своим приятелем, тёзкой, дворовым мальчиком Ваней Кубышкиным, часто убегал в село Спасское, чтобы полюбоваться деревенским праздником и послушать пение крестьянских девушек, увидеть их весёлые хороводы.

Лёжа в густых зарослях орешника между господским садом и деревней, мальчики часами наблюдали за событиями на деревенской улице, прислушивались к словам полюбившихся песен, запоминая их мелодии. Музыкальный слух у Ванечки Тургенева был изумительным.

Студентом Петербургского университета Иван Сергеевич часто посещает музыкальные вечера и концерты, оперные и драматические спектакли. Тургенев с детских лет, будучи неизменным поклонником и ценителем музыки, часто испытывал настоящий музыкальный голод.

Тогда он подходил к фортепиано и одним - двумя пальцами проигрывал любимую мелодию и подпевал высоким тонким голосом, не соответствующим ни его росту, ни широкой богатырской натуре. Обладая безукоризненным музыкальным слухом, он улавливал самую ничтожную ошибку, любой фальшивый звук.

Звучит музыкальное произведение в исполнении

обучающегося музыкальной школы

 

Осенью 1843 года на гастролях итальянской оперы в Петербурге Тургенев познакомился с выдающейся певицей, вокальным педагогом и композитором Полиной Виардо. Иван Сергеевич впервые услышал её пение в опере «Севильский цирюльник» Виардо исполняла партию Розины, и был буквально околдован её необыкновенным голосом и артистизмом.

С этой минуты вся жизнь Тургенева, его талант, богатство были положены к ногам этой женщины.

Увлечение необычайным талантом певицы вскоре переросло в глубокую дружбу, во многом определившую всю будущую жизнь Тургенева. В 25 лет он встретил ее и полюбил. Спустя несколько лет после этой встречи, он признается Полине Виардо:

Чтец

«...Мне радостно сказать Вам,...что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своём пути - было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрёт только вместе со мной».

Писатель уезжает вслед за Полиной из России во Францию. Музыкальные и литературные «утренники» в парижском доме Виардо были популярны не одно десятилетие, и одним из активнейших участников литературных чтений и благодарнейшим слушателем был Иван Сергеевич Тургенев.

В 1865 году в Баден - Бадене, в доме Виардо, на музыкальных утренниках играли выдающиеся пианисты, среди которых были Брамс, Рубинштейн. Тургенев был автором либретто к опереттам, которые сочиняла Полина Виардо.

1875 год, Париж. В доме на улице Друэ по-прежнему царила артистическая атмосфера. По четвергам здесь устраивались концерты с благотворительной целью, музыкальные «утра», литературные чтения. В них участвовали русские и французские писатели, музыканты, художники. Тургенев читал свои произведения.

Полина Виардо исполняла русские романсы. Вспоминали, что, когда она пела романс П. И. Чайковского «И больно, и сладко», Тургенев «совершенно воодушевлялся». Художник В. Д. Поленов рассказывал, как «Иван Сергеевич стоял в углу и прямо рыдал».

В один из теплых весенних дней Тургенев послал Полине Виардо письмо с листом нотной бумаги. В письме шутливым тоном сообщалось:

Чтец

«... Вы уже всё угадали при виде этого лоскута нотной бумаги. Да, сударыня, это я сочинил то, что Вы видите, - музыку и слова, даю Вам слово. Сколько мне это стоило труда!.. Мотив я нашел довольно скоро. Вы понимаете: вдохновение! Но затем подобрать его на фортепиано, а затем записать... Я разорвал четыре или пять черновиков... Черт возьми! Неужели так трудно сочинять музыку?».

 

Звучит музыкальное произведение в исполнении

обучающегося музыкальной школы

 

В жизни И. С. Тургенева были периоды «музыкальных» увлечений, когда творчество какого-нибудь одного композитора заслоняло все остальное, но своим кумирам - великим музыкантам В. Моцарту и Л. Бетховену он хранил верность и преданность в течение всей своей жизни.

 

Юношу Тургенева потрясла знаменитая «Аппассионата» Людвига ванн Бетховена, его впечатления от услышанной музыки мы можем прочитать в повести «Несчастная». Героиня произведения Сусанна исполняет «Аппассионату» Бетховена. Вчитываясь в эти строки, понимаешь, как велика была власть музыки над поэтически чуткой и впечатлительной душой писателя.

Чтец

«Я с детства любил музыку, но в то время я еще плохо понимал ее, мало был знаком с произведениями великих мастеров. Игра Сусанны меня поразила несказанно: я не ожидал такой силы, такого огня, такого смелого размаха. С самых первых тактов стремительно страстного Аллегро, начала сонаты, я почувствовал то оцепенение, тот холод и сладкий ужас восторга, который мгновенно охватывает душу, когда в нее неожиданным налетом врывается красота. Я не пошевельнулся до самого конца, я все хотел и не смел вздохнуть ».

Для писателя Тургенева звуки сильнее слова (например, описание в романе «Вешние воды»).

Тургенев всю жизнь оставался верен двум величайшим композиторам - Моцарту и Бетховену.

Бетховен – любимый композитор Лизы Калитиной в романе «Дворянское гнездо».

Если в произведениях герой любит музыку, то этот персонаж близок автору, вызывает симпатию. А нелюбовь к музыке – отрицательное отношение к герою.

Общение с музыкой Бетховена составляло одну из важнейших духовных потребностей Тургенева на протяжении всей жизни.

Чтец

«Каждый день казался подарком... Мы играли отрывки из комедий и трагедий... переиграли все симфонии и сонаты Бетховена (всем сонатам даны были сообща имена)...», - писал Тургенев о своём пребывании в кругу близких друзей.

Музыка Вольфганга Амадея Моцарта покоряла писателя своим мелодическим богатством, благородством, возвышенной чистой и естественностью выражения чувств:

Чтец

«Мелодия Моцарта льётся для меня совершенно естественно, так, как льётся какой-нибудь прекрасный ручей или источник... Моцарт подобен Рафаэлю - красота его мелодий очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства».

Писатель особенно остро ощущал трагедийное начало моцартовской лирики. Эти чувства нашли своё отражение в романе «Отцы и дети», в одном из эпизодов которого звучит знаменитая Соната-фантазия до-минор Моцарта.

Тургенев в жизни своей тоже страдал от неустроенности, душевного одиночества. Он встретил свою любовь. Но эта любовь мучила и жгла его всю жизнь.

Звучит музыкальное произведение в исполнении

обучающегося музыкальной школы

 

Глубокая музыкальность Тургенева, обилие «музыкальных страниц» в его произведениях не могли не привлечь внимание композиторов. Композиторы обращались к стихотворениям и прозе Тургенева: симфоническая картина «Нимфы» Василия Калиникова, на сюжет одноименного стихотворения в прозе, опера М. Ипполитова-Иванова «Ася», «Дворянское гнездо» В. Ребикова, опера Гольденвейзера «Вешние воды», опера А. Кастольского «Клара Милич», романсы Рубинштейна, Виардо, Абазы; романсы «Баллада», «Весенний вечер», «Осень» А. Рубинштейна; «Как хороши, как свежи были розы» (мелодекламация), «Лазурное царство» А. Аренского.

Чтец

стихотворение в прозе «Как хорошо, как свежи были розы»

Первая симфония орловской композитора Василия Калинникова, ещё называлась «Русской». Вдохновляла Тургенева упоением жизнью, природой, красотой. Первая симфония - ключ к русской симфонической музыке, врата, через которые можно войти в учительный музыкальный мир. Музыка симфонии ведёт душу через русские луга, поля и леса, через просторы невыразимой красоты, к Церкви, к молитве, к Богу. В этой симфонии звучит глубокая любовь к святой русской земле. Образ данной нам Богом Родины – главное содержание музыки Калинникова.

В 1889 году Василий Калинников написал первое оркестровое сочинение - симфоническую картину «Нимфы» по сюжету одноимённого стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева.

 

Музыкальный фрагмент: Василий Калинников - симфоническая картина «Нимфы» (из учебного фильма «Тургенев и музыка»)

 

Первые попытки вывести героев Тургенева на оперную сцену были предприняты ещё при жизни писателя. Антон Рубинштейн начал работу над оперой по роману «Рудин», Чайковский надеялся написать оперу по роману «Накануне», но эти планы не осуществились из-за отсутствия достойного либреттиста.

Создать оперное или балетное либретто на сюжет Тургенева, не обесценив при этом его великой прозы, не удалось практически никому. Может быть, именно поэтому быстро сошли со сцены оперы «Ася» Ипполитова-Иванова, «Вешние воды» Гольденвейзера, «Клара Милич» Кастальского, «Песнь торжествующей любви» Симона, балет Шварца «Накануне» и музыкально-психологическая драма Ребикова на сюжет «Дворянского гнезда».

Значительно большим успехом пользовались романсы на стихи Тургенева. «Баллада» Рубинштейна, романс Аренского «Утро туманное», стихотворение «В дороге» вдохновило на создание романсов композиторов А. Гедике, Г. Катуара, Абазы.

Одним из последних обращений к прозе Тургенева обращений к прозе Тургенева стал балет Р. Щедрина «Вешние воды».

В репертуаре орловских театров всегда присутствуют спектакли по произведениям Ивана Сергеевича Тургенева.

Орловский театр и великий писатель почти ровесники. Когда Тургенев родился, в крепостном театре графа С. Каменского шел четвертый сезон. Уже более полувека сценический коллектив носит имя прославленного земляка.

Свои первые комедии молодой Тургенев отдавал М. С. Щепкину для бенефисов. И «Провинциалка» была представлены в первый раз 18 января 1851 г. в бенефис Щепкина, который выступил в роли Ступендьева. 32-летний писатель был на премьере, впервые испытал тогда авторские тревоги и пережил огромный успех.

Недавно, на сцене Орловского государственного академического театра им. И. С. Тургенева состоялся показ комедия в одном действии «Провинциалка» (по одноимённой пьесе И. Тургенева). Постановка заслуженного деятеля искусств России Б. Н. Голубицкого. А музыку к спектаклю написал наш современник – орловский композитор и педагог Евгений Петрович Дербенко.

 

Музыкальный фрагмент Е. Дербенко к спектаклю «Провинциалка»

(из учебного фильма «Тургенев и музыка»)

 

В орловской детской музыкальной школе им. В. Калинникова преподаёт хор, вокал, композицию, фортепиано замечательный педагог и музыкант, член союза композиторов РФ Ирина Кирилловна Хрисаниди. Она автор многочисленных песен для детей, хоровых и инструментальных произведений, детских опер.

У Ирины Кирилловны есть сборник фортепианных и вокальных произведений, связанный с темой «Орёл и Тургенев». Тургеневская тема в творчестве Ирины Хрисаниди – особая. Вспоминает, что повесть «Муму» была первым текстом, над которым она плакала.

Ее первый сборник, выпущенный в Орле в 2000 году, назывался «Дворянское гнездо», с одноименной пьесой из которого она с большим успехом выступала на сценах Орла и других городов России. Не один раз принимала участие в литературно­-музыкальных вечерах музея Тургенева.

Пьеса И. Хрисаниди «Дворянское гнездо»

(из учебного фильма «Тургенев и музыка»)

Её сборник «Дворянское гнездо» завершает красивый романс «Когда будете в Спасском…».

Многие тургеневские образы и по сей день таят в себе неисчерпаемые возможности для воплощения в музыке.

Звучит музыкальное произведение в исполнении

обучающегося музыкальной школы

 

История одного романса. В начале 20-го века популярностью пользовалась певица Варвара Панина. Особенно любили в её исполнении один цыганский романс, в котором её голос особенно завораживал слушателя: «Утро туманное, утро седое…».

Звучит романс «Утро туманное»

(фрагмент из учебного фильма «Тургенев и музыка»)

 

Романс – это лирическая песня с сопровождением. Романс в переводе означает «песня любви». Это своеобразная исповедь души, в нём отражаются чувства и настроения композитора и поэта: любовь, ревность, томление, душевный порыв.

Все слышали этот романс «Утро туманное», но мало кто знает, что слова написаны И. С. Тургеневым. Называлось его стихотворение «В дороге» (тема дороги звучит и в другом его произведении. Стихотворение так и называется «Дорога»).

Считается, что «Утро туманное» посвящено Тани Бакуниной. Этот печальный роман заложил основы знаменитых тургеневских героинь.

 

 

Ему было 23—24 года. Роман был недолгим. Тургенев относился к Татьяне как к другу, а ей хотелось большего.

Отношения завершились, и память об этих отношениях - стихотворение в «Дороге» (из цикла стихотворений «Вариации»). О разлуке с ней плакало сердце писателя. Как отмечают исследователи, Тургенев расстался с Бакуниной «вполне величаво». В прощальном письме, адресованном Татьяне Александровне, он называл её своей Музой. Она называла его Богом, благодетелем человечества, а он ей писал, что «я никогда ни одной женщины не любил больше вас, — хотя не люблю и вас полной и прочной любовью». И просил «благословения на дорогу» и предлагал забыть «всё тяжёлое, все половинчатое».

После расставания с Тургеневым Татьяна Александровна так и не вышла замуж.

Образ Татьяны Бакуниной проходит через многие произведения писателя («Андрей Колосов», «Переписка», «Татьяна Борисовна и её племянник» и почти все написанные Тургеневым стихи).

Романс Тургенева – песнь любви к милой сердцу Родине нашей, дорогой великому русскому писателю и нам, его потомкам.

Тема родины звучит и в музыкальном произведении современника Тургенева, польского композитора Михаила Клеофаса Огиньского. Этот полонез называется «Прощание с родиной». Автор был вынужден покинуть Польшу, и это произведение было первым, написанным им на чужбине. В нём мы слышим и нежные чувства любви и тревоги за судьбу своей страны.

Романсы на стихотворение «В дороге» создали Г. Л. Катуар (1888), Я. Ф. Пригожий (1890-е гг.), А. Ф. Гедике (1903). Но наибольшее распространение получил романс с музыкой, сочинённой Абаза.

Однако, не сомневаясь в фамилии композитора, до сих пор не закончены споры о том, кем же именно написан романс. В нотных изданиях по-разному пишут инициалы композитора - то А.Абаза, то Ю.Абаза, то В.Абаза.

Композитором могли быть:

Аркадий Максимович Абаза (1843 - 1915), Виктор Абаза (1861 - 1918), Владимир Абаза, Арнольд Абаза, певицы Юлия и Варвара Абаза.

 

Трое братьев Абаза были офицерами лейб-гвардии гусарского полка, расквартированного в Царском Селе. Все трое прекрасно владели гитарой, были поклонниками модного тогда увлечения цыганским пением. Некоторые из цыганских романсов подписаны: «Музыка братьев Абаза».

И. С. Тургенев был частым гостем в доме Абазы. Здесь устраивались концерты, в которых принимали участие видные музыканты Рубинштейн, Венявский, К.Давыдов.

- Как красиво, как хорошо, — сказал Эраст Абаза. — Утро туманное, утро седое... Замечательно написал Тургенев…

И он стал тихо напевать знакомые строки. Аккорды сменяли друг друга. Рождалась мелодия. Сначала вполголоса, затем всё громче вторил певцу хор цыган. Так на рассвете морозного утра родилась мелодия романса «Утро туманное».

Эраст Агеевич Абаза – один из упомянутых братьев, гусар и одарённый музыкант-любитель. В Крымскую войну майор Эраст Абаза командовал батальоном в осаждённом Севастополе. Там и погиб 10 мая 1855 года в сражении.

Все в полку знали, что он написал на стихи Тургенева элегию «Утро туманное», помнили его красивый баритон.

Авторство Э. Абазы музыки романса подтверждено журналом «Кругозор» 1971 года и выгравированной нотной строкой «Утра туманного» на могиле Эраста Агеевича.

Всю жизнь Ивана Сергеевича Тургенева на каждом этапе его жизни музыка была рядом. Всю жизнь писатель по-рыцарски служил музыке и прославлял ее могущество. Об этом - книга А. Крюковой «Тургенев и музыка: музыкальные страницы жизни и творчества писателя».

Звучит музыкальное произведение в исполнении

обучающегося музыкальной школы

Литература

 

Тургенев, И. С. Стихотворения в прозе. 1878-1882 гг. / И. С. Тургенев. – Орёл: Изд-во Александра Воробьёва, 2005.

 

***

Крюкова, А. Н. Тургенев и музыка. Музыкальные страницы жизни и творчества писателя. – Ленинград: Музгиз. Ленинградское отд-е, 1963. – 136 с.: ил.; портр.

 

Платек, Я. М. Под сенью дружных муз: музыкально-литературные этюды / Я. М. Платек, Н. Я. Эйдельман. – Москва: Сов. композитор, 1987. - 230c.

 

***

Тургенев и музыка: учебный фильм [Электронный ресурс]/ В. Каменева, В. Ткачёва, А. Дербенко; Орловская областная научная универсальная публичная библиотека им. И. А. Бунина: Орел, 2018. - Режим доступа: https://vk.com/bunin_lib; https://www.youtube.com. - Дата обращения: 22.04.2018.

 

Пугина, М. Музыка в жизни и творчестве И. С. Тургенева [Электронный ресурс] / М. Пугина: [сайт] Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/literature. - Дата обращения: 22.04.2018.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: