План:
1. Основные причины.
2. Устранение неплотностей.
3. Устранение повреждений.
Вопрос 1. Основные причины
Существует несколько типов основных причин, по которым мебель может быть повреждена:
- естественный износ и старение материалов (потертости на обивке из-за длительного и частого использования);
- некачественные, дешевые материалы или непрофессиональное изготовление изделий;
- неправильная эксплуатация, перегрузки, либо неудавшийся предыдущий ремонт.
Со временем любое декоративное или защитное покрытие теряет свой изначальный вид, поверхность изделия покрывается трещинами, царапинами, выбоинами от ударов и потёртостями, крепления расшатываются, декоративные элементы изнашиваются.
Обычно древесина, покрытая при изготовлении прозрачным составом, темнеет со временем. На дверцах и выдвижных ящиках неизбежно появляются потертые места, древесина частично разрушается, стирается. Клей также со временем теряет свои свойства, что сказывается на инкрустациях, соединениях и маркетри.
Такие повреждения не всегда требуют серьезного ремонта. В случае, если такая мебель выставляется в музее как экспонат, ее не обязательно подвергать реставрации. В такой ситуации время, наоборот, играет положительную роль - благородные потертости придают изделию антикварную ценность. Возможно, понадобится лишь немного откорректировать расшатанные крепления, почистить обивку и украшения основы.
Некачественные материалы, из которых сделан предмет мебели, а также непрофессиональный подход к ее изготовлению, несомненно, ускорят его старение: растрескаются защитные покрытия, ослабнут или сломаются шиповые соединения, отпадут мозаичные элементы.
|
Быстрее разрушаются изделия, изготовленные из некачественной древесины с пороками (сучковатость, косослой и др.) – неоднородный состав такого материала, определенно, сыграет свою роль и вызовет преждевременные повреждения массива мебели, чего бы не случилось в случае более тщательного подбора древесины для изготовления мебели.
Если щиты облицованы только с одной стороны, и склеены без подстройки под направление древесных волокон, изделие также скоро подвергнется короблению.
Невнимательная и неправильная установка шиповых соединений, некачественное выполнение инкрустации также пагубно влияют на срок эксплуатации мебели и на сохранность декоративных элементов.
Наиболее серьезные повреждения вызывают неправильные условия эксплуатации, например, резкий перепад температуры от тепла к морозу, слишком влажный или, наоборот, сухой воздух. Небольшие перепады температур от 12 до 18°С совместно с изменением влажности воздуха от 50 до 65% не способны вызвать внутренние изменения в структуре материалов, к примеру, разбухание древесины или её ссыхание. Но если изменения происходят резко (взять хотя бы начало отопительного сезона зимой, вызывающего падение влажности воздуха до 30%), усушка древесины и ее повышенная хрупкость неизбежны. Итог такого перепада – появление трещин на массиве мебели, на отдельных деталях, коробление и разрушение соединений и покрытий.
Высокая влажность в помещении – одна из главных причин повреждения мебели. Влажность выше 70% в сочетании с теплом провоцирует рост плесени грибка, которая способна разрушить любую древесину и клеевые соединения, испортить внешний вид мебели.
|
Не рекомендуется хранить антикварные предметы мебели в сарае или на чердаке, где они подвергаются атакам вредных насекомых (жуков-точильщиков), особенно это касается задних и нижних элементов изделия, находящихся к тому же в затемнении.
Никакое, даже самое прочное, защитное покрытие не выдержит небрежного обращения и отсутствия какого бы то ни было ухода – на поверхности обязательно появятся трещины, следы ударов и потертости. Конструкция мебели также сильно изнашивается от чрезмерных нагрузок.
Непрофессиональная реставрация и ремонт также могут нанести огромный вред антикварной мебели, и это довольно распространенное явление – в мастерские часто поступает мебель, испорченная предыдущим ремонтом. Нередко каркасную основу изделия подкрепляли обычными гвоздями, что недопустимо из-за нарушения целостности изделий. Бывает и так, что перегруженная гвоздями верхняя часть царгового пояса уже не в состоянии выполнять свои функции.
К неумелому ремонту можно также отнести замену оригинального потертого материала другим, совершенно не подходящим подлинному изделию. Такие действия портят внешний вид антикварной мебели, и могут повлечь за собой новые повреждения.
Каждое обновление отделочного покрытия означает его циклевание – от неумелой работы толщина облицовочного шпона уменьшается иногда до такой степени, что становится невозможным его восстановление и обновление. Иногда при реставрации за неимением старинных материалов применялись современные средства (лаки масляные или идитольные, нитроэмали), что только усугубляло ситуацию, и снижало ценность предметов, как исторических памятников.
|
Таким образом, неправильная эксплуатация и хранение старинной мебели, непрофессиональная реставрация и обновление могут принести огромный вред антиквариату и повлечь за собой необходимость серьезного ремонта и восстановительных работ, которых можно было бы избежать при соблюдении всех вышеописанных правил.
Вопрос 2. Устранение неплотностей
2.1. Укрепление соединений «гнездо-шип», «ласточкин хвост»
Следует отметить, что в течение последних двух столетий мебель собиралась с помощью различных шиповых соединений. Чаще всего использовали соединение «гнездо-шип» или аналогичные скрытые соединения, в которых применялись деревянные нагели (стержни). Такие соединения удерживают основу каркаса многих столов, кресел, стульев, диванов и других мебельных изделий. Это положение остается неизменным в практике реставрации конструктивных элементов, изготовленных из массива дерева и в настоящее время.
Соединение «гнездо-шип» представляет собой прямоугольный вариант конструктивной сборки мебели и имеет два основных способа соединения. Первое, когда гнездо с уступом и шип - один конец деревянного элемента отрезается и подгоняется таким образом, чтобы входить в гнездо, вырезанное в другом элементе. При другом способе шип находится на одном уровне с одной стороны плоскостной обвязки мебельной детали, например, выдвижного ящика стола.
Рис. 1. Соединение «ласточкин хвост»
Рис. 2. Укрепление соединения «ласточкин хвост» вставками
Рис. 3. Укрепление соединения «гнездо-шип» вставками
Соединение «ласточкин хвост» (рис. 1) представляет усложненный вариант соединения «гнездо-шип». Шипы должны плотно входить в гнезда, имеющие форму хвоста ласточки, которые усиливают прочность соединения; разъединяются они только в одном направлении.
«Ласточкин хвост», так же, как и «гнездо-шип», применяются для соединения двух деревянных плоских элементов, сходящихся под прямым углом, например, в выдвижных ящиках столов, шкафов и других изделиях.
При стержневом (начальном) соединении один конструктивный элемент (деталь) мебели, с вклеенным в гнездо нагелем, вставляют в гнездо на втором элементе с предварительно нанесенном столярным клеем.
Укрепление шиповых соединений «ласточкин хвост» и «гнездо-шип» показаны на рис. 2 и 3 соответственно.
В деревянных стульях, креслах, диванах много соединений, больше чем в других видах мебели. Рассмотренные выше соединения должны выдерживать значительные нагрузки, хотя рано или поздно в любой мебели они ослабляются или полностью разрушаются. Одно ослабленное соединение приводит к увеличению нагрузки на исправные соединения, поэтому ослабленное необходимо укрепить - и чем раньше, тем лучше.
В тех случаях, когда разборка мебели нежелательна, а шиповые соединения ее сильно ослаблены, клеевые соединения укрепляют путем впрыскивания с помощью медицинского шприца жидкого свежего столярного клея и выдерживают до полного высыхания клея. Место склейки фиксируется струбцинами.
Если необходимо обеспечить повышенную прочность соединений, то конструкцию каркаса мебели укрепляют дополнительными деталями: вырезанными пластинками из обычной многослойной березовой фанеры, приклеенными горячим столярным клеем внутри каркаса и закрепленными шурупами; деревянными бобышками, также приклеенными во внутренних углах царгового пояса стульев, кресел, столов; деревянными нагелями, которые вбивают с натягом и на клее в отверстия, просверленные в местах шиповых соединений.
При реставрационных работах, когда шиповые соединения разобраны, шипы очищают от старого клея. Для удаления клея с поверхности шипа используют нож, циклю, крупнозернистую наждачную бумагу. Держать нож надо почти перпендикулярно к древесине шипа, прилагая усилие на лезвие так, чтобы снять высохший клей, не вдавливая нож в дерево. Гнездо очищается от старого клея с помощью стамески путем соскабливания, при этом оно немного расширяется, чтобы образовалось место для расширенного шипа за счет дополнительной прокладки из тонкой пластинки шпона. Это обеспечит повышенную прочность соединении при новой склейке. Кроме того, если в соединении «гнездо-шип» имеется щель, то для плотной стыковки иногда добавляют клин, а в некоторых случаях, для большего закрепления, в край соединения вбивают скошенную шпонку.
Если шип имеет трещину, то ее пропиливают шиповой пилой и в пропил вставляют малоскошенный клин.
В случае разрушения шипа его заменяют новым. Для этого на месте старого шипа стамеской делают гнездо глубиной 2-3 см, в которое вклеивают новый шип.
После устранения всех дефектов на деталях и проверки подгонки шипов и гнезд шиповые соединения вновь склеивают столярным клеем. Для этого клей наносится на шипы, шпонки и прокладки, а также в гнезда. После сборки, поместив шип в гнездо, затягивают зажимным устройством шиповые соединения и выдерживают их до полного высыхания клея.
2.2. Укрепление соединений в «шпунт и гребень». Соединение в «шпунт и гребень» (рис. 4) используют в том случае, когда соединяемые места конструктивных элементов имеют прямоугольную форму, например, две складываемые доски.
Рис. 4. Соединение в «шпунт и гребень»
Это соединение ослабляется в результате одновременной усушки шпунта мебельного элемента и гребня по толщине. Восстанавливают толщину гребня с обеих сторон прокладками из тонкого шпона. Если гребень имеет трещины или обломан, то его сострагивают рубанком. На его месте делают углубление, то есть шпунт такой же ширины и глубины, как у присоединяемой доски. Доски сплачивают на шип. Вставной шип вклеивают в паз, причем направление его волокон должно быть перпендикулярно направлению волокон соединяемых частей. Вставной шип может изготавливаться из простой березовой фанеры толщиной не менее 5 мм, если соединяемые ребра шпунта имеют достаточную толщину.
2.3. Укрепление соединений на нагеля. Для соединения отдельных элементов широко используются нагели круглого сечения (рис. 5). Так, например, для соединения двух сломанных частей ножки стула или кресла используют нагель. Гнезда под нагель сверлятся сверлом нужного диаметра. Нагель не обязательно делается из того же материала, что и мебель. Лучшие нагели изготавливаются из бука, менее ломкого, чем дуб. Нагель должен глубоко (до 5-6 см) приникать в соединяемые части.
Рис. 5. Соединение на нагеля
2.4. Укрепление соединений на «гладкую фугу».Соединение досок на гладкую фугу (рис. 6), ослабленное в результате коробления щитов и усушки, укрепляют поперечными шпонками трапециевидного или прямоугольного поперечного сечения.
Рис. 6. Соединение на «гладкую фугу»
Рис. 7. Укрепления соединений шипом «ласточкин хвост»
Их вставляют в пазы, сделанные на внутренней (нелицевой) стороне детали. Размеры паза шпонки для тонких досок должны быть не менее половины их толщины. Склеивают доски по кромкам и вклеивают шпонки одновременно. Для этого после нанесения клея сплачиваемые доски кладут лицевой стороной на плотный и ровный подкладной щит, вставляют шпонки и помещают под пресс. Одновременно с помощью струбцины сжимают доски с краев. При этом устраняется незначительное коробление общей поверхности.
Укрепление соединений на гладкую фугу можно проводить вставками в форме шипа «ласточкин хвост» (рис. 7) - это традиционный метод.
«Ласточкин хвост», который иногда реставраторы называют «бабочками», представляет собой вставку в форме сдвоенных шипов. После того как части досок соединены, в дереве вырезают пазы приблизительно на треть его толщины по форме вставки, в которые они должны плотно входить. Вставки делаются из той же породы дерева, что иэкспонат, или же из прочного дерева (дуб, бук); волокна их должны быть перпендикулярны направлению волокон соединяемых кромок. «Ласточкин хвост» должен быть достаточно широк вперемычке (в центре). Благодаря своей форме такая вставка обеспечивает прочное соединение, но некоторые реставраторы считают ее недостаточной.
Укрепление соединений на «ус».Реставраторы довольно часто встречаются с соединениями мебельных элементов на «ус» (рис. 8), которые состоят в наложении одного элемента на другой понаклонному срезу. Соединяемые части должны по возможности иметь максимальную поверхность соприкосновения, тогда и надежность склейки будет наибольшей. Склеенное место укрепляют нагелями или вставными шипами.
Рис. 8. Укрепления соединений на «ус» Рис. 9. Укрепление соединений «сухарями»
Укрепление соединений «сухарями».Этот способ укрепления элементов мебельной конструкции и их соединений применяют в том случае, когда мебель не подлежит демонтажу. Осуществлять укрепление можно соединительными накладками любой формы (рис. 9).
Вопрос 3. Устранение повреждений
Чтобы заделать трещину изнутри и помешать ей распространяться, можно с помощью накладки закрепить соединенное место по вертикали и горизонтали. Накладки делают из древесины той же породы, что и сам экспонат. При их наклейке на трещину нужно, чтобы волокна накладок были перпендикулярными поотношению к волокнам соединяемых частей. Часто склеиваемые трещины не являются прямыми, тогда предпочтительно сделать не одну накладку, а несколько меньших размеров рядом друг с другом. После покрытия хорошим столярным клеем, если возможно, их поджимают шурупами. Достоинством этого укрепления соединений является то, что накладки по необходимости могут сниматься.
Одной из разновидностей накладок являются «сухари», которыми укрепляют соединения царги с ножкой. Некоторые реставраторы возражают против использования «сухарей», считая их нерациональными. Они предпочитают демонтировать мебель, переделать царгу с новым внутренним соединением. При этом нарушается принцип максимального сохранения оригинала. Кроме того, иногда вредно снимать обивку и затем демонтировать экспонат. «Сухари» компенсируют «усталость» древесины царги, вызванную многочисленными поновляющими обивками. «Сухари» особенно полезны тогда, когда бруски царги сидения искривлены и имеют продольные трещины.
«Сухари» изготавливают из мягких, хорошо клеящихся пород дерева (липа, тополь). Их высота должна равняться высоте царги. Изнутри им придается вогнутая линия, потому что эта форма облегчает обивку и конечное закрепление в углах соединения царги и ножки. «Сухари» устанавливают после закрепления ножки. Если они хорошо подогнаны иприклеены, то нет особой необходимости привинчивать их шурупами. Но некоторые реставраторы тем не менее во время склейки поджимают «сухари» струбцинами, а после склейки ввинчивают шурупы. Недопустимо применять гвозди.