Цель: Формирование способов восприятия картины /сюжетная картина “Все за работой”- «Семья»: Русская речь в картинках. А.В. Прудников/.




Задачи:

1. Обучать целостному восприятию картины, выделению и узнаванию основных объектов.

2. Упражнять в восприятии изображений человека, обращая внимание на его позу, жесты, мимику.

3. Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе воспринятого.

 

Раздел прогр. Вид деятельности Инструкция Оборудование
                Целостное восприятие картины, выделение и узнавание всех объектов.     Формирование нестереоскопических способов восприятия глубины пространства.   Восприятие картины с подключением обоняния, слуха.   Ориентировка с помощью слуха, обоняния.   Соотнесение цветного предметного изображения с силуэтом.   Моделирование картины силуэтами. Посмотрите на картину. Назовите все, что вы видите. Назовите членов семьи.   С помощью линейки определите: кто к нам ближе всех, кто подальше, кто дальше всех? Кто находится между … и …? (По необходимости – фиксировать местоположение пальцами руки.) Представьте, что вы оказались в гостях на кухне этой семьи: а) что вы услышите (около мамы, около стола и т.д.); б) чем пахнет (в разных местах)? а) Отгадай по звуку, в какой части картины ты оказался (педагог издает звуки с помощью ножа, скалки и т.д.)? б) Узнай по запаху, в какой части картины ты оказался? Выбери силуэты героев картины – обращай внимание на действие героя картины, его позу.   Выложите картину из силуэтов. -Сюжетная картина.   -Линейки.     -Фонограмма «Звуки дома», коллекция запахов, кухонная утварь.   -Силуэты героев картины и другие.     -Фланелеграфы.

Тема: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.

Тип занятия: Развитие зрительного восприятия

 

Цель: Обучение использованию эталонов при анализе свойств и качеств предметов.

Задачи:

1. Учить узнавать птиц по постоянным информативным признакам (окраска, величина птицы и ее частей).

2. Развивать умение определять форму частей птицы, замечать несоответствия в изображении птиц.

3. Развивать внимание, формировать навыки самоконтроля.

 

Раздел прогр. Вид деятельности Инструкция Оборудование
                6 Составление целого изображения из геометрических форм   Локализация деталей заданной величины (длина), цвета из предметных изображений.   Соотнесение объектов по величине.   Обкалывание изображения по контуру.   Нахождение несоответствий.   Соотнесение предмета и его части. Что это (яйцо)? Чем (кем) оно может стать потом? Соберите из деталей яйца птицу по образцу (на образец). Подберите к изображению, которое получилось, цветную картинку. Как называется эта птица? Отметь на карточке всех зимующих птиц, у которых длинные хвосты (короткие хвосты, у которых в окраске есть красный цвет, желтый, серый и т.п.). Назови этих птиц, расскажи, где они расположены. У вас на фланелеграфах деревья разной величины. Посадите птиц на деревья: большую - на самое высокое, маленькую – на низкое. Обколите птицу по контуру: сначала туловище, потом голову, хвост, крылья. Переверните листочек, проведите пальцем по туловищу (голове, хвосту, крыльям) и скажите, какой оно формы (или подбери соответствующую фигуру)? Что перепутал художник (ориентир: цвет, форма частей, величина)? Подбери птице свой хвост. Какая птица у тебя получилась? -«Колумбово яйцо»: образцы птиц, наборы деталей; цветные иллюстрации зимующих птиц.     -Пособие «Птицы» (перфорированное): цветные изображения различных птиц; фишки.   -Фланелеграфы, деревья (5-7), птицы разной величины.   -Карточки-задания с изображением птицы из геометрических форм, подушечки, стеки для обкалывания, (набор геометрических фигур).     -Картинки-нелепицы «Птицы».   -Прозрачные карточки: птица без хвоста, разные хвосты.

Планы-конспекты коррекционных занятий с детьми 4-го года обучения

Тема: ОСЕНЬ; ДЕРЕВЬЯ.

 

Тип занятия: Развитие зрительного восприятия.

Цель: Формирование эталонов формы.

Задачи: 1. Учить выделять в предметах составные части и соотносить их с формой.

2. Упражнять в определении формы предметов, удаленных в пространстве.

3. Формировать навыки самоконтроля и внимание.

 

Раздел прогр. Вид деятельности Инструкция Оборудование
                    Уточнение временных представлений (времена года).     Соотнесение эталона формы и формы предметного изображения.     Узнавание объекта на ощупь.     Соотнесение эталона формы и предметного изображения.     Составление алгоритма (безопасное поведение в природе).   Установление логической последовательности (цвет). Составление предметного изображения сложной конфигурации. Отметьте фишкой то время года, которое наступило. Как оно называется? Какой сейчас месяц? Какое время года было перед осенью, будет после осени? Узнайте дерево по листочку. Какие листья похожи на круг, овал, треугольник? Какие можно составить из нескольких геометрических форм?     Игра “Чудесный мешочек”. Угадайте, на каком дереве эти семена поспели?   Рассмотрите березы (др. деревья), изображенные на иллюстрациях вблизи, вдали. Соедините часть дерева (крона, лист) линией с той фигурой, на которую она похожа. Какие картинки помогут вам выбраться из трудной ситуации? Как нужно вести себя во время прогулок?     Продолжи ряд.   Выложи из листьев и семян картинку. -Карточки-символы “Времена года”, фишки.   -Большой фланелеграф, листья деревьев, геометрические формы (для облегчения соотнесения). -Желуди, шишки, крылатки клена, ягоды рябины, семечки яблони. -Пособие “Соедини линией”: справа – геометрические фигуры, слева – части деревьев.   -Картинки: заблудился; укололся шипами кустарника; зацепился за сук и т.п. -Образец из листьев, наборы листьев по образу.   -Фланелеграфы, листья, семена и др. материал.

Тема: Я - МОЙ ГОРОД.

 

 

Тип занятия: Ориентировка в пространстве.

Цель: Формирование пространственных представлений.

Задачи: 1. Учить составлять схему пути.

2. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости.

3. Развивать зрительное внимание, память.

 

Раздел прогр. Вид деятельности Инструкция Оборудование
              7 Выделение информативных признаков на фото.   Соотнесение предметного изображения и его схемы (эскиза).   Оценка взаимоположения объектов на карте.   Составление схемы-пути (коллективно).   Чтение схемы-пути (индивидуально).   Ориентировка на листе (ряды, столбцы).   Рисование. Что это за здание? Как вы догадались?     Найдите на схеме-карте эти здания. Отметьте фишками.   Мы сейчас находимся в этом месте (отметить фишкой). Что расположено справа от нас, слева, дальше, ближе, между … и …, и т.п.? Незнайка хочет пройти от … до …. Поможем ему все вместе: зарисуем то, что он встретил на своем пути, где и куда поворачивал. Получился рисунок – схема пути Незнайки. Угадайте и расскажите, куда и как шел Незнайка.   Найдите здание по адресу (например: 2-й ряд, 3-й по счету или 3-й столбец, 2-й сверху) и назовите его.     Нарисуйте любимое здание города (эскиз).   -Фотографии зданий города.     -Схема-карта с эскизным изображением зданий, фишки.   -Большой лист бумаги, карандаши, фломастеры.     -Карточки на каждого ребенка: схема-путь (соответственно карте). -Пособие «Здания города» (цветные картинки или эскизы, расположенные рядами). -Бумага, простой карандаш, фотографии.

Тема: МЕБЕЛЬ.

Вид занятия: Социально-бытовая ориентировка.

Цель: Обогащение представлений о мебели.

Задачи: 1. Учить видеть зависимость характеристик предмета от изменения его частей.

2. Упражнять в составлении описательных загадок о воспринимаемом предмете.

3.Формировать мыслительные операции (анализ, сравнение).

Раздел прогр. Вид деятельности Инструкция Оборудование
                      7 Группировка. (Раскладывание карточек по заданию).   Ориентировка в столбцах.   Сравнение 3-х объектов по плану.   Дифференцировка предметов внутри одного вида.     Составление целого из частей предметного изображения.     Рисование.     Составление загадок. Перед вами дом. Что мы можем увидеть, если заглянем в него (посуду, мебель, игрушки, одежду и др.)? Разделите карточки на группы: расположите их на фланелеграфе столбцами сверху вниз (мебель, посуда, одежда, инструменты – у каждого ребенка мебель для определенного помещения: спальни, кухни, гостиной). Что расположено во втором столбце 3-м сверху (и т.п.)? Где находится диван, платье и т.д.? Возьмите картинки шкафов и сравните их: форма, цвет, величина относительно окружающих предметов, простой или сложный (много частей), основные части (детально). Почему все шкафы разные? Что удобно в них хранить? Отметьте фишками кухонную мебель (мебель для спальни, гостиной).     Выберите нужные части и составьте картинку предмета мебели.   Дорисуйте из прямоугольников разные шкафы. Что у них общее, чем отличаются?     Составь загадку про мебель так, чтобы остальные могли догадаться и показать соответствующую картинку. -Карточки с изображением предметов (по заданию), фланелеграфы.   -Алгоритм сравнения (описания).   Наборы кукольной мебели мебель для спальни, гостиной, кухни. -Разрезные картинки «Мебель»: предмет мебели с лишними деталями, образцы. -Карточки-задания с изображением прямоугольников (2-4), карандаши. -Картинки с изображением мебели.

Рекомендуемая литература

1. Андрющенко, Е.В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (3-5 лет) [Текст]: методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ / Е.В. Андрющенко, Л.Б. Осипова, Н.Я. Ратанова – Челябинск: Цицеро, 2009. – 96 с. (5,58 печ.л.)

2. Бирюков, А.А. Понятийно-терминологический аппарат теории и методики массажа [Текст] / А.А. Бирюков, В.А. Савченко // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации.– 2003. – № 3. – С. 53-58.

3. Бирюков, А.А. Самомассаж для всех и каждого [Текст] / А.А. Бирюков – М.: [Б.и.], 1987. – с. 18-33.

4. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия ребёнка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе [Текст] / Л.П. Григорьева [и др.]. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 96 с.: ил.

5. Григорьева, Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.П. Григорьева, С.В. Сташевский. – М.: АПН СССР, НИИ Дефектологии, 1990. – 58 с.

6. Григорян, Л.А. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях [Текст] / Л.А. Григорян, Т.П. Кащенко. – М.: [Б.и.], 1994. – 33 с.

7. Денискина, В.З. Особенности ознакомления слепых младших школьников с объемными геометрическими фигурами [Текст] / В.З. Денискина // Дефектология, 1987, № 5. – С. 43-47.

8. Денискина, В.З. Формирование специальных знаний, умений и навыков у слепых и слабовидящих учащихся начальных классов на занятиях по социально-бытовой ориентировке [Текст] / В.З. Денискина // Система непрерывного образования – средство интеграции лиц с нарушением зрения в современное общество: Материалы международной научно-практической конференции незрячих специалистов. – Нижний Новгород, 1999. – С. 13-14.

9. Денискина, В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения [Текст] / В.З. Денискина. – Уфа: Изд-во филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. – 62 с.

10. Денискина, В.З. Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания [Текст] / В.З. Денискина, Н.С. Костючек // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: учебно-методическое пособие / под ред. Л.И.Солнцевой. – М., 1990. – С. 25-45.

11. Дружинина, Л.А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения» / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. – Челябинск: «Букватор», 2006. – 113 с. (5,2 печ. л.)

12. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: методическое пособие [Текст] / Л.А. Дружинина - М: Экзамен, 2006. – 159 с.

13. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: учеб. пособие [Текст] / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин– М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

14. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: методические рекомендации / сост. Л.А. Дружинина и др.; науч. ред. Л.А. Дружинина. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007. – 176 с. (20,46 печ.л.)

15. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: методические рекомендации / сост. Л.А. Дружинина и др.; науч. ред. Л.А. Дружинина. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. – 206 с. (23,95 печ.л.)

16. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения [Текст]: методические рекомендации / сост. Л.А. Дружинина и др.; науч. ред. Л.А. Дружинина. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007. – 120 с. (13,84 печ.л.)

17. Клушина, Н.В. Формирование пространственных и геометрических представлений у слепых детей [Текст] / Н.В. Клушина. – М.: Просвещение, 1984. – 120 с.

18. Кулагин, Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школ слепых [Текст] / Ю.А. Кулагин. – М.: Педагогика, 1969. – 295 с.

19. Кульбуш, Е.А. Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников [Текст] / Е.А. Кульбуш. – Л., 1988. – 59 с.

20. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: практическое пособие / Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова; под общ. ред. Г.В. Каштановой. – М.: АРКТИ, 2006. – 104 с. (Развитие и воспитание)

21. Литвак, А.Г. Практикум по тифлопсихологии: учеб. пособие [Текст] / А.Г. Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина. – М.: Просвещение, 1989. – 110 с.

22. Моурлот, Л.И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: учеб.-методич. пособие [Текст] / Л.И. Моурлот, Л.А. Ремезова. – Самара: СГПУ, 2007. – 122 с.

23. Наумов, М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке [Текст] / М.Н. Наумов. – М.: ВОС, 1982. – 116 с.

24. Незнамова, Е.О. Система коррекционно-педагогической работы тифлопедагога по восстановлению зрения у дошкольников с амблиопией и косоглазием [Текст] / Е.О. Незнамова // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: сб. науч. тр. – Л.: ЛГПИ, 1981. – С. 102-107.

25. Некоторые особенности обучения и развития слепых и слабовидящих детей [Текст] / под ред. М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой. – М.: [Б.и.], 1975. – 113 с.

26. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения [Текст]: методическое пособие / под редакцией Л.М. Шипицыной. – СПб: Образование, 1995. – 130 с.

27. Осипова, Л.Б. Коррекция зрительного восприятия: Конспекты занятий с детьми с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) дошкольного возраста от 3 до 5 лет по развитию зрительного восприятия и обогащению представлений о мире: методическое пособие для тифлопедагогов [Текст] / под ред. В.Я. Салаховой, к.п.н., зав. кафедрой специального (коррекционного) образования ЧИДПОПР. – Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2003. – 210 с. (6,2 / 4,7 п.л.)

28. Осипова, Л.Б. Коррекция зрительного восприятия: Конспекты занятий с детьми с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) дошкольного возраста от 5 до 7 лет по развитию зрительного восприятия и обогащению представлений о мире: методическое пособие для тифлопедагогов [Текст] / под ред. В.Я. Салаховой, к.п.н., зав. кафедрой специального (коррекционного) образования ЧИДПОПР. – Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2004. – 188 с. (5,7 / 4,3 п.л.)

29. Осипова, Л.Б. Развиваем в деятельности: В помощь родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями зрения [Текст]: методические рекомендации / Л.Б. Осипова, Ю.Ю. Стахеева. – Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. – 218 с. (35,6 п.л.)

30. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции [Текст] / под ред. Л.И. Солнцевой. – М.: ВОС, 1990. – 127 с.

31. Плаксина, Л.И. Реабилитация средствами образования детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина // В кн.: Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения. – М., 1997. – С.100-105.

32. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. – М.: ВОС, 1985. – 105 с.

33. Плаксина, Л.И. Развитие представлений о форме и величине предметов у детей среднего дошкольного возраста при амблиопии и косоглазии [Текст] / Л.И. Плаксина. – М: Информационный центр, 1978. – 25 с.

34. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. – М., ГороД, 1998. – 262 с.

35. Плаксина, Л.И. Формирование математических представлений у детей с амблиопией и косоглазием [Текст] / Л.И. Плаксина // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / под ред. М.И. Земцовой. – М: Просвещение, 1978. – С. 48-59.

36. Подколзина, Е.Н. Методика формирования умений ориентироваться в пространстве у младших школьников с нарушением зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина // В кн.: Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. –Калуга, 1998. – С. 78-99.

37. Подколзина, Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина // Дефектология, 2001. – №2. – С.84-88.

38. Подколзина, Е.Н. Обучение дошкольников с косоглазием и амблиопией применению схем в процессе зрительно-пространственной ориентировки [Текст] / Е.Н. Подколзина // Дефектология. – 1994. – № 3. – С. 74-77.

39. Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей [Текст] / под ред. В.П. Ермакова. – М. –1988. – 62 с.

40. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под редакцией М.А.Васильевой. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.

41. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / под редакцией Л.И.Плаксиной. - М.: Экзамен, 2003. – 256 с.

42. Ремезова, Л.А. Обучение дошкольников с нарушением зрения конструированию из строительного материала: книга для работников детских садов и родителей [Текст] / Л.А. Ремезова. – Самара: Изд-во СГПУ, 2003. – 210 с.

43. Ремезова, Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Л.А. Ремезова. – Самара: Изд-во ООО «НТЦ», 2002. – 136 с.

44. Ремезова, Л.А. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин: методическое пособие [Текст] / Л.А. Ремезова, Л.В. Сергеева, О.Ф. Юрлина – Самара: Издательство СГПУ, 2004. – 228 с.

45. Ростомашвили, Л.Н. Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией зрения [Текст]: учебное пособие / под редакцией В.А. Феоктистовой, С.П. Евсеева. – СПб: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. – 92 с.

46. Самбикин, Л.Б. Игры для слепых детей [Текст] / Л.Б. Самбикин. – М., 1960.

47. Сековец, Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / Л.С. Сековец. – Нижний Новгород: Изд. Ю.А. Николаев, 2001. – 168 с.: ил.

48. Сековец, Л.С. Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным зрением [Текст] / Л.С. Сековец. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. – 143 с.

49. Сермеев, Б.В. Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей [Текст] / Б.В. Сермеев. – М.: Горький, 1976., 84с.

50. Сермеев, Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей [Текст] / Б.В. Сермеев. – М., 1983.

51. Солнцева, Л.И. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.И. Солнцева, Л.А. Семенов. – М., 1989.

52. Солнцева, Л.И. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям [Текст]: практическое пособие / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 128 с. (Серия «Ранняя помощь»).

53. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения [Текст] / научн. руководитель В.А. Феоктистова, научн. редактор Л.М. Щипицына. – СПб.: «Образование», 1995. – 161 с.

54. Тупоногов, Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку [Текст] / Б.К. Тупоногов. – М., 1999. – 40 с.

55. Тупоногов, Б.К. Содержание и методы обучения детей с нарушением зрения: научно-методическое пособие [Текст] / Б.К. Тупоногов. – М.: АПКиППРО, 2005. – 72 с.

56. Феоктистова, В.А. Совершенствование обучения слепых младших школьников ориентировке в пространстве [Текст] / В.А. Феоктистова // Дефектология, 1987. – № 4. – С. 60-65.

57. Феоктистова, В.А. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с амблиопией и косоглазием [Текст] / В.А. Феоктистова, Л.В. Егорова, Е.С. Незнамова // Опыт изучения аномальных дошкольников. - Л.: [Б.и.], 1978. – С. 123-126.

58. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения: методич. пособие [Текст] / ред. Л.А. Ремезова; Департамент науки и образ., Самар. Гос. пед. ун-т, ДОУ № 173 «Василек». – Тольятти: [ Б.и. ], 2002. – 254 с.

59. Формирование навыков социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах [Текст] /. – Калуга, Адель, 1998.

60. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения [Текст]: методическое пособие / ред. Л.А. Ремезова // Департамент науки и образ., Самар. гос. пед. ун-т, ДОУ № 173. – Тольятти: Б.и., 2002. – 147 с.

61. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах [Текст] / под редакцией Л.И. Плаксиной. – Калуга: Адель, 1998. – 140 с.

 

Работа с семьей

 

Период дошкольного детства является «сенситивным» для оказания поддержки и помощи родителям, воспитывающим детей с нарушением зрения. Помощь специалиста является наиболее эффективной именно в этот период, когда детско-родительские отношения еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии.

Признание авторитета семейного воспитания требует создания особых взаимоотношений семьи и коррекционного образовательного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства коррекции и развития ребенка, гармонии семейного воспитания и системы коррекционной медико-педагогической помощи специального образовательного учреждения.

Одной из важных задач работы тифлопедагога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения является формирование у родителей восприятие ребенка таким, каким он есть, не «больного», а отличающегося от других. Воспринимая ребенка в очках, с «заклейкой» так, как совершенно «нормального», родители будут помогать самому ребенку воспринимать, любить и принимать себя.

Другая важная задача – повышение активности самих родителей, желание понять, а не отрицать проблемы развития своих детей, и тем самым помочь адаптироваться им в окружающем мире. Для осуществления этой задачи родители должны быть «включены» в процесс коррекции и развития своего ребенка.

Необходимой задачей работы с родителями и ее первейшим условием является установление взаимосвязей доверия и принятия между специалистами и родителями. Корни родительской настороженности порой лежат в негативном опыте общения со специалистами. Часто советы разных специалистов бывают несогласованными, даже противоречивыми. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: родители нуждаются в помощи специалистов, но сами же ее отвергают или не верят в их рекомендации.

В целях реализации данных задач в основу работы ДОУ с семьей положены следующие принципы:

· Принцип индивидуального подхода к каждой семье, воспитывающей ребенка с нарушением зрения, к членам семьи.

· Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса; при этом важное значение имеет совместное обсуждение разными специалистами данной семьи и ее «ведение».

· Принцип сотрудничества между родителями и специалистами, между родителями и детьми. Главное в этом принципе – профессионал должен видеть в родителе не «объект своего воздействия», а «равноправного партнера по коррекционному процессу».

· Принцип учета интересов, или решение задач через интерес. Этот принцип применим в работе, как с ребенком, так и с родителями.

· Принцип сравнения достижений ребенка только с тем, что мог он сан раньше, то есть сравнение ребенка с самим собой.

 

Практика показывает, что, следуя вышеизложенным принципам взаимодействия с родителями, удается выработать единый взгляд на сущность воспитания и коррекции ребенка со зрительной патологией, организовать его жизнедеятельность в оптимально приемлемых условиях.

Принципы индивидуального и комплексного подходов, установление эмоционально-положительных, доверительных взаимоотношений между ребенком, его родителями и специалистами способствуют наилучшему изучению ребенка с разных позиций. Это позволяет правильного определить цели и задачи коррекции в данных условиях социально-педагогической ситуации развития ребенка с учетом характера и степени выраженности зрительной патологии.

В последнее время наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи ребенка со зрительной патологией.

Работа с родителями осуществляется преимущественно в трех направлениях: педагогическое просвещение родителей, активные формы взаимодействия и совместное творчество детей, родителей и педагогов (таблица 1).

Таблица1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: