Тест. Что главное в репортаже?




Зарисовка – краткий живой рассказ журналиста о своих впечатлениях, образное описание фактов и обстановки. Может не иметь событийного повода.

В зарисовке образность преобладает над информационностью.

Как и в репортаже, в зарисовке важна авторская позиция, свой взгляд на события. Также нужна наблюдательность, умение замечать детали.

Советы для написания зарисовки:

  • Описывай только самое интересное и необычное;
  • Соблюдай последовательность в описании;
  • Язык зарисовки, по сравнению с языком других жанров - более художественный, отличается образностью. Используй средства художественной выразительности – тропы и стилистические фигуры. Это позволит сделать текст более живым и эмоциональным.

Пример зарисовки

Доброе утро, Сочи!

В жизни каждого из нас бывают удивительные моменты, которые надолго остаются в памяти. Наш корреспондент рассказала об одном чудесном утре на берегу Чёрного моря.

Что может быть лучше бодрящей утренней прогулки по набережной самого удивительного и загадочного моря? Свежий воздух, приятный, прохладный ветерок, горы, закутавшиеся в туманы, и даже пальмы, лениво склонившиеся вдоль дорожек, – всё это вдохновляло меня, успокаивало внутреннюю тревогу, томившую меня вот уже несколько дней. Так хорошо, так спокойно… Именно с таких чувств начинался мой ноябрьский день. Мой второй день пребывания в лагере «Сириус».

Утром, 2 ноября мы вместе с нашим отрядом «Литература-5» и замечательным наставником Олей ходили на раннюю прогулку к Чёрному морю. Выходя за пределы Центра, я ждала чего-то особенно лёгкого, воздушного, волшебного. Мои ожидания вмиг оправдались. Увидев знакомые лица, улыбки и глаза, услышав звуки прибоя, я почувствовала удовлетворение и умиротворение.

Наше маленькое путешествие началось с небольшого, но довольно-таки любопытного освоения каменистого берега. Такое ощущение, будто здесь собрались все камни этого необъятного мира, настолько они были разнообразными, непохожими друг на друга. Я подняла взгляд и посмотрела в сторону. А там высокие, заснеженные на самой вершине – будто растаявшее мороженое, стекающее по рожку – величественно стояли горы. Что может быть красивее гор? Только горы. Такие могущественные, такие стихийные, такие широкоплечие, они смотрели на меня. Я подошла слишком близко к морю. Как же я жаждала снова почувствовать этот запах, наполненный солью и детскими воспоминаниями! Как же я хотела, чтобы тот самый запах вновь проник в мою грудь, и я бы дышала только им.
Мы бегали от волн, словно маленькие дети, пытались коснуться их, то ли проверяя, насколько постарело море за годы, то ли просто дурачась; ощущали себя такими, какие мы есть, радовались свободе и тому, что мы здесь и сейчас.

Ну и как же без фотографий? Единодушно мы решили запечатлеть этот неповторимый, полный душевной доброты и ощущения сплочённости момент, чтобы потом, вспоминая его, нам становилось чуть теплее и уютнее, даже несмотря на сырость и непогоду за окном. Алина ЛАЙДУС, Петровская школа

Портретная зарисовка

Самое главное - детали. Точные метафоры. (сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака).

Например, у журналиста остались такие заметки из записной книжки после интервью:

Вы ничего не сказали про нос, глаза и прочее, но эта деталь создает мир, внутри которого живет особая культура.

 

Когда мы говорим о портрете героя, мы все равно говорим о репортаже целиком. Нельзя ничего отделить, сказать, что рука живет отдельно от организма, и исследовать руку отдельно от всего организма. Герой появляется не из ниоткуда, а из того мира, который ты уже создал.

Совет: поиграйте в ассоциации: с каким животным, обувью, книгой и проч. ассоциируется человек? Запишите несколько вариантов, выберите лучший.

 

РЕПОРТАЖ

– чаще всего информационный жанр. Но может быть и аналитическим.

Событие, о котором напишет репортер, должно быть зрелищным! То есть с лекции репортаж невозможен - это статичное мероприятие, и главное в нем - новая информация. Поэтому о лекции скорее напишут отчет, в котором изложат основные тезисы лектора.

Цель: оперативно, с необходимыми подробностями сообщить о наиболее значимом и интересном событии. Репортер представляет читателю возможность как бы самому, своими глазами увидеть то, о чем сообщает репортер.

В репортаже при необходимости могут свободно совмещаться элементы многих жанров:

  • новости (факт, событие)
  • отчета
  • интервью
  • зарисовки...

Обычно репортаж ведется от лица автора. Если новость передает ЧТО?, то репортаж отвечает в полной мере на вопрос КАК это происходило в подробностях.

Репортер должен помнить

  • Важную роль играет позиция автора, его отношение к происходящему. Репортаж не претендует на объективность. Репортажи разных журналистов об одном и том же событии могут быть совершенно разными. Каждый акцентирует внимание на тех деталях и подробностях, которые кажутся ему важными. Однако следует избегать оценочных суждений. Оценку событию должен дать читатель.
  • Репортаж - не только цепь фактов. Чтобы читатели поняли суть явления, уловили его связь с другими явлениями, оценили значимость происходящего, недостаточно простой фиксации. Поэтому репортер дополняет увиденное и услышанное собственным комментарием, дает аналитическую оценку событию.
  • Что делает репортаж: усложняет картину мира. В хорошем репортаже нет вывода: это не басня Крылова. Но природа репортажа - увидеть мир в его колоссальной многомерности, многоправдивости.
  • Не пишите репортажи про героев, которых вы не любите. Вернее, сначала полюбите своих подлецов, негодяев, полюбите их как потрясающие феномены. Поймите, как и почему все произошло? Наверное, в 1% случаев человек просто решил поступить гадко и поступил так. Гораздо чаще у ситуации есть предыстория, события происходят в результате столкновений интересов и действий самых разных людей... Ищите все эти взаимосвязи и подводные течения! Тогда материал будет объемным, полноценным, настоящим, интересным.

Тест. Что главное в репортаже?

§ «Эффект присутствия»

§ Авторская позиция

§ Новость, информация о событии

§ Оценка события

 

Чтобы максимально погрузить читателя в событие, используйте:

1. Наглядность. Нарисуйте картинку в воображении читателя, воздействуйте словом на его органы чувств.

  • Цветопись. Использовать в описании не общие слова, наподобие «красочный», «яркий», а названия конкретных цветов и их оттенки.
  • Светопись. Различные «световые эффекты», детали, как бы выхваченные световым лучом.

 

 

Звуковые детали

Для полноты картины читателю нужно не только «увидеть», но и «услышать» происходящее.

 

Динамика

  • Событие во времени

Репортаж обычно строится хронологически: последующее за предыдущим. Однако для того, чтобы заинтересовать читателя, начать можно с наиболее яркой сцены, эпизода, выхваченного из любого этапа события. Необходимо показать развитие события во времени.

  • Событие в пространстве

Показать движение, героев репортажа в действии, перемещение самого журналиста по территории, на которой разворачивается событие.

Хронологию событий можно нарушить, если это поможет раскрыть суть события и заинтересует читателя. Например, репортаж о том, как сложилась судьба подростка – участника крупного телевизионного шоу, может начаться с рассказа о том, какой удачей было пройти кастинг, выступить перед огромной аудиторией. Исходный тезис: попасть на шоу – большая удача, прекрасный старт в жизни. Затем выясняется, что слишком быстрый успех сыграл отрицательную роль: у подростка пропал интерес к учёбе, он с трудом окончил школу и забросил мечты об артистической карьере. Постепенно у читателя складывается впечатление, что участие в шоу – рискованный эксперимент, в который лучше не ввязываться.

Приёмы для создания динамики и напряжения в репортаже:

  • Ритм, ритмические слова и образы

Например:

Р-раз – и закручена гайка… Направо-налево качаются в седле велосипедисты… Ну, скорее, скорее… Вперёд, вперёд…

 

Смена темпа речи – изменение длины предложений, размеров абзацев. Установлено, что точка в конце предложения действует на чтение так же, как знак "Стоп" – на движение автомобиля. Если предложения длинные, автомобиль едет размеренно, если короткие – рывками, останавливаясь почти сразу после начала движения.

 

Используйте глаголы в настоящем времени. Так читателю проще представить себя участником событий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: