Параметры окружающей среды и остаточные газы.




Введение

Тепловой расчет позволяет аналитически с достаточной степенью точности определить основные параметры вновь проектируемого или модернизируемого двигателя.

Рабочий цикл рассчитывают для определения индикаторных, эффективных показателей работы двигателя и температурных условий работы деталей, основных размеров, а также выявления усилий действующих на его детали, построения характеристик и решения рода вопросов динамики двигателя.

Результаты теплового расчета зависят от совершенства оценки ряда коэффициентов, используемых в расчете и учитывающих особенности проектируемого двигателя.

В методической разработке рассмотрен пример расчета дизельного двигателя, пример построения индикаторной диаграммы и пример кинематического и динамического расчетов аналитическим методом в примерах расчетов не учитывается дозарядка и продувка цилиндров.

 

ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ

Тип двигателя Д-243

Давление надувочного воздуха pк = 0,18 МПа

Номинальная мощность дизеля Nе = 90 КВт

Номинальная частота вращения n = 2200 мин -1

Степень сжатия ε = 16

Коэффициент тактности τдв = 4

Коэффициент избытка воздуха α = 1,7

Дизельное топливо «Л»:

Низшая удельная теплота сгорания топлива Qн=42500 кДж/кг

Средний элементарный состав топлива: C = 85,7%

H = 13,1%

O = 1%

 

 

Состав топлива задается массовым или объемный содержанием основных элементов: углерода С, водорода Н и кислорода О. Нужно иметь ввиду, что в топливе присутствуют также сера S, азот N и элементы химических соединений в виде антидетонационных, противодымных и других присадок. Расчет ведут для условий сгорания 1кг топлива.

Параметры рабочего тела. На основе химических реакций сгорания углерода и водорода рассчитывают теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1кг топлива:

l0 = 1/0.23*(8/3*C+8*H – О)=1/0,23(8/3*0,857+8*0,133 – 0,01) = 14,519 кг.

или

L0 = l0в = 14,519/28,96 = 0,5013 кмоля.

μв – масса 1 кмоля воздуха (μв = 28,96 кг/кмоль)

Количество свежего заряда:

M1 = αL0 + 1/ μ т

μ т = - молекулярная масса аров топлива (для дизельных топлив μ т = 180-200 кг/кмоль). В связи с малым значение члена 1/ μ т по сравнению с αL0 для упрощения в расчете его не применяют.

M1 = αL0 = 1,7*0,5013=0,8523 кмоля.

α – коэффициент избытка воздуха. Влияет на количество выдиляемой теплоты и состав продуктов сгорания. Чем совершение процесс смесеобразования в дизеле, тем меньше значения α и размеры цилиндра могут быть приняты для обеспечения заданной мощности.

Ориентировочные значения α для автотракторных двигателей на номинальном режиме работы находятся в следующих пределах: для дизелей с неразделимыми камерами сгорания и объемны смесеобразованием – 1,5 – 1,8;

Общее количество продуктов сгорания (при α ≥1, т.е. при полном сгорании топлива):

M2 = αL0 + H/4 + O/32 = 1,7*0,5013 + 0,133/4 + 0,01/32 = 0,8858 кмоля.

При сгорании в двигателях жидкого топлива всегда происходит приращение кмолей газа M2>M1. Приращение числа кмолей газов происходит в следствии увеличения суммарного количества молекул при химических реакциях распада молекул топлива и образования новых молекул в результате сгорания водорода и участия в реакциях кислорода содержащегося в топливе.

Химический коэффициент молекулярного изменения горючей смеси:

β0 = M2/M1 = 0,8858/0,8523 = 1,0394.

Параметры окружающей среды и остаточные газы.

Принимаем атмосферные условия: р0 = 0,1 МПа; Т0 = 288 К. Давление надувочного воздуха рк = 0,18 МПа. В зависимости от степени надува принимаются следующие значения давления рк надувочного воздуха при низком наддуве 1,5 р0;при среднем – (1,5 – 2,2) р0. Принимаем показатель политропы сжатия воздуха в компрессоре nк = 1,65.

Температура воздуха за компрессором (температура надувочного воздуха):

Тк = Т0 к/ р0)(nк-1)/n = 288(0,18/0,1)(1,65-1)/1,65 = 288 К.

Давление и температура остаточных газов:

Pr = 0,88 рк = 0,88*0,18 = 0,150 МПа.

Принимаем Тr = 800 К. Выбирая значение Тr, следует учитывать, что при увеличении частоты вращения температура остаточных газов возрастает, а при увеличении степени сжатия и угла опережения подачи топлива снижается. На температуру остаточных газов влияет также состав смеси.

Процесс впуска. Принимаем температуру подогрева свежего заряда

Δt = 10 °C (Δt варьируется в пределах 10 – 40 °C). Плотность заряда на впуске: ρк = рк 106 /(RвTк) = 0,18*106/(287/288) = 1,728 кг/м3.

Принимаем2 + ξвп) = 3,3 и ωвп = 90 м/с. Тогда потери давления на впуске в двигатель:

Δра = (β2 + ξвп) ω2вп ρк10-6/2 = 3,3 * 902 * 1,728 * 10-6/2 = 0,023 МПа,

где β – коэффициент затухания скорости движения заряда рассматриваемом сечении цилиндра; ξвп – коэффициент сопротивления впускной системы, отнесенный к наиболее узкому ее сечению; ωвп – средняя скорость движения заряда в наименьшем сечении впускной системы (как правило, клапане или продувочных окнах).

По опытным данным, в современных автотракторных двигателях в номинальном режиме (β2 + ξвп) = 2,5 – 4 и ωвп = 50 – 130 м/с.

Сопротивление впускной системы зависит от многих факторов, в том числе от длинны трубопроводов и их сечения, наличия впускной системы, колен, их радиуса и числа, от шероховатостей стенок трубопроводов, сопротивлений при просасывании через воздухоочиститель, клапаны.

С увеличением частоты вращения вала двигателя аэродинамические сопротивления увеличиваются.

Давление в конце впуска:

ра = рк - Δра = 0,18 – 0,023 = 0,157 МПа.

Коэффициент остаточных газов:

γr =

γr = (363 + 10) / 800 * 0.158/(16 * 0.157 – 0.158) = 0.158.

Температура в конце впуска:

Та = (Тк + Δt + γr Тr) / (1 + γr) = (363 + 10 +0.031 * 800) / (1 + 0.031) = 386 К.

Коэффициент наполнения:

ηv = Tк * (εра – рr)/[(Tk + Δt)(ε – 1)pk)].

ηv = 363(16 * 0,157 – 0,158)/(363+10)(16-1)*0,18 = 0,848.

Процесс сжатия. С учетом характерных значения показателя политропы сжатия для заданных параметров двигателя принимаем, рассчитывая по эмпирической формуле,

n1 = 1.41 – 100/2200 = 1.37

По опытным данным для дизелей без наддува n1 = 1,38 – 1,42; для дизелей с наддувом n1 = 1,35 – 1,38.

Давление в конце сжатия:

рс = раεn1 = 0.157 * 161.37 = 7 МПа.

Температура в конце сжатия:

Тс = Таε n1-1 = 386 * 161,37 – 1 = 1077 К.

Средняя молярная теплоемкость заряда (воздуха)в конце сжатия:

μсvc=20.16 + 1.74*10-3 Тс = 20,16+1,74*10-3 * 1077 = 22,03 кДж/(кмоль * град)

Число молей остаточных газов:

Мr = αγrL0 = 1.7 * 0.031 * 0.5013 = 0.0264 кмоля

Число молей газов в конце сжатия до сгорания:

Мс = М1 + Мr = 0.8523 + 0.0264 = 0.8787 кмоля.

Процесс сгорания. Средняя молярная теплоемкость продуктов сгорания в дизеле:

μсpz = (20.2 + 0.92/α) + (15.5 + 13.8/α) * 10-4 Tz + 8.314 = (20.2 + 0.92/1.7) +

+ (15.5 + 13.8/1.7) * 10-4 Tz + 8,314 = 29,06 + 0,0024 Tz, кДж/(кмоль * град)

Число молей газов после сгорания:

Mz = М2 + Мr = 0,8858 + 0,0264 = 0,9122 кмоля.

Расчетный коэффициент молекулярного изменения:

β = Mz / Мс = 0,9122/0,8787 = 1,0381.

Принимаем коэффициент использования теплоты ξ = 0,85. Тогда количества теплоты, передаваемой газом во время впрыска при сгорании

кг топлива:

Q = ξQн = 0,85 * 42500 = 36125 кДж/кг.

На значение коэффициента использования теплоты ξ влияют конструктивные параметры, режимы работы и регулировки двигателя.

Значение коэффициента использования теплоты ξ варьирует для дизеля в пределах 0,7 – 0,9.

В дизеле с наддувом для ограничения максимального давления сгорания принимаем меньшее значение степени повышения давления, чем в дизеле без наддува: λ = 1,6.

Давление в конце сгорания:

pz = pc * λ = 7 * 1.6 = 11.2 МПа.

Для дизелей с неразделенными камерами сгорания и объемным смесеобразованием λ = 1,6 – 2,5;

Температуру в конце сгорания определяют из уравнения сгорания:

βμсpzTz = + Тс (μсvc + 8.314λ)

1,0381 * (29,06 + 0,0024 * Tz) = (0,85 * 42500)/(1,7 * 0,5013*(1+0,031))+

+1077 * (22,03 + 8,314 * 1,6)

Решаем уравнение относительно Тz:

0,0025 Т2z + 30,17 Тz – 79168,2 = 0

Тz = (-30,17 ± )/2/0,0025 = 2222 К.

Значения максимальной температуры и давления цикла для современных автотракторных двигателей при работе с полной нагрузкой составляю Тz = 1800 – 2300 К, pz = 5 -12 МПа.

Степень предварительного расширения:

ρ = (βТz)/(λТс) = (1,0381 * 2222)/(1,6 * 1077) = 1,339

Процесс расширения. Степень последующего расширения:

δ = ε/ρ = 16/1,339 = 11,949

С учетом характерных значений показателя политропы расширения для заданных параметров двигателя принимаем n2 = 1.25 (n2 = 1.18 – 1.28).Тогда

рb = рz / δn2 = 11.2/11.9491.25 = 0.5 МПа.

Тb = Тz / δn2-1 = 2222/11.949(1.25-1) =1195.27 К.

Проверим правильность ранее принятой температуры остаточных газов (Тr принято 800 К):

Тr = Тb/ = 1195,27/(0,5/0,158)1/3 = 813 К.

Δ = 100(800-813)/800 = 1,625 % (допустимое значение Δ = 5 %).

Индикаторные параметры рабочего цикла двигателя. Среднее индикаторное давление цикла для нескругленной индикаторной диаграммы:

р'i = pс /(ε - 1)

р'i = 7/(16-1)[16(1,339-1)+1,6*1,339/(1,25-1)*(1-1/11,994(1,25-1))

- 1/(1,37-1) * (1 – 1/16(1,37-1))] = 1,293 МПа.

Принимаем коэффициент полноты индикаторной диаграммы v = 0.95

Тогда

pi = р'i v = 1.293*0.95 =1.228 МПа.

Индикаторный КПД:

ηi = pi α l0 / (Qнρк ηv) = 1.228 * 1.7*14.519/(42.50*1.728*0.848) =0.487

Индикаторный удельный расход топлива:

gi = 3.6*103/(Qн ηi) = 3,6*103 /(42,50*0,487) = 173,93 г/(кВт*ч).

Эффективные показатели двигателя. Принимаем предварительно среднюю скорость поршня Wn.ср. = 9,17 м/с. Тогда среднее давление механических потерь:

рм = a + b Wn.ср = 0.105 + 0.012*9.17 = 0.215 МПа.

Среднее эффективное давление:

рe = pi - рм = 1,228 – 0,215 = 1,013 МПа.

Механический КПД:

ηм = рe / pi = 1,013/1,228 = 0,825.

Эффективный КПД:

ηе = ηi ηм = 0,487 * 0,825 = 0,402.

Эффективный расход топлива:

ge = 3,6*103/(Qн ηе) = 3,6*1000/(42,5*0,402) = 210,711 г/(кВт*ч).

Основные размеры цилиндра и удельные параметры двигателя.

Ni =

где Vh – рабочий объем цилиндра. В соответствии с прототипом значение хода поршня 115мм и D = 130мм.
Vh = S * π * D2/4 =125 * 3.14 * 1102/4 = 1.187 л.

Ni = 1,228 * 1,187 * 4 * 2200/ 30 / 4 = 106,893 кВт.

Литраж двигателя:

Vл = Vh * i = 1.187 * 4 = 4.748 л.

Площадь поршня:

Fn = π D2/4 = 3.14*1102/4 = 94.99 см2.

Средняя скорость поршня:

Wn.ср = Sn/(3*104) = 125*2200/(3*104) = 9.17 м/с.

Эффективный крутящий момент:

Ме = 9550Ne / n = 9550 * 90 /2200=390.68 Н*м.

Часовой расход топлива:

Gm = ge Ne = 90 * 210,711 = 18,96 кг/ч.

Литровая мощность:

Nл = Ne/ Vл = 90 / 4,748 = 18,96 кВт/л.

Удельная поршневая мощность:

Nп= Nе 4/(i π D2) = 90 * 4/(4 * 3.14 * 1102) = 23.69 кВт/дм3.

Если принять массу сухого двигателя вспомогательным оборудованием по прототипу Gсух = 430 кг, то литровая масса.

gл = Gсух / (Vhi) = 430/(1.187 * 4) = 90.56 кг/л.

и удельная масса

gn = Gсух/ Nе = 430/90 = 4,8 кг/кВт.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: