ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ И КРИТЕРИИ ИХ ПРОДУКТИВНОСТИ




На тему: «Особенности доверительных отношений в межличностном общении личности на этапе ранней молодости.»

 

Выполнил: Беляев А.В.

Студент 4 курса, гр. ПСХб-1301

Научный руководитель, доцент кафедры ТГУ: Кулагина И. В.

 

г. Тольятти 2017 г.


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...……3

Глава 1. Роль доверия в межличностном общении……………………………...6

1.1 Понятие межличностного общения и критерии их продуктивности……....6

1.2 Доверие: понятие, виды и функции…………..…………………….……...…6

1.3 Межличностные отношения и факторы их развития………..

1.4 Психические особенности личности на этапе ранней молодости….……….

Глава 2. ……………………………………………19

2.1 ………………..……19

2.2 ………………………………………21

Вывод……………………………………………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованных источников…………………………………...………25

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Человеческое общение это процесс открытия друг друга двух или более субъектов. Для начала мы дадим понятие общение и межличностного общения.

Как пишет А.И. Волкова, в науки психологии отсутствует общепринятое понятие общения. Но, дается определение указывающее на основные функции или стороны общения. В качестве примера дается определение «Общение-это, сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к друг, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» Далее мы рассмотрим понятие межличностного общения.

Межличностное общение- это общение которое осуществляется с помощью вербального и невербального взаимодействия между несколькими людьми, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения. Так же очень важно дать определение понятию доверия.

Продуктивность общения напрямую зависит от доверия, веры в истинное совершенство себя самого и другого человека.

Доверие – отношение субъекта к объекту в прямой зависимости от обладания этим объектом качеством направленной к субъекту позитивности или негативности.

Психолог Э. Эриксон считает: доверие это не только надежда на других, это еще и вера в самого себя, в способность самостоятельно справляться с собственными побуждениями и нуждами. Чувство базового доверия младенца к миру это начало его личности и основа гармонического общения с людьми, истоки его умения присоединяться к людям и так же выделять себя как личность.

 

Темой психологии общения и доверия в межличностных отношениях занимались множество авторов, таких как: Е.П. Ильин, А. Е. Войскунский, 1982; И. Н. Горелов, 1980; Р. Л. Кричевский, 2000; А. А. Кроник, Е. А. Кроник, 1998; Ф. А. Кузин, 1997; В. П. Паниотто, 1975; Б. Д. Парыгин, 1999; Л. А. Петровская, 1989; Н. Д. Творогова, 1996; П. Томсон, 2001; Л. Б. Филонов, 1982; Р. Фишер, У. Юри, 1992, И. С. Кон, В. А. Лосенков, И. В. Страхов, И. Э. Стрелкова и многие др.

Актуальность проблемы заключается в том: что в Российском обществе, в настоящее время появилась потребность в изучении феномена доверия и процессов его формирования ведь доверие является одним из главных аспектов влияющих на потребность человека, в его желании и стремлении постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения с ними.

Гипотеза – в том, что уровень доверие в межличностном общении влияет на процесс афилиацию, т.е на потребность человека постоянно быть с людьми.

Цель: проанализировать как уровень доверия в межличностном общении влияет на процесс аффилиации.

Задачи данной работы:

1. Провести теоретический анализ литературы по теме «Межличностные отношения, общение и аффилиации»;

2. Раскрыть социальную природу и сущность межличностных отношений;

3. Проанализировать различные подходы к исследованию феномена доверия, раскрыть основные формы, уровни, функции этого феномена;

4. Интерпретация и формулировка выводов.

Объект исследования: является межличностные отношения.

Предмет исследования: является роль доверие в межличностном общении.

Методы исследования:

1. Методика «Мотивация аффилиации»

2. Методика изучения межличностного доверия в группе.

 

Выборка: группа людей в количестве 15 человек в возрасте 20-22 лет.

 

РОЛЬ ДОВЕРИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ

ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ И КРИТЕРИИ ИХ ПРОДУКТИВНОСТИ

 

В данной главе мы будем рассматривать что же такое межличностное общение, его функции и критерии его продуктивности, но прежде чем дать определение понятию межличностного общения мы хотим определить, что же собой представляет общение в общем смысле, определить виды общения и его функции.

Общение – это процесс взаимодействия людей, социальных групп с целью передачи информации, опыта, способностей и для результата совместной деятельности.

В процессе общения выделяют 3 стороны:

1. Коммуникативная сторона, заключается в обмене информацией между субъектами общения.

2. Интерактивная сторона заключается в регулятивной функции т.е. в организации взаимодействия между людьми.

3. Перцептивная сторона, включает процесс восприятия друг друга субъектами общения и устанавливает взаимопонимание, и выполняет коммуникативную функцию взаимоотношения.

 

Виды общения:

Общение как процесс делиться на две основные группы:

1. Вербальное общение – процесс общения которое осуществляется по средствам речи, языка «Речь- это процесс в котором в целях общения используют язык. Язык это звуковые, словарные и грамматические средства с помощью которых люди выражают собственные мысли.» и является самым распространённым у человека.

2. Невербальное общение – процесс общения которое осуществляется по средствам жестов, мимики, зрения, и слуха, данный вид общения добивается взаимопонимания людей на эмоциональном и поведенческом уровнях. Главное в данном виде общение является умение слушать.

Межличностное общение в основном основывается на вербальном виде общения т.к. большинство людей общаются по средствам речи и языка как сложной знаковой системы.

Теперь мы дадим определение термину межличностного общения и определим его виды, функции, и критерии его продуктивности.

Межличностное общение- это вид общения при котором осуществляется взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается закономерностью и неизбежностью возникновения в различных реальных группах. Данный вид общения, общения между членами одной группы служат предметом изучения социальной психологии. Целью исследования межличностного общения является взаимодействия внутри группы которое выступает изучение разнообразных социальных факторов. Является ясным, то что без контакта между людьми не общества и не сможет осуществляться совместная человеческая деятельность поскольку между ними не будет необходимого взаимопонимания.

В психологии, общение является одной из главных областей изучения и стоит наряду с изучением «мышления», «поведения», «личности», и «отношения».

Процесс общения в психологии означает взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а так же предполагает взаимовлияние на состояние, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности и всех участников данного процесса. В социальной психологии за последнею четверть века исследование процесса общения получило одно из главных направлений в психологической науке.

В науке психологии выделяются 3 вида межличностного общения: императивное общение, манипуляцию и диалог.

1. Императивное общение – это процесс взаимодействия которая отличается авторитарностью и директивной формой воздействия на партера по общение с целью контроля за его поступками, действиями и принуждение его к определенному роду действиям. Особенность данного вида общения заключается, в том что цель общения принуждение партнёра по общению. В качестве средств воздействия используется приказ, указание, предписание и требование. К данному виду общения относятся военные установленные отношения, где предпочтительны отношения «начальник-подчинённый» а так же, в сложных экстремальных ситуациях. Так же следует обозначить где данный вид общения является эстетически неправильным. В первую очередь это интимно-личностные отношения, супружеские и детско-родительские отношения. Однозначно что с помощь приказов и запретов можно добиться послушания и выполнения требований, но они становятся частью личностного мира человека, его убеждений и интровертной мотивации.

2. Манипуляция- в психологии под манипуляцией поднимется форма межличностного общения, которая, предполагают воздействие на партеров по общению с целью достижения собственных намерений и целей. В отличии от первого вида межличностного общения т.е императивного общения, данный вид общения основан на том, что партнера по общении не информируют об истинных целях общения. В некоторых областях общения манипуляция может быть уместно в то время как в других практически недопустима. Манипуляция разрешается в деловом общении либо бизнесе, в то время как в интимно-личностном общении, детско-родительском отношении, и в супружеских отношениях манипуляция является эстетически неправильным.

3. Диалоговое общение – вид общения в котором основной упор делается на установку собеседника. Данный вид общения кардинально отличается от императивного общения и от манипуляции, так в данном общении учитываются мнения 2х сторон, диалоговое общение делится на три взаимосвязанных стороны:

· Коммуникативная сторона- данная сторона общения состоит в обмене информацией между партнерами по общению, с целью передачи и приеме знаний, идей, мнений и чувств.

· Интерактивная сторона- эта сторона общения заключается в обмене действиями между общающимися сторонами, т.е. организация межличностного взаимодействия.

· Перцептивная сторона общения, есть процесс воспитания и познания людьми друг друга с целью межличностных отношений.

Критерии продуктивности межличностного общения. Критериями успешности межличностного общения, и общения в целом принято считать: спонтанность, свободу высказывания, легкость, адаптивность, совместимость в темах общения, контактность и удовлетворенность общением. В 1980-1990е гг. было проведено исследование Куницыной В.Н. благодаря которому стали выделять несколько уровней успешности и их психологическую характеристику:

 

1. Уровень, «Мастерства и свободы» общения которое предполагает, что субъекты общения обладают высокой совместимостью, контактны и гибки в своем общении а так же, высоко адаптированы, и имеют высокие навыки саморегуляции, у них отсутствует отчуждённость, фрустрированность, напряженность, и они адекватно реагируют на полученную информацию.

2. Уровень «Лидерский уровень», данный уровень легко достижим для экстравертов, которые являются лидерами по натуре и благодаря чему хорошо усваивают навыки и умения. Они всегда в себе уверенны, как и уверенны в хороших отношениях в ближнем кругу. Они легко могут найти взаимопонимания с окружаемыми их людьми, у них развито чувство собственного достоинства благодаря которому у них нет чувства недоверия к людям и отсутствуют бессмысленные ссоры. В контактах лидеры смелы и активны, но ситуативно застенчивы, не имеют лишней чувствительности, и в общении с людьми используют манипуляторный вид общения.

3. Уровень «радикально-партнерский уровень», данный уровень характеризуется тем, что партнёры по общению умеют выслушивать и находить общие пути решения вопросов. Они умеют хорошо контактировать в группе, отлично срабатываются, обладают высокой эмпатией, минимально агрессивны, обладают самоконтролем и самодисциплиной, и являются эгоцентричными.

4. Уровень «Рационально-консервативный уровень», субъекты составляющие данный уровень общения являются: консервативными, закрытыми, расчетливыми, мечтательными, часто погруженными в себя, они плохо контролируют собственные эмоции, и для них не присуще импатия.

5. Уровень «агрессивно-авторитарный уровень», у людей в данной группе агрессивность сочетается с авторитарностью, в стратегии влияния у них отсутствует гибкость в способах влияния, сниженное самоуважение, и поэтому у них высокий уровень тревожности, в следствии недостаточных навыков у них у них проблемы с влияние, это так же подтверждается отсутствием манипулятивности. Для данных людей свойственны такие качества как: конфликтность, нетерпение, недоверчивость, раздражимость, отсутствие ориентации на партнеров, внутриличностные и внешние конфликты, а так же частая взвинченность.

 

 

6. Уровень «невротического одиночества и застенчивости». У субъекты заполняющих данный уровень, выявлено глубокое чувство одиночества, аутистичные, невротизированные, с низкой самооценкой в следствии чего плохо адаптирующиеся в новом обществе. В общении они любят ее легкость, но из за их повышенной самокритичности и неуверенности в себе, им это практически не получается реализовать. Их характерные качества это: застенчивость, сенситивность, необщительность, скептичность, и в общении холодность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: