Содержательная сторона субъективного фактора. Она имеет достаточно сложную структуру и включает в себя:
- Потребности (испытываемая нужда в чем-то). Потребность - это объективная характеристика субъекта как потребителя материальных и духовных благ. Например, потребность человека в труде, профессиональной самореализации, потребность общества в укреплении общественного правопорядка, в развитии рыночных отношений и т.д. Для многих самоцелью являются власть, стремление к властвованию и публичности.
Потребности достаточно обширны и разнообразны как по содержанию, так и объемам. Они меняются, но никогда не исчезают - все зависит от источников и реальных возможностей их удовлетворения, от сознания, культуры, эмоционального настроя субъекта на овладение теми или иными благами.
- Интересы (глубинные причины деятельности социального субъекта, направленная на удовлетворение его потребностей). Интересы бывают политические, экономические, социальные, духовные, научные, бытовые. Именно интересы лежат в основе побуждений и мотивов тех или иных поступков и действий.
Важнейшей движущей силой общественного развития являются социальные интересы, они проявляются на уровне любой социальной группы, класса, нации, народности, социальной прослойки, отдельной личности и общества в целом. Большое значение имеют классовые интересы, которые во многом определяют характер политического строя и систему государственного устройства страны, режим властвования и управления. Ни одна социальная группа, а тем более государство, добровольно поступаться своими интересами (в том числе властными) не будет. Власть, как когда-то выразился Фазиль Эскандер, «это стол, из-за которого никто добровольно не встает».
Столкновение интересов приводит к социальным конфликтам, гражданским, локальным и даже мировым войнам. И учитывать эту закономерность в управленческой деятельности нельзя.
- Цели (образ желаемого результата управленческого воздействия, соотнесенного с интересами и потребностями субъекта государственного управления и условиями их удовлетворения). Цель - это модель будущих социально-политических и экономических изменений. В контексте субъективного фактора важно заметить, что цель управления включает три важнейших компонента:
а) знания об объекте управляющего воздействия и его потребностях;
б) понимание и стремление решить проблемы, которые ждут своего разрешения;
в) представление о том будущем, которое наступит в результате целенаправленной управленческой деятельности.
- Воля (способность субъекта сознательно регулировать свое поведение, управлять своими действиями, направляя их в русло достижения намеченной цели). Воля опирается на авторитет, право и возможность повелевать, распоряжаться судьбой кого-либо.
- Социальные нормы (правила, регулирующие отношения между людьми, социальными общностями, государствами, нациями и народами). Социальные нормы наиболее эффективны тогда, когда их смысл совпадает с интересами и потребностями общества, отдельных социальных сообществ и отдельных индивидов. Это нормы традиций, обычаев, ритуалов, религиозных процедур и обрядов, морали, политики. Социальные нормы, признанные государством и закрепленные законодательно, называются правовыми нормами.
- Мотивы (побудительные причины, повод к тому или иному действию по реализации своих потребностей). Мотивы - это предметное содержание потребностей, для удовлетворения которых субъект осуществляет активную целенаправленную деятельность. В основе мотивов лежат потребности и интересы, осозна ние возможностей их удовлетворения. Мотивы бывают базовые (например, биологические) и производные (например, мотив к обогащению); материальные и духовные; общественно-политические, экономические, социально-бытовые, профессиональные, познавательные; реальные и потенциальные; адекватные и неадекватные; общественные, корпоративные и индивидуальные, высоконравственные и меркантильные.
Государство (его органы, должностные лица) в своей управленческой деятельности также руководствуется определенными мотивами, всегда стоят перед выбором, как мотивировать свою политику, какие мотивы развивать, а какие затушевывать, в каком направлении менять структуру мотивации?
- Стимулы (факторы, побуждающие к высокоэффективной и качественной деятельности). Использование стимулов в управлении называется стимулированием. Это важнейший метод управляющего воздействия на людей посредством объективной оценки и поощрения их достижений и заслуг; это форма поощрения человека, проявления уважения к нему; это процесс создания благоприятных условий и атмосферы здоровой заинтересованности людей в проявлении инициативы и творчества в процессе совместной деятельности. Без стимулирования нет эффективного управления. Не случайно стимулирование считается важнейшей функцией управления.