Субъективный фактор государственного управления, его структура и качественные характеристики




Содержательная сторона субъективного фактора. Она имеет достаточно сложную структуру и включает в себя:

 

- Потребности (испытываемая нужда в чем-то). Потреб­ность - это объективная характеристика субъекта как потреби­теля материальных и духовных благ. Например, потребность че­ловека в труде, профессиональной самореализации, потребность общества в укреплении общественного правопорядка, в развитии рыночных отношений и т.д. Для многих самоцелью являются власть, стремление к властвованию и публичности.

Потребности достаточно обширны и разнообразны как по со­держанию, так и объемам. Они меняются, но никогда не исчеза­ют - все зависит от источников и реальных возможностей их удовлетворения, от сознания, культуры, эмоционального настроя субъекта на овладение теми или иными благами.

 

- Интересы (глубинные причины деятельности социально­го субъекта, направленная на удовлетворение его потребнос­тей). Интересы бывают политические, экономические, соци­альные, духовные, научные, бытовые. Именно интересы лежат в основе побуждений и мотивов тех или иных поступков и дей­ствий.

Важнейшей движущей силой общественного развития явля­ются социальные интересы, они проявляются на уровне любой социальной группы, класса, нации, народности, социальной прослойки, отдельной личности и общества в целом. Большое значение имеют классовые интересы, которые во многом опреде­ляют характер политического строя и систему государственного устройства страны, режим властвования и управления. Ни одна социальная группа, а тем более государство, добровольно посту­паться своими интересами (в том числе властными) не будет. Власть, как когда-то выразился Фазиль Эскандер, «это стол, из-за которого никто добровольно не встает».

Столкновение интересов приводит к социальным конфликтам, гражданским, локальным и даже мировым войнам. И учитывать эту закономерность в управленческой деятельности нельзя.

 

- Цели (образ желаемого результата управленческого воздей­ствия, соотнесенного с интересами и потребностями субъекта государственного управления и условиями их удовлетворения). Цель - это модель будущих социально-политических и эконо­мических изменений. В контексте субъективного фактора важно заметить, что цель управления включает три важнейших компо­нента:

а) знания об объекте управляющего воздействия и его по­требностях;

б) понимание и стремление решить проблемы, кото­рые ждут своего разрешения;

в) представление о том будущем, которое наступит в результате целенаправленной управленчес­кой деятельности.

 

- Воля (способность субъекта сознательно регулировать свое поведение, управлять своими действиями, направляя их в русло достижения намеченной цели). Воля опирается на авто­ритет, право и возможность повелевать, распоряжаться судьбой кого-либо.

 

- Социальные нормы (правила, регулирующие отношения между людьми, социальными общностями, государствами, наци­ями и народами). Социальные нормы наиболее эффективны тог­да, когда их смысл совпадает с интересами и потребностями общества, отдельных социальных сообществ и отдельных инди­видов. Это нормы традиций, обычаев, ритуалов, религиозных процедур и обрядов, морали, политики. Социальные нормы, признанные государством и закрепленные законодательно, на­зываются правовыми нормами.

 

- Мотивы (побудительные причины, повод к тому или иному действию по реализации своих потребностей). Мотивы - это предметное содержание потребностей, для удовлетворения кото­рых субъект осуществляет активную целенаправленную деятель­ность. В основе мотивов лежат потребности и интересы, осозна­ ние возможностей их удовлетворения. Мотивы бывают базовые (например, биологические) и производные (например, мотив к обогащению); материальные и духовные; общественно-поли­тические, экономические, социально-бытовые, профессиональ­ные, познавательные; реальные и потенциальные; адекватные и неадекватные; общественные, корпоративные и индивидуаль­ные, высоконравственные и меркантильные.

Государство (его органы, должностные лица) в своей управ­ленческой деятельности также руководствуется определенными мотивами, всегда стоят перед выбором, как мотивировать свою политику, какие мотивы развивать, а какие затушевывать, в ка­ком направлении менять структуру мотивации?

 

- Стимулы (факторы, побуждающие к высокоэффективной и качественной деятельности). Использование стимулов в управ­лении называется стимулированием. Это важнейший метод управляющего воздействия на людей посредством объективной оценки и поощрения их достижений и заслуг; это форма поощре­ния человека, проявления уважения к нему; это процесс созда­ния благоприятных условий и атмосферы здоровой заинтере­сованности людей в проявлении инициативы и творчества в процессе совместной деятельности. Без стимулирования нет эффективного управления. Не случайно стимулирование счита­ется важнейшей функцией управления.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: