Состав типового автоматизированного рабочего места




 

Автоматизированное рабочее место представляет собой комплекс технических и программных средств автоматизации профессиональной деятельности. В типовой состав автоматизированного рабочего места, как правило, входят:

– персональный компьютер;

– принтер;

– плоттер;

– сканер;

– факс;

– средства сетевой связи

и другие устройства, а из программных средств:

– текстовый процессор;

– электронные таблицы;

– графические процессоры;

– офисные приложения.[2]

В зависимости от области применения АРМ должно быть укомплектовано следующими необходимыми программно-инструментальными средствами:

1) операционными системами;

2) трансляторами (интерпретаторами) с различных алгоритмических языков и языков пользователей;

3) средствами проектирования и обработки данных (редакторами текстовой, графической информации, СУБД, табличными процессорами, генераторами выходных форм);

4) собственно пользовательскими программами (обрабатывающими, обучающими, СУБД, знаний и др.).

 

Рис 1. Схема автоматизированного рабочего места

Общее программное обеспечение (ПО) обеспечивает функционирование вычислительной техники, разработку и подключение новых программ. Сюда входят операционные системы, системы программирования и обслуживающие программы.

Профессиональная ориентация АРМ определяется функциональной частью ПО (ФПО). Именно здесь закладывается ориентация на конкретного специалиста, обеспечивается решение задач определенных предметных областей.

При разработке ФПО очень большое внимание уделяется вопросам организации взаимодействия «человек-машина». Пользователю интересно и увлекательно работать на ЭВМ только в том случае, когда он чувствует, что он занимается полезным, серьезным делом. В противном случае его ждут неприятные ощущения. Непрофессионал может почувствовать себя обойденным и даже в чем-то ущемленным только потому, что он не знает неких «мистических» команд, набора символов, вследствие чего у него может возникнуть глубокая досада на все программное обеспечение или служителей культа ЭВМ.

АРМ всегда имеет проблемно-профессиональную ориентацию и позволяет пользователю перенести на компьютер выполнение типовых повторяющихся операций, связанных с накоплением, систематизацией, хранением, поиском, обработкой, защитой и передачей данных.

Технологическое обеспечение АРМ включает в себя следующие 8 видов обеспечения:

1. Организационное обеспечение формируется комплексом документов, регламентирующих деятельность специалистов при использовании АРМ в соответствии со своими служебными обязанностями.

2. Техническое обеспечение АРМ предназначено для непосредственного выполнения всех операций в рамках используемых ИТ, гарантируя при этом обработку заданных объемов данных к требуемому моменту времени. Кроме того, техническое обеспечение является основой реализации надежного обмена данными как в локальных, так и в глобальных ИС. Основную часть технического обеспечения АРМ составляют ПК универсального назначения, обладающие значительной вычислительной мощностью.

3. Информационное обеспечение АРМ ориентировано на поддержку привычных пользователям особенностей структуризации используемых данных, позволяющих осуществлять быстрый поиск, внесение необходимых изменений, подготовку документов и отчетов. Типовым решением является обеспечение доступа пользователей с различных АРМ к информационно-справочной системе, например КонсультантПлюс.

4. Лингвистическое обеспечение объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц, ориентированных в целом на эффектную реализацию пользовательского интерфейса.

5. Математическое обеспечение представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, обеспечивающих обработку данных с получением требуемых результатов.

6. Программное обеспечение (ПО) формируется совокупностью программ, позволяющих организовать решение задач на компьютере. Во взаимодействии с техническими средствами оно непосредственно обеспечивает решение задач того или иного класса, при этом используется как системное, так и специальное (прикладное) ПО. Основу системного ПО для АРМ различного назначения составляют обычно ОС семейства (клона) Windows. В большинстве случаев конкретная специализация АРМ задается функционально ориентированными пакетами прикладных программ. Перепрофилирование АРМ для другой предметной области осуществляется, как правило, изменением состава прикладного ПО. Традиционно использование в качестве прикладного ПО широкого назначения интегрированного пакета программ MS Office, обычно, в составе редактора Word, электронных таблиц Excel, СУБД Access, системы подготовки презентаций Power Point, почтовой программы Outlook Express.

7. Правовое обеспечение – это совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование информационных систем и АРМ.

8. Эргономическое обеспечение формируется совокупностью методов, средств, предназначенных для создания оптимальных условий высококачественной, высокоэффективной и безошибочной деятельности пользователей (например, соответствие стандарту TCO).

В целом АРМ, реализуя широкие возможности современных ИТ, позволяют резко повысить эффективность деятельности различных категорий пользователей посредством расширения объема используемых данных, увеличения скорости их обработки, повышения качества подготавливаемых управленческих решений, оперативности обмена данными и результатами их обработки.

Примеры АРМ

 

На сегодняшний день существует огромное количество АРМ. Для того, чтобы убедиться в этом достаточно войти в Интернет. В сети представлено много фирм-разработчиков АРМ и программного обеспечения к нему. Активно разрабатываются и используются АРМы и в системе органов внутренних дел (ОВД).

Рассмотрим несколько примеров АРМ.

1. Рабочее место «Мобильный аппаратно-программный комплекс для удаленного доступа к банкам данных» («АРМ сотрудника ДПС»).

В наше время современных технологий, все более требовательного подхода человечества к автоматизированным системам, в частности, к их быстроте и удобству использования, на наш взгляд, следует рассмотреть еще один вариант типологии АРМ – так называемые мобильные или виртуальные автоматизированные рабочие места (ВАРМ). Под этим подразумевается организация единого информационного пространства, архива данных, электронного документооборота, подключение к сети Интернет, гарантия качественной защиты информации и телекоммуникационных каналов. Таким образом, при соблюдении всех вышеперечисленных условий рабочее место рассматривается не как персональный компьютер, на котором производится работа, а как средство связи с информационной системой. Формирование ВАРМ происходит автоматически при входе в базу информации при условии введения определенного идентификатора и пароля в рамках механизма электронного документооборота.

Показательным примером на современном этапе является применение рабочего места «Мобильный аппаратно-программный комплекс для удаленного доступа к банкам данных» («АРМ сотрудника ДПС»).

Указанный комплекс позволяет выполнить положения приказа № 204 МВД РФ от 10 марта 2009 г. по оснащению автомобиля ДПС. Существенным отличием АРМ сотрудника ДПС от существующих аналоговых решений является объединение в едином аппаратно-программном комплексе системы информационных запросов к данным ГИБДД с банковским платёжным терминалом. Данная функция (инновация) позволяет формировать административные протоколы и постановления, проводить безналичную оплату выписанного штрафа с автоматической передачей информации о его оплате в ГИБДД.

Комплектация оборудования АРМ сотрудника ДПС стационарно устанавливается в салоне патрульного автомобиля, формируется на базе оборудования терминального устройства системы мобильного доступа к ФИС ГИБДД в автомобильном исполнении и включает в себя:

– системный блок в автомобильном исполнении;

– сенсорный монитор в автомобильном исполнении;

– GPSR/EDGE-модем внутри системного блока с выносной антенной;

– компактное печатающее устройство;

– терминал оплаты с использованием банковских карт;

– ГЛОНАСС/GPS – модуль (опционально).

«АРМ сотрудника ДПС» осуществляет:

– проверку транспортных средств, физических лиц, регистрационных документов и водительских документов в соответствии с положениями должностных инструкций, используя доступ в режиме онлайн к информационным данным, перенесенным и интегрированным в общую информационно-специализированную с учетом территориальности сеть баз данных ГИБДД и МВД РФ;

– автоматизированное формирование по факту выявленного административного правонарушения электронных документов, оформляемых сотрудниками ДПС в соответствии с установленными нормами делопроизводства по факту административного правонарушения (протокол административного нарушения, постановление);

– создание электронных документов осуществляется на основе информации о транспортном средстве, которая содержится в специализированных базах данных ГИБДД, лице им управляющим, регистрационных и водительских документах, с минимальным объемом дополнительного ввода данных, относящихся непосредственно к факту административного нарушения;

– печать сформированных электронных документов на бланках протокола административного нарушения и постановления с использованием компактного печатающего устройства для выдачи нарушителю;

– автоматическое сохранение сформированных электронных документов в единой централизованной базе данных;

– оплату штрафа за административное правонарушение по банковской карте с использованием банковского платежного терминала банка в строгом соответствии со стандартами оформления банковских платежей. На основании проведенной должным образом оплаты в информационной базе данных централизованного хранения автоматически проставляется соответствующая отметка об оплате.

Так, интернет-ресурс компании «Росби Информ Ко», разработчика программного обеспечения «АРМ сотрудника ДПС», указывает ряд положительных эффектов от внедрения данного комплекса. В частности, использование АРМ ДПС с октября 2010 г. на 21 патрульной машине в Санкт-Петербурге получило широкую огласку и положительные отзывы как от сотрудников ГИБДД, так и от водителей.

2. Примером АРМ, используемого в деятельности органов внутренних дел, может служить АРМ «ГРОВД», которое создано с целью совершенствования информационного обеспечения оперативно-розыскной и управленческой деятельности городских и районных органов внутренних дел. АРМ спроектировано как совокупность взаимосвязанных подсистем, каждая из которых может функционировать автономно. Система позволяет выполнять статистическую обработку информации.

3. Комплексная Автоматизированная Система Управления, связи и контроля Дежурной Части ГУВД г.Москвы (КАСУ ДЧ ГУВД). В состав КАСУ входят следующие подсистемы:

- «Карточка происшествий» - подсистема управления службой «02», в функции которой входят учет происшествий, обработка сведений для принятия оперативных решений, выдача оперативно-справочной информации, документации и др;

- «Оперативная сводка» - подсистема для автоматизации деятельности дежурных частей ГУВД г. Москвы по формированию оперативной сводки и статистических отчетов на всех уровнях подразделений ГУВД;

- Информационный портал ГУВД - поисковая система по разнородной информации в гетерогенных информационных системах. ППО ИП включает в себя более 20 БД ГУВД, ГИБДД, ФМС, ГУВД МО, ЦАСБ;

- Подсистема оперативной документальной связи (ПОДС), которая обеспечивает обмен оперативной информацией в системе дежурных частей ГУВД г.Москвы в виде текстовых и графических сообщений.

Особенности архитектуры КАСУ:

ИТ-инфраструктура подсистемы «Карточка происшествий» была спроектирована таким образом, что аппаратно-программные комплексы работают в единой мультисервисной сети, включающей в себя серверы в специализированной кластерной конфигурации и рабочие станции. В качестве СУБД используется ПО Oracle. Подсистема «Карточка происшествий» в своем составе наряду с другими компонентами содержит различные АРМы:

- центральная часть подсистемы «Карточка происшествий», реализованная на платформе Sun/Solaris в кластерном исполнении и обеспечивающая работу в режиме высокой доступности;

- комплекс зала службы «02» Дежурной Части ГУВД, объединяющий автоматизированные рабочие места (АРМ): АРМ начальника смены службы «02», АРМ оперативного дежурного, АРМ помощников оперативного дежурного, АРМ справки;

- комплекс зала оперативного дежурного по городу Дежурной Части ГУВД, объединяющий следующие АРМ: АРМ старшего дежурного по городу, АРМ оперативного дежурного по городу;

- комплекс учебного класса Дежурной Части ГУВД;

- комплексы дежурных по УВД;

- комплексы дежурных по ОВД;

- АРМ администратора задачи «Карточка происшествий»;

и другие комплексы.

4. Типовым программным средством автоматизации расследования уголовных дел является программный комплекс, обеспечивающий учет и контроль за расследованием, а также документальное оформление следственных действий и принимаемых процессуальных решений.

Так, программный комплекс «Гран-УД» является системой, функционирующей как в локальной информационной сети, так и в одномашинном варианте. Состоит он из двух подсистем: «АРМ следователя» и «АРМ руководителя». Взаимодействие между ними обеспечивает общая накопительная база данных учета и движения в следственном подразделении всех уголовных дел.

АРМ следователя позволяет решать следующие задачи:

1. фиксировать в его локальной базе данных тексты допросов, очных ставок, фабул расследуемых преступлений, предъявленных обвинений и на этой основе получать все необходимые по ходу следствия процессуальные документы (протоколы, постановления, запросы и др.);

2. автоматически формировать обвинительные заключения и ходатайства о продлении сроков расследования и (или) содержания обвиняемых под стражей по многоэпизодным групповым делам;

3. фиксировать в базе данных основные моменты движения каждого уголовного дела и проходящих по ним лиц;

4. находить по произвольным поисковым признакам интересующее следователя дело и (или) конкретное лицо.

Таким образом, каждое автоматизированное рабочее место следователя снабжено локальной базой данных для хранения конфиденциальной информации по расследуемым делам и обеспечения процессуальной самостоятельности следователя.

Компьютерные информационно-рекомендующие системы, содержащие типовые (автоматизированные) методики расследования отдельных видов преступлений, предназначены оказывать помощь при расследовании и обучать начинающих следователей. В зависимости от конкретной следственной ситуации эти системы предлагают алгоритм следственных действий с изложением процессуального порядка и особенностей их производства.

Система содержит также справочные материалы, необходимые следователю при расследовании отдельных видов преступлений. Банк данных системы основан на материалах эмпирических исследований, а также результатах изучения нормативных актов и специальной литературы.

Разработаны и успешно апробированы следующие подсистемы АРМ следователя, содержащие методики расследования преступлений:

1. в сфере компьютерной информации;

2. связанных с незаконным оборотом наркотиков;

3. связанных с посягательствами на культурные ценности;

4. грабежей и разбойных нападений на граждан;

5. квартирных краж;

6. криминальных пожаров;

7. бандитизма и др.

АРМ руководителя позволяет автоматизировать учет и контроль за расследованием уголовных дел.

Эта компьютерная система обеспечивает:

1. фиксацию и накопление в базе данных всех решений, принимаемых по уголовным делам в целом и в отношении каждого подследственного;

2. формирование запросов на поиск интересующего дела или лица по произвольным поисковым признакам;

3. автоматический расчет процессуальных сроков следствия и содержания под стражей обвиняемых (с учетом продления и приостановления дел) для контроля за соблюдением этих сроков;

4. получение необходимых документов статистической и текущей отчетности о следственной деятельности всего подразделения и каждого следователя.

Программный комплекс настраивается на конкретное следственное подразделение и вышестоящие инстанции. Система снабжена подсистемой администрирования с возможностями резервного копирования и восстановления информации после аппаратных сбоев. Она имеет парольную защиту, а также разграничение доступа к функциональным подсистемам и информации в зависимости от заданного пароля. Имеется и архивная подсистема, позволяющая в любое время удалять оконченные производством уголовные дела из основной рабочей базы в архив, хранимый, например, на дискетах.

Предусмотрена возможность поиска в архиве интересующих дел и лиц с возвратом их — в случае необходимости — в рабочую базу данных при возобновлении производства по вновь открывшимся обстоятельствам, задержании подозреваемых, находившихся в розыске, возвращении дел для производства дополнительного расследования и т.п.

Поскольку точная фиксация обстановки места происшествия является одной из важнейших задач, во многом определяющей результативность и объективность расследования, этому направлению тоже уделяется серьезное внимание. До настоящего времени традиционными средствами фиксации обстановки места происшествия служат протокол, фотоаппарат и измерительная рулетка.

Однако постепенно все большее развитие получают фотограмметрические системы, обеспечивающие наряду с обычной фотосъемкой еще и измерение объектов по фотографиям, а также составление точных планов места происшествия. Использование методов фотограмметрии позволяет, применяя компьютерную графику, точно реконструировать обстановку места происшествия.

Разработана система трехмерного (пространственного) компьютерного моделирования обстановки места происшествия и воспроизведения динамики произошедшего там преступного события. Она предназначена для реконструкции обстановки места происшествия на основе протокола его осмотра или по данным фотограмметрической съемки.

Система представляет собой рабочее место, оснащенное компьютером, сканером, принтером и специальным программным обеспечением. Она создает детальный план места происшествия, а также реконструирует происшествие в виде анимации (компьютерного фильма).

Чрезвычайно полезным может быть использование следователями и оперативными работниками информации, содержащейся в автоматизированных базах данных различных организаций: аэропортов, вокзалов, гостиниц, медицинских учреждений, постов ГИБДД, налоговой инспекции, таможни, пунктов пограничного контроля, налоговой полиции и др. С их помощью можно выявить передвижение тех или иных подозрительных субъектов, перемещение денежных средств, ценностей, транспортных средств и т.д.

С помощью компьютерных баз данных предприятий выявляют случаи изменения комплектации сложных технических устройств (в частности, угнанных автомобилей). Базы данных коммерческих структур позволяют отследить движение денежных средств, в том числе через так называемые оффшорные зоны. Здесь использование компьютерных систем позволяет на несколько порядков сократить сроки налоговых проверок и документальных ревизий.

Интенсивное развитие средств компьютерной техники все более расширяет диапазон их использования в деятельности следственных аппаратов. Уже сейчас отдельные следователи практикуют перевод видеозаписей, производившихся на месте происшествия, в цифровую форму с последующей распечаткой отдельных кадров, имеющих особое значение для расследования.

Все более широко применяются «цифровые» фотоаппараты, позволяющие распечатывать снимки, как правило, цветные, не прибегая к химическим процессам, с помощью компьютерного принтера. Такие снимки легко пересылать по компьютерным линиям связи, например через Интернет.

Весьма перспективным, особенно с учетом продолжающегося роста организованной преступности, представляется внедрение в следственную практику методов дистанционного допроса на основе средств компьютерной связи.

Его суть заключается в возможности допроса следователем лица, находящегося в другом городе или даже государстве, с передачей посредством телеустановки и компьютера сжатого изображения и звука, с последующим обменом факсимильно подписанными протоколами допроса. Качество видео- и звукового рядов, возможность удостоверить результаты следственного действия обеспечивают полноту восприятия сторонами информации почти в той же мере, как и при вызове допрашиваемого в кабинет следователя.

Заключение

Правовые автоматизированные информационные системы все шире входят в профессиональную деятельность работников ОВД. Под эгидой Следственного комитета МВД РФ совместно с ВНИИ МВД разрабатываются автоматизированные рабочие места следователя (АРМС) для расследования конкретных видов преступлений, предназначенные для автоматизации методики раскрытия таких типичных преступлений, как, например, грабежи и разбойные нападения; кражи из жилищ; незаконный оборот наркотиков и другие. Находят свое применение АРМы и в деятельности сотрудников ДПС, дежурных частей, других служб правоохранительных органов, что значительно повышает эффективность их работы.

Контрольные вопросы

1. Определение автоматизированного рабочего места (АРМ).

2. Классификация АРМ.

3. Принципы, используемые при создании АРМ.

4. Типовой состав АРМ.

5. Виды обеспечения, необходимые для создания и эксплуатации АРМ.

6. Примеры АРМ, используемых в ОВД.

Литература

Основная:

1. Симонович С. В. Информатика. Базовый курс. – СПб., Питер, 2011.

2. Степанов А.Н. Информатика. Базовый курс для студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений. – СПб., Питер, 2011.

3. Советов Б.Я., Целиховский В.В. Информационные технологии: Учебник для вузов. – М., Высшая школа, 2009.

Дополнительная:

4. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебник для вузов. Под общ. ред. Новикова Б.Д., КамынинаВ.Л. М., ЗАО «КонсультантПлюс – Новые Технологии», 2009.

5. Кузин А.В., Левонисова С.В. Базы данных. Учебное пособие. – М., Академия, 2010.

6. Макарова Н.В., Николайчуг Г.С., Титов Ю.Ф. Компьютерное делопроизводство. Учебный курс. – СПб., Питер, 2007.

7. Пшеничнов М.П. КонсультантПлюс: Технология Проф в примерах. М., ЗАО «КонсультантПлюс», 2010.

8. Система «Гарант» (платформа F1 Эксперт). Практикум для студентов юридических и экономических специальностей вузов. Практическое руководство. М., ООО НПП «Гарант-Сервис», 2009.

9. Баранов П.Б. Об итогах реализации мероприятий Программы МВД России «Создание ЕИТКС ОВД» и приоритетных направлениях внедрения информационных технологий в деятельность МВД России. Информационные технологии, связь и защита информации МВД России – 2011.с. 21-25. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mvd.informost.ru/2011/pdf/1-6.pdf D:\Файлы\1У\АРМ-П\ИиИТ в ПД\МУ_САМПО_элект\Д-1\CD-MVD-2011\sbornik.html

10. Тюркин М.Л. «Развитие и внедрение современных информационных технологий в системе МВД России». Информационные технологии, связь и защита информации МВД России – 2011.с. 3-5. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mvd.informost.ru/2011/pdf/0-3.pdf /.

 


[1] Электронный учебный курс «Информационные системы» // https://www.tspu.tula.ru/ivt/old_site/umr/

[2] Корнюшин В.Ю. Бухгалтерские информационные системы // https://www.e-college.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: